collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: «…А корма-то у нас с закидонами!» (Эффект заброса кормы винтом)  (Прочитано 2970 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Давайте представим себе такую картину. Первый выход в море после сданного экзамена на Bareboat Skipper.После дневного перехода вы решили встать кормой к причалу в симпатичной гавани. Капитан решил – капитан сделал!

Заходим на швартовку. Выстроив, как полагается, яхту на перпендикуляр к причальной стенке, вы останавливаете её, включая средний назад, и вдруг замечаете, что лодка ещё не начала движение, а корма уже «поехала» в сторону. Попытки откорректировать направление яхты на нужное, вращая штурвал, ни к чему не приводят: лодка ещё не начала движение назад и не слушается руля.

Что же происходит? А происходит неприятный для несведущих людей эффект бокового гребка, который и вредит вашим устремлениям на пути к причалу. Он появляется в начале движения лодки при оборотах двигателя от средних и выше. Причём, как при начале движения вперёд (слабый эффект), так и назад (очень сильный эффект).
Об этом эффекте вы знали, проходили в яхтенной школе, да «в горячке боя» подзабыли от волнения. Не страшно.

Этот нехороший заброс кормы испортил нервы не одному начинающему капитану. Но, как говорил один из героев бессмертной комедии Леонида Гайдая: «Кто нам мешает, тот нам поможет!».

Возникающий при начале движения назад эффект заброса винтом (propwalk) на заднем ходу может стать вашим союзником на швартовке и во время маневрирования в стеснённых условиях, если научиться его использовать в своих целях. Как же обернуть этот нежелательный эффект себе на пользу?

О пользе заброса



Начнём с причин, вызывающих заброс кормы.

Вода в море по своей плотности неоднородна. Верхние слои воды (более теплые) всегда менее плотные, чем нижние. Этот, казалось бы, незначительный факт и небольшая разница являются причиной возникновения этого эффекта.

Лопасть винта, оказавшаяся внизу во время вращения, производит гребок в более плотной среде, чем верхняя. Т.о. создается эффект бокового гребка, заставляющий смещаться корму в направлении, противоположном этому гребку, т.е. в направлении вращения винта.

На больших оборотах и малом ходу (особенно, когда лодка ещё даже не начала движение!) propwalk хорошо заметен. Вам нетрудно проверить на практике, что в наибольшей степени он проявляется в самом начале движения яхты назад, когда вы даете обороты от среднего и выше. На малых оборотах эффект незначителен и его можно не принимать в расчет.

Совершенно необязательно запоминать, какой у вашей яхты винт: «правый» или «левый»! Но нужно абсолютно точно знать, куда будет уводить нос или корму в начале движения яхты: вправо или влево.

Для этого, выйдя из марины на незнакомой лодке, остановите её на свободной и спокойной акватории и из «стоячего» положения попробуйте дать «Полный назад».

Понаблюдайте, куда в этом случае уводит корму (и, соответственно — нос). Остановите лодку и также резко начните движение вперёд. Понаблюдайте, что происходит с кормой и носом на этот раз. Отложите эти наблюдения в голове и впоследствии используйте.

Так, например, яхта будет описывать дугу значительно меньшего радиуса при повороте в направлении заброса кормы. Если при включении реверса у вашей лодки корму уводит вправо, то задняя циркуляция против часовой стрелки будет меньшего радиуса, чем по часовой.



Ещё один пример полезного использования заброса кормы – остановка яхты перед началом движения назад по заданной траектории (например, к причалу).

Если у вас левый заброс кормы, то при заходе на траекторию движения задним ходом слегка доверните нос лодки влево, тогда при перекладывании ручки газа-реверса на «полный назад» корму довернёт влево и лодка сама встанет на нужную вам траекторию.

В самом начале движения задним ходом яхта практически не реагирует на положение пера руля. При движении задним ходом характер набегающего потока воды таков, что он неестественен для пера руля, т. к. руль спроектирован, исходя из того, что основное время он работает, когда лодка движется вперёд. С этим и связана плохая управляемость на реверсе.

Более того, в самом начале движения назад сила огибающего руль водного потока ничтожна — это значит, что руль просто физически не в состоянии справиться с задачей управления яхтой. В этот момент на траекторию движения лодки влияет только эффект заброса винтом.

Эффект заброса винтом на заднем ходу и подталкивание лодки в поворот на переднем ходу используют для осуществления разворота на месте в узких для маневра местах.

Использование гидроудара для подворота

Если ваша яхта оборудована одним пером руля, то вы получаете дополнительную возможность для маневра. Когда при движении вперёд вам не хватает радиуса поворота, то, не меняя положения повёрнутого руля нужно резко дать газ и тут же перевести ручку в нейтраль.

При резком увеличении газа, мощная струя воды отбрасывается винтом на перо руля. И, если руль повернут, например, вправо, то этот водяной кулак, ударив в перо, даст яхте дополнительный импульс, толкая корму влево и доворачивая нос вправо.

Этот эффект подталкивания яхты в поворот часто используется при маневрах в тесных маринах. К сожалению, на яхтах, имеющих два пера руля такой подворот недоступен. И это проливает бальзам на души производителей подруливающих устройств.

Используя эффект гидроудара и эффект заброса винтом можно развернуть яхту практически на одном месте: это – так называемый «полицейский разворот».

Разворот на месте



Начинаем упражняться. Наука нехитрая, когда обладаешь знанием, изложенным выше.

Если на заднем ходу корму забрасывает влево (нос идёт вправо), мы осуществляем разворот на месте в правую сторону. Если корму забрасывает вправо, то разворачиваться нужно в левую сторону.

Допустим, корму на полном назад забрасывает влево. Переложив руль вправо, даём полный вперёд.

Не давая яхте развить движение передним ходом, ручку газа-реверса ставим в нейтраль. И тут же даём полный назад. Не допускаем, чтобы лодка начала движение назад. Нейтраль. Положение руля не меняем. Полный вперёд.

Дальнейшее чередование этих действий приведёт к тому, что яхта будет разворачиваться на месте.

Когда мы из «стоячего» положения яхты, повернув руль вправо, даём «полный вперёд», поток воды отбрасывается винтом назад и бьёт в переложенный на правый борт руль. Бьющий в руль поток довернёт лодку направо (нос вправо, корма — влево). Когда мы даём «полный назад», лодка, собравшаяся было рвануть вперёд, останавливается реверсом и тут же срабатывает эффект заброса кормы винтом. Яхта ещё стоит, а корма пошла, в нашем случае, влево (нос вправо). Когда мы переключаемся с реверса на «полный вперёд» винт изменяет направление своего вращения и снова бросает мощную струю воды на повёрнутый руль. Яхта, ошалев ото всего этого, вращается на месте. При этом точка вращения (pivot) будет находиться примерно в трети длины яхты от кормового транца. Такой «полицейский разворот» может быть очень полезен в тесных маринах и узкостях.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 295
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal