collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Подруливающее устройство (bowthruster)  (Прочитано 6080 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Ох, уж эти легенды про подруливающее устройство!

Ох, уж эти рассказы про то, что «без неё – никак»!

О, это упование новичков, да и многих «хожалых» шкиперов, на то, что «подрулька вывезет»!
Безусловно, маневры при швартовке на ограниченных акваториях требуют от шкипера высокой точности и мастерства в управлении яхтой. Но подруливающее устройство не заменит вам вышеперечисленных качеств.

Если отвлечься от легенд, про bowthruster можно сказать одно: если вы умеете управлять лодкой в стеснённых условиях без подрульки, значит вы смело можете ею пользоваться, как хорошим инструментом для маневрирования в узком пространстве марин и гаваней. 

Не стоит думать, что отсутствие опыта при заходе на швартовку вам заменит «всемогущее» устройство, расположенное в носовой части яхты. Подрулька – помощник только в опытных руках. А в неопытных – бесполезный инструмент. Более того – вредный. Ведь, уповая на подрульку, неопытный рулевой всегда будет от неё в зависимости, и всегда будет сокрушаться, что она не «вывезла» и не предотвратила грустных последствий его неумелых действий.

Эта статья для тех, кто хочет научиться использовать подрульку, как подспорье, уже освоив способы управления яхтой под мотором и без неё.

Что это такое?

Подрулька представляет собой гребной винт на электрическом приводе, расположенный в носовой подводной части яхты.



На чартерном флоте бывает трёх типов (см. таблицу).

Нужно сказать, что существуют и кормовые подруливающие устройства (sternthruster), которые при использовании вместе с носовыми позволяют подводить яхту к месту швартовки боком (лагом).

Но всё же наибольшее распространение на сегодняшний день получили встроенные («колодцевые» или туннельные) носовые подрульки и выдвигающиеся из корпуса. Туннельное подруливающее устройство представляет собой сквозной поперечный туннель, проще говоря, – трубу в подводной части судна судна и проходящую от борта до борта, внутри которой расположен гребной винт. Работающий винт отбрасывает из этой трубы поток воды вправо или влево, создавая т.н. упор и поворачивая нос яхты в нужном направлении.

Выдвижной bowthruster, когда не используется, спрятан в нише днища носовой части яхты. Ниша прикрыта крышкой, чтобы снизить турбулентность обтекающего корпус лодки потока воды. В рабочем положении эта подрулька выдвигается, и дальше – всё, как уже описано выше: вращаясь, винт толкает нос яхты вбок, а изменяя направление вращения, можно изменить направление этого импульса: вправо или влево. Правда, последние исследования говорят, что турбулентность, возникающая в районе сквозного туннеля настолько мала, что её влияние на скорость яхты ничтожна (от 0,1 до 0,6%).



Управляется устройство с пульта, расположенного на рулевом посту яхты. Это небольшая панель с парой кнопок или, реже, джойстиком. Джойстиком же управляются яхты, оборудованные системой Dock&Go. Это такая система управления яхтой, когда подрулька и поворотная колонка сейлдрайва позволяют перемещаться вообще как угодно, хоть лагом.

Обычно для приведения подрульки в рабочее состояние нужно нажать две кнопки одновременно и подождать звукового сигнала, возвещающего: «Я готова, хозяин!». Для отключения нажимаются те же две кнопки до двойного звукового сигнала.

При приёмке лодки в чартерной компании её работник, проводящий check-in, даёт пояснения, как включать-выключать подрульку и правильно её использовать. Запомните все инструкции и обязательно повторите в его присутствии все манипуляции на пульте сами.

На этом знакомство с этим девайсом можно считать законченным. Переходим к содержательной части: как правильно пользоваться?

Что нужно помнить

1. Привод у подрульки электрический. Спалить обмотки электромотора, крутя его больше 8-10 секунд – пара пустяков! Чаще всего так и бывает: Неумелый рулевой, гудя подрулькой, запихивает яхту на стояночное место в марине и вдруг гудение прекращается: мотор сгорел!  И, скорее всего, вместе с ним сгорела половина вашего депозита  L

Даже современные подрульки требуют охлаждения не могут долго работать без остановки более 12-15 секунд.. Не раскручивайте bowthruster больше 8 секунд! Интервал между включениями должен быть не менее 3-4 секунд. Количество последовательных включений с этим интервалом – не более трёх раз.

2. Бесполезно пытаться с помощью подрульки вынести нос на ветер, дующий больше 12-15 узлов. Для этого требуется работать подрулькой продолжительное время. Что дальше? См. пункт первый.

3. Когда баковый задаёт муринг на носовую утку, «хвост» муринга (по закону подлости!) свисает в аккурат напротив подрульки. И, если вы, забыв об этом, попытаетесь сейчас подать нос в сторону муринга, «хвост» мгновенно намотается на винт. После чего вам предстоит развлечение по извлечению (чаще – вырезанию) этого «хвоста» из плена. Особенно этот аттракцион хорош для упражнений капитана и экипажа на туннельных подрульках. Большая удача, если при этом наматывании от нагрузки не сгорит электродвигатель.



Используем с толком

Во многих яхтенных школах учат правильно использовать подрульку, обращая внимание на то, что это лишь помощник грамотному шкиперу.

Подрулькой следует пользоваться тогда, когда вы понимаете, что для завершения начатого манёвра вам не хватает пространства и обычными средствами вы его завершить не сможете (или это будет сопряжено с дополнительными трудностями и хлопотами).

Прежде, чем начать такой маневр, включите подрульку и убедитесь, что она работает в обе стороны. Задолго до манёвра не стоит этого делать. Как правило, все подрульки через некоторое время после включения автоматически выключаются. Поэтому вам совсем не улыбается в тот момент, когда вы уже протянули руку к пульту, чтобы воспользоваться помощью «носового доводчика», услышать самодовольное «Бип-бип!» и увидеть погасший индикатор. На включение и проверку в такой ситуации уже не останется времени L

Помните, что лодка обладает инерцией. Лучше работать серией коротких включений, чем увидеть, что вы переборщили и включать подрульку в обратную сторону.

Можно использовать подрульку не только, как помощника при маневрировании в тесноте. Если на яхте отказало рулевое управление, то можно использовать bowthruster для корректировки курса вместо руля. Не стоит напоминать, что при этом должен быть запущен двигатель, если вы не хотите посадить сервисные аккумуляторы: подрулька – вещь электрическая и кушает именно электричество.

Хорошо использовать подрульку при отходе от причала, если вы были ошвартованы лагом. При отходе вперёд вам  нужно будет обезопасить корму яхты от касания причальной стенки, когда вы будете поворачивать, чтобы отойти. Подсовывать кранец в опасное место – к сожалению, не всегда эффективная мера. Кранец может быть выдавлен при скольжении по стенке и царапин не избежать. Да и не очень удобно заниматься этой эквилибристикой на тесной корме яхты.

1. Запустите двигатель и расставьте людей (на швартовы+одного на всякий случай с кранцем на корме);
2. Дайте команду отдать швартовы;
3. Включите bowthruster;
4. Поверните руль в сторону причала на 30-45°;
5. Ручку ГР на «малый вперёд» и тут же задействуем подрульку, отводя нос от причальной стенки.

Повёрнутый в сторону причала руль будет заставлять корму отходить от причала, а подрулька – отодвигать от него носовую часть. В результате яхта будет двигаться вперёд и одновременно отходить боком от причала.



Внимание! Такой способ отхода хорош и эффектен в ситуации штиля или умеренного ветра. Плюс к этому перед носом вашей лодки должно быть хотя бы метра четыре-пять свободной воды. На сильном прижимном ветру это не работает, тут уже нужно использовать шпринги. Та же история со шпрингами вас ждёт, если ваша лодка на стоянке зажата между двумя судами, близко расположенными к вашей по носу и по корме.

Желаю всем удачи! И не только в море J

Источник

Оффлайн Grumete

  • Старожил
  • ****
  • Карма: +15/-0
    • Просмотр профиля
Re: Подруливающее устройство (bowthruster)
« Ответ #1 : 21.09.2016, 20:45:13 »
Подрулька - хороший помощник в швартовке в умелых руках (а иногда и в не особо умелых). Это безусловно. Мне очень запомнился опыт швартовки по инерции движения лодки. Не было подрульки, шли  на буксире по причине отсутствия ветра и поломке мотора. Нас практически довели до места стоянки, а потом швартовались своими силами)))

Оффлайн Grumete

  • Старожил
  • ****
  • Карма: +15/-0
    • Просмотр профиля
Re: Подруливающее устройство (bowthruster)
« Ответ #2 : 21.09.2016, 20:49:33 »
А кто-нибудь швартовался под парусом?

Оффлайн bigbird

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +13/-0
    • Просмотр профиля
    • Яхтинг от и до. Справочный портал
Re: Подруливающее устройство (bowthruster)
« Ответ #3 : 22.09.2016, 01:16:46 »
Периодически практикуем :) Правда, на спортивных лодках. В марине движение под парусом запрещено, но мой инструктор для общего развития демонстрировал швартовку 43 футовой лодки к понтону при 15 узлах

Оффлайн Grumete

  • Старожил
  • ****
  • Карма: +15/-0
    • Просмотр профиля
Re: Подруливающее устройство (bowthruster)
« Ответ #4 : 22.09.2016, 21:36:35 »
Мечтаю о швартовке под парусом на круизной лодке :) Думаю, что это было бы хорошей морской практикой. Что за спортивная лодка?

Оффлайн bigbird

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +13/-0
    • Просмотр профиля
    • Яхтинг от и до. Справочный портал
Re: Подруливающее устройство (bowthruster)
« Ответ #5 : 23.09.2016, 01:22:37 »
Видимо, считается все-таки не очень хорошей практикой, раз в маринах запрещают :( При слабом ветре проблем нет особых - всегда можно вовремя "скинуть" паруса. Можно найти отдельно стоящий понтон и потренироваться около него ;)

Любые маленькие спортивные лодки, типа Este 24, Beneteau Platu 25, J-ки и SB-шки всегда швартуем под парусами :)

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2972 Сообщений
grebenshch
595 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 518
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 1
  • Точка Сейчас на форуме:

* Календарь

Апрель 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 [26] 27
28 29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal