collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Инструкция: Как пересесть на катамаран  (Прочитано 891 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


В рубрике «Инструкция» мы регулярно публикуем небольшие полезные заметки для тех, кто увлекается яхтингом и парусным спортом настолько, чтобы интересоваться мелочами. Мы уже выкладывали сборник советов для капитанов по Канарским островам, изучали, как правильно проводить приемку яхты, и разбирались в автогаях, непопулярных снастях для работы со спинакером. Сегодня поднимем еще один важный вопрос — как не растеряться, впервые оказавшись на круизном катамаране.

После нескольких чартеров на яхте вам рано или поздно захочется попробовать катамаран. Мы не будем фантазировать, почему именно захочется, но с удовольствием расскажем о том, что вас ждет. Сразу оговоримся — речь пойдет не о спортивных катамаранах, потому что это совсем другая история. Итак, вы выбрали большой и удобный круизный катамаран. Разберемся в основных отличиях.

Остойчивость и ходовые качества

Начнем с серьезного. Основным техническим отличием катамарана от однокорпусной яхты является положение центра тяжести. У яхты он находится под водой из-за наличия балластного киля, а у катамарана — над водой. При этом остойчивость катамарана обеспечивается боковым смещением сил поддержания. Таким образом, у катамарана гораздо больший восстанавливающий момент из-за большего плеча восстанавливающей пары. И из этого есть несколько простых следствий.

Во-первых, катамаран сложно накренить. При обычных условиях крен редко превышает пять градусов. Любители зачерпывать бортом воду вряд ли оценят такое качество. Им всегда будет казаться, что катамаран идет слишком ровно, слишком спокойно, качает мало — как будто не хватает драйва. Зато тем, кто страдает морской болезнью, да и вообще всем нормальным людям на катамаране определенно будет комфортнее — идет ровно, спокойно, не качает.

Во-вторых, при небольшом крене на катамаране можно нести паруса большей площади по сравнению с однокорпусной яхтой. Как раз из-за малого крена.



В-третьих, при сильном крене, достигающем угла опрокидывания, восстанавливающий момент катамарана становится опрокидывающим, так как центр тяжести поднимается существенно выше центра плавучести. Если вдруг вы почувствовали драйв на круизном катамаране, вам точно пора уменьшать парусность, но лучше до драйва не доводить, а следовать рекомендациям производителя.

Еще одно качество катамаранов связано с движением против волны. Катамаран плохо режет встречные волны, сильно ударяется о них и хуже управляется в таких условиях. Для однокорпусной яхты встречные волны, как правило, не представляют угрозы.

Наверняка, всех интересует сравнение скорости яхты и катамарана. Если написать совсем коротко, обобщая много разных моделей, то на острых курсах катамаран обычно отстает, на галфвинде — практически не отстает и идет с той же (а иногда и большей) скоростью на полных курсах, но при всем этом катамаран предлагает несравнимый уровень комфорта.

Комфорт на катамаране

В этом разделе не будет неоднозначных качеств катамарана, когда не до конца понятно, плюс это или минус. Все современные катамараны предлагают несравнимый комфорт. У катамаранов огромный кокпит и кают-компания, много места для хранения вещей, широкие борта, чаще всего на носу между корпусами натянута сетка, где приятно отдыхать, а на дорогих современных моделях там могут быть еще и диваны, и коктейльный столик.

Яхта — это всегда дом (как минимум на неделю путешествия), а катамаран — это дом, где не нужно пригибаться, не нужно спускаться по неудобной лестнице из кокпита в кают-компанию, где не проливаются жидкости из стаканов, не разлетается посуда, а салат остается на своем месте. Камбуз катамарана гораздо больше напоминает домашнюю кухню. Кают-компания часто делается с панорамным обзором.



Еще одно преимущество катамарана — малая осадка. На катамаране вы сможете пробраться там, куда однокорпусные яхты не суются. Например, в Таиланде это качество очень пригодится. А если дно пологое, вы сможете подойти почти вплотную к любимому пляжу.

На якорной стоянке катамаран не качает при боковой волне, поэтому на регате, скорее всего, к вам в гости приедут другие команды. Преимущество это или нет, судите сами.

Другие особенности катамарана

От разных людей вы, наверняка, услышите диаметрально противоположные мнения об обзоре для рулевого у катамарана. Это напрямую зависит от модели катамарана, которая вам попалась. Действительно, есть модели, в которых обзор сильно ограничен, и иногда капитан даже выставляет впередсмотрящего. Это относится к катамаранам с низкой посадкой рулевого. На других катамаранах рулевой сидит высоко и все видит.

Два двигателя делают катамаран очень маневренным. Это важно на швартовках. Вы можете использовать разные обороты на двигателях и реверс. Некоторые шкиперы вообще не пользуются рулем при швартовке катамарана, потому что рулить двигателями гораздо эффективнее. Начинающим рулевым мы рекомендуем использовать простое правило: возьмитесь за обе рукоятки левой и правой рукой и оттопырьте большие пальцы в стороны, теперь эти пальцы покажут, что (корма или нос) и куда (вправо или влево) будет двигаться. Недостаток двух двигателей — потребление топлива. Обычно катамараны сжигают больше дизеля, а команды тратят больше денег на заправку.



На якорной стоянке у катамарана два отличия от яхты. Во-первых, якорная цепь крепится к специальному тросу, который распределяет натяжение цепи на оба корпуса. Подготовьтесь к этому заранее, изучите конструкцию своего судна. Во-вторых, и это более важно, яхты и катамараны на якоре ведут себя по-разному. Все яхты циркулируют вокруг цепи медленно и синхронно, а катамаран из-за небольшой осадки и большей парусности корпуса двигается быстрее и чаще всего по другим траекториям. Обычно яхты сами сторонятся катамаранов, но и вы учитывайте это при постановке на якорь.

На швартовке катамаран занимает больше места в маринах. Обычно с этим не возникает проблем, но если вы наверняка знаете, что в марине аншлаг, приходите на час раньше и спокойно швартуйтесь.

Спуск и подъем тузика — это то, что сделано на катамаране идеально. На яхте приходится сбрасывать тузик с борта и затаскивать обратно поверх лееров. Это неудобно и тяжело физически. Большинство катамаранов оборудованы специальной системой подвесов, шлюпбалками, которые позволяют легко опускать и поднимать тузик.

Пять простых советов для новичка

  • Выберите ответственного матроса и поставьте на противоположный от места рулевого борт. Пускай говорит вам, насколько хорошо вы проходите на швартовке или отходе. Когда привыкнете к габаритам нового судна, матроса можно оставить в покое.
  • У катамарана маленькие перья руля. На небольшой скорости он совсем плохо слушается штурвала, так что с первого дня учитесь рулить движками. Можно просто выбросить кранец за борт сразу после первого выхода из бухты, закрутить до самого конца гайку, фиксирующую штурвал, и пробовать подходить к кранцу носом, кормой, боком и как угодно еще. Сорок минут тренировки — и вы будете чувствовать себя намного увереннее.
  • Швартоваться на катамаране нужно точно так же — с закрученной до упора гайкой и не обращая внимания на штурвал. По крайней мере, первые несколько раз. Все-таки движками он рулится почти идеально, так что движения штурвалом вас могут только отвлекать.
  • Еще до первого перехода, например, в широкой части марины, если там никого нет, или где-то рядом с заметными береговыми ориентирами устройте себе еще одну тренировку. Попробуйте поработать движками в разные стороны и посмотрите, как ведет себя катамаран. Как быстро вы разворачиваетесь, получается ли сделать это на одном месте, как быстро циркуляция прекращается. Все это позволит лучше понимать поведение нового для вас судна в узкостях.
  • У катамарана, кроме маленьких рулей, еще и очень маленькие кили. Это означает, что он совсем не умеет сопротивляться дрейфу. Значит вас всегда будет сильно сносить по ветру. Обязательно учитывайте этот фактор, просчитывая маневры на швартовке и отходе.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 294
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 [29] 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal