collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: По стопам отважной Моаны  (Прочитано 1495 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля
По стопам отважной Моаны
« : 19.04.2019, 23:12:40 »


Древние каноэ, женщины-мореходы, татуировки для навигации по звездам — на островах Тихого океана возрождают традиционное мореплаванье.

Звезды ярко сияют над гавайским островом Мауи, названным в честь прославленного полубога. На его западном побережье на песке сидит девушка и смотрит в океан. Ее имя — Кала Танака (Kala Tanaka), она мореплаватель и преподаватель умирающего искусства навигации по звездам.

Завтра Кала возвращается в бухту Маалея на каноэ Mookiha o Piilani. С ним у девушки особая глубинная связь, и не только потому, что она участвовала в его создании: на этой лодке Кала обучает новое поколение мореплавателей.

Вместе с группой единомышленников Кала, подобно отважной Моане, намерена возродить наследие своих предков и вернуть полинезийцам утраченный статус великих мореходов.



Заложники прогресса

Главную роль в заселении полинезийских остров сыграло мореходство, оно было неотъемлемой частью культуры и средством выживания многочисленных народов этих земель. Аборигены умудрялись прокладывать маршруты, а главное, находить посреди океана спасительную сушу, не имея на вооружении никаких приборов. Мореходы того времени полагались на астронавигацию, при этом у каждого народа были свои методы ориентирования в пространстве.

С приходом европейцев на острова полинезийцы получили доступ к современным на тот момент средствам навигации — секстанту и компасу. Это послужило началом забвения традиций, которые насчитывают тысячи лет.

Со временем прославленные мореплаватели стали заложниками прогресса. Они перестали строить большие лодки, потому что сообщения с дальними поселениями обеспечивали торговые компании со своим флотом, да и колонизационная политика сделала свое дело. В дальнейшем наладилось авиационное сообщение, что тоже не пошло на пользу старым мореходным обычаям.

История одного путешествия

Пусковое событие для возрождения древней культуры произошло в 1976 году. Лодка Hokulea — реконструкция старинного полинезийского каноэ (вака) — смогла успешно добраться от Гавайев до Таити без использования современных навигационных систем и двигателей.



Каноэ Hokulea, прошедшее от Гавайев до Таити в 1976 году без навигационных приборов



План каноэ Hokulea

На тот момент в Полинезии уже не оставалось людей, способных прокладывать курс по звездам, поэтому штурмана для перехода пришлось искать в Микронезии. Им стал Мау Пиейлаг (Mau Piailug) с Каролинского атолла Сатавал, одного из немногих тихоокеанских островов, где по-прежнему широко практикуется астронавигация на дальние расстояния.

На 62-футовом двухмачтовом катамаране команда преодолела зону экваториального затишья и встречные ветра, а навигатор точно прокладывал курс к заветной цели, даже когда небо было затянуло облаками несколько дней подряд.

Путешествие продлилось 34 дня. По прибытии в порт Папеэте членов экспедиции встречали как настоящих героев. На пляже собралось 17 000 человек — больше половины острова.

Изначально планировалось, что и обратная дорога будет пройдена по звездам, но Мау пришлось покинуть команду, а каноэ вернулось на Гавайи с помощью современных приборов. Тем не менее этот переход вдохновил добровольцев со всех уголков Полинезии объединиться для возрождения своей мореходной культуры.

Загадочные татуировки

Искусство традиционной астронавигации не требует каких-либо специальных приборов. В мультфильме Моана, оказавшись в море, вытягивает руку вперед с разжатой кистью и оттопыренным большим пальцем. В реальности ситуация абсолютно аналогичная — рука простой и главный инструмент штурмана. С ее помощью можно замерить угол расположения звезд, планет или солнца, и таким образом определить курс. Штурманы также запоминают точки восхода и захода звезд, что помогает им ориентироваться.



Одно из традиционных тату жительниц Самоа

Когда-то давно местным мореходам также помогали специальные татуировки на руках: совмещая отметки со звездами, они прокладывали курс. И сегодня у многих полинезийских женщин есть подобные тату. К примеру, жительницы Самоа часто наносят вокруг запястий изображения рыб, а на тыльной стороне ладони — звезды и специальные точки (тогитоги), идущие вверх по пальцам.

Это говорит о том, что в древности навигаторами в Тихом океане были женщины.

Женщины-мореходы нового поколения

Знания, полученные от Мау Пиейлага, десятилетиями бережно передавались из уст в уста. Так, Калепа Байбаян (Kalepa Baybayan), будучи одним из навигаторов Hokulea, получил их от Найноа Томпсона (Nainoa Thompson), который лично принимал участие в экспедиции 1976 года. Калепа в свою очередь посвятил в таинства астронавигации свою дочь Калу Танака, которая стала одной из первых женщин-мореходов, возрождающих старые традиции.

Увлеченность отца морем далеко не сразу передалась девушке. Впервые Кала отправилась в путешествие под парусом в 2006 году, когда уже училась в колледже. В 2017 году девушка стала капитаном, и ее первым самостоятельным плаваньем был переход от Гавайев до Таити на каноэ Hikianalia.

«Звезды завораживали меня с того момента, когда я впервые вышла в море. Даже сейчас я все еще зачарована ими. В навигации есть что-то такое, что пленило меня. Это чувство, что я — как человек — могу ощущать связь с окружающим миром, стоит просто открыться», — говорит Кала.



Сейчас Кала является капитаном и главным штурманом каноэ Mookiha o Piilani. На нем при поддержке некоммерческого фонда Okeanos Foundation for the Sea она обучает навыкам астронавигации детей и взрослых, передавая культуру мореходства полинезийских народов.

«Раньше я думала, что это мы должны искать путь к разным местам. Но этот остров — он всегда был здесь, и все, что нам нужно сделать со своей стороны, это позволить ему появиться. В этом заключается магия навигации», — добавляет она.

Кала не единственная женщина-навигатор, участвующая в восстановлении утраченных традиций. У нее много единомышленниц. При этом каждая из них разным путем пришла к этому ремеслу.



Кала Танака обучает астронавигации новое поколение моряков

Жительница Сайпана Сесилия Селепео (Cecilia Selepeo) попала на каноэ в должности шеф-повара и со временем увлеклась навигацией и управлением лодкой. Теперь она работает капитаном вака.

«Мой муж спросил меня: "Почему, почему ты выбрала именно такую жизнь? Почему ты решила пойти в команду?". Я помню что ответила, что я не знаю, что это вака выбрало меня, — говорит Сесилия. — Жизнь здесь, на воде — это не я ее выбрала, а она меня».

Сесилия считает своим долгом передать наследие следующему поколению. Так это стало ее работой и призванием.



Аунофо Хавеа (Aunofo Havea) из королевства Тонга более 25 лет проработала в морской индустрии и владеет туристической компанией, которая проводит экскурсии для наблюдения за китами вблизи архипелага Вавау. Любовь к этим огромным животным привела ее к сотрудничеству с фондом Okeanos.

Женщина обеспокоена тем, что шумовое загрязнение океанов наносит вред не меньший, чем выбросы от ископаемого топлива: киты хуже слышат друг друга и поэтому им значительно тяжелее найти себе пару для продолжения рода.

Осознав, что использование вака может спасти ситуацию, Аунофо сама стала капитаном такого судна. Сейчас она активно пропагандирует, чтобы туристические компании в ее стране отказались от моторных лодок и перешли на традиционные каноэ.

«Архипелаг Вавау — одно из идеальных мест для использования вака. Здесь можно начать учить людей переходить от того, что загрязняет океан, к тому, что работает на чистой энергии. Это полезно для рыбы, окружающей среды и китов».

Возрождение традиций как спасение

Старания полинезийцев были бы малозаметны без поддержки немецкой благотворительной организации Okeanos Foundation for the Sea. Фонд помогает тихоокеанским островным государствам в строительстве традиционных каноэ, а также в их освоении для ежедневных пассажирских и грузовых перевозок.

В числе многих экологических проблем в Полинезии особенно остро стоит вопрос глобального потепления. Из-за таяния льдов на полюсах поднимается уровень мирового океана и уже в ближайшие десятилетия несколько островных государств могут уйти под воду.

Okeanos помогает полинезийцам отказаться от двигателей внутреннего сгорания и начать пользоваться зелеными технологиями на воде: парусами, электрическими двигателями, солнечными батареями. Фонд финансирует разработку и реализацию проектов, которые способны улучшить экологическую ситуацию в мире, а также просвещает общество о главных угрозах для флоры и фауны океанов.



При поддержке фонда было построено семь традиционных полинезийских каноэ, которые в апреле 2011 года отправились в двухгодичное плаванье по Тихому океану. Экспедиция получила название Te Mana O Te Moana. За время пребывания на борту сотни моряков смогли научиться астронавигации, они прошли более 210 000 морских миль только на энергии ветра и электрических двигателях, подзаряжаемых от солнечных батарей.

У экспедиции была еще одна важная цель: команда приняла участие в нескольких конференциях, освящая проблемы загрязнения океанов. Экипажи на собственном примере показывали, как человек может жить в гармонии с окружающим миром и решать повседневные проблемы без ископаемых ресурсов. В этом году Okeanos планирует выпустить фильм «Охотники за звездами» («Starchasers»), посвященный этому путешествию.



Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 281
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 1
  • Точка Сейчас на форуме:

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 [29] 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal