collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Миноносец «Стерегущий». Погибший, но не сдавшийся наследник «Варяга»  (Прочитано 918 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


10 марта 1904 года русские моряки приняли бой с шестикратно превосходящими их по мощности орудий японскими кораблями

Подвиг экипажа русского миноносца «Стерегущий» стал такой же легендой Русско-японской войны 1904-1905 годов, как и бой крейсера «Варяг». Но моряки «Стерегущего» заплатили за свое мужество еще более высокую цену. Из четверых офицеров и сорока восьми нижних чинов корабля, принявшего неравный бой с четырьмя японскими миноносцами 10 марта (26 февраля по ст. ст.) 1904 года, в живых остались лишь четверо матросов.



Миноносец «Стерегущий». Дореволюционная номерная открытка (№111) из серии «Русский флот», Товарищество Голикс и Вильборг, издание Николая Апостоли, 1904 год

«Кулик», ставший «Стерегущим»

«Стерегущий» был одним из представителей очень удачного проекта русских миноносцев типа «Сокол». Корабль, который первоначально получил имя «Кулик», заложили на Невском заводе в Санкт-Петербурге, а потом для достройки несколькими частями отправили по железной дороге в Порт-Артур. Именно там в июне 1902 года он и был спущен на воду уже под именем «Стерегущий», которое всего через полтора года стало одним из самых знаменитых в русском флоте.

Начало Русско-японской войны «Стерегущий», вступивший в строй в августе 1903 года, встретил вместе с остальными кораблями эскадры Тихого океана в Порт-Артуре. Корабль участвовал в отражении первых атак японских миноносцев и брандеров, в патрулировании и других боевых службах. Первые выходы корабль совершил со своим первым же командиром — лейтенантом Борисом Кузьминым-Короваевым, а с 1 февраля (19 января по ст. ст.) 1904 года командовать им был назначен переведенный с Балтики лейтенант Александр Сергеев.



Второй вариант дореволюционной открытки с изображением миноносца «Стерегущий». Серия «Русский флот», №111, Товарищество Голикс и Вильборг, издание Николая Апостоли, 1904 год

Новый командир сразу же настолько хорошо показал себя, что в очередную дальнюю разведку новый командующий флотом адмирал Степан Макаров назначил именно «Стерегущего», в паре с которым пошел другой миноносец того же проекта — «Решительный» (заложенный как «Кондор») под командованием капитана 2-го ранга Федор Боссе. Задача, которую получили командиры обоих кораблей, была непростой. Им предстояло предпринять очередную попытку обнаружить базу японских крейсеров и миноносцев, которые совершали регулярные рейды в Порт-Артур. Было понятно, что она расположена где-то неподалеку, но где именно, выяснить никак не удавалось. К вечеру 9 марта (25 февраля по ст. ст.) оба корабля закончили подготовку к походу и вышли в открытое море.

Прорваться к своим

Разведывательный рейд «Решительного» и «Стерегущего» оказался результативным: в ночь на 10 марта они наткнулись на отряд японских кораблей. Согласно приказу адмирала Макарова, миноносцы увеличили ход, намереваясь нанести удар по противнику и тут же повернуть назад, чтобы сообщить о результатах разведки. Но в самый неудачный момент из труб «Решительного» стало вырываться пламя — нередкий случай при самом полном ходе. Это демаскировало русские корабли. Нанести внезапную атаку не удалось, и «Решительный» со «Стерегущим» вынуждены были ретироваться, укрывшись от преследователей в тени одного из островов. Лишь когда стало понятно, что японцы потеряли русские корабли из виду, миноносцы двинулись обратно к Порт-Артуру.



Лейтенант Александр Сергеев, командир миноносца «Стерегущий». Иллюстрация из журнала «Искра», №10 за 1904 год

По злой иронии судьбы, уже на подходах к своей базе «Решительный» и «Стерегущий» наткнулись на четыре японских эсминца (их называли в то время истребителями миноносцев, контрминоносцами) — «Акэбоно», «Садзанами», «Синономэ» и «Усугумо». Эти корабли возвращались из очередного рейда к русской крепости на ту самую базу, местоположение которой выяснили русские моряки. Предназначенные для борьбы именно с миноносцами, японские истребители существенно превосходили русские миноносцы в вооружении, прежде всего артиллерийском: на каждом было по шесть орудий, в том числе одно 76-миллиметровое и пять 57-миллиметровых, тогда как русские моряки располагали всего лишь четырьмя — одним 75-миллиметровым и тремя 47-миллиметровыми.

Принимать бой в такой ситуации было не просто опасно, а самоубийственно. К тому же схватка, исход которой был вполне предсказуем, не позволила бы русским морякам сообщить командующему эскадрой Тихого океана о результатах своей разведки. И тогда старший командир, капитан 2-го ранга Федор Боссе принял решение отрываться от противника и любой ценой возвращаться на базу. Но решить это оказалось куда легче, чем выполнить. Японские контрминоносцы буквально вцепились в два русских корабля, не отпуская их от себя и все больше сокращая расстояние между ними, пока не прогремели первые выстрелы.



Гибель миноносца «Стерегущий». Рисунок художника Дениса Базуева, 2003 год

Разбитый в куски мостик

«Решительному», имевшему лучший ход и оказавшемуся чуть впереди преследующего японского отряда, несмотря на несколько попаданий, удалось в итоге уйти под прикрытие береговых батарей Порт-Артура. Они успели дать всего три выстрела, но этого хватило, чтобы преследовавший русский миноносец эсминец «Акэбоно» прекратил преследование. Но шедший вторым «Стерегущий» оказался под обстрелом сразу двух японских эсминцев, а как только его товарищу по оружию удалось уйти, огонь по нему повели все четыре корабля противника. Насколько неравными были силы, можно представить, если учесть, что против четырех русских орудий огонь вели двадцать четыре японских, подавляющее большинство которых имело больший калибр.

Несмотря на такое неравенство, команда «Стерегущего» до последней возможности продолжала отвечать своим огнем на огонь японцев. Но делать это было все труднее, а после того, как очередной снаряд разорвался в машинном отделении, корабль начал быстро терять ход и превращаться в неподвижную мишень. Когда близкий разрыв убил командира корабля лейтенанта Сергеева, командование принял лейтенант Николай Головизин, которого затем сменил вахтенный начальник мичман Константин Кудревич. Когда же и он погиб (как потом отмечал в рапорте один из японских моряков, обследовавший изуродованный русский миноносец, мостик корабля был «разбит в куски»), руководство боем принял на себя судовой механик, младший инженер-механик Владимир Анастасов, которого вскоре взрывной волной сбросило в воду.

После часового боя в строю оставался едва ли десяток русских моряков, которые тем не менее продолжали вести огонь по врагу из уцелевшего 47-миллиметрового орудия. Но в 7 часов утра 10 марта 1904 года замолчало и оно. Японские моряки решили высадить на останки русского миноносца, каким-то чудом еще державшегося на воде, призовую команду. Ее глазам предстало катастрофическое зрелище: небольшая палуба «Стерегущего» была буквально усеяна телами его защитников, причем многие из них были буквально разорваны на куски. Орудие главного калибра было повреждено попаданием снаряда, другое было вообще сорвано со станины, а из пятидесяти двух членов экипажа «Стерегущего» к этому времени в живых осталось всего четверо: исполнявший обязанности боцмана минно-машинный квартирмейстер Федор Юрьев, трюмный машинист 2-й статьи Василий Новиков и кочегары Алексей Осинин и Иван Хиринский.



Открытие памятника миноносцу «Стерегущий», Санкт-Петербург, 23 (10 ст.ст.) мая 1911 года

«Положение миноносца настолько ужасное, что не поддается описанию», — отметил в своем рапорте возглавлявший призовую команду мичман Хирата Ямазаки. Тем не менее японцы сумели завести на «Стерегущий» буксирный конец и попытались увести его с собой. Но смертельно раненный корабль не сдался: очень скоро поступавшая через многочисленные пробоины вода переполнила его настолько, что буксирный трос оборвался. К этому времени к месту боя подошли русские крейсеры «Баян» и «Новик», и японцы, заметно потрепанные в схватке со «Стерегущим», предпочли ретироваться, забрав с собой в качестве пленников четверых оставшихся в живых его моряков. На глазах у адмирала Макарова, державшего флаг на «Новике», сопротивлявшийся до последнего русский миноносец в 9 часов утра 10 марта затонул в двух десятках миль от родной базы…

Памятник легенде

Подвиг моряков «Стерегущего» был оценен по достоинству: оставшиеся в живых моряки получили Георгиевские кресты IV степени, а погибшим в 1911 году в Санкт-Петербурге воздвигли памятник, на открытии которого присутствовал сам император Николай II. Правда, с этим памятником произошла невероятная история. В России о неравной схватке на подступах к Порт-Артуру узнали сначала из иностранных газет, в которых рассказывалось о «мужестве двух неизвестных матросов, отказавшихся сдаться в плен и сумевших на глазах у японцев открыть кингстоны и затопить свой корабль». И хотя расследование, проведенное Морским главным штабом, полностью опровергло историю про «двух неизвестных матросов», эта легенда, перекликавшаяся с историей о мужестве моряков крейсера «Варяг», в России прижилась и стала широко известной.

Первоначально именно этим двум матросам и был посвящен памятник работы скульптора Константина Изенберга. Он запечатлел в своем монументе двух раненых моряков, которых заливает вода, текущая в открытый иллюминатор. В конечном итоге принимать решение о том, ставить ли такой памятник, и если да, то, как именно его назвать, пришлось принимать Николаю II. Он повелел «считать, что памятник сооружен в память о героической гибели в бою миноносца «Стерегущий», и именно в таком качестве монумент был открыт 23 (10 по ст. ст.) апреля 1911 года. Увидеть его можно и сегодня: памятник по сей день стоит в Александровском парке в Санкт-Петербурге, его венчает лаконичная надпись «Стерегущей», а с тыльной стороны укреплена плита с именами всех погибших моряков миноносца.



Многоцелевой корвет «Стерегущий» (головной корабль проекта 20380) — четвертый отечественный корабль, названный в честь легендарного миноносца. Санкт-Петербург, 2010 год

Но у флотских приняты свои правила. В память о мужестве и стойкости офицеров и матросов «Стерегущего» уже 20 (7 по ст. ст.) августа 1904 года на Балтике был заложен минный крейсер. Новый «Стерегущий» по русской флотской традиции унаследовал имя героического корабля. Он стал первым из четырех наследников знаменитого миноносца, чье имя сегодня носит корвет «Стерегущий» Ленинградской базы Балтфлота. А еще на Дальнем Востоке до начала 1920-х годов служили эсминцы «Александр Сергеев» и «Инженер-механик Анастасов», названные в честь погибших в неравной схватке командира «Стерегущего» и последнего из его офицеров, командовавшего боем.

Источник
« Последнее редактирование: 10.03.2021, 23:15:44 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 525
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 [29] 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal