collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Жизнь и судьба das Boot U-9  (Прочитано 4328 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля
Жизнь и судьба das Boot U-9
« : 23.05.2016, 23:52:10 »


В 1919 году, после поражения Германии в войне, страна утратила возможность строить субмарины, а подводная лодка U 9 легендарного Отто Веддигена в числе прочих отправилась на слом. Однако уже через 15 лет, после прихода к власти Гитлера, в строй кригсмарине вступила новая U 9, которая в знак преемственности получила тот же Железный крест на рубке. Этот знак отличия, явно выданный авансом, предстояло оправдывать – и если имя первой U 9 навсегда оказалось связано с Веддигеном, то второй лодке принёс известность один из лучших подводников кригсмарине Вольфганг Лют.

Подписанный 28 июня 1919 года Версальский мирный договор подтвердил условия перемирия, заключённого 16 января 1919 года между Германией и Антантой. Сразу несколько статей договора оговаривали полный и бессрочный запрет на строительство подводных лодок – Германия была лишена права иметь и строить субмарины даже в коммерческих целях. Но немцы не могли смириться с потерей возможности обладать оружием, которое столь эффективно зарекомендовало себя в годы войны, и утратить опыт и знания, накопленные в процессе строительства подлодок. Для этого им было необходимо найти нестандартное решение этой проблемы.



Раннее довоенное фото U 9. На рубке нанесён тактический номер, а эмблема Железного креста пока что отсутствует


По тайной инициативе командования рейхсмарине в июне 1922 года в Гааге (Голландия) была зарегистрирована фирма «Голландское предприятие – инженерная контора по судостроению» (N.V. Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw, или сокращённо IvS). По сути, она являлась ширмой для немецкого конструкторского бюро, созданного для проектирования и строительства подлодок за рубежом. За время своего существования IvS принимала участие в строительстве субмарин в разных странах, включая Финляндию. Именно в последней был реализован проект «Лилипут», в рамках которого была построена малая подводная лодка CV 707, вошедшая в строй ВМС Финляндии под названием «Весикко» (Vesikko – фин. «норка»).
В дальнейшем финская субмарина стала прототипом для немецких лодок типа IIA, которые были введены в строй сразу после отказа Гитлера выполнять условия Версальского мира. Спустя короткое время немцы доработали проект этих лодок, создав модифицированный тип IIB со следующими характеристиками:

Водоизмещение (надводное/подводное) – 279/329 тонн;
Силовая установка – дизельные двигатели 2×350 л.с., электродвигатели 2×205 л.с.;
Скорость (надводная/подводная) – 13/7 узлов;
Длина корпуса 42,70 м;
Диаметр корпуса 4,10 м;
Осадка 3,80 м;
Вооружение: три носовых торпедных аппарата, 5 торпед калибра 553 мм

Лодка, получившая при вступлении в строй кригсмарине 21 августа 1935 года порядковый №9, была именно такого типа. Первым командиром лодки был капитан-лейтенант Ганс-Гюнтер Лоофф (Hans-Günther Looff). В знак признания заслуг Веддигена командующий кригсмарине гросс-адмирал Редер специальной директивой закрепил за новой лодкой под таким же номером право на Железный крест по обеим сторонам рубки, включая и знаки отличия Первой мировой войны на нём (императорская корона, буква «W» и цифры «1914»). С начала вступления в строй флота и до конца 1939 года U 9 входила в состав флотилии «Веддиген», которая 1 января 1940 года была переименована в 1-ю флотилию подлодок. До начала войны после Лоофа лодкой командовали капитан-лейтенанты Вернер фон Шмидт (Werner von Schmidt) и Людвиг Матес (Ludwig Mathes) – последний и вывел U 9 в первый боевой поход.



Довоенное фото подлодок флотилии «Веддиген» в море. На переднем плане U 9, за ней видны рубки U 15, U 17 и U 19


25 августа 1939 года U 9 вышла в море из Вильгельмсхафена. Международная обстановка накалялась, Германия готовилась развязать Вторую мировую войну, и её вооружённые силы, включая и военно-морской флот, были приведены в состояние повышенной боевой готовности. Согласно плану «Ulla» (минирование английских портов и противодействие торговому судоходству и военным кораблям), в Северное море было направлено 14 лодок, включая U 9, которые заняли позиции в ожидании приказа. До 1 сентября субмарины соблюдали скрытность, уклоняясь от встреч с торговыми и рыболовецкими судами, и вели наблюдение за погодой.
С нападением на Польшу ситуация изменилась: лодки получили приказ быть готовыми к действиям и заняли боевые позиции. 3 сентября Англия объявила войну Германии, и операция «Ulla» началась. U 9 присоединилась к U 19, находившейся у восточного побережья Шотландии – перед лодками ставилась задача атаковать британский флот. Но ничего существенного не произошло, и, досмотрев несколько нейтральных судов, Матес 15 сентября вернулся в Киль. Там спустя четыре дня его сменил в должности капитан-лейтенант Макс-Мартин Шульте (Max-Martin Schulte), а лодка была поставлена на ремонт, который продлился месяц.

30 декабря 1939 года для U 9 произошло событие, которое сыграло в её истории большую роль: на ней вновь сменился командир, которым стал обер-лейтенант цур зее Вольфганг Лют (Wolfgang Lüth). Впоследствии он стал одним из известнейших подводников, асом номер №2 и обладателем практически всех высших наград Германии того времени. На U 9 он начинал свою карьеру командира, поэтому если первая U 9 вошла в историю как лодка легендарного Веддигена, то вторая стала легендарной уже потому, что ей командовал Лют, хотя ничего особо выдающегося под его командованием она не совершила. Чем было для Люта это назначение? Вот что пишет его биограф Джордан Воуз:

«Между Отто Веддигеном и Вольфгангом Лютом сходства … было мало. Лют был человеком совсем иного склада. Он пришёл на лодку, освящённую традициями, и для него всегда было тяжким бременем, действительным или воображаемым, жить в тени Веддигена».
Однако Лют справился с этим бременем, добыв свой кусок славы.

В первый поход с новым командиром U 9 вышла 16 января 1940 года из Киля через канал кайзера Вильгельма в Северное море. В отличие от Веддигена, Лют открыл свой счёт с торгового судна нейтральной страны – в ночь с 18 на 19 января им были потоплены шведские пароходы «Фландрия» (Flandria, 1179 тонн) и «Патрия» (Patria, 1188 тонн). Оба парохода шли навстречу друг другу из Гётеборга и Роттердама, совершая рейсы между Голландией и Швецией, и в точке, где их пути пересеклись, «шведов», к их несчастью, ждала U 9.



«Патрия» была замечена первой, и Люту показалось подозрительным, что судно освещено не в соответствии с правилами для нейтралов – с расстояния в 500 метров на нём нельзя было разглядеть ни флага, ни каких-либо обозначений на борту. Стоит отметить, что в конце октября 1939 года Карл Дёниц издал приказ, нацеленный на минимизацию потерь среди немецких подлодок. До командиров было доведено, что им запрещается высаживать досмотровые партии на суда и разрешается топить их после опознания флага только торпедами. В случае с указанными шведскими пароходами Лют, судя по всему, был уверен, что перед ним не нейтралы, и вынес им приговор, так как «шведы» не соблюли правила хождения нейтральных судов в зоне боевых действий. Любопытным представляется то, что в журнале боевых действий Руководства войной на море (Seekriegsleitung — SKL) причинами гибели «Фландрии» и «Патрии» указываются мины, а не подводные лодки. Это может служить подтверждением того, что Лют не сумел точно опознать ни принадлежность, ни название своих целей.

Как пишет Джордан Воуз, Лют устроил из потопления судов целое представление, пригласив на мостик свободную часть команды, чтобы разделить с ней первый успех. Столпотворение на мостике и советы, которые осмеливались давать матросы, мешали ему сосредоточиться, поэтому две первые торпеды прошли мимо «Патрии». В этот момент в поле зрения немцев появилась «Фландрия», которую поразила выпущенная в 23:53 третья торпеда. Затем пришла очередь и «Патрии», которая была торпедирована в 01:45 четвёртой торпедой. Оба судна затонули, понеся большие жертвы в экипажах: с каждого парохода спаслось по четыре человека, а 36 моряков погибли. К несчастью для Люта, на лодке прорвало топливный трубопровод, который заткнули деревянной пробкой, поэтому она была вынуждена взять курс на базу. 20 января U 9 пришла к Гельголанду, где неисправность устранили, и спустя двое суток лодка прибыла в Вильгельмсхафен.

В следующий поход U 9 вышла 5 февраля 1940 года. От Вильгельмсхафена до Гельголанда лодку тащил на буксире старый линкор «Шлезиен» (Schlesien), который использовался в ту зиму как ледокол из-за тяжёлой ледовой обстановки на море. Утром следующего дня Лют вышел в море для постановки мин в заливе Мори-Ферт на восточном побережье Шотландии. К вечеру 9 февраля лодка пришла в указанный район и легла на дно на глубине 70 метров для перезарядки торпедных аппаратов с торпед на мины. Ранним утром следующего дня U 9 поставила девять донных мин TMB на глубинах 22–24 метра.



Вольфганг Лют (1913–1945). Фото сделано до назначения на U 9, незадолго до начала войны


После постановки мин Лют отлёживался на грунте весь световой день, а с наступлением темноты всплыл и занялся охотой на торговые суда. В течение 10–11 февраля ему удалось обнаружить несколько пароходов, которые он преследовал, но потопить удалось только один: 11 февраля им был торпедирован эстонский угольщик «Линда» (Linda, 1213 тонны), следовавший из Англии в Швецию. Рано утром 14 февраля U 9 пришла на Гельголанд, а затем самостоятельно попыталась сквозь льды дойти до базы. После выхода она получила повреждения, и на выручку к ней был направлен ледокол. Лишь спустя три дня U 9 была отбуксирована им в Вильгельмсхафен.
Стоит отметить, что мины Люта, пролежав три месяца, всё-таки нашли свою жертву: 4 мая на них подорвался и затонул танкер Королевского флота «Сан Тибурсио» (San Tiburcio, 5995 тонн). Весьма любопытным представляется факт из этого похода Люта, отмеченный Джорданом Воузом в его книге:

«Лодка уже проделала солидный отрезок пути, когда кто-то обнаружил, что оперативный приказ… остался в порту! Были перебраны все папки с документами, но ничего найти не удалось. Лют собрал своих офицеров на совещание. Самым простым выходом из ситуации было вернуться в порт за новым приказом. Но это поставило бы Люта в идиотское положение. «Простите, я кое-что забыл здесь?» Такого Лют себе позволить не мог. И что скажет дух Веддигена?»

В результате Лют был вынужден заняться самодеятельностью и самостоятельно выбрать место для установки мин. Его инициатива оказалось столь удачной, что британский флот лишился танкера, 2193 тонн мазута и запчастей для 12 летающих лодок «Сандерленд».
В марте 1940 года Германия вела подготовку к вторжению в Данию и Норвегию, в котором кригсмарине отводилась важная роль. В начале месяца подводные лодки были отозваны на базу, где находились в боевой готовности, ожидая приказа выйти в море. Однако в Северном море была замечена активность британских субмарин. Вот что писал Карл Дёниц: «В районах Скагеррака, западнее Ютландии и в районе Терсхеллинга было запеленговано 14 английских подводных лодок. Так как операция должна была начаться не раньше 20 марта, для уничтожения подводных лодок противника в указанные районы выслали восемь малых подводных лодок, которые, однако, не добились успеха». U 9 тоже участвовала в этой операции, находясь в море с 14 по 20 марта, но никаких событий в походе не произошло.
4 апреля лодка Люта вышла из Киля, для того чтобы принять участие в операции подводных сил (план «Хартмут») для поддержки вторжения немецких войск в Норвегию. U 9 входила в состав 3-й группы лодок (пять единиц) с задачей перекрыть вход в норвежский порт Берген: четыре лодки (две пары) должны были контролировать оба главных входа, а пятая – занять позицию перед самым портом. 8 апреля U 9 была атакована самолётом, который неточно сбросил несколько бомб, и Лют успел уклониться погружением.

На следующий день началась операция по захвату Норвегии, во время которой U 9 находилась пять суток на позиции у Бергена, после чего 14 апреля зашла в захваченный немцами порт для пополнения запасов топлива и провизии. Вечером того же дня Лют снова вышел в море. 18 апреля он получил приказ возвращаться в Киль. Именно на обратном пути Люту удалось опустошить свои торпедные аппараты – после полудня 20 апреля U 9 произвела двухторпедный залп по польскому эсминцу «Блыскавица» (ORP Błyskawica), а спустя пять часов выпустила торпеду по неизвестному судну. В обоих случаях атаки оказались неудачными, хотя Лют считал эсминец потопленным (корабль дожил до наших дней в качестве музея). Рано утром 24 апреля U 9 пришла в Киль и встала на ремонт.



U 9 ближняя лодка 


После окончания ремонта штаб подводных сил решил больше не использовать U 9 как боевую лодку и передать её в учебную флотилию в Готенхафен на Балтику. Однако реализация немецкими войсками плана «Гельб» (вторжение в страны Бенилюкса и во Францию) изменила планы Дёница. 1 мая шедший в Готенхафен Лют получил приказ вернуться в Киль и готовиться к новому походу. Решение Дёница снова бросить в бой U 9 было продиктовано тем, что многие лодки после Норвежской кампании нуждались в ремонте или находились в Норвегии. Поэтому командующий подводными силами должен был отправить к побережью Голландии и в Дуврский канал хоть что-то для поддержки начавшегося наступления на суше.

Любопытно, что противник думал так же. 6 мая командующий подводными силами Метрополии адмирал Макс Хортон (Max Kennedy Horton) приказал всем исправным лодкам выйти в море и занять позиции у голландского побережья. Для формирования там патрульной линии было задействовано 13 субмарин (британских, французских и польских), в тот же район Дёниц отправил и свои лодки.

5 мая Лют вышел в новый поход, который оказался для U 9 самым успешным за всю её историю. Согласно записям в журнале боевых действий лодки, перед самой полуночью 8 мая верхняя вахта заметила тёмный силуэт субмарины, расстояние до которой составляло 3000–4000 метров. Так как лодка Люта была отчётливо видна на фоне огней порта Ден-Хелдер, он начал маневрирование, чтобы занять позицию, где его было бы трудно заметить. Замеченная субмарина была опознана как британский подводный минзаг типа «Грампус» (Grampus class). Заняв удобную позицию для атаки, U 9 по команде вахтофицера Франца Грамицки (Franz Gramitzky) с расстояния 700 метров выпустила две торпеды. Спустя 52 секунды одна из них попала в цель, и на U 9 наблюдали взрыв и вспышку яркого пламени. От противника на поверхности остались только обломки и пятно нефти. На самом деле жертвой Люта стала французская подводная лодка «Дорис» (Q 135 Doris), чья позиция на беду совпала с позицией U 9. Все 45 человек экипажа «Дорис» погибли. Веддиген, топивший именно военные корабли, был бы доволен своими последователями!



Субмарина «Дорис», построенная в 1928 году и традиционно для французского флота названная в честь одной из нимф


Продолжив поход, Лют добился ещё одного успеха. 11 мая U 9 потопила два парохода: эстонский «Вийю» (Viiu, 1908 тонн) и английский «Тринга» (Tringa, 1930 тонн). Вечером 15 мая лодка вернулась в Вильгельсхафен, но перерыв между окончанием этого похода и началом следующего длился меньше суток. Пополнив запасы топлива, торпед и провизии, в 15:00 следующего дня Лют снова вышел в море. Обстановка того требовала, так как события на суше развивались молниеносно. 20 мая Лют получил радиограмму о захвате Антверпена, крупнейшего порта Бельгии, что означало начало бегства судов, стоявших в её портах, в Англию.

Но вольной охоте на них мешали два обстоятельства: вражеские эсминцы и дизели U 9, дававшие сбои в работе. 23 мая Люту посчастливилось найти лёгкую цель в виде судна, которое тащил за собой в сторону английского берега буксир. В 12:54 лодка выпустила две торпеды, которые раскололи пароход пополам. Позже, когда экипаж покинул судно и был подобран буксирами, U 9 осмотрела пустые шлюпки, где немцы нашли документы бельгийского солдата. Вкупе с тем, что судно буксировали в Англию, это позволило Люту считать, что он потопил важный войсковой транспорт. На самом же деле он торпедировал бывшее латвийское судно «Сигурд Фаульбаум» (Sigurd Faulbaum, 3256 тонн), не имевшее хода, по причине чего англичане решили буксирами перетащить его в Англию, нагрузив 1000 тонн различных военных грузов, которые они пытались эвакуировать из Бельгии. По этой причине догадку Люта можно считать недалёкой от истины.




24 мая U 9 взяла курс к английскому берегу, где в три часа утра следующего дня обнаружила и неудачно попыталась атаковать три английских эсминца (HMS Jackal, HMS Javelin и HMS Gallant), которые, в свою очередь, заметили лодку и сделали её мишенью для своих глубинных бомб на протяжении 21 часа. U 9 сильно досталось – всё, что могло повредиться, было повреждено. Субмарине чудом удалось уйти и доковылять до базы, где её встретил Дёниц, мысленно уже похоронивший Люта и его экипаж.

После постановки лодки на ремонт было признано нецелесообразным использовать её в боевых действиях. Поэтому 11 июня 1940 года Лют сдал U 9 обер-лейтенанту цур зее Вольфгангу Кауфману (Wolfgang Kaufmann), а сам получил назначение на новую лодку. Впоследствии он командовал ещё тремя субмаринами и стал прославленным подводным асом, уступив в потопленном тоннаже только Отто Кречмеру. Он пережил войну, но погиб в результате несчастного случая 13 мая 1945 года.

После завершения ремонта U 9 была отправлена на Балтику, где вошла в состав одной из учебных флотилий и использовалась как учебная лодка для тренировки будущих экипажей боевых подлодок. Возможно, крестоносная субмарина так до конца войны и оставалась бы учебной, если бы не нападение Германии на Советский Союз.

U 9 под командованием Вольфганга Люта в Вильгельмсхафене 15 мая 1940 года. Над лодкой развеваются три вымпела – два потопленных судна и подлодка «Дори». Любопытна форма эмблемы на рубке – видимо, крест снят и видно только основание его крепления




Начало Великой Отечественной войны ознаменовало новый виток в судьбе немецкой подлодки U 9. С нападением 22 июня 1941 года Германии на СССР немецкие ВМС получили еще три морских театра военных действий, в том числе и на Черном море. Однако там изначально не имелось каких-либо немецких кораблей, за исключением нескольких речных тральщиков типа FR Дунайской флотилии, поэтому в первые месяцы войны против советского флота действовали только румынские ВМС, численность, подготовка и активность которых оставляли желать лучшего.



Подводная лодка типа IIB подготовлена к транспортировке по Эльбе. Корпус лодки, максимально облегченный, лежит на понтоне


Переброска кораблей с других театров морем была невозможна, так как Турция не собиралась нарушать нейтралитет и открывать черноморские проливы для прохода военных кораблей воюющих держав. Попытка договориться с Турцией о покупке у нее подводных лодок успехом также не увенчалась. Немцам ничего не оставалось, как пойти на весьма необычный шаг, а именно произвести переброску кораблей небольшого водоизмещения на Черное море по суше и рекам.

Та операция была весьма трудоемкой, однако благодаря ей на Черном море у Германии появились собственные легкие силы, состоящие из подводных лодок, тральщиков, торпедных катеров и т.д. Впрочем, не все корабли были доставлены таким путем – часть из них была построена на верфях Черного моря. Расчетные расходы на транспортировку кораблей по суше были высокими, и Гитлер неоднократно отвергал предложения переброски кораблей таким способом. Он не считал нужным идти на такие затраты, ожидая скорой победы над СССР, поэтому все обращения командования кригсмарине дать разрешение на транспортировку малых субмарин на Черное море в 1941 году не увенчались успехом. Провал блицкрига позволил гросс-адмиралу Редеру вернуться к этому вопросу.

В феврале 1942 года тема была поднята вновь, и на этот раз разрешение было получено. Началась подготовка к самому процессу перевозки. Для Черного моря изначально были выбраны три подводных лодки типа IIB — U 9, U 19 и U 24, уже переведенные на тот момент в разряд учебных. В апреле-мае 1942 года лодки были выведены из состава флота и переведены в Киль для подготовки к транспортировке.



буксировка лодок на понтонах по Эльбе


Прежде всего, субмарины необходимо было облегчить. Для этого с них были сняты дизели, электромоторы, аккумуляторные батареи и другое тяжелое оборудование, а также срезаны рубки. В таком «распотрошенном» состоянии лодки из Киля отправлялись в путь на понтонах через Кильский канал в Эльбу, по которой их спускали до Дрезден-Юбигау. Оттуда лодки везли автомобильным транспортом до Ингольштадта. Затем они вновь продолжали свой путь на понтонах, но уже по Дунаю до румынского Галаца, который являлся конечной точкой маршрута. После того, как все три «двойки» успешно прошли весь путь, 26 августа 1942 года Гитлер санкционировал переброску еще трех субмарин того же типа — U 18, U 20 и U 23. После сборки все лодки вновь были введены в строй и образовали 30-ю подводную флотилию под командованием капитан-лейтенанта Хельмута Розенбаума (Helmut Rosenbaum). Незадолго до повышения по службе Розенбаум отличился – командуя лодкой U 73, потопил 11 августа 1942 года в Средиземном море британский авианосец «Игл» (HMS Eagle), за что получил Рыцарский крест.



транспортировка лодок из Дрезден-Юбигау в Ингольштадт с помощью автотранспорта


После того, как крестоносная субмарина была собрана на верфи в Галаце немецкими специалистами, 28 октября 1942 года она вступила в строй флота. Ее командиром вновь стал обер-лейтенант цур зее Ганс-Йоахим Шмидт-Вайхерт (Hans-Joachim Schmidt-Weichert), уже командовавший U 9 с июля 1941 по апрель 1942 года. На следующий день лодка с помощью буксира «Мистраль» спустилась по Дунаю до его устья и вышла в Черное море. 30 октября она прибыла в румынский порт Констанца, который был выбран базой 30-й подводной флотилии.
Шмидт-Вайхерт вывел свою лодку в первый поход 11 ноября 1942 года. Всего под его командованием U 9 совершила шесть боевых походов, действуя на линии советских портов черноморского побережья Кавказа, где произвела лишь четыре торпедные атаки, выпустив восемь торпед. Ни одна атака не стала результативной.

16 сентября 1943 года Шмидт-Вайхерта сменил обер-лейтенант цур зее Хайнрих Клапдор (Heinrich Klapdor), вахтенный офицер U 9. Как и его прежний командир, Клапдор не сумел добиться никаких успехов. Под его командованием до начала 1944 года лодка совершила два боевых похода, за время которых произвела только одну безрезультатную торпедную атаку. 25 декабря 1943 года Клапдор привел U 9 в Констанцу, где она встала на ремонт. Субмарина к этому моменту находилась в далеко не лучшем техническом состоянии – необходим был ремонт дизелей и замена элементов аккумуляторной батареи.



Подводная лодка U 9 в порту Констанцы, май 1943 года


21 февраля 1944 года Клапдор снова вышел в море, но спустя неделю был вынужден вернуться для замены блока цилиндров дизеля. 23 марта лодка была отправлена к побережью Кавказа, и 27 марта, находясь у Поти, наблюдала в гавани линкор, крейсера и два пассажирских судна. Сутки спустя Клапдор был вынужден взять курс на Феодосию, так как один из его унтер-офицеров заболел пневмонией. 30 марта U 9 зашла в порт, где больного отправили в лазарет, а лодка задержалась для погрузки провианта и заправки топливом.
Задержка в Феодосии оказалась неудачной как для Клапдора, так и для его лодки. 31 марта во время налета советской авиации U 9 получила попадание бомбой в левый борт, в результате чего в ее прочном корпусе образовалась трещина. Сам Клапдор был ранен и попал в госпиталь, а лодку на ремонт в Севастополь повел вахтенный офицер Вольф-Дитрих Дерманн (Wolf-Dietrich Dehrmann). Из Севастополя в Констанцу лодка отправилась под началом временно прикомандированного офицера.

7 апреля U 9 принял под командование экс-командир U 24 капитан-лейтенант Клаус Петерсен (Klaus Petersen). 26 апреля после окончания ремонта он вывел лодку в 11-й по счету боевой поход в Черное море в район между Туапсе и Новороссийском. Петерсен действовал очень активно и агрессивно – пожалуй, со времен Люта U 9 не ходила под началом такого напористого командира.

5 мая в районе Туапсе Петерсен расстрелял из зенитного 20-мм автомата и пулемета MG 15 советскую рыболовную шхуну «Буревестник». Подлодка вела огонь до тех пор, пока парусник не начал дымиться и садиться кормой в воду. По «Буревестнику» было выпущено 420 снарядов из зенитки и 320 пуль из пулемета, но шхуна в итоге не затонула, а была лишь повреждена. 7 мая Петерсен атаковал торпедой каботажное судно, но промахнулся.



Два «черноморских» командира U 9: слева обер-лейтенант цур зее Хайнрих Клапдор, справа капитан-лейтенант Клаус Петерсен


Спустя четыре дня U 9 совершила удачную атаку. 11 мая в 16:32 во время нападения на советский конвой в районе Туапсе она выпустила самонаводящуюся торпеду и поразила сторожевой корабль «Шторм», которому взрывом оторвало корму. Командир сторожевика капитан-лейтенант В.А. Паевский и командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант П.И. Дурнов сумели организовать борьбу за выживание. Корабль остался на плаву, и базовый тральщик «Щит» отбуксировал его в Туапсе. 31 июля «Шторм» был переведен для восстановления в Поти, где простоял до окончания войны, а затем был восстановлен в плавдоке Севастопольского морского завода.



Советский сторожевик «Шквал» (тип «Ураган»), однотипный с «Штормом», ставшим целью атаки U 9.


Неугомонный Петерсен продолжил свой поход в том же духе. В полдень 17 мая U 9, находясь у Геленджика, атаковала советский конвой, выпустив по входящему в него танкеру две торпеды, но промахнулась. 25 мая Петерсен снова совершил торпедную атаку в районе Туапсе, выпустив самонаводящуюся торпеду по сторожевому катеру. Взрыв был услышан через 11 минут 30 секунд, но атака оказалась безрезультатной. Стоит отметить, что этот поход дался Петерсену нелегко, так как дизели лодки постоянно давали сбой. За сутки до последней атаки командир отправил в штаб флотилии радиограмму, запросив отход на базу из-за неисправности одного из дизелей. 28 мая U 9 пришла в Констанцу, завершив свой результативный поход на Черном море.

После возвращение на базу на лодку вновь вернулся поправившийся после ранения Хайнрих Клапдор, который 15 июля вывел лодку в последний поход, длившийся до 11 августа. За это время Клапдор действовал у побережья Кавказа, где совершил две неудачные торпедные атаки малых советских кораблей.

В августе 1944 года немецкая группировка кораблей на Черном море доживала последние дни. Во время налета советских пикирующих бомбардировщиков Пе-2 ВВС Черноморского флота на Констанцу 20 августа 1944 года было потоплено и повреждено много кораблей и судов. U 9 в числе прочих получила прямое попадание бомбы и легла на грунт у пирса. Попытки немцев поднять лодку ни к чему не привели. Кроме неё, были серьезно повреждены U 18 и U 24, которые спустя пять дней немцам пришлось затопить – было очевидно, что Констанца вот-вот будет занята советскими войсками.



Экипаж младшего лейтенанта Н.И. Горячкина из состава 40-го БАП ВВС Черноморского флота — участники налетов на румынские порты в августе 1944 года. Бомбардировщики Пе-2 именно этого полка потопили U 9 в гавани Констанцы.


22 октября 1944 года U 9 была поднята аварийно-спасательной службой советского Черноморского флота и отбуксирована в Николаев. 19 апреля 1945 года она была поставлена на восстановительный ремонт и зачислена в состав ВМФ СССР с присвоением обозначения ТС-16. 12 декабря 1946 года лодка была исключена из списков ввиду невозможности восстановления и сдана на разборку.

Так закончилась история второй лодки с номером U 9, которая несла на своей рубке Железный крест в память о заслугах ее предшественницы из кайзеровского флота.

Стоит отметить, что в сравнении судеб обеих крестоносных лодок прослеживается много совпадений. Обе лодки максимально активно воевали в начале своей карьеры в Северном море под командованием таких талантливых командиров и подводных асов как Отто Веддиген и Вольфганг Лют. Вторая часть карьеры обеих U 9 связана с боевыми действиями против России, где они особыми успехами не блистали, но каждая записала на свой счет потопленные или поврежденный корабли под Андреевским или советским флагом. Обе лодки фактически уцелели до окончания боевых действий и попали в руки победителей, которые пустили их на слом. Возможно, в этом есть что-то символическое и для флота Германии, который дважды на протяжении полувека спускал свои флаги перед победителями.




Еще одним интересным моментом в истории подлодки U 9 является судьба эмблемы, красовавшейся с обеих сторон ее рубки, после окончания Великой Отечественной. Как писал в своей статье об истории U 9 немецкий историк Ганс-Йоахим Рёлль (Hans-Joachim Röll), немцы потеряли следы своей реликвии после разборки лодки на металл в 1946 году. Попытки обнаружить ее следы были безуспешны, пока спустя полвека после гибели U 9 в Констанце немецкий исследователь Герд Эндерс (Gerd Enders), собиравший материал о действиях немецких лодок на Черном море для своей книги, не посетил музей Черноморского флота в Севастополе.

Там он увидел один из крестов U 9, демонстрировавшийся как музейный экспонат. Эндерс писал, что на кресте не было императорской короны кайзера и его монограммы «W», которые, по мнению Рёлля, могли быть удалены в советское время «по политическим причинам». Однако стоит заметить, что Эндерс ошибся: фотографии эмблемы U 9 из музея подтверждают исчезновение с креста только короны, буква «W» и цифры «1914» на нем сохранились.



U 9, поднятая аварийно-спасательной службой, в доке судоремонтного завода. Хорошо видна пробоина в носовой части.


Второй крест с рубки U 9, по мнению Рёлля, был утерян навсегда, но и здесь немецкий историк ошибается. Как удалось установить автору статьи, эта эмблема хранится в Военно-морском музее в Петербурге. После войны она была передана музею назначенным на бывшую U 9 командиром капитаном 3-го ранга А.И. Прокофьевым и доставлена в Ленинград из Севастополя сотрудником музея майором И.В. Рыжовым. Долгое время крест находился в запасниках и лишь не давно стал экспонатом зала №7, в котором представлена экспозиция по истории Балтфлота в Первой мировой войне. Любопытно, что в отличие от креста в музее Севастополя, крест в Петербурге сохранился в первозданном виде, включая императорскую корону.

Так в музейных экспозициях в Петербурге, Севастополе и Альтенбрухе закончилась история двух немецких субмарин с крестами на рубках. В подводном флоте современной Германии подлодки под номером U 9 не существует…



Железный крест с рубки U 9 в экспозиции Военно-морского музея в Петербурге сохранился в оригинальном виде.


Источник
« Последнее редактирование: 27.05.2016, 00:32:21 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2972 Сообщений
grebenshch
581 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 424
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Апрель 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 [19] 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal