Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => Техника => Тема начата: grebenshch от 18.08.2023, 16:34:38

Название: Будущее яхтинга: управление лодкой со смартфона
Отправлено: grebenshch от 18.08.2023, 16:34:38
(http://sail-friend.ru/gallery/4382_18_08_23_4_32_24.jpeg)

Приложениями с сигнализацией и управлением домом уже никого не удивишь. А что насчет полноценного управления системами лодки?

Ожидания и реальность

Создатели яхтенного ПО и оборудования рисуют такую картину: рано утром, еще лежа в своей кровати, яхтсмен лениво открывает смартфон и проверяет в специальном приложении погоду за бортом яхты, которая стоит в марине. Не просто прогноз погоды, а данные о погодных условиях в реальном времени с датчиков на борту.

Затем, вальяжно доедая бутерброд и потягивая кофе, яхтсмен не спеша проверяет уровень заряда аккумуляторов и состояние солнечных батарей на борту. Небольшая ветряная турбина и солнечные батареи сохраняют необходимый уровень заряда, но в случае чего все в том же приложении можно щелчком пальца запустить генератор.

Пока яхтсмен едет в марину, то через смартфон он проверяет состояние двигателя. Вот, до пристани уже рукой подать – пора бы запустить систему электропитания на борту. Кажется, что описанное выше походит на фантастику. Но нет, в случае с дистанционным управлением яхты, ожидания не так уж далеки от реальности.

Стандарт CAN на новых яхтах

Большинство новых современных яхт уже оборудованы системами, которые походят на те, что описаны выше. Конечно, до прямого управления со смартфона пока далековато, но полноценную систему управления на яхтах можно встретить все чаще и чаще. Большая часть этих систем работает на технологии CAN.

(http://sail-friend.ru/gallery/4382_18_08_23_4_31_42.jpeg)

ТЕХНИЧЕСКАЯ СПРАВКА

CAN (англ. Controller Area Network — сеть контроллеров) — стандарт промышленной сети, ориентированный, прежде всего, на объединение в единую сеть различных исполнительных устройств и датчиков.
Сам по себе протокол CAN изначально создавался для удовлетворения потребностей автомобильной промышленности. Большинство современных авто оснащены подобной системой.

Главным достоинством технологии является отсутствие сложной системы коммутации между приборами. Если раньше, чтобы объединить все бортовые приборы яхты между собой приходилось прокладывать “километры” проводов, то благодаря CAN эта проблема уходит в прошлое. Некоторые CAN-системы все еще требуют централизованного управления и серьезных электрификационных работ на борту, но они на порядок менее затратные, чем традиционная укладка кабелей.

Неожиданные преимущества

Буквально пару лет назад считалось, что единственное неоспоримое достоинство CAN для яхт это уменьшение количества и сложности проводки на борту. Однако такие промышленные гиганты яхтенного рынка как Brunswick, B&G и Garmin нашли еще одно довольно очевидное преимущество.

Благодаря протоколу CAN удается добиться простоты интеграции нового оборудования в систему. То есть, если у вас уже есть прибор с шиной CAN (условный картплоттер), то подключить еще один прибор где-то на баке гораздо проще, чем прокладывать новый участок проводки.

Кроме того, что все приборы объединяются в одну сеть, также появляется возможность управлять всеми этими приборами из одной точки (например, узел управления CAN будет расположен за штурманским столиком), настраивать пользовательские сценарии (автоматическое включение/выключение генераторов, холодильников, солнечных панелей и т.д.).

Кто-то может сказать, что это похоже на “умный дом”, но в целом протокол CAN ближе к его более сложному варианту под названием IoT, он же Интернет вещей (Internet of Things).

Кстати, кроме Brunswick, B&G и Garmin, поддержку протокола CAN также добавили Raymarine, C-Zone. Верфи не отстают – среди пионеров движения засветились верфи Hanse, Moody, Oyster.

Цены и конкретные продукты

Показательным примером работы с протоколом CAN является компания Raymarine. Главным продуктом компании в этом направлении является YachtSense. YachtSense является модулем удаленного управления, главным узлом всей системы.

(http://sail-friend.ru/gallery/4382_18_08_23_4_31_57.png)

Устройство оснащено целым рядом датчиков, которые передают данные о состоянии яхты на ваш смартфон. Главный модуль системы стоит около 995 евро, а дополнительные датчики и устройства, подключаемые к нему, обойдутся еще в 395 евро/штука.

(http://sail-friend.ru/gallery/4382_18_08_23_4_32_13.jpeg)

Garmin на данный момент занимается разработкой и доводкой проекта Empirbus. Empirbus, также как и YachtSense, построен вокруг центрального модуля и подключаемых датчиков. Цена всей системы составляет 2469 евро, что сопоставимо с полной комплектацией системы от Raymarine. Еще одним большим проектом является CAN-система PowerRail от SailSense. Стоимость PowerRail составляет 2520 евро.

Источник (https://interparus.com/)
Защита SMF от спама от CleanTalk