collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Две недели вокруг Азорских островов  (Прочитано 2277 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Рассказ длинный, но очень подробный и обстоятельный, как, собственно, и сам процесс плавания. Скрупулезность автора в объяснении мотиваций и процесса принятия решения в каждый существенный с точки зрения проложения маршрута момент времени оценит каждый, кто ходил в Океане.

Азоры, май 2018

Почему и зачем Азоры, спросите вы? Тем более – на майские праздники, в несезон.  Холодно, мокро, а может еще и штормить. Но нас непреодалимо тянуло на острова. Хотелось вырваться из ощущения стандартно-одинаковой Европы, почувствовать себя немного первооткрывателем, да и вообще, забыть на какое-то время про толпы, пробки и зарегулированность всего и вся. Канары, хотя и горячо любимы, исхожены вдоль и поперек. К тому же, по слухам, на Азорах сезон миграции кашалотов, а китов давно хотелось посмотреть вблизи. Несколько лет назад, на Новый Год, мы ходили с Канар до Мадейры и обратно. Мадейра покорила сочетанием природы и аутентичной культуры, а Азоры обещали еще более интересный опыт. В общем – решено, бронируем лодку и едем. И еще интересно было сделать парочку длинных переходов, с захватом темного времени суток, чтобы постепенно повышать квалификацию команды.



Чартерная компания, по сути, на Азорах одна – Sail Azores.

Компания отличная, бесплатный трансфер, оперативное решение всех вопросов. Со своими 8-ю лодками они – крупнейшая чартерная компания Португалии (ну, как сами говорят). Из приятностей, отмечу надувные жилеты, в которых можно нормально работать на палубе, и телефон с местной симкой и забитыми ключевыми контактами. Это важно, кроме экономии денег, потому что всяческие маринеро, прокаты и рестораны обычно скидывают звонки с неместных номеров. Также, на этот телефон вам будут звонить сотрудники чартерной в случае каких-то к вам вопросов. Бронировал через sailogy.com, в первую очередь из-за удобства платежей и возможности сделать заранее весь документооборот через сайт. Из особенностей, бинокль дают за отдельные деньги и залог, в стандартную комплектацию он не входит. У меня был свой. Не берите 3G модем. Во-первых, почти в любой марине есть бесплатный Wi-Fi, иногда добивающий прямо на лодку. Во-вторых, там совершенно идиотская система тарификации не за траффик, а за время с последнего логина – евро в час. Причем, как я понял, при выключении модема автоматического разлогинивания не происходит. В итоге, 10 евро вылетают в первые сутки после тестовой проверки работоспособности, а когда модем нужен – уже ничего не работает…

Сразу напишу про лодку, чтобы потом к этому не возвращаться. Нас было пятеро, четыре мальчика и старпом;) Так что, мы взяли минимально возможный размер – Dufour Grand Large 382. Лодка 2017-го года. Вполне просторно разместились, парни спали по одному в каюте, плюс один в кают-компании. Мы с женой в носовой каюте. У Sail Azores весь флот состоит из Дюфуров разных лет, и это, на мой взгляд, главный и единственный недостаток компании. Вроде бы, обычный соверемнный мейнстрим со всеми плюсами (много места, хорошо управляется, легкая и довольно ходкая) и стандартными минусами (слэмминг на короткой волне из-за полных обводов в носу, сильный снос под ветер и т.п) . Но при двухнедельном проживании, я, честно говоря, остался в легком шоке от этого изделия, и особенно – от выбора этих лодок для плаваний в океане. Мебель а-ля Икея, которая разваливается на глазах на годовалой лодке, это ладно, это мы привыкли.



Но зачем откровенно вредительские решения? Чтобы всегда было за что заплатить из депозита?

Сдвижная табуретка под столом, которая сделана с открывающейся крышкой сверху (т.е. тяжелая, с каким-то содержимым), перемещающаяся по пазу в пайоле. Причем паз без какого-либо усиления, просто выбран фрезой в толще ДСП(!) Табуретка фиксируется шпингалетом. Кто-то из команды, двигая табурет, забыл закрыть шпингалет – на первом же переходе табурет с содержимым выезжает на повороте из-под стола, и летит по кают-компании, выламывая по дороге кусок пола и рассыпая содержимое. Хорошо, что ничего и никого еще не задело по дороге. Скажете – не проверил перед выходом? А я скажу, что не нужно делать лишних бессмысленных вещей, требующих дополнительных проверок. Штурманский столик, за каким-то бесом, сделан опускающимся вровень с диваном. Только опускается он от легкого нажатия рукой сверху. Очень «удобно», особенно на качке, когда интуитивно хочется об него опереться.

Крышка-столешница, которая ставится сверху над плитой, когда не готовишь. Удобно – получается большой свободный стол. Только если не зафиксировать плиту в кардане, то при первом же крене, плита углом приподнимает тяжеленную крышку, и та падает на пол. Судя по отметинам на бедных пайолах, мы были не первыми… На ходу пройти в носовую каюту почти нереально – держаться после спуска в кают-компанию не за что, а до чего дотягиваешься – страшно трогать, какое хлипкое.

Готовить на ходу – забудьте, даже если вы пристегнетесь к профилю-усилителю перед плитой, скорее всего, на волне оторвет и профиль, и плиту, и вас вместе с ними.

Помпа установлена совсем не в самом низком месте трюма. А в самом низком — набирается по паре литров воды (пресной) в день. Но откуда – понять нельзя, пайолы не снимаются, только маленький лючок… Я тряпочкой каждый день вымакивал, отличное завершение каждого перехода на новой лодке. Но зато в подполе есть специально оборудованный бар для бутылок. Радио смонтировано так, что ни на экран посмотреть, ни до кнопок по-человечески добраться. Зато красиво закрывается крышечкой. Впервые в жизни, я во время отдыха между вахтами, отчетливо чувствовал спиной, как реально прогибается стенка корпуса от каждой волны. Волна была попутная, метра полтора, ветра около 20 узлов. Как бы, ни разу не шторм. Вся проводка такелажа сделана так, чтобы к мачте не ходить. Как бы. Потому что вывод проводов к мачте сделан так, что грота-фал ВСЕГДА зацепляется за эту гнутую трубку, как ее еще не вырвали – я не знаю.



Финальным аккордом была шайбочка. Которая радостно съехала откуда-то сверху по правой ванте, когда мы рубились против ветра 25+ на правом галсе. Мне аж похорошело. Повернули, посмотрели и в бинокль, и так – ничего не нашли. Что, откуда…? Непонятно. В общем, осталось у меня тягостное недоумение, кто и для каких целей проектировал это судно. Как его безопасно эксплуатировать, кроме как бухать, не отвязываясь от понтноа и не поднимая паруса? Может быть, это старость и брюзжание, может я придираюсь? Или мне просто есть, с чем сравнивать?

В остальном, из особенностей – self-tacking стаксель, невозможно полностью корректно настроить на попутняке и зарифленный, зато против ветра удобно – для поворота нужно просто крутить штурвалом, никаких тебе беганий со шкотовыми лебедками (что я оцениваю, скорее, как минус — скучно☺). Стаксель маленький, так что грот нужно рифить довольно рано, иначе начинает приводить, особенно на полных курсах. Но в целом, легкий руль, лодка легкая и быстрая, немного великоват снос, но в рамках разумного.



Мы стартовали из Файала, лодка была забронирована на 2 недели, так что план действий был очевидный – обойти все острова центральной группы, и посетить либо восточные, либо западные, в зависимости от погоды.

По факту, получилось почти как планировали, но не буду забегать вперед.

Что стоит учесть во время планирования маршрута?

Pico – отсутствие нормальной марины. Точнее, она есть на южной части острова, Lajes Do Pico, но вход туда мелкий и гарантированно доступен, как говорят чартеры, в окне плюс-минус 4 часа от прилива. К тому же, при сильных ветрах с северного сектора, с высокого вулкана начинают срываться сильные порывы и заход в марину становится опасным по их же словам. Есть Madalena прямо напротив Файала, но там надо стоять либо на якоре, либо у неровной бетонной стенки, что, учитывая приливы, не очень удобно. Либо, на мой взгляд, лучший вариант – Cais do Pico на юге. Стоянка на буе, или на якоре, но открыто под ветер с востока. На остальных островах никаких проблем со стоянками не было. Из особенностей марин – везде довольно сильная зыбь, чем ближе к выходу, тем хуже. Берите беруши и вяжите длинные шпринги. Волна. Может быть, это нам так повезло, но большую часть времени, океанская зыбь накатывала с запада, независимо от направления ветра.

Стоит мониторить и учитывать при планировании длинных переходов. При переходе на восточные острова, около 10 часов шли острым бейдевиндом против ветра 15-20 узлов, но с попутной 2-х метровой волной, и это было довольно комфортно и практически без слэмминга. Напротив, полный галфвинд, но против такой же зыби, вымотал всех за 3 часа. Течения есть, по моим наблюдениям – до 2-х узлов в проливах между островами, так что, сверяйтесь с атласами и пайлотами, и старайтесь идти с течением, особенно в центральной группе островов.

Обратите внимание на одежду, я бы сказал, что непромы, теплая шапка и сапоги — обязательны. Отлично себя зарекомендовали Tribord, купленные в Декатлоне. Лишним подтверждением служит то, что половина перегонщиков, с яхт, пересекших Атлантику, щеголяют в таких же. И последнее, мы осознанно не торопились, поэтому наш график может показаться слишком расслабленным. Гонщики и спортсмены могли бы пройти сильно больше, но мы предпочитали спокойно спать по ночам, брать машину и осматривать окресности при любой возможности☺



Файал — Хорта.

Долетели днем раньше, без проблем и задержек. Нас, напомню, пятеро, но в аэропорту без проблем взяли такси-минивен, и за 18 евро домчали до гостиницы в старом замке, контролирующем порт и нависающем над мариной. Отличное местечко, но просите комнату с балкном и видом на бассейн и порт. Думаю, что если бы мы сообщили чартерам, нас бы бесплатно встретили и довезли, но в голову не пришло. Ужинать пошли в первый, по трипэдвайзеру, ресторан Файала — Genuino. Оказалось место, которым владеет яхтсмен-кругосветчик. Впрочем, почти все в Файале так или иначе свзано с морем, парусами и Атлантикой. Все было забронировано, но хозяин нашел для нас местечко за отдельным столом с кучей артефактов под стеклом (откуда мы и узнали о специфике заведения).

Дальше подтвердились отзывы, которые читал перед поездкой. Все было достаточно просто, но вкусно. И ОЧЕНЬ долго.

Долго было практически всегда, под конец мы даже стали привыкать и приходить заранее, все равно проголодаешься, пока ждешь. Живая музыка с пением фаду не очень скрасили ожидание, так как есть хотелось после долгого перелета. Естественно, в первый же вечер парни пошли в легендарное Кафе Спорт. Уникальное и очень атмосферное место, которое не портит даже масштабная коммерциализация бренда – по соседству одноименный сувенирный магазин, а мерчендайз продают даже в аэропорту, кстати – дешевле, имейте в виду! В баре играла и пела прекрасная девушка Анжелика из Алматы – как раз тот, кого ожидаешь встретить посредине Атлантики на плюнутом в океане острове. Чувственный хрипловатый вокал под гитару, музыка, которая задала тон всему путешествию. Настоятельно рекомендую!



На следующее утро провели приемку. Все мега-быстро и дружественно, с подробными комментариями на хорошем английском языке по маринам и местным особенностям, в подарок нас ждало вино и фрукты.
Поразила бюрократия – при любом входе/выходе из марины, нужно делать чекин-чекаут, заключающийся в обходе от 1 до 4 инстанций и заполнении кучи бумажек. С собой нужно иметь паспорта команды. Это не создает особых проблем, потому что бумажки заполняет компьютер, но сам факт, что нужно об этом помнить – напрягает. При этом, на яхте обязательно должен стоять AIS, и береговые службы видят все твои перемещения и то, что это местная чартерная лодка. К концу второй недели, у нас была увесистая пачка всяческих бумажек и счетов из марин. Да уж, не берегут природу местные службы, да и ненавязчивое раздолбайство Канар, мне лично, гораздо ближе.

Комплектация яхты самая базовая, даже без шкотовых лебедок, но в целом, все необходимые вещи присутствуют. Мало цепи, но и на якоре особо стоять негде, сам якорь, судя по его внешнему виду, мы использовали перыми. Уже около полудня лодка была в нашем распоряжении. Сходили в супермаркет на закупку. Туда – пешком 10 мин, обратно они организут бесплатную доставку при покупке больше, чем на 200 евро.  В целом, по ценам показалось подороже, чем на Канарах, процентов на 20-30. Подумали, не выйти ли в море, но было ленивое настроение, поэтому пока гуляли по городу, наступило время ужина, пошли на этот раз в ресторан Canto Da Doca, где нужно самому жарить еду на раскаленных вулканических камнях. Очень понравилось, потому что быстро! И салатик, и гарнир бесплатно обновляют, пока не дожаришь весь заказ.  Конечно, посетили вторично Кафе Спорт, и угомонились заполночь.

Воскресенье решили посвятить знакомству с лодкой и приведению команды в рабочее состояние. Второй раз выделяю целый день двухнедельного чартера под это дело, и мне все больше нравится.



Потом гораздо увереннее все себя чувствуют. Ветерок в 15-20 узлов позволил в полной мере реализовать задуманное — вышли в пролив между Файалом и Пико, и все по очереди покрутили повороты, походили разными курсами, половили МОБа. Попутно, безуспешно пытались увидеть китов. Намотав, таким образом, 30 миль, и поняв, что и как надо крепить внутри, чтобы не летало и не падало, вернулись в марину. К слову, когда мы уходили – в Хорте в марине было довольно много свободных мест, через две недели во время чекаута народ ставили лагом третьим бортом. Понравились большие парусники. Познакомились с капитаном одного из них. Шхуне около 100 лет, но в очень живом состоянии. Парни (и девчонки) разных национальностей ходят через атлантику, в Европу везут, как говорят, сигары и ром с Карибских островов, обратно что-то еще. Но видок у них такой, как будто сигарами дело не ограничивается. Если вы понимаете, о чем я. Вечер завершился, как вы наверное догадались, в кафе Спорт, где мы допили вчера начатую командой бутылку Талискера… Среди местной публики, состоящей в это время года, в основном, из перегонщиков и прочих настоящих мореходов, мы выглядим богатенькими туристами. Честно говоря, это был уже немного перебор с Хортой, хотелось двигаться дальше.

Понедельник 30 апреля.

Подъем в 8, завтрак и прогноз в кафе напротив марины, и в 10 выходим. Ветер северный, в рожу, усилился со вчерашнего. Дует 5-6 балов. В проливе между Файалом и Пико очень неприятная волна, течение против ветра плюс отраженные волны от скалистых берегов, возникает толчея. Ветер порывистый, облачно. Как только прошли пролив, зашли в тень от длинного хребта Сан Джорджа, волна почти полностью стихла, полетели по почти ровной воде. Видели пару крупных черепах. Киты опять не показываются… Марина в Velas маленькая, но очень уютная, под отвесной скалой высотой метров 200. Мест было навалом, но в сезон должно быть тесновато, особенно если лодка больше 40 футов. Самый дружелюбный маринеро на Азорах, стремительно сделал чекин и вообще, оставил самое благожелательное впечатление.

Интернет добивает прямо на лодку. Одна проблема – шикарный душ и туалет не работают ночью. Но если аккуратно подставить камешек, чтобы магнитный замок не срабатывал, то и это не отравлет жизнь. Пока я оформлялся, команда успела взять в прокат «вери биг» Опель Астра (это была самая большая доступная машина), и мы помчались на западную оконечность острова. Маяк посреди заброшенной военной части, поля и скалы. ОЧЕНЬ красиво и очень зелено, много симпатичных коровок, и почти нет людей. Мечта интроверта! Точек с видами так много, что отметить что-то одно затруднительно. Берите камеры и ходите треки, это просто рай для такого рода отдыха. Отдельно отмечу совершенно чумовой вид на вулкан Пико.

На ужин поехали в Fornos De Lava – ресторан на горе над городом. Действительно, вкусно, но опять, очень долго. За соседним столиком, конечно, русскоговорящая команда с соседней яхты. Майские праздники, что уж говорить. По дороге оценили крутизну и размеры местных улочек, пожалуй, что-то больше Астры и правда, тут просто не прошло бы. В марине гвалт и крик – вся скала, оказывается – сплошные гнезда чаек, или еще каких морских птиц. И вечером они все дружно мечутся в темноте и орут. Зачем в темноте, почему так орать? Но усталось насыщенного дня берет свое – с засыпанием проблем ни у кого не возникло. На следующий день было 1 мая, что в Потругалии тоже День Труда, так что все было закрыто, кроме центрального кафе, да и там кухня не работала. Позавтракали кофе и выпечкой. Явно наблюдаем привыкание организмов к Паштель де Ната – знаменитым португальским корзиночкам. Поехали на восток. Полоса местного аэропорта, уютно вписанная почти посередине деревни, совершенно умопомрачительные виды с горы, когда под ногами клубятся облака… Очень красивый остров, и вправду похож на огромный корабль посреди Атлантики. Осмотрели маяк, который долго будет нам светить вечером, на переходе. Тем временем, прогноз обещает остатки ветра до завтра, с отходом к западу, а затем несколько дней штиля. Решаю идти с ветром до Сан Мигеля – самого крупного острова. Это около 150 миль, и неохота сутки моторить. Команда желает закупиться перекусами на переход, так что заезжаем в супермаркет и сдаем машину.



Опять-таки, Канары выигрывают – мало, что там прокат дешевле, так еще ни разу там не встречал такого, что машину ДЕЙСТВИТЕЛЬНО осматривают и считают царапинки и сколы.
Обычно бросил прямо в марине, с ключами в бардачке, и вуаля. Здесь девочке было не лень открыть офис и провести образцово-показательную проверку. При чекауте маринеро вводит меня в ступор вопросом «сколько раз вы принимали душ»? Я не считаю, зачли по 1 разу на каждого. В итоговом счете за стоянку это самая значимая статья расходов – по два с копейками евро за один сеанс, сама стоянка около десятки для нашего размера. В 15:30 отвязались, и вышли в море.

1-2 мая. Ветер между Пико и Сан Жоржем западный, прямо в корму.

Идем с попутной волной длинными галсами на фордаке. Ярко проявился недостаток автоматического стакселя. Обычнй, при критическом угле ветра, просто начинает заполаскивать и оставляет тебе время, чтобы немного привестись. Здесь парус сразу резко перекидывается на другой галс, с громким непрятным стуком, как только ты отваливаешься чуть сильнее. Привязывать не стал – неохота ночью перед каждым поворотом бегать вперед. Приходится, даже на не особо сильной волне, следить внимательнее, и на автопилот уже не особо рассчитываешь. Был бы спинакер-гик, иди еще какая рея, можно было бы на бабочку поставить, но увы, ни рангоута, ни подходящего такелажа в наличии нет. А с нашим авто-стакселем, нормально его настроить без выноса шкотового угла не получается. Привязал превентер гика через носовую утку.

В дальнейшем, на постоянной основе, завели два превентера через центральные утки на обе стороны. Практика хорошо себя показала, полных курсов было много. Тем временем, темнеет. Разбились на 2 вахты, стоим по 4 часа. Низкая переменная облачность, полная луна. Когда на небе просветы – все видно почти как днем, когда затягивает, полная темнота. Рулить тяжело, волна сбивает с курса, ориентиров не видно, кроме звезд где-то сбоку в редких просветах. Маяк, который осматривали сегодня утром, провожает вспышками прямо под низкой мохнатой кромкой облаков. Вторая вахта ночью видела дельфинов – долго шли рядом и игрались где-то в черноте за бортом. Ветер постепенно заходит сначала до северного, а затем и до северо-востока. Идем уже бейдевиндом, при этом зыбь остается попутной. Довольно комфортно и быстро. Ветер 4-5 баллов, на гроте первый риф, стаксель чуть подматываем при усилениях и разматываем обратно в промежутках.

С утра, часть команды решает заняться видеоблоггингом, и снимает первую часть эпической нетленки #спросиувячеслава для инстаграм – рекомендую! Опережая график, примерно к 16:00 подходим к Ponta Delgada. Мест в марине очень много, особенно во внешнем ряду, но все пайлоты пугают сильной зыбью в марине, так что забиваемся поглубже, третьим рядом. Когда парковались, на причале напротив был пришвартован круизный кораблик, и зыби не было. Когда утром он ушел, как и описано в пайлоте, открылись проходы для волны в причальном понтоне, отгораживающем марину, и зыбь появилась. Занятно. Марина большая, но немного бестолковая – для формальностей надо идти к офису в старой марине, вдоль половины порта. По дороге прохожу зону для купания. Выглядит не очень, облезлый бетон и лесенка в воду, но вода достаточно теплая, и какой-то местный народ загорает и купается. Огромный, шикарного вида бассейн, не работает.



Портовые власти работают до 17, так что мне выдают карточки от душа и от ворот марины и отпускают до завтра. Чертыхаясь, иду обратно. Этот остров самый крупный и густонаселенный из всех Азор, мне порт с мариной, и сам город, напомнили Las Palmas на Гран Канарии. Немножко слишком индустриально для меня. Для ужина, внезапно, выбрали итальянский ресторан. Расчет был на то, что это будет быстрее и разнообразнее – тунец на гриле начал приедаться. Увы, это была ошибка. Кроме того, что долго, так еще и невкусно. Немножко погуляли по красиво освещенному центру, и завалились спать.

3 мая. С утра, опять невкусно, позавтракали в кафешке на первой линии домов.

Почему-то везде очень много народу. А, точно, у них же нет майских праздников, и они работают! В общем, город, сам по себе, не вызвал желания его осматривать, так что быстро берем машину, и едем на природу. Сначала, конечно, самая большая кальдера, на западе острова. На дороге есть место с руинами недостроенного отеля, где останавливаются все туристы, на автобусах, машинах, мопедах, и прочих средствах передвижения. Вид на кальдеру и озера просто завораживающий, но количество людей немного напрягает. Едем ниже, к озерам. Больше всего это, внезапно, напоминает Швейцарию – все очень ухожено, виды как с открытки, чисто и аккуратно. К горячим источникам не пошли, ибо опять там была толпа туристов, зато вместо этого пошли гулять в ботаническом саду с водопадом и секвойями. Куча самой разной зелени, все цветет и пахнет, красотища!

По дороге, у команды случилась фотосессия с пресловутыми коровами на лугу. Водопад небольшой, но симпатичный. Красивое, умиротворяющее место, с приятной церквушкой на берегу озера – рекомендую.



Познакомились с прекрасной командой яхты Marta, живущих на Азорах.
Красивая, ухоженная лодка, очень приятный семейный экипаж плюс две роскошных кошки. Провели вечер, обмениваясь морскими байками. А прогноз тем времнем, неутешительный – штиль на следующие несколько дней. Идти на Санта Марию под мотором, 60 миль в одну сторону, 60 в другую… По времени получается впритык, ни посмотреть спокойно, ни попарусить. В плане стояло посещение на обратном пути городка Vila Franca с его жемчужиной: островком – вершиной вулкана, с круглым озером посередине. «Радости» большого города уже поднадоели, решаем общим советам отменить Санта Марию в этот раз, а вместо этого ограничиться островком с озером.

4 мая.

Идти недалеко – 12 миль, поэтому будильник не ставили, встали кто как проснулся, долго раскачивались. В итоге, вышли в районе 14 часов. Вопреки прогнозу, дуло около 10 узлов, так что подняли все паруса, и бодро поехали на восток. Остров Ilheu de Vila Franca, как по мне, одна из главных достопримечательностей архипелага, обязательная к посещению! Фантастическая скала, торчащая из моря, изъеденная ветром и волнами, со сковзными прощелинами и висящим каменным «мостом», скрывает почти идеально круглой формы «озеро» внутри. Это заповедниик, вход внутрь, если следовать пайлоту, на моторе запрещен, да и невозможен для килевой яхты по глубинам. Но можно встать на якорь между островом и… хотел написать материком, но по факту, между островом и большим островом. Что мы и сделали.

Удивила, как и во всех маринах, довольно сильная зыбь при почти полном отсутствии ветра, а также приличное течение, которое довольно причудливо разворачивало яхту по отношению к ветру и якорной цепи. При ветре посильнее, думаю, стоять может быть неразумно. Освоили скоростную погрузку в тузик на волнении, и погребли внутрь. Очень классное место, провели там пару часов, лазая по всем скалам и снимая все подряд. Купаться не стали, хотя вода была подходящая. Только собрались, как приехала лодочка с местными работягами, чтобы …откачать туалет на причале. Ретировались на другую сторону острова.

Думаю, в сезон там должно быть много народу, судя по оборудованной пристани для лодок и зачаткам пляжного бара, но нам повстречалась только стайка каякеров, безлюдье придавало дополнитльного очарования месту. Однозначно, в маст, для посещения на Азорах. Пообедав пастой с тунцом – фирменное яхтенное блюдо, направились в Vila Franca. Это не марина, точнее, марина для местных и рыбацкий порт. Мест для визитеров не предусмотрено. Предлагается стоять на якоре в аванпорте приличного размера.

Однако, когда мы крутились в раздумьях, бросать ли якорь (не люблю якорь в акваториях портов, вечно там куча мусора на дне), или вернуться в Ponta Delgada, с понтона местный яхтсмен жестами предложил встать на единственное свободное место. Появился и маринеро, который согласился, однако предупредил, что это место катамарана, когда он вернется – неизвестно, но если вернется, то мы должны будем уйти. Вообще, больше всего его, видимо как истинного португальца, интересовали бумаги. Vila Franca – не «порт входа», тут нельзя оформиться, если ты приходишь с другого острова, не говоря уже о другой стране. Однако, узнав, что у нас есть бумаги из Ponta Delgada, он оттаял, взял законные шесть с копейками евро за стоянку, заблокировал замок на двери на понтон, чтобы мы могли попасть на яхту в любое время, и отбыл восвояси.

Порадовали местные детишки на Оптимистах и Кадетах. Их, как утят, вытащил гуськом тренер на РИБе, чтобы они покрутились час перед входом в марину. Эх, мне бы такие уроки физкультуры в школе. Вечер закончили в лучшем ресторане, который мы посещали на Азорах – Atlantico.



5-6 мая.

Впереди еще один долгий переход на Терсейру. К сожалению, ветра так и не дали, прогноз на штиль сбывается. Но и торчать тут резона немного, после штиля обещают прохождение циклончика с приличным северо-западным ветром, идти сутки против него и волны будет не особенно весело. Решаем двигаться, с тем расчетом, чтобы прийти в Angra de Heroismo на рассвете. Указатель топлива показывает почти полный бак, но перед долгим переходом решаю заправиться в Ponta Delgada, заодно и вернуть карточки от ворот марины, которые забыл отдать вчера.

Наконец, морская живность решила снизойти к нам, по дороге наблюдаем прямо-таки шоу дельфинов.
Торопться некуда, так что вволю развлекаемся, перемещаясь от одной группке к другой, снимаем, как они дурачатся перед носом яхты. Несколько мамочек с забавными мелкими дельфинятами. Заправится не получается – заправка не принадлежит марине, это отдельный бизнес, заправщик ушел и его надо ждать 2 часа. В общем, решаем не терять время. Только минуем оконечность Сан Мигеля, как раздается крик впередсмотрящего «Фонтан справа по курсу»! Все вскакиваем, хвтатю бинокль.

Действительно, метрах в 300 вырастает здоровенный белый конус, затем еще один.
Потом томительная пауза – и снова серия фонтанов. Замечаем несколько подальше, и спереди и сзади. Эх, скорость маловата, мы не на РИБе. Есть ощущение, что киты двигаются по линии, параллельной нашему курсу, но на пару кабельтовых по правому борту. Смещаемся в этом направлении. В общем, самый близкий кит был примерно в 50 метрах. Совершенно фантастическое зрелище, когда ты видишь, как появляется спина, выдох-вдох, затем плавной тягучей дугой тянется-тянется-тянется, маленький плавник, опять спина, нереально долго. И в конце – изящный изгиб и из воды появляется исполинский хвост, какой-то неестественно идеальной формы. Очень надеюсь, что будет шанс познакомиться поближе!

Наслаждаемся закатом, который отражается в почти гладкой воде. Ночь безлунная и безоблачная. Первый раз такое сочетание за весь мой, правда, не очень большой, опыт ночных переходов. Не хватает никаких слов, чтобы это описать, черная вязкая вода, длинный, светящийся планктоном, след от винта, тающий искорками в темноте, и звезды, оромные и яркие, нереальные. Боковым зрением замечаю движение, и даже дергаюсь от неожидоннасти – в борт, попрек курса,  летит торпеда! Одинокий дельфин примчался откуда-то, оставляя под поверхностью воды бело-зеленый флуоресцирующий след, похожий на привидение. Он еще около часа носился вокруг и играл около носа, фыркая в темноте. Незабываемый переход.

Опять опережаем график и приходим затемно, около 4 утра.  Тренируемся в визаульном пилотаже – огибаем группку камней перед Ангрой, ориентируясь по пеленгам на маяки, заходим в створ марины по транзиту из двух огней, которые, не без некоторого труда, находим на фоне засветки от огней города. Швартуемся к ресепшен, но к нашему удивлению, появлется бодрый сотрудник марины, который указывает понтон для стоянки, принимает веревки и выдает карточки от ворот.

Во время захода, судя по крикам и суете, на причале для паромов напротив, какие-то разборки с мордобоем. Первый и единственный раз наблюдаем на Азорах что-то подобное. Все остальное время, и днем и ночью, и в центре города, и в закоулках, и на природе, ощущение полного умиротворения и абсолютной безопасности. Возможно, обманчивое. Даже комары, за их неимением, не беспокоят!



6-7 мая. Исследуем Терсейру.

Ветра нет. Отоспавшись, встаем к обеду и общим собранием решаем остаток сегодняшнего и весь завтрашний день провести на острове. Ангра – город мирового наследия Юнеско. Не могу сказать, что он прямо покорил своей красотой, но определенно, архитектура интересная, и в городке очень живая и приятная атмосфера, может быть, даже немного богемно-артистическая. В сезон должны еще пооткрываться все бары и рестораны, часть из которых еще не работала. На скале-полууострове, нависающей над городом, находится симпатичный замок, при ближнем знакомстве – действующая, судя по всему, артиллерийская, воинская часть. Однако, на полуостров можно пройти и проехать на машине прямо сквозь нее. На вершине – старая батарея, превращенная в музей под открытым небом, а также шикарные виды во все стороны.

Тут раскрылся секрет Whale Watching бизнеса: на верхушке располагается наблюдатель с мощной смотровой трубой, он засекает фонтаны и по рации сообщает примерные координаты на РИБ с туристами. Так что, следуйте за РИБами, или оставляйте «шпиона» на берегу. Первый раз за все время реально жарко. Народ высыпал на симпатичный пляжик, мы тоже не преминули окунуться. В марине порадовал душ, размерами и количеством кабинок рассчитанный, скорее, на небольшой круизный лайнер. Попытка взять большую машину закончилась арендой двух Смартов. Не сезон, говорят, нет ничего больше. Понравился, хотя и совсем по-другому, второй город с мариной, на востоке острова, Praia do Vitoria.

Однозначно могу рекомендовать, если вы ищете большего уюта и уединенности. Единственное, по соседству американская военная база транспортной авиации, так что время от времени взлетают-садятся большие самолетики. Кому-то это, наоборот, в плюс. Нельзя пропустить кальдеру, мы попали туда вечером, и кратер был очень драматично подсвечен заходящим солнцем, что подчеркивало его размеры и глубину. Также, если есть время и желание, по всему острову проложена сеть треккинговых маршрутов разной сложности и длины, но все с фантастическими видами.



Пара забавных эпизодов: по дороге повернули по указателю на очередной Miradouro, вероятно, это был Ponto do Misterio, оказалось очень красиво. Иду к багажнику, распаковываю дрон для съемки. Подъезжает другая машина, тоже деловито достает навороченный Phantom. Смотрим друг на друга. Здороваемся, не сговарваясь, по-русски. Оказались украинские ребята, не знаю уж, на яхте, или так. В ресторане, в марине, купили мороженое на вынос (кстати, очень вкусный местный сорт, который они делают из ананаса и розмарина). Официантка положила по паре шариков в бумажные стаканчики, затем задумалась, после недолгого колебания, вручила красивые стальные ложки. Так и ходили остаток дня с ложками, вечером вернули. Кстати, если видите, что в ресторане отмечают что-то – бегите! Мы прождали больше 2 часов до получения заказа, и при этом еда была холодной… Чартеры дают папку с информацией по всем островам, кроме всего прочего, там были и рекомендации по ресторанам и прокатам машин. В большинстве случаев, это были действительно лучшие варианты.

8 Мая. Терсейра – Грациоза.

Прогноз все еще обещает очень слабые ветра северного сектора. Планируем выйти пораньше, и остаток дня потратить на осмотр Грациозы, ведь островок один из самых маленьких в архипелаге. Так и получается – отшвартовываемся в 4 утра, и уже к 14 часам мы стоим в рыбацком порту Грациозы. Даже удалось попарусить две трети пути: дуло от 8 до 15 узлов. Заранее, еще с Терсейры, я связался по телефону с начальником порта, он очень дружелюбно пообщался, обещал место найти, только спросил, долго ли будем стоять. При подходе набрал еще раз, он заверил, что нас встретят и покажут место. По факту, никого не было, и мы встали в крайнюю ячейку с длинными пальцами, под наш размерчик. Порт был почти полностью пустой. Наконец, неторопливо подошел наш визави, и попросил переставиться поглубже. К вечеру, действительно, почти все было занято разными рыбацкими суденышками. Стоянка тут бесплатная, но в полицию все равно надо сходить и оформиться. Меня оформлял молоденький мальчик, который очень трогательно волновался  за свой английский и вообще, был крайне любезен и дружелюбен.

Этот остров произвел на меня самое сильное впечатление. Даже несмотря на то, что нам так и не удалось найти работающего вечером ресторана – все (два) существующих ресторана пеняли друг на друга, но по факту, там можно было только выпить. Пришлось старпому приготовить ненавязчивый ужин. Зато здесь такая кальдера с пещерой, это нужно видеть самому! Просто грандиозно! Отдельно отмечу туннель через стенку кратера, по которому ты заезжаешь внутрь, и это как пересечение границы затерянного мира! Невероятный эффект. Огромные волны, на которые мы смотрели около часа, маяк со скалой, в виде каменной рыбы, и кипящей водой. Покой и, наконец-то, чувство оторванности от всего. Непередаваемо и прекрасно. Хочу туда вернуться. Машину, кстати, пригнали прямо к нам в порт, тут же мы ее и оставили, не в традициях остальных островов…



9 мая. Ветер услиливается.

По прогнозу, циклон будет проходить чуть выше архипелага как раз вечером 10 – утром 11-го числа, когда нам нужно вернуться в домашнюю марину. Дилемма: или идти на Пико, но там удобная и защищенная стоянка, при таких ветрах – та самая марина на юге, от которй потом пилить прямо против сильного ветра. Другой вариант — стоять на якоре, или у стенки, в Мадалене. Решаю идти сегодня до старой знакомой марины Velas на Сан Джордже, а 10-го, с хорошим ветром в галфвинд, дойти до Орты, а там воспользоваться паромом для осмотра Пико. Выходим в 10, ветра как раз, сколько нужно. Отлично домчали, вид на Сан Джордж при огибании его с запада, просто супер-фотогеничный. Офис был уже закрыт, но Самый Вежливый Маринеро Азор примчался за 5 минут, сказал, что следил за нами по AIS и уже подготовил карточки☺  Приятно. Скромно отпраздновали День Победы.


Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля
10 мая. Домой, с остановками.

Отшвартовываемся около 11 и выходим в пролив между Сан Джорджем и Пико. Ветер, который на выходе тз марины, был около 15 узлов, быстро усиливается до 20+, и вопреки прогнозу, дует юго-запад. Циклон идет медленнее, чем ожидалось. Придется нарезать галсы. Очень быстро развивается неприятная крутая волна около 2 метров. Контргалс в сторону Пико, с волной в борт, дается легко, а вот против волны лодка идти не хочет – сильный слэмминг, все скрипит и грохочет, реально опасаюсь за сохранность матчасти. Есть надежда, что под берегом Пико волны будет поменьше, оттягиваемся туда. Отчасти, так и есть, но здесь ветер становится сильнее и более порывистым, слетая с высоких гор. И последним штрихом выступает та самая шайбочка, съехавшая непонятно откуда по ванте. Мы практически на траверзе Cais do Pico, так что майнаемся и залетаем туда.

В красивом, но совсем незащищенном с востока, порту, несколько буев. Ветер и волна сейчас подходят для стоянки, прогноз обещает ослабление ветра к вечеру, так что, решаем переждать тут. По пайлоту, на буи вставать не следует, ибо непонятно, кто их ставил и на какой вес они рассчитаны. Но мы не собираемся покидать яхту, так что, осмотрев визуально, решаю, что встанем, с должной осмотрительностью во время стоянки. В момент ловли буя, в порт прилетают порывы около 30, снаружи, очевидно, еще веселее. Только привязываемся, как звонит телефон. Владелец чартерной осведомляется, на каком буе мы стоим. «На первом? ОК, первый хороший, стойте». Такая забота радует☺ Обедаем, спим, фотографируем драматический ландшафт, следим по AIS за другой яхтой, явно пробивающейся сюда же.



В это время над нами прокатывается холодный фронтик, с порывами, ливнем, и наползающей облачностью теплого сектора. Прямо, как в учебнике. На берегу музей китобоев и симпатичное кафе, но всем лень надувать тузик, сказывается накопленная усталость. Вторая яхта приходит, и становится на другой буй посредством долгих (и стремных, как по мне) маневров. Наконец, ветер явно ослаб и зашел, моросит дождик.

Отвязываемся и валим домой. Красивый переход, в темноте, разбивая некрутую уже волну, кайф! При подходе к Орте, наблюдаем очень странно маневрирующий сухогруз на рейде, ярко освещенный, но без навигационных и каких-либо других дополнительных огней относительно его статуса. По радио слышим оживленные переговоры на смеси португальского и английского, где пару раз фигурирует sailing yacht. Наверное, это про нас, но никаких прямых обращений не следует…

При заходе в марину, наблюдаем настояще столпотворение на понтоне у ресепшен. Охранник выбегает и криком и жестами пытается донести, что мест нет, и не надо, мол, ломиться в марину, вставайте n-ным бортом к заправке, утром разберемся. Как показало дальнейшее, возможно, стоило так и поступить. Дело в том, что ветер все еще вполне чувствительный, больше пятнадцати узлов с порывами до 20. И дует, как назло, с самого неудобного направления для швартовки (см. схему). Захожу кормой вперед, поддерживая скорость для сохранения управляемости, делаю заход пошире, с учетом сдувания под ветер, но ячейка по ширине впритык, чуть-чуть промахиваюсь, и упираюсь углом транца в палец. Небольшой скол, неприятно. Однако, команда отработала отлично, заправляем лодку в стойло и спать до утра.



11 мая. Позорная швартовка и чекаут.

С утра план заправиться и сделать чекаут, а затем свободное время по интересам – кто-то на Пико на пароме, кто-то на шоппинг, кто-то в кафе Спорт, конечно. Тем временем, снова раздуло, уверенно дует 20, с порывчиками. Все с того же мерзенького направления… У заправки еще с ночи несколько рядов лодок, ждут регистрации и распределения по местам в марине. Веселый заправщик говорит шватроваться к ним, «у меня шланга на 10 лодок хватит!». ОК, оставляю матроса на берегу для приема веревок, и договариваюсь с крайней итальянской лодкой о швартовке. Разрешение получено, встаем, протягиваем шланг и заправляемся.



В это время, в порту встает здоровенный трехмачтовый парусник под французским флагом. Привлекает крайне много внимания: во-первых, ювелирно маневрирует, как слон в посудной лавке, молотя огромным винтом, который немного выходит из воды и разбрасывает брызги и пену, во вторых, реи увешаны девицами старшего школьного возраста, которые снимают происходящее на камеры и фигачат сэлфи☺ А дальше все пошло не по плану. Отвязавшись, направляемся к своему месту, однако нас опережает здоровенная яхта, стоявшая вчера рядом на буе. И дальше мы полчаса наблюдаем их круги внутри марины в попытках пришвартоваться.

И тут черт попутал меня начать размышлять о вариантах швартовки, не понравилось мне вчера точниться. Рождается новый план: захожу носом, затем разворачиваюсь направо, когда пересекаю линию ветра, нос начинает доворачивать дальше, а я сдаю назад, в случае необходимости, аккуратно «облокотившись» на лодку справа. Я даже отработал раз 20 этот маневр на входе в марину, ориентируясь по торцу стенки. И все было бы отлично, только не учел я, что понтон немного развернут относительно стенки. И этого угла хватило, чтобы линию ветра я пересечь не смог. А дальше последовал классический клин мозга. Вместо того, чтобы дать ветру отвести нос обратно, выйти на свободное место, и решить, как действовать дальше, я попытался-таки запихать яхту задним ходом, уповая на заброс кормы в нужную сторону. И в итоге, аккуратно прилег на якоря соседних лодок, которые красиво прошли между леерами. См. пресловутую схему.

Героическими усилиями команды, век им буду благодарен, снялись с капкана и отталкиваясь всеми наличными силами, зарулили в свою ячейку носом вперед, да так и привязались. Из повреждений – погнул одну леерную стойку, растянул леера. Остальное, благодаря слаженным действиям команды, обошлось.

Что говорить, настроение на нуле, позор на мою седую голову. Более кривая парковка была у меня только однажды, во время первого чартера в Турции, да и то, без повреждений. Но сейчас не об этом. По анализу сложившейся ситуации: надо было не мудрить, а сразу, еще ночью, вставать носом. Считаю теперь, что при таких условиях это было бы более, чем оправдано. Или, если уж маневр пошел не так, как рассчитано, прерывать и делать второй заход. Но, учитывая ширину ячейки впритык, и силу ветра, заход носом предпочтительнее.

Народ разбрелся, кто в душ, кто гулять. Я переживаю, натягиваю леера. Жду чекаута. И тут хочу сказать еще раз слова благодарности чартерной компании. В общем, мне было заявлено, что то, что они могут отремонтировать сами, они чарджить с депозита не будут. Но вот пайолу (помните вырванный табурет?) и стойку придется отдавать на сторону. И это будет стоить, вы уж извините за дороговизну ….70 евро! За все.

Сказать, что я был приятно удивлен – не сказать ничего. В остальном, чекаут прошел как по маслу. Мило поболтали. Договорились о хранении вещей завтра с утра, до вечернего самолета, арендовали машину, и поехали осматривать остров. Что сказать, если стартуете с Файала – обязательно оставляйте время на его осмотр! Совершенно фантастическое место – маяк и свежий кусок суши, образовавшийся после последнего извержения вулкана. Кусочек марсианской поверхности посреди буйной зелени! И совершенно феерический «водопад» из красного вулканического песка, который порывами ветра выдувало вверх, через гребень скалы.

На следующий день была дорога домой, внезапно превратившаяся в экскурсию на местных авиалиниях, и растянувшаяся на лишние сутки в Лиссабоне (ну кто же помнил про финал Евровидения при бронировании билетов…) Но это тоже отдельная песня.



Что в итогах.

Плюсы. Регион очень интересный, красивый и разнообразный. Чартерная компания Sail Azores – выше всяких похвал, одна из лучших, с кем имел дело. Отличный, настоящий океанский сейлинг. Мы-таки видели китов, не считая прочей живности. Мне больше всего понравились самые маленькие и «дикие» острова из тех, что получилось посетить: Грациоза и Сан Джордж, а также островок с круглым озером на Сан Мигеле. Надо бы еще больше времени оставлять на спокойный треккинг, полюбоваться есть на что. Погода в начале мая была разной, но откровенно плохой не было ни разу, хотя и жары с солнцем тоже не особо. На солнце купаться вполне уже можно, вода около 20 градусов. Считаю, что это с лихвой компенсируется обилием свободных мест в маринах.

Минусы. Главный – это лодка. Если чартеры перейдут хотя бы на Сан Одиссеи… Еда. Мясо и тунец вкусные, да и сложно свежие, качественные продукты, плохо пожарить, однако на третий день хочется разнообразия. И ОЧЕНЬ долго, по московским меркам, неприлично долго. Ну, или готовить самим, тоже вариант. Лично мне не хватило ощущения «островов». Слишком все прилизанно, поделено и аккуратненько. Чувствуешь себя в материковой Европе. Да еще и бюрократия эта. Но это мой личный взгляд на вещи. Пока не уверен, что хочется вернуться в ближайшее время, хотя неосмотренный Пико, Флореш, да и Кафе Спорт…  На Канары вот, например, готов хоть завтра.

В общем, ехать можно и нужно.

Если самосотятельный чартер – то аккуратнее с жесткими переходами, следите за прогнозом. Если хотите вписаться куда-то, то с чистой душой рекомендую яхту Marta (Azores Voyage).

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 301
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal