Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => Машинный телеграф => Тема начата: Craus от 01.06.2020, 20:54:47

Название: Инструкция: Как завести генакер на чартерной лодке
Отправлено: Craus от 01.06.2020, 20:54:47
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_01_06_20_8_46_52.jpeg)

Разбираемся в проводке снастей для парусов полных курсов

В рубрике «Инструкция» мы регулярно публикуем небольшие полезные заметки для тех, кто увлекается яхтингом и парусным спортом настолько, чтобы интересоваться мелочами. Мы уже рассказывали о том, как правильно проводить приемку яхты, разбирались в автогаях и работе с превентором. Теперь поговорим о том, как подготовить и использовать генакер на круизной лодке.

Для большинства яхтсменов-круизеров двух основных парусов на яхте вполне достаточно, но при желании можно взять дополнительный парус — спинакер или генакер (ассиметричный спинакер). В большинстве чартерных компаний предпочитают генакеры так как они гораздо проще в работе и не требуют дополнительных снастей и оборудования. Всю проводку для генакера можно собрать из пары веревок и пары блоков. Генакер часто нужен для участия в гонках, с ним можно ходить полными курсами даже при небольшом ветре, чтобы не пришлось слушать звуки мотора, а еще это как минимум интересно.

Вам потребуется:

Шкоты — 2 веревки по 2 или 2.5 длины лодки
Галс — 1 веревка, 1.5 длины лодки (если проводите его в кокпит)
Фал — 2.5 длины мачты
Блоки — 1 шт. для галса на носу, 2 шт. на корме по обоим бортам для шкотов.

На чартерной лодке спинакер-фал обычно уже заведен, а вот остальное, скорее всего, придется проводить самостоятельно.

Галс

Основное отличие чартерной лодки от спортивной генакерной в том, что тут нет бушприта, поэтому галс крепится к наиболее выступающей части лодки впереди штага. Обычно это элементы крепления якоря. К импровизированному бушприту можно привязать веревку, а к ней уже прикрепить блочок. Иногда блок крепят напрямую к какой-нибудь подходящей детали. Через этот блок пройдет галс. Один его конец с карабином проходит снаружи релингов и крепится к галсовому углу паруса. Второй идет в кокпит, чтобы потом галс легко можно было регулировать. Если длины веревки не хватает, вести в кокпит ее не обязательно, можно заложить на носовую утку. При необходимости длину галса сможет регулировать баковый.

Шкоты

Поворот с генакером можно делать двумя способами.

1. При повороте парус протягиваем в щель между штагом и передней шкаториной генакера

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_01_06_20_8_46_57.jpeg)

2. Переносим генакер на другой борт снаружи его передней шкаторины.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_01_06_20_8_47_04.jpeg)

В зависимости от того, какой способ вы выберете, шкоты нужно будет провести по-разному. Для первого варианта при подготовке шкотов галс проводится над нерабочим шкотом. Для второго — галс пойдет под ним.

На чартерных лодках чаще выбирают второй вариант так как из-за отсутствия бушприта щель между штагом и генакером остается очень маленькой и протянуть туда парус сложнее. Можно попробовать оба варианта и выбрать, с каким из них вам комфортнее.

Подготовка

Чтобы не проводить веревки каждый раз, удобно подготовить все заранее, в нужный момент останется только прикрепить снасти к углам паруса карабинами. Для постановки на правый галс шкоты от блоков с кормы проводим снаружи всего и крепим карабинами на правый леер. Туда же крепим галс. Мешок с парусом тоже нужно будет обязательно прикрепить, иначе он может улететь. Обычно на нем есть специальные карабины для этого.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_01_06_20_8_47_12.jpeg)

Когда придет время ставить генакер, останется только перецепить карабины к соответствующим углам паруса (вспоминаем раздел о том, как планируем делать поворот). После уборки открепляем карабины и возвращаем их на леер. Все снова готово к следующей постановке.

Частые ошибки

Самое очевидное и распространенное — все снасти генакера должны идти снаружи всего. Перед тем, как прикрепить веревки к углам паруса еще раз проверьте, так ли это. Не идут ли шкоты внутри вант, не обернут ли шкот вокруг леера? То же касается фала. Убедитесь, что он идет сверху штага, а не под ним.

Второе замечание об опасностях — положение шкотов. Дело в том, что они в буквальном смысле должны быть за бортом яхты, и в таком положении их и нужно использовать. После использования обязательно проследите, насколько хорошо они закреплены, иначе шкот окажется намотанным на винт, как только вы включите мотор для захода в гавань.

В заключение — несколько возможностей упростить себе жизнь. На чартерной лодке не всегда выбор зависит от вас, но этот список может пригодиться.

1. Чулок. Дополнительный чехол, который упрощает постановку и уборку паруса. Генакер поднимается в чехле, который потом собирается гармошкой сверху паруса, давая генакеру возможность раскрыться. При уборке сначала опускаем чулок, подтравливая шкот, и таким образом обезветриваем парус, потом опускаем получившуюся колбасу вниз.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_01_06_20_8_47_18.jpeg)

2. Иногда на передней шкаторине генакера у галсового угла есть специальная планка (gуbulator), торчащая вверх. Кладем туда шкот, и он не сползет под нос лодки и не запутается. Используется если поворот внешний, и генакер переносится снаружи передней шкаторины.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_01_06_20_8_47_23.jpeg)

3. Tacker. Устройство, свободно крепящее галсовый угол генакера к штагу. Позволяет регулировать высоту галса, но не дает генакеру уйти сильно под ветер. Используется только в том случае, если бушприта или нет или он очень короткий. Позволяет лучше контролировать парус.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_01_06_20_8_47_30.jpeg)

4. Если релинги на носу лодки по бортам стоят отдельно, будет лучше перевязать их, соединив между собой перемычкой. Галс пойдет сверху перемычки и не будет застревать, когда парус спущен.

5. Генакер, как и стаксель, может быть на закрутке, но такая конструкция вряд ли встретится на чартерной лодке. К тому же в этом случае у вас скорее всего не будет возможности регулировать высоту галса.

Источник (https://silavetra.com/)
Защита SMF от спама от CleanTalk