collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: История боцманской дудки или свистать всех наверх...  (Прочитано 2528 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Когда на судах основным движителем было весло, а число гребцов на самых боль­ших из них исчислялось сотнями, возникла потребность добиться синхронности их рабо­ты, ритмичного темпа гребли. Только так можно было обеспечить необходимую скорость и маневренность тогдашних кораблей.

Нужный ритм в действиях гребцов обеспечивался звуковыми сигналами. Как прави­ло, их подавали свистком, флейтой или гонгом. С появлением парусного флота роль звуко­вых сигналов, предваряющих команды, возросла еще более. Тогда-то и родилась дудка-свисток особого устройства для подачи сигналов на корабле. История сохранила бесспор­ный факт — еще в XIII веке дудка употреблялась крестоносцами для вызова команды корабля наверх при схватке с противником на абордаж.

В своей оде «Темпест» о дудке упоминает и Шекспир. Одно время она была симво­лом должности и даже атрибутом высшей власти. Самый старший из английских адми­ралов, лорд-адмирал, носил на шее золотую дудку на золотой цепи. Подобную же дудку, но только серебряную и на серебряной цепочке, носили адмиралы английских эскадр в бою.

Указом британского короля масса золотой дудки была определена равной одной унции (28,35 г), а цепочка по своей массе была эквивалентна золотому дукату (3,4 г). История военного флота Великобритании свидетельствует, что дудка в ее сегодняшнем виде была введена там как память о захвате в морском бою знаменитого шотландского пирата Эндрю Бартона, с шеи которого и была снята дудка Ее взяли за образец и приняли в британском флоте, а до этого времени в употреблении были самые разнообразные свистки.

Существуют доказательства, что боцманская дудка, похожая на ту, что была изъята у Бартона, то есть плоский никелированный ящичек с полым шариком на конце, в кото­рый вставлялась слегка согнутая трубка, крепившаяся к никелированной цепочке, при­шла в Россию во второй половине царствования Петра I.



Представим себе на минуту... Чудесная погода, характерная для тропиков, ровный упругий пассат и русский бриг, идущий вперед под всеми парусами...

Не занятые вахтой матросы занима­ются обычными корабельными делами, а подвахтенные, как водится, отдыхают. Сигнальщик и вахтенный начальник вни­мательно осматривают слегка волнующий­ся океанский простор.

Вдруг вахтенный офицер, вниматель­но вглядываясь в лазурную даль, на мгно­вение замер — на самом горизонте по­явилось небольшое облако, быстро дви­гавшееся с севера в сторону корабля. Оно на глазах увеличивалось в размерах. Ста­ло ясно — идет шквал. И тут же с мости­ка прозвучала команда: «Унтер-офицеры, к люкам!» Они быстро заняли свои мес­та у люков и, сжав боцманские дудки в ладонях, набрали в легкие побольше воз­духа.

«Свистать всех наверх! Рифы брать!» — последовала очередная коман­да. Переливчатые трели дудок, прижатых к губам унтер-офицеров, зазвучали на па­лубе брига, и сразу же — новая команда: «Все наверх! Рифы, брать!»

Прошли считанные минуты, и «взя­тые» рифы заметно уменьшили площадь парусов брига. Теперь уже кораблю не гро­зила опасность от внезапно налетевшего шквала.

Так использовались боцманские дуд­ки на кораблях русского флота. И сейчас еще, когда хотят собрать личный состав, шутливо говорят: «Свистать всех на­верх!»



Подавать сигналы дудкой — особое искусство. Для этого ее надо взять в ладонь правой руки, прижав шарик, а затем, по­лусогнув над ним пальцы, сильно подуть в трубку. От дутья и манипуляции пальца­ми над отверстием шарика дудка меняет тон свиста — от мягкого и глубокого до пронзительно резкого и высокого. Всего существует до 15 различных мелодий, ко­торые трудно изобразить какими-либо нотными знаками. Мелодии эти, как и многие флотские традиции, передаются из поколения в поколение моряков показом и на слух.

В прежние годы младшим флотским чинам (унтер-офицерам, боцманматам и боцманам) дудку вручали в пожизненное владение. Она была как бы эмблемой их власти и получила название боцманской.

В романе «Капитальный ремонт» Ле­онид Соболев писал: «Немыслим россий­ский военный корабль без дудки. Всякое приказание на корабле предваряется дуд­кой. Приказание, отданное вахтенным начальником или старшим офицером, птицей летит по кораблю, гонимое сви­стком дудок из люка в люк, из кубрика в кубрик, пока не отыщет тех или того, к кому оно относится. В матросе же вы­работан условный рефлекс: свист дудки заставляет его насторожиться и ждать приказания, которое сейчас будет произ­несено... Немыслим Российский-военный корабль без дудки. Ритмическим подсви­стыванием ее дают темп тяге снастей: резким, нарастающим свистом ее — вы­гоняют сон из людей по утрам в подмогу горну, особыми переливами — соловь­ем — команду собирают к полуденной чарке вина, долгой замирающей трелью приветствуют поднимаемый и спускае­мый кормовой флаг...»

Отданное приказание покрывалось свистом и трелью дудок, после чего млад­шие командиры повторяли (репетовали) слова командира громким и ясным голо­сом без изменений и дополнений.



Исстари и по сей день живет боцман­ская дудка на наших военных кораблях. Приказом № 64 Главнокомандующего Во­енно-морскими силами 15 мая 1948 года было введено в действие пособие «Сигна­лы на морской дудке». Документ причис­лял морскую дудку к средствам внутрен­ней связи и определял 16 различных сиг­налов, подаваемых ею. Часть из них: побудка, передаточный, на завтрак, на обед, на ужин, большой сбор (все наверх!), аврал, вызов смены на вахту, подвахтенные вниз, подъем (или спуск) флага — предва­рялись командой, подаваемой голосом. Другие сигналы: тали нажать, пошел (выбрать) тали, завернуть (лопарь, швартов), травить (лопарь, швартов), раздернуть! — выполнялись без подачи команд голосом.

Для облегчения изучения и практичес­кого воспроизводства все сигналы изобра­жаются графически, наподобие нотного письма, но при этом вместо пятилинейно­го используется трехлинейный нотный стан. Все сигналы изображаются на трех горизонтальных линиях комбинацией ус­ловных обозначений: длинная черта — постоянный, непрерывный звук; ряд ко­ротких тире — прерывистый звук; ряд маленьких кружков — трель. Звуки высо­кого тона нанесены выше средней линии, низкого — ниже ее, а знаки, изображен­ные наклонно от верхней и нижней час­тей этого своеобразного нотного стана, оз­начали затухающий и нарастающий по силе звук. Для определения продолжитель­ности звука или паузы между звуками го­ризонтальные линии разделяются на рав­ные отрезки вертикальными линиями. Это пособие во многом способствовало сохра­нению доброй флотской традиции — со­провождать подаваемые команды сигналом боцманской дудки. И очень жаль, что сегодня у нас на флоте нет подобного по­собия. Конечно, теперь, когда с главного командного пункта во все уголки боевого корабля команды передаются мощными динамиками, боцманскую дудку трудно назвать средством внутренней связи. Но ведь ею по-прежнему снабжается млад­ший командный состав кораблей флота, находящийся при исполнении вахтенной либо дежурной службы на верхней палу­бе или в низах. Другое дело, что теперь боц­манская дудка не более чем простой ак­сессуар дежурно-вахтенной формы одеж­ды, и все реже и реже можно услышать правильно поданный ею сигнал. Но что правду таить — вид дудки под вырезом матросской форменки рождает в сердце моряка чувство грусти по утраченным тра­дициям.

И нынче можно видеть дудки на гру­ди у ассистентов знаменосца и старшин, идущих в строю в первой шеренге.

И кажется, что милые сердцу всех мо­ряков боцманские дудки никогда не уйдут из нашего флота.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 276
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal