11 ноября 1942 года в Индийском океане к юго-востоку от Кокосовых островов состоялся один из самых удивительных морских боёв Второй мировой войны. Японские вспомогательные крейсеры «Хококу-мару» и «Айкоку-мару» атаковали маленький союзный конвой, состоявший из голландского танкера «Ондина» и корвета «Бенгал» австралийской постройки, принадлежавшего Королевскому Индийскому флоту. Силы сторон были несопоставимы (против двух 102-мм орудий японские корабли имели шестнадцать 140-мм), однако с самых первых выстрелов что-то пошло не так.
К осени 1942 года оборонительный периметр Японской империи достиг своих максимальных размеров и начал прогибаться под натиском противника — в первую очередь в районе Гуадалканала и на Новой Гвинее. В этих условиях Индийский океан стал вспомогательным театром, для действий здесь командование Объединённого флота могло выделить лишь вспомогательные крейсеры и подлодки. Крейсерскими действиями против британского судоходства к югу и востоку от Индостана японские силы должны были отвлечь хотя бы часть морских сил и авиации союзников от Бирмы и Индокитая.
Неразлучная парочка1 ноября 1942 года из Сингапура в Малаккский пролив вышла ударная группа из двух японских вспомогательных крейсеров: «Хококу-мару» и «Айкоку-мару». Эти корабли, вступившие в строй незадолго до войны, были «профессиональными» рейдерами японского флота. Они представляли собой одинаковые пассажирские лайнеры водоизмещением 10 438 т, построенные для рейсов в Южную Америку; два дизеля «Мицуи BMW» по 6500 л.с. обеспечивали им максимальную скорость до 21 узла.
Теплоходы изначально строились для возможного использования в качестве быстроходных войсковых транспортов и на полученную от государства субсидию. В августе-сентябре 1941 года они были мобилизованы для переоборудования во вспомогательные крейсеры. Вскоре корабли получили по четыре 152-мм 50-калиберных орудия «Тип 41», две 76/40 зенитки, два спаренных 13,2-мм пулемёта, а также два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата. В феврале 1942 года старые шестидюймовки были заменены на восемь 140/50-мм орудий «Тип 3», причём носовая и кормовая могли стрелять на оба борта. Наконец, в августе 1942 года ПВО каждого корабля была усилена двумя спаренными 25-мм автоматами «Тип 96».
Пассажирский лайнер «Хококу-мару» в 1940 году.
The Story of Mitsui and O.S.K. Liners lost during the Pacific War
Кроме того, на крейсерах имелось по два боевых прожектора (диаметром 110 и 90 см), а также два гидросамолёта «Тип 94», он же Каваниси Е7К2 — один из них хранился в разобранном виде в качестве запасного. Катапульты не было, для спуска и подъёма машин монтировалась специальная стрела.
15 октября 1941 года оба корабля вошли в состав 24-й крейсерской дивизии Объединённого флота под командованием вице-адмирала Такеда Мориджи; кроме них сюда же вошёл вспомогательный крейсер «Кайосуми-мару». Первым командиром «Хококу-мару» стал капитан 1-го ранга Аихара Аритака, командиром «Айкоку-мару» — капитан 1-го ранга Окамура Масао, одновременно он считался и командиром «Кайосуми-мару».
С этого момента корабли почти постоянно действовали в паре: при их вооружении это теоретически позволяло атаковать не только одиночные суда, но даже конвои под прикрытием эсминцев или вспомогательных крейсеров. Первый свой рейд они совершили в декабре 1941-январе 1942 года, действуя на американских коммуникациях к востоку от Австралии. Здесь им удалось потопить американские пароходы «Винсент» и «Малама». В феврале 1942 года, прибыв в метрополию, крейсеры были перевооружены на 140-мм артиллерию и дооборудованы для снабжения подлодок топливом и запчастями, после чего переведены в состав 6-го флота. 29 марта 24-я дивизия крейсеров была официально расформирована, а оба рейдера переданы 8-й флотилии подлодок капитана 1-го ранга Исизаки Нобору.
Вспомогательный крейсер «Айкоку-мару» и гидросамолёт Каваниси Е7К2. Вид по состоянию на весну 1942 года (после перевооружения 140-мм артиллерией).
sohu.com
Первый рейд в Индийский океанВ апреле 1942 года крейсеры вместе с несколькими подлодками отправились в малайский порт Пенанг, откуда 5 мая вышли в рейд по Индийскому океану. При этом главной задачей крейсерам ставилось снабжение топливом и запчастями группы из пяти подлодок (I-10, I-16, I-18, I-20 и I-30), направленной в Мозамбикский пролив для действий против британского флота, как раз в этот момент осуществлявшего высадку на французском Мадагаскаре (операция «Броненосец»).
Хотя действия против вражеского судоходства на этот раз не были основной целью пары вспомогательных крейсеров, уже 9 мая они добились первого успеха, захватив в центре Индийского океана, в 480 милях к юго-юго-востоку от Диего-Суареса (в точке с координатами 17º40’ ю.ш., 76º20’ в.д.), голландский танкер «Генота» водоизмещением 7987 брт. Призовая команда доставила танкер в метрополию, где он был включён в состав Императорского флота под названием «Осё».
10 и 15 мая вспомогательные крейсеры осуществили заправку подлодок, после чего начали поиск судов противника. Удача улыбнулась им только через три недели: утром 5 июня к югу от Мадагаскара (27°19’ю.ш., 37°01 в.д.,) «Айкоку-мару» встретил и обстрелял британский пароход «Элизия» водоизмещением 6757 брт, шедший из Южной Африки с войсками и снаряжением. Пароход получил повреждения, и через четыре дня был добит подлодкой I-18. Спасённых не было.
27 июня рейдеры последний раз заправили подлодки и двинулись обратно в Сингапур. 12 июля возле Цейлона (17°36’ю.ш., 80°27 в.д.) им удалось перехватить новозеландский вооружённый пароход «Хаураки» (7113 брт), шедший без груза из Австралии в Египет. Команда из 56 человек не оказала сопротивления и покорно спустила флаг. Пароход был доставлен в Японию и включён в состав Объединённого флота как транспорт снабжения «Хоки-мару». Таким образом, за три месяца рейдерства крейсеры пополнили японский флот двумя вспомогательными судами. Операции подлодок оказались ещё более успешными: пяти субмаринам удалось потопить 19 судов общим тоннажем порядка 150 000 брт. Кроме того, в ночь с 29 на 30 мая спущенные с субмарин I-16 и I-20 сверхмалые подлодки смогли потопить в гавани Диего-Суареса танкер и серьёзно повредить британский линкор «Рамиллес».
Модель вспомогательного крейсера «Айкоку-мару».
sohu.com
В августе-сентябре на обоих кораблях гидросамолёты Каваниси Е7К2 были заменены на более современные Аити E13A (американское обозначение — «Джейк»), было усилено зенитное вооружение, а также нанесён искажающий камуфляж нового типа — изломанные полосы светло-серого и тёмно-серого цветов; «Айкоку-мару» также получил чёрные полосы. 25 августа на кораблях сменилось командование: командиром «Хококу-мару» был назначен капитан 1-го ранга Хироси Имазато, бывший командир 2-й дивизии подлодок, а на «Айкоку-мару» — капитан 2-го ранга Оиси Томоцу.
Резкое ухудшение обстановки в районе Соломоновых островов заставило японское командование начать переброску туда морских и сухопутных сил с других театров. Оба рейдера были задействованы для перевозки войск и снаряжения из Сингапура в Рабаул, и 20 сентября 1942 года временно вошли в состав 8-го флота (флота Южных морей). Лишь 10 октября их вернули в Сингапур и вновь объединили в ударную рейдерскую группу. 1 ноября оба вспомогательных крейсера вышли в свой последний рейд по Индийскому океану. Теперь им была поставлена задача нарушать коммуникации между Австралией и Персидским заливом, откуда в Тихий океан шли танкеры с нефтью.
Неравный бой7 ноября рейдеры вышли из пролив Сунда, а уже утром 11 ноября юго-восточнее Кокосовых островов (в точке с координатами 19º45’ ю.ш. и 92º40’ в.д.) наблюдатели «Хококу-мару» обнаружили на горизонте маленький конвой — одиночный танкер в сопровождении небольшого эскортного корабля. «Хококу-мару» повернул к ним, «Айкоку-мару» двигался в 6 милях следом. Капитан 1-го ранга Хироси Имазато решил сначала потопить военный корабль, рассчитывая, что после этого танкер сам сдастся без боя, как это ранее произошло с танкером «Генота» и вооружённым пароходом «Хаураки».
Голландский танкер «Ондина».
helderline.com
Обнаруженные корабли были голландским танкером «Ондина» и британским корветом «Бенгал». Танкер шёл пустым из Фримантла в Абадан. Он был построен в 1939 году в Амстердаме для компании «Ройял Датч Шелл», имел вместимость 9070 брт, одновальный дизель мощностью 2800 л.с. обеспечивал ему скорость в 12 узлов. В 1940 году «Ондина» перешла под контроль британского флота, и была вооружена одним 102-мм орудием, а также несколькими зенитными пулемётами. Артиллерийские расчёты были британскими, предоставленными Службой вооружения судов.
«Бенгал» имел бортовой номер J243 и вступил в строй Королевского Индийского флота 8 августа 1942 года. Он принадлежал к строившейся в Австралии серии корветов типа «Батэрст», предназначавшихся для австралийского и индийского флотов. Официально эти корабли обозначались как «Австралийские минные тральщики» (AMS), но сразу проектировались в качестве эскортных, на большинстве из них тральное оборудование не устанавливалось.
Корвет «Фримантл» (J246), однотипный с «Бенгалом».
State Library of Victoria (slv.vic.gov.au)
Это были недорогие корабли мобилизационного проекта со стандартным водоизмещением 650 т и полным — 1025 т. Две паровых машины по 2000 л.с. обеспечивали скорость до 15 узлов. Вооружение могло варьироваться, но обычный набор составлял одно 102-мм орудие Mk XIX (по другим данным, корвет имел только 76-мм орудие) и три 20-мм «эрликона»; иногда вместо одного «эрликона» ставился 40-мм «бофорс», но на «Бенгале» его не было. Для борьбы с подлодками служил гидролокатор-асдик «Тип 128» и до 40 глубинных бомб. Всего было построено 60 кораблей этой серии, средняя цена составляла около 250 000 фунтов стерлингов. Корабли обладали неплохой мореходностью, поэтому широко использовались для сопровождения конвоев в Индийском океане.
Наблюдатели с «Бенгала» обнаружили неизвестный корабль в 11:45 по местному времени (в 15:18 по токийскому). До него было 80 каб, он находился по пеленгу 290º градусов и шёл курсом 110º. Командир корвета лейтенант-коммандер Уильям Уилсон приказал снизить ход и развернуть корабль навстречу неизвестным, одновременно пробив боевую тревогу. В 11:54 по пеленгу 310º в 100 каб обнаружилось второе судно, шедшее курсом 125º. Оба судна не несли флагов, но по внешнему виду были опознаны как японские вспомогательные крейсеры, после чего в 11:55 с «Бенгала» по радио приказали «Ондине» двигаться самостоятельно, одновременно назначив точку рандеву на следующий день.
102-мм палубное орудие Mk XIX, которым вооружались корветы типа «Батэрст».
navweaps.com
В 11:56 корвет лёг на курс 260º, дал полный ход и двинулся навстречу первому из рейдеров: Уилсон рассчитывал отвлечь противника от танкера и сблизиться с ним на минимальную дистанцию, чтобы использовать свои зенитные автоматы. Отчасти ему это удалось: в 12:12 второй рейдер также повернулся навстречу «Бенгалу», а тем временем «Хококу-мару» открыл огонь из 140-мм орудий. В этот момент он находился всего в 17 каб от «Бенгала» на курсовом углу 10º правого борта. Крейсер стрелял четырёхорудийными залпами — первый лёг в паре кабельтовых по носу корвета.
Удачный выстрелВместо того чтобы скрыться, капитан «Ондины» Виллем Хорсман решил прийти на помощь корвету. Он двинулся навстречу японским рейдерам, первым открыв огонь из единственной 102-мм пушки по «Хококу-мару» с дистанции около 40 каб. Это было поистине самоубийственное решение: к орудию имелось всего 32 снаряда. Однако далее случилось буквально чудо: уже на третьем выстреле выпущенный со столь большой дистанции снаряд угодил в надстройку рейдера. На этом чудеса не закончились: шестой снаряд «Бенгала» также угодил в «Хококу-мару». В фок-мачту «Ондины» также попал 140-мм снаряд, оторвав её верхнюю часть, но не нанеся существенных повреждений.
В 12:15 «Айкоку-мару» тоже начал стрелять по «Бенгалу», однако результата не добился. Зато через пару минут в «Хококу-мару» попал ещё один снаряд. Не совсем ясно, откуда он прилетел: британцы утверждали, что с «Бенгала», голландцы — что с «Ондины». Японцы официально подтверждают последнюю версию, но, по некоторым данным, это был случайный 140-мм снаряд с «Айкоку-мару».
140-мм орудия «Хококу-мару». The Maru Special No.53 Japanese support vessels.
Так или иначе, этот снаряд оказался буквально «золотым»: он угодил в торпедный аппарат правого борта, стоявший под навесной площадкой, на которой располагался гидросамолёт. Обе торпеды со страшной силой взорвались, самолёт выбросило за борт, вспыхнули цистерны с авиационным бензином, в кормовой части правого борта образовалась пробоина, достигшая ватерлинии. «Хококу-мару» начал крениться на правый борт и понемногу оседать кормой.
Тем не менее рейдер продолжил стрельбу, ведя правым бортом огонь по «Ондине», в то время как орудия левого борта (за исключением третьего бортового, повреждённого взрывом), продолжали стрелять по «Бенгалу». По нему же вёл огонь и «Айкоку-мару», постепенно приблизившись на 11 каб. В 12:20 корвет получил первое попадание: 140-мм снаряд взорвался под его полубаком, осколки продырявили борт, в корпус начала проникать вода.
Считается, что в это же самое время в надстройку «Хококу-мару» попало ещё несколько 102-мм снарядов. Вряд ли эти попадания имели существенное значение: на корме вспомогательного крейсера продолжал разгораться пожар, который никак не удавалось потушить. Корабль строился не как военный и поэтому не имел нужного количества внутренних переборок, а система пожаротушения оказалась недостаточной. Огонь, вызванный воспламенением авиационного бензина, добрался до машинного отделения, а вскоре вышло из строя всё электроснабжение корабля. Рейдер уклонился с курса и прекратил огонь.
«Ондина» и «Бенгал» ведут бой с японскими вспомогательными крейсерами. Картина художника Фреда Блума, 2010 год.
Тем временем «Бенгал» также разворачивался к северу и к 12:40 лёг на курс 200º, так что его 102-мм орудие больше не могло стрелять по противнику. Впрочем, к этому моменту у него осталось всего пять снарядов. Теперь корвет преследовал только «Айкоку-мару». «Бенгал» попытался укрыться от противника дымовой завесой, однако сброшенные за корму дымовые буи не сработали. В 12:41 в корму «Бенгала» попал ещё один снаряд, разрушивший офицерские каюты и вызвавший пожар, который, впрочем, удалось быстро погасить. В 12:45 корвет включил дымовую аппаратуру и дал полный ход, пытаясь оторваться от врага.
К этому моменту «Ондина» находилась по его корме на расстоянии 70 каб от «Хококу-мару», который продолжал по ней стрелять. «Айкоку-мару» продолжал стрелять по корвету, и в 13:04 «Бенгал» чуть отвернул к западу, взяв курс 230º.
«Айкоку-мару» в позднем камуфляже. Ships of the Imperial Japanese Navy (Ships of the World, 1995, №500)
В 13:08 ещё один 140-мм снаряд с «Хококу-мару» угодил в заднюю часть мостика «Ондины», вызвав здесь пожар. Однако вскоре после этого капитан Хироси Имазато получил сообщение, что пожар подбирается к кормовому погребу, и приказал экипажу покинуть корабль. Выполнить приказ успели не все: в 13:12 «Хококу-мару» взорвался. Столб дыма и пламени поднялся на сотню метров, а когда дым рассеялся, на поверхности моря оставались только мелкие обломки. Из 354 членов экипажа погибло 76, в том числе командир корабля.
«Бенгал» уходитВ это время «Бенгал» пытался уйти на запад. В 13:20 он окончательно потерял «Ондину» из виду, корабли расползлись по большому пространству. В 13:40, когда вокруг перестали падать снаряды, корвет прекратил ставить дымовую завесу, а когда дым рассеялся, его наблюдатели с удивлением обнаружили, что океан вокруг пуст.
Корвет довернул к северу, взяв курс 305º, и уменьшил ход. Уилсон приказал выяснить повреждения. Из примерно двухсот выпущенных по «Бенгалу» 140-мм снарядов в корабль попало всего два. Он получил две пробоины выше ватерлинии, была затоплена носовая провизионная кладовка и повреждена обмотка размагничивания, корпус и надстройки сильно посечены осколками. Однако, как это ни странно, из 85 членов экипажа ни один не был даже ранен.
Бой корвета «Бенгал» с японским вспомогательным крейсером «Айкоку-мару».
Imperial War Museum
Не обнаружив «Ондину», Уилсон приказал двигаться на остров Диего-Гарсия, куда корвет прибыл 17 ноября. Его командир доложил, что «Ондина» погибла. Впоследствии за этот бой многие моряки «Бенгала» были награждены, а Уилсон получил Орден за выдающиеся заслуги.
Повреждения самого «Бенгала» оказались незначительными. Маленький кораблик прослужил до конца войны, в 1947 году при разделе Королевского Индийского флота между Индией и Пакистаном был передан первой, служил в индийском флоте и отправился на слом в 1960 году.
Судьба «Ондины»Вскоре после 13:20 командир «Айкоку-мару» прекратил погоню за «Бенгалом» и повернул обратно, решив добить повреждённый танкер. Ему удалось догнать «Ондину», на которой к этому моменту уже кончились снаряды. Капитан Хорсман приказал остановить танкер и поднять белый флаг, а команде — покинуть судно. Все кодовые книги были выброшены за борт. Последним снарядом, попавшим в мостик танкера, капитан Хорсман был убит. Тем временем удалось спустить на воду три спасательные шлюпки и два плота.
«Айкоку-мару» подошёл на пару кабельтовых к потерявшему ход танкеру и выпустил в его правый борт две торпеды. Обе торпеды взорвались, проделав в борту две огромные дыры. Порожний танкер накренился на 30º, но остался на плаву. Затем рейдер обстрелял людей, спасавшихся на воде и в шлюпках, при этом погибло четыре человека (старший механик Дж. Ньекерн и три китайских машиниста), а также тяжело ранен матрос А. Генри. По некоторым данным, ещё два китайца, оказавшиеся в воде, были съедены акулами, но, согласно списку в газете «Дэйли Телеграф» от 26 ноября 1942 года, на «Ондине» погибло 5 человек.
Повреждения носовой части танкера «Ондина».
netherlandsnavy.nl/battle_ondina.html
Убедившись, что танкер брошен командой, «Айкоку-мару» направился спасать экипаж «Хококу-мару». Затем он вновь вернулся у «Ондине» и обнаружил, что танкер упорно не желает тонуть. В него выпустили последнюю оставшуюся в аппарате торпеду — она прошла мимо судна. Тем не менее танкер продолжал погружаться, и командир крейсера Оиси Томоцу (десятью днями ранее произведённый в капитаны 1-го ранга) решил не задерживаться для его добивания артиллерией. Японский рейдер развернулся и ушёл на восток, в Пенанг, а затем в Сингапур.
Но «Ондина» не затонула. Когда рейдер ушёл, первый помощник капитана Рехвинкель приказал шлюпкам вернуться к танкеру и распорядился подняться на его борт. Правда, людей пришлось уговаривать довольно долго: все боялись, что танкер вот-вот пойдёт ко дну. Однако когда добровольцы во главе со вторым помощником Баккером и третьим инженером Лейсом поднялись на борт, оказалось, что машина не повреждена, переборки целы, а поступление воды можно остановить. Всего в танкер попало шесть снарядов: два в носовую часть, три — в мостик и надстройку, ещё один — в мачту.
В итоге пожар удалось потушить, а судно выпрямить путём контрзатопления отсеков. К 21 часу был запущен дизель, и танкер двинулся обратно в Австралию, не зная о судьбе «Бенгала». Попытка танкера сообщить о своей судьбе и запросить помощи оказалась безуспешной: в Коломбо радиограмму, переданную открытым текстом, приняли за японскую дезинформацию и не ответили на неё. Лишь 17 ноября танкер был обнаружен в 200 милях от Фримантла австралийской патрульной «Каталиной», а на следующий день вошёл в гавань Фримантла, преодолев за неделю 1400 миль. Впоследствии весь расчёт 102-мм орудия танкера наградили Голландским бронзовым крестом, а капитан Хорсман посмертно был удостоен титула рыцаря Военного ордена Вильгельма 4-го класса.
Танкер «Ондина», послевоенное фото.
helderline.com
Повреждения «Ондины» оказались серьёзными, поэтому её признали негодной к дальнейшей эксплуатации и 15 декабря исключили из списков флота. Затем танкер был направлен в залив Эксмут на западном побережье Австралии, где использовался в качестве заправщика базировавшихся там американских подлодок. Год спустя, когда союзники стали испытывать острую нехватку танкеров, «Ондину» всё же отправили на ремонт в США, причём один только путь до Панамского канала занял более трёх месяцев. Ремонт был проведён в городе Тампа (штат Флорида), после чего «Ондина» прослужила ещё пятнадцать лет и была пущена на слом в 1959 году, за год до «Бенгала».
Судьба «Айкоку-мару» оказалась гораздо более печальной. После возвращения в Сингапур корабль направили в Рабаул, где он был «разжалован» из крейсеров и далее использовался лишь в качестве войскового транспорта. 3 апреля 1943 года Оиси Томоцу был снят с должности командира судна и переведён в береговую службу. Бывший вспомогательный крейсер был потоплен в лагуне Трук при знаменитом налёте американской палубной авиации 17-18 февраля 1944 года (операция «Хэйлстоун»), и ныне весьма популярен среди дайверов.
Источники: