this topic in English:
Классическая однокорпусная лодка против катамарана: мнение экспертовОсновополагающий спор о том, сколько корпусов лучше один или два, сводится к оценке нескольких факторов. И у той, и у другой компановки есть свои плюсы и минусы. Обычно, окончательный приговор выносится на основании личных предпочтений и предполагаемого назначения судна, однако, это не помешало Девиду Паркинсону - яхтенному брокеру из Флориды (выступает за однокорпусники) и Майку Кили из Denison Yacht Sales (адепт катамаранов) сойтись на воображаемом ринге в дружеском спарринге по этому вопросу.
БезопасностьМайк Кили: Катамараны крайне стабильны и имеют естественную положительную плавучесть, что делает их практически непотопляемыми. Да, они могут перевернуться при неудачном раскладе, но, согласитесь, гораздо лучше, если вас спасут с поверхности воды, чем пойти ко дну на однокорпуснике. Плюс к этому, перемещаться по горизонтальной палубе гораздо безопаснее, чем по наклонной.
Дэвид Паркинсон: у монокорпусов значительно выше остойчивость, что может сыграть решающую роль в случае особо жестких погодных условий, тем более для парусника. После того, как катамаран совершит оверкиль – он так и останется килем к верху – не самое приятное положение посреди океана. Когда же лодка вернется в вертикальное положение, у вас сохранится полный доступ к спасательному оборудованию на борту, спасательному плоту, тузику, другим плавсредствам, буям EPIRB, сигнальным огням и т.п., которые помогут вам спастись в маловероятном случае полного затопления лодки.
СкоростьМК: круизные катамараны быстрее однокорпусников. В зависимости от курса они могут идти до половины скорости ветра. Разве не идеально судно, которое может достигать высоких скоростей и уверенно и быстро доставит вас в пункт назначения?
ДП: за счет меньшей смоченной поверхности, катамараны, конечно, быстрее, но за это вы расплачиваетесь дополнительной качкой и дискомфортом на борту. Конструкции однокорпусной яхты позволяет идти в гармонии со стихией, вместо того, чтобы бороться с ней. Парусные катамараны малоэффективны на встречных курсах и очень медленно лавируются.
ТопливоМК: Хотите сэкономить деньги на топливе? Возьмите катамаран. С тех пор, как катамараны значительно уменьшили смоченную поверхность своих корпусов, они стали гораздо экономичнее. Для движения в легких погодных условиях они могут использовать только один двигатель.
ДП: Это справедливо для спокойной воды при условии одинакового количества и мощности двигателей. Но в значительной степени нивелируется при сильном волнении, когда более эффективная конструкция однокорпусника создает меньшее сопротивление.
КомпановкаМК: Самое большое преимущество заключается в том, что все помещения находятся на одном уровне. У большинства круизных катов четыре каюты – наиболее популярный вариант для чартерных компаний. «Овнерские» версии, как правило, заказывают с тремя каютами. При этом в одном корпусе планируется большая каюта, которая отлично подходит для развлечений. Компановка монохулов неудобна и кому нравятся узкие лестницы?
ДП: У большинства катамаранов большой центральный салон, да не с одной, а с двумя узкими лестницами по бокам – по одной для спуска в каждый поплавок. Пространство корпусов создает иллюзию того, что ты находишься в трубе: они узкие, и не могут предложить простора двуспального королевского ложа, характерного для однокорпусника. В случае чрезвычайной ситуации, общение между членами экипажа, находящимися в разных поплавках будет крайне затруднительным.
МаневренностьМК: Два двигателя обеспечивают катамарану чрезвычайную маневренность. Их расположение на расстоянии порядка 20 футов друг от друга позволяет избежать необходимости в установке носового подруливающего устройства. Так же они имеют значительно меньшую осадку, что позволяет заходить в акватории, недоступные однокорпусным лодкам и отдавать якорь гораздо ближе к берегу.
ДП: Маневрировать на классической яхте гораздо удобнее, поскольку вы имеете дело только с одним корпусом. Вы можете делать более четкие и острые повороты, что позволит вам гораздо легче перемещаться в узких каналах и труднодоступных местах. Кроме того, большее водоизмещение уменьшит неблагоприятное воздействие поперечных ветров в тяжелых погодных условиях.
Швартовка, подъем и береговое хранениеМК: Поднимать катамаран легко. Конечно, его габариты не всегда вписываются в размеры стандартного подъемника, но, при наличии определенной сноровки и тщательного планирования действий крановщика, проблем с подъемом и местом на берегу возникать не должно. А при недостатке места на швартовке, вы всегда сможете встать на якорь или буй и добраться до берега на тузике. И это будет сделать даже проще, чем парковать однокорпусную лодку.
ДП: Кому охота поднимать из воды одновременно две лодки вместо одной? Парковать однокорпусник значительно легче, он занимает меньше места, стоянка стоит дешевле и поднимать его из воды гораздо проще.
ОбслуживаниеМК: В катамаране почти все системы дублируются, поэтому, разумеется, не обойтись без определенного компромисса между стоимостью обслуживания и надежностью в эксплуатации. Это соотношение даже может показаться вам несколько избыточным.
Однако, огромный бонус заключается именно в том, что у вас под рукой всегда есть резервная копия всего и вся. Таким образом, вы, как правило, можете пользоваться лодкой, даже если одна из систем не работает. Например, идти на одном двигателе, если второй по каким-то причинам неисправен.
ДП: Избыточная надежность, разумеется, дело хорошее, но мне ближе значительно более низкие расходы на содержание и ежедневное обслуживание лодки. Дублирование всего и вся, может снабдить вас в нештатной ситуации необходимыми запчастями, но я сомневаюсь, что вы выйдете на лодке, если один из ее корпусов «не работает».
СтабильностьМК: Из-за своей конструкции и развесовки, катамараны практически не кренятся и их не качает на якорной стоянке. Крен однокорпусника при неожиданных порывах ветра не комфортен и может быть опасен, я уже не говорю о морской болезни.
ДП: Опять же, из-за слишком шумного хода и сильной болтанки, которая очень многим не по душе, особенно в сложных погодных условиях, катамаран – это компромисс. Крен монокорпуса, на самом, деле придает лодке дополнительную стабильность, а более гладкое обтекание паруса ветром добавляет безопасности.
КомфортМК: Возможность без проблем перемещаться по всей лодке и развлекать гостей не раскачивая их при этом слишком сильно делает катамаран настоящим транспортным средством для всей семьи. Знаете ли вы, что морская болезнь на катамаране практически никогда не возникает?
DP: К счастью, я не страдаю от морской болезни, но однажды именно на парусном катамаране меня очень сильно укачало! Соглашусь, что из-за большей стабильности всей конструкции, вечеринки на катамаранах часто проходят с большим комфортом, но после одного-другого джина с тоником это уже перестает казаться серьезной причиной для беспокойства.
РасходыМК: Из-за необходимости иметь все и вся в двойном экземпляре, расходы на содержание катамарана, конечно могут показаться значительными. Однако, в связи с их огромной популярностью, цена катамаранов на вторичном рынке достаточно высока, а амортизация – минимальна. Да и продаются они значительно быстрее, чем классические лодки.
ДП: Популярность многокорпусников действительно растет и, в результате, высокий спрос обусловливает завышенные цены как на первичном, так и на вторично рынке. При принятии решения о покупке нужно, разумеется, обязательно учитывать и значительно более высокие расходы на содержание.
Майк КилиДэвид ПаркинсонИсточник(С) Перевод sail-friend.ru