collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Краткий курс хорошей морской практики: постановка и снятие с якоря  (Прочитано 4377 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Постановка на якорь

Становимся ли мы на якорь в марине (при отсутствии муринга), укрываемся ли от непогоды в уютной бухточке или просто в живописном, но необорудованном для стоянки месте, под двигателем или под парусами, мы совершаем маневры, которые подчиняются общим правилам, которые мы и рассмотрим.

Практически все чартерные яхты оборудованы электрическими якорными лебедками — ­ шпилями. Эксплуатируя их, необходимо помнить следующее:

  • Включать шпиль только при работающем двигателе. В противном случае шпиль быстро «посадит» ваш аккумулятор.
  • При приёмке яхты в чартер попросите показать место установки предохранителей цепи электропитания шпиля. Если они не автоматические, потребуйте запасные.
  • Не перегружайте шпиль! Он не предназначен для подъёма скал со дна морского!
  • Если электропривод шпиля окончательно отказал, пользуйтесь входящими в комплект ручкой или рычагом (гандшпугом). Мускульной силы вполне достаточно для выборки якоря, хотя при сильном ветре и волнении вам придется изрядно попотеть.
  • Держите пальцы подальше от движущихся частей шпиля!

Постановка на якорь под двигателем

Манёвры, связаны с постановкой на якорь под парусом или под двигателем абсолютно идентичны.  Просто под двигателем вы выйдете в точку отдачи якоря гораздо быстрее и точнее.

Рулевой (капитан) полностью организует и контролирует процесс.

Команда: приготовиться к отдаче якоря! Экипаж проверяет якорное устройство и готовит его к работе. Информация рулевому: якорь готов к отдаче!

Рулевой осматривается и выбирает место якорной стоянки с учетом возможного перемещения яхты вокруг отданного якоря.

Рулевой выводит яхту в точку отдачи якоря против ветра (течения) и контролирует начало дрейфа назад.

Команда: отдать якорь! Отдаётся стопор и якорная цепь вытравливается на заданную длину. Длина контролируется специальным счетчиком или цветными метками на цепи или канате. Она должна быть не менее 5­-ти глубин.

Команда: цепь на стопор!

Производится проверка ситуации: «встал» ли якорь. Рулевой даёт задний ход, выдерживая направление «носом против ветра» (течения).

Если якорь не «держит», повторяем  маневр до получения положительного результата. Контролируем отсутствие дрейфа по ориентирам на берегу (желательно два ориентира в створе).

Если перемещение яхты вокруг якоря нежелательно, отдаём дополнительно кормовой якорь, для чего:



Стравливая цепь (канат) основного якоря, выходим в точку отдачи кормового якоря, отдаём его и растягиваем яхту между двух якорей.

Иногда целесообразно закрепить кормовой на берегу, используя для завоза его яхтенный тузик. Идеально будет выглядеть заведение швартова «серьгой», что позволит снятие его без выхода на берег.

Советы:

  • Всегда разгружайте якорный шпиль, используя стопора или специальные стопорные концы, заводя их от цепи на швартовочные утки или битенги.
  • В ночное время не ограничивайтесь якорным (клотиковым) огнём на топе мачты. Дополнительно освещайте яхту, используя фары на краспицах или другие источники света (фонарь на светодиодах), освещающие корпус вашей яхты.
  • Периодически контролируйте отсутствие дрейфа на якоре с помощью GPS приёмника или визуально.

Постановка яхты на якорь под парусами имеет некоторые особенности:

  • Убрать стаксель, улучшив обзор рулевому и освободив экипажу место на баке для работы с якорным устройством.
  • Выходить в точку только под гротом, приводя яхту в положение «левентик».
  • Когда яхта начнёт дрейфовать назад, отдать якорь, далее ­ читайте выше.


Снятие с якоря

Вне зависимости от того, производим ли мы съемку под двигателем или под парусами, мы обязательно включаем двигатель, если выбираем якорный конец (цепь) электрическим шпилем. Кроме того, двигаясь малым ходом к якорю, мы облегчаем работу шпилю. В любом случае маневр по съемке с якоря состоит из ряда последовательных стандартных операций.



а) яхта подтягивается к якорю



б) положение «панер»



в) «якорь встал»



г) «якорь чист»

Снятие под двигателем

Включаем и прогреваем двигатель. Посылаем матроса на бак. Начинаем движение малым ходом, синхронно выбирая якорный конец (цепь). Баковый матрос информирует рулевого о положении «панер», производит вырыв якоря из грунта и информирует рулевого об этом возгласом «якорь встал». С этого момента можно набирать ход и свободно маневрировать. Продолжаем выбирать якорный конец. Якорь показался из воды. Баковый матрос информирует рулевого возгласом «якорь чист». Это означает, что якорь не поднял со дна ни трос, ни кабель, ни чужую якорную цепь. Яхта покидает якорное место. Якорь очищают от остатков налипшего грунта, водорослей и крепят «по­походному» на штатное место.

Снятие под парусами

Поднимаем грот и растравливаем гика­шкот до заполаскивания паруса.

Посылаем матроса на бак и начинаем выбирать якорный конец, подтягивая яхту к якорю.  На малых яхтах это выполняем вручную, а на крупных ­ с помощью шпиля. Шпиль включаем только при работающем двигателе (иначе моментально «посадим» аккумулятор). При возгласе бакового «якорь встал» грот выносится на ветер, помогая яхте увалиться до курса  бендевинд. Ставим стаксель, выбираем гика ­ и стаксель ­ шкоты и уходим с якорного места. Якорь очищаем и крепим по ­ походному. Маневр поясняется (рис. 2).

Очевидно, что снятие под парусами требует значительного свободного пространства, что не всегда возможно на акватории марины, а также слаженной работы экипажа. Последовательность операций аналогична при снятии под двигателем.



а) исходная позиция; б) якорный конец выбран до предела, грот вынесен на ветер; в) якорь выбран из грунта, яхта уходит с якорного места

Вырыв якоря из грунта

Мы должны быть готовы к тому, что якорь не всегда «охотно» расстается с грунтом. К примеру, усилие вырыва якоря Данфорта доходит до 40% его держащей силы. Не отчаивайтесь и не пытайтесь  вырвать якорь с помощью шпиля. В лучшем случае сгорят предохранители. Приводим несколько приемов освобождения якоря. Если яхта сравнительно небольшая, собираем весь экипаж на баке, вызывая дифферент на нос. Выбираем якорный конец втугую и закладываем его на швартовные утки или битенг. Экипаж переходит на корму, нос всплывает и выдергивает якорь из грунта. Если имеется достаточно свободного пространства вокруг якорного места, можно закрепив якорный конец (стопор, утка, битенг), двигаясь под двигателем в разных направлениях, «раздергать» якорь.

Очистка якоря

Каждый якорь, независимо от его конструкции, обладает свойством зацепляться не за грунт, а за предметы, совсем нежелательные: чужие якорные цепи, кабели, трубопроводы, корчи, камни, топляки, корпуса затонувших судов, металлолом и пр. Как правило, такие зацепы приводят к неприятным хлопотам и нередко заканчиваются потерей якоря. А потерять якорь, по старым морским канонам ­ плохая примета.



Итак, прозвучал сакраментальный возглас бакового матроса «якорь не чист!» Что делать? Если якорь снабжен том­буем (а это крайне желательно!), можно попытаться освободить якорь, выбирая буй­реп, т.е. прилагая силу, действующую в противоположном направлении. Эту операцию лучше производить с яхтенного тузика, а не с борта яхты.

При зацепе за чужую цепь, можно поднять последнюю небольшим якорем­ «кошкой» до поверхности воды, где удобно будет освободить и становой якорь, и якорь ­«кошку».

Настоятельно рекомендуем иметь на борту легководолазное снаряжение в комплекте с членом команды, умеющим им пользоваться. В противном случае придется обращаться к посторонней помощи. В любом случае, за якорь следует бороться, учитывая его высокую стоимость, а также, невозможность продолжать плавание без станового якоря.

Источник
« Последнее редактирование: 24.09.2016, 01:02:58 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2972 Сообщений
grebenshch
595 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 528
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Апрель 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 [27]
28 29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal