Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => История => Тема начата: Craus от 30.10.2017, 19:09:34

Название: «Морским судам быть…». Сегодня отмечается день основания флота Российского
Отправлено: Craus от 30.10.2017, 19:09:34
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_10_17_6_57_28.jpeg)

30 октября в России отмечается День основания Российского военно-морского флота. История этого события берет начало более трехсот лет назад и неразрывно связана с именем Петра Первого, когда в 1696 году  (20 октября по старому стилю) Боярская Дума по настоянию царя приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России. «Морским судам быть…» — такова была воля не только молодого русского царя, но и его сподвижников, хорошо понимавших, что без флота государство не может сделать нового шага в своем развитии.

Первым регулярным формированием отечественного Военно-Морского Флота стал Азовский флот, созданный Петром I для борьбы с Турцией за выход в Черное море. Тогда, в 1695 году необходимость в создании благоприятных условии для зарождения торговых отношении с другими европейскими странами привели Российскую державу к военному столкновению с Османской империей в устье Дона и низовьях Днепра.

Адмиралом флота был определен Франц Лефорт, а командующим всей Азовской армией стал генералиссимус Шеин Алексей Семенович. Для двух главных направлений операции – на Дон и на Днепр – организовали две армии Шеина и Шереметева.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_10_17_6_57_45.png)

Азовский флот. Гравюра из книги Иоганна Георга Корба «Дневник путешествия в Московию»

В короткий срок, с ноября 1665 по май 1699 года, в городах расположенных по берегам рек, впадающих в Азовское море, в частности в Козлове и Сокольске, были построены  четыре брандера, 23 галеры, 1300 стругов, морских лодок и плотов. В Воронеже впервые на Руси создавали два огромных тридцатишести-пушечных корабля, получивших названия «Апостол Павел» и «Апостол Петр».

Результатом Азовских походов стал захват крепости Азов, начало строительства порта Таганрог, возможность нападения на полуостров Крым с моря, что значительно обезопасило южные границы России. Так был открыт первый выход России в южные моря.

30 октября 1696 года Боярская Дума по представлению царя Петра I приняла постановление «Морским судам быть …», и это стало первым законом о флоте и признанием официальной датой его основания. Кстати, на последовавший вопрос: «А скольким?», решено «справиться у крестьянских дворов, за духовными и разными чинами людей, накладывать суды по дворам, у торговых людей выписать из таможенных книг».

В Воронеже началось строительство 52 кораблей, которые должны были быть спущены на воду уже до начала апреля 1698 года. Помимо Воронежа было также принято решение построить верфи в Ступине, Таврове, Чижовке, Брянске и Павловске. В самом Воронеже в 1697 году было создано адмиралтейство. Первым в истории военно-морским документом Российского государства стал «Указ по галерам»,  который считается прототипом военно-морского устава российского флота.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_10_17_6_57_54.jpeg)

Воронежское адмиралтейство (начало XVIII века)

27 апреля 1700 года был на достроен «Гото Предестинация» – первый линкор России. По европейской классификации кораблей начала XVII века оно заслужило IV ранг. Стоит отметить, что строительство проходило без участия специалистов из-за границы.

К 1700 году Азовский флот уже насчитывал более сорока парусных судов, а к 1711 – около 215 (в том числе и гребных), из которых сорок четыре корабля были вооружены 58-пушками. Благодаря этому грозному аргументу удалось подписать мирный договор с Турцией и начать войну со шведами. Бесценный опыт, полученный при строительстве новых кораблей, позволил позднее добиться успеха на Балтийском море и сыграл важную (если не решающую) роль в великой Северной войне.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_10_17_6_58_05.jpeg)

Линкор «Гото Предестинация»

С выходом российских войск к Балтике в 1703 году началось интенсивное строительство Балтийского флота на верфях Санкт-Петербурга, Архангельска, Новгорода, Углича и Твери. Уже в октябре 1704 года его первые корабли вошли в Неву. В созданном Петром на Балтике флоте гармонично сочетались различные типы и классы кораблей с учетом поставленных им целей – не допустить господства на море Швеции и обеспечить успех гребного флота.

В 1712 году был учрежден Андреевский флаг – белое полотнище с голубым крестом по диагонали.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_10_17_6_58_15.jpeg)

Почтовый блок «300 лет Андреевскому флагу»

Свою первую морскую победу Балтийский флот одержал (27 июля) 7 августа 1714 года, когда галерный флот под руководством Петра I разгромил у острова Гангут шведский отряд контр-адмирала Н.Эреншельда. А с разгромом шведского флота у Гренгама в 1720 году российский флот стал самым мощным на Балтике.

Темпы наращивания военной мощи флота шли очень успешно, всего за тридцать лет в России появилось Азовский, Балтийский и Каспийский флот, было построено 111 линкоров и 38 фрегатов, шесть десятков бригантин и еще больше крупных галер, скампавей и бомбардирских кораблей, шмаков и брандеров, более трехсот транспортных судов и огромное количество мелких лодок.

Благодаря Петру Великому Россия вошла в число сильнейших морских держав. На Балтике флот постоянно существовал с мая 1703 года, с ноября 1722 года действовала Каспийская флотилия, флот на Черном море – с мая 1783 года. На Севере и Тихом океане группировки сил флота создавались, как правило, на временной основе или, не получив значительного развития, периодически упразднялись.

В 1802 году начинает свое существование Министерство морских сил. Впервые в 1826 году был сооружен военный пароход, оснащенный восемью пушками, который назвали «Ижора». А через 10 лет построили пароходофрегат, прозванный «Богатырем».  С 1805 по 1855 года русскими мореплавателями осваивался Дальний Восток, было совершено сорок кругосветных и дальних плаваний.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_10_17_6_58_24.jpeg)

Комплекс зданий Министерства морских сил, 1810 г

Однако в 1856 году Россия лишилась Черноморского флота по итогам Парижского конгресса. Парижский мирный договор запрещал всем черноморским державам иметь на Чёрном море военные флоты, а также создавать на побережье военно-морские арсеналы и крепости

Во время первой мировой войны российский флот значительно уступал флоту Германии, под контролем которой находилось все Балтийское море. Их войска контролировали оккупированную Украину, Польшу и западную часть России.

В годы Великой Отечественной Советский флот прошел суровую проверку, защищая фланги фронтов. Флотилия помогала остальным родам войск громить фашистов. Русские моряки проявляли небывалый доселе героизм, несмотря на значительное численное и техническое превосходство Германии.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_10_17_6_58_34.jpeg)

Российские моряки в годы ВОВ / Фото: Пресс-служба МО РФ, архив

Сейчас в распоряжении российских военно-морских сил находится четыре флота: Северный, Балтийский, Тихоокеанский и Черноморский, а также Каспийская флотилия. Сегодня, как и много лет назад, в этот день на вахте стоят матросы, которые контролируют ситуацию и готовы к стремительным действиям в случае необходимости. В этот знаменательный день на всех кораблях поднимается Андреевский флаг, проводятся торжественные собрания и, конечно, награждают отличившихся специалистов.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_10_17_6_58_46.jpeg)

ВМФ России / Фото: Пресс-служба МО РФ

Нынешний Тихоокеанский и Северный флоты в качестве постоянных группировок существуют соответственно с 21 апреля 1932 года и 1 июня 1933 года.

Источник (http://ocean-media.su)
Защита SMF от спама от CleanTalk