collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Vendee Globe 2020. Качественный скачок?  (Прочитано 820 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Накануне старта кругосветной Vendee Globe 2020 мы решили познакомить вас с сокращенным вариантом материала Артура Гроховского, который опубликован в ноябрьском номере журнала Yacht Russia. Этот материал позволит вам посмотреть на предстоящую Vendee Globe другими глазами.

Одиночная кругосветная Vendee Globe 2020 стала рекордной сразу по ряду показателей. Тут и общее число стартующих (33 участника), и количество дам-капитанов, готовых выйти на старт (6), и наплыв иностранных участников регаты (11), и размер новейшего флота яхт Open 60, построенных специально для Vendee Globe этого сезона (8). Все это, вместе взятое, дает повод говорить о том, что одиночные океанские гонки начинают постепенно переходить в новое качество.

Надежность и долговечность парусной яхты, требуемые для такого плавания, не сравнимы ни с каким другим средством транспорта «с человеком на борту». Пожалуй, можно найти только два исключения: это пилотируемый космический корабль и атомная подводная лодка в автономном плавании.

Почему? Очень просто. В ходе подобного кругосветного плавания яхта находится в море (в безостановочном движении) примерно 70–80 суток, то есть порядка двух тысяч ходовых часов. Для сравнения: пассажирские авиалайнеры, скажем, производства компании Airbus, к надежности которых тоже предъявляются далеко не самые слабые требования, проходят регулярный «чек-ин» на предприятии-изготовителе через каждые 600 часов (это не считая кратких межполетных инспекций на аэродромах). Наглядная разница, не правда ли?

Не менее жесткими являются требования к физической и психической (что, возможно, даже важнее) устойчивости яхтсменов – окажись они в трудном положении, оказание помощи, если таковое вообще будет возможно, может занять не одни сутки. А единственное яхтенное спасательное средство, то есть плот, характерно именно тем, что в одиночных гонках сплошь и рядом бесполезно. Оказавшись в по-настоящему трудном положении, гонщик, как правило, лишается любой возможности им воспользоваться. Вспомним здесь и поломавшего себе все ребра Яна Эли (VG 2008 года), ждущего на борту неуправляемой лодки, придет помощь или нет. Вспомним и Жана ле Кама, оказавшегося в ходе той же регаты запертым вблизи Горна в форпике своей перевернутой яхты без какой-либо связи с внешним миром. Да и недавняя гонка Golden Globe Race тоже потребовала немалых усилий сразу двух стран для того, чтобы обнаружить и спасти в Индийском океане повредившего себе спину Абилаша Томи.

ххх

Однако вернемся непосредственно к гонке. Нынешняя Vendee Globe сильно отличается от предыдущих, и не только числом участников. Главное, наверное, отличие – в ходовых качествах нового поколения яхт постройки 2018–2020 годов, которое вобрало в себя опыт всех предыдущих парусных соревнований с использованием парусных судов на подводных крыльях. И если лодки предыдущей регаты VG были, по сути, «обычными» яхтами класса IMOCA 60 (Open 60), к которым добавили подводные крылья (причем понимание того, какими именно эти крылья должны быть, скажем мягко, почти полностью отсутствовало), то для нынешней регаты были построены совершенно новые суда, изначально рассчитанные на использование подводных крыльев.

Любая новая технология влечет за собой новые проблемы и новые сложности в своем применении. Не стали исключением и подводные крылья. Трудности обнаружились еще во время прошлой гонки – ход «окрыленных» яхт на волнении был невероятно жестким, гонщикам пришлось принимать специальные меры, чтобы избежать травм при обычных перемещениях по кокпиту. Иногда было проще убавить парусность (и тем снизить скорость), чем мириться с невозможностью передвигаться по судну. На нынешней регате эта проблема, судя по всему, станет еще более острой, как и проблема шума, ведь угольные корпуса современных яхт при ударе о волну резонируют, словно огромные барабаны. Не зря же Алекс Томсон (Hugo Boss), один из главных претендентов на победу (да и пора уж, пятый старт в этой регате подряд), описывает яхты Open 60 как «карбоновый гроб без музыки».

ххх

«Похоже, новые лодки совершенно невыносимы для всех, кто не гоняется в нашем классе» – так описала ситуацию британка Сэм Дэвис, выступающая на Initiatives-Cœur. С ней солидарен Лоик Пейрон: «У меня была возможность пройтись в течение суток на CORUM L'Epargne, и теперь я знаю, что это такое. Погодные условия были абсолютно идеальными, и все равно это был настоящий кошмар. Новые лодки очень широкие, поэтому они испытывают сильнейшие удары на любом волнении, а из-за крыльев они просто супершумные. Первые несколько часов были интересными, но дальше… Нет, спасибо».

Каким видится решение этой проблемы? Пейрон пошутил, что беруши будут в этой регате важнее запасного паруса, но шутка не удалась. Его соотечественник Кевин Эскофье (PRB) и в самом деле берет с собой в плавание специальные затычки для ушей, сделанные индивидуально для него. Они отформованы строго по форме его ушных раковин и, кроме того, имеют сменные вставные фильтры, чтобы яхтсмен мог контролировать, какой именно объем звуковой информации ему в данный момент необходим: «Я не хочу быть полностью отрезанным от яхты. Для меня важно слышать ее, потому что по звукам судна можно узнать о какой-то поломке, а по изменившемуся шуму ветра – о том, что на борту что-то пошло не так». И это не единственное нововведение гонщика в яхтенную экипировку. Еще одно – использование элементов из комплекта одежды для регбистов: шлема и защиты для спины и ног. Впрочем, еще после прошлой регаты VG некоторые гонщики сравнивали нахождение на борту их яхт с игрой в регби, так что это решение не выглядит совсем уж оригинальным и неожиданным.

Одним из результатов такого положения дел стала почти полная невозможность для яхтсменов управлять яхтой вручную. В самом деле, если на скорости около 40 узлов (на прошлой регате VG яхты развивали до 37) на яхтсмена в кокпите обрушится стена воды, то обойтись без травм будет проблематично. Даже в лучшем случае самый хороший непромокаемый костюм все равно не спасет яхтсмена от потоков ледяной воды. Значит – что? Значит, авторулевые. Они начали качественно меняться еще перед прошлой регатой и к сегодняшнему дню достигли весьма высокого уровня совершенства. Обилие датчиков положения яхты (тут и крен, и дифферент, и ускорение при выходе на крылья, и даже градиент увеличения крена) позволяет прибору управлять гоночной яхтой лучше, чем самому яхтсмену. Эти устройства способны вести яхту буквально «по грани», и гонщики признаются, что сами уже не в состоянии управлять яхтой так, как это могут делать электронно-механические помощники. И вполне вероятно, что не крылья, а именно совершенные, надежные и очень «умные» авторулевые станут тем, что регата VG даст (и уже дает) «рядовым» яхтсменам.

Интересно, что, по мнению другого гонщика из числа явных претендентов на победу Шарли Далена (Apivia), не все яхтсмены и конструкторы оказались готовыми к ситуации, когда яхта идет со скоростью свыше 30 узлов уже не минуты, а многие часы. Он уверен, что в ходе этой гонки лодки Open 60 смогут преодолеть 600-мильный барьер суточного перехода (действующий рекорд принадлежит Алексу Томсону и составляет 536,81 мили при средней скорости 22,36 узла). При такой скорости не только крайне трудно управлять яхтой вручную, но и просто держаться на ногах: «Остается одно – лежать. Когда вы стоите, вас с невероятной силой мотает по всем осям. Возможно, победит тот, кто сможет выдержать эти условия дольше всех».

ххх

Ничуть не менее в ходе 70–80-дневного плавания важен вопрос отдыха. Недосыпание – одна из самых изощренных пыток. Утомленный постоянным недосыпом человек теряет способность адекватно оценивать окружающую обстановку и реагировать на ее изменение. «Мозг становится очень вялым, голова с трудом реагирует на меняющуюся обстановку. Простейшие задачи начинают отнимать вдесятеро больше времени. В голове все начинает плыть. Очень мучительное состояние…» – так описывает ощущения яхтсмена в ходе этой гонки Алекс Томсон.

Таким образом, необходимо позаботиться и о нормальном отдыхе гонщика. Разумеется, «нормальном» только с точки зрения океанских яхтсменов. Поэтому тот же Эскофье работал с сонологом (врач, который специализируется на проблемах сна), и его подготовка была сосредоточена на попытке разработать специальный матрас таким образом, чтобы тело оставалось как можно более неподвижным. Вопрос здесь в том, что во время сна тело восстанавливается заметно быстрее мозга, которому требуется достаточно продолжительный период неподвижности тела во время сна. О специальных матрасах для гонщика позаботилась и команда немца Бориса Херрмана (SeaExplorer-Yacht Club De Monaco), у него их два для разных условий.

Конечно, не только сон… «Морально-психологическая подготовка для кругосветной гонки гораздо важнее физической. Спортивный психолог для меня нужнее наставника по физической подготовке» – именно так оценивает ситуацию Алекс Томсон. Как следствие и он, и ряд других гонщиков (например, вышеупомянутый Борис Херрман) планируют использовать в гонке для борьбы с сильными стрессами особый психологический прием – «метод вертолета». Он заключается в том, что надо очень постараться увидеть себя, яхту и океан со стороны. Даже не с высоты птичьего полета – с высоты облаков. Причем увидеть всем существом, всей душой, а не просто подумать, что ты смотришь на себя подобным образом. Это довольно сложное упражнение, тут требуются, как утверждают яхтсмены, месяцы, чтобы научиться включать этот режим самостоятельно по мере необходимости. Зато, уверяют они, эта методика хорошо помогает, ибо «мне сверху видно все». Видно, что впереди нет никаких опасностей, что лодка идет ровно, так что можно взять себя в руки и продолжать гонку. Пульс после такого «полета» снижается на 20–30 ударов в минуту.


Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля
2 часть
« Ответ #1 : 09.11.2020, 20:49:33 »


Без хорошего гоночного судна шансов на победу у самого одаренного яхтсмена немного. Весь флот нынешней регаты можно разделить на пять больших групп: восемь новейших яхт, построенных в последние два года на основании опыта Vendee Globe 2016 (и отчасти Кубка «Америки»); пять лодок предыдущего поколения, построенных в 2015 году и уже при строительстве оснащенных подводными крыльями; пять судов еще более ранней итерации, построенных в 2007–2010 годах, но впоследствии оснащенных крыльями; семь гоночных машин того же периода, но «бескрылых»; восемь вымпелов постройки 1997–2006 годов – это уже гоночный «антиквариат».

Наиболее характерной и уже хорошо обкатанной среди этих судов выглядит лодка Жереми Бийу Charal (см. YR № 112), которая была спущена на воду в 2018 году. С того момента она прошла ряд усовершенствований (на старт яхта выходит уже с третьей версией своих подводных крыльев), значительно повысивших ее ходовые качества против изначальных. Но, пожалуй, даже еще круче смотрится Hugo Boss (YR № 125), спроектированная тем же КБ VPLP. Сам Алекс Томсон полагает, что это уникальная «игрушка», аналогов которой нет и, вероятнее всего, не будет. Обе эти яхты являются результатом непрерывного совершенствования технологий, улучшения методов расчета и технологий постройки.

Достаточно взять такую деталь: яхты для гонки 2012 года строились с использованием углеткани плотностью около 300 г/м2, а секции корпусов судов новейшего поколения выкладывались уже из однонаправленных жгутов с получающейся общей плотностью порядка 150 г/м2. При этом огромное внимание уделяется повышению надежности конструкции, как уверяет Янник Ле Морван, один из директоров компании Gurit, разработчика и поставщика композитных материалов для яхтостроения. Он приводит такой факт: несмотря на постоянный рост быстродействия компьютеров, объем трудозатрат при проектировании силовой схемы корпусов Charal и Hugo Boss вырос на 50% по сравнению с лодками постройки 2015 года.

ххх

Так кто же победит – Charal или Hugo Boss? Мясники или модельеры? Или дуэли «один на один», характерной для регат последних лет, все же не будет? Очень хочется верить в то, что гоночный дуализм будет нарушен хотя бы еще одним соперником. Как бы то ни было, тройка предстартовых фаворитов, на наш взгляд, выглядит так:

1. Жереми Бийу, 44 года. Стартует в VG в четвертый раз. С начала своей сольной карьеры (2005 год) много раз занимал призовые места, участвуя в самых престижных одиночных регатах. Обладает одной из самых совершенных и наиболее обкатанных яхт. В прошлом году выиграл на ней Fastnet Race, Vendée Arctic Race и Défi Azimut.

2. Алекс Томсон, 46 лет. Стартует в VG в пятый раз. Занимал в ней второе и третье места. Располагает очень «навороченной» яхтой, разработанной в том же КБ, что и Charal, но сознательно спущенной на воду годом позже. Однако из-за введенного карантина спортсмену не удалось подготовить к старту регаты новую версию подводных крыльев.

3. Шарль Дален, 36 лет. Новичок в гонках подобного рода, но он хорошо проявил себя в регатах класса Figaro. Его яхта выглядит очень серьезной соперницей, обладая рядом уникальных деталей, например, хорошо закрытым кокпитом. В этом году Дален сумел навязать очную дуэль Charal, что говорит как о ходовых качествах Apivia, так и об амбициях гонщика.

Участники, их яхты, конструкторы и годы создания

Крылатые яхты последнего поколения:


Жереми Бийу (Франция), Charal, конструктор – VPLP, год постройки 2018

Шарль Дален (Франция), Apivia, конструктор – Гийом Вердье, год постройки 2019

Томас Руайн (Франция), Linkedout, конструктор – Гийом Вердье, год постройки 2019

Себастьян Симон (Франция), Arkea-Paprec, конструктор – Хуан Куюмджан, год постройки 2019

Алекс Томсон (Британия), Hugo Boss, конструктор – VPLP, год постройки 2019

Коджиро Шираиши (Япония), DMG Mori, конструктор – VPLP, год постройки 2019

Армель Трипон (Франция), L’occitane En Provence, конструктор – Сэм Мануар, год постройки 2020

Николя Труссель (Франция), Corum L’épargne, конструктор – Хуан Куюмджан, год постройки 2020

Крылатые яхты предыдущего поколения:

Фабрицио Амедео (Франция), Newrest-Art&Fenêtres (бывшая No Way Back), конструкторы – VPLP/Гийом Вердье, год постройки 2015

Янник Бестевен (Франция), Maître Coq IV (бывшая Safran 2), конструкторы – VPLP/Гийом Вердье, год постройки 2015

Луи Беротон (Франция), Bureau Vallée 2 (бывшая Banque Populaire VIII), конструкторы – VPLP/Гийом Вердье, год постройки 2015

Джанкаро Педот (Италия), Prysmian Group (бывшая StMichel-Virbac), конструкторы – VPLP/Гийом Вердье, год постройки 2015

Борис Херман (Германия), Sea Explorer-Yacht Club De Monaco (бывшая Gitana 16), конструкторы – VPLP/Гийом Вердье, год постройки 2015

Старые яхты, модернизированные путем установки крыльев:

Кевин Эскоффье, PRB 5, конструкторы – VPLP/Гийом Вердье, год постройки 2009

Саманта Дэвис (Британия), Initiatives-Cœur (бывшая Foncia), конструкторы – VPLP/Гийом Вердье, год постройки 2010

Изабель Йошке (Франция–Германия), Macsf (бывшая Safran), конструкторы – VPLP/Гийом Вердье, год постройки 2007

Арно Боссье (Франция), La Mie Câline-Artisans Artipôle (бывшая Ecover III), конструкторы – Оуэн/Кларк, год постройки 2007

Алан Рура (Швейцария), La Fabrique (бывшая Britair, бывшая Votre Nom Autour Du Monde, бывшая Macif), конструкторы – Фино/Конк, год постройки 2007

Старые яхты, выступающие без крыльев:

Кларисс Кремер (Франция), Banque Populaire X (бывшая Macif 2, бывшая SMA), конструкторы – VPLP/Гийом Вердье, год постройки 2010

Дамьен Сегуйн (Франция), Groupe Apicil (бывшая DCNS), конструкторы – Фино/Конк, год постройки 2008

Жан ле Кам (Франция), Yes We Cam! (бывшая Foncia), конструкторы – Farr Yacht Design, год постройки 2007

Максим Сорель (Франция), V And B-Mayenne (бывшая Groupe Bel), конструкторы – VPLP/Гийом Вердье, год постройки 2007

Мануэль Куазен (Франция), Groupe Setin (бывшая Paprec-Virbac), конструкторы – Farr Yacht Design, год постройки 2007

Роман Аттанасио (Франция), Pure-Best Western (бывшая Gitana Eighty), конструкторы – Farr Yacht Design, год постройки 2007

Стефан Ле Дирайзон (Франция), Time For Oceans, год постройки – нет данных.

«Антиквариат»:

Алексия Барьер (Франция), Tse-4myplanet (бывшая Le Pingouin, бывшая Famille Mary), конструктор – Марк Ломбар, год постройки 1997

Дидак Коста (Испания), One Planet One Ocean (бывшая Kingfisher), конструктор – Роберт Хэмфри, год постройки 1999

Себастьян Дестремо (Франция), Merci (бывшая Galileo), конструкторы – нет данных, год постройки 2005

Бенджамин Дутро (Франция), Omia-Water Family (бывшая Estrella Damm), конструкторы – Farr Yacht Design, год постройки 2007

Клемен Жиро (Франция), La Compagnie Du Lit-Jitili (бывшая PRB 4), конструкторы – Farr Yacht Design, год постройки 2006

Пип Хэйр (Британия), Medallia (бывшая Superbigou), конструктор – Пьер Ролан, год постройки 2000

Арии Хуусела (Финляндия), Stark (бывшая Aviva), конструкторы – Оуэн/Кларк, год постройки 2007

Миранда Меррон (Британия), Campagne De France (бывшая Temenos 2), конструкторы – Оуэн/Кларк, год постройки 2006

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2972 Сообщений
grebenshch
597 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 464
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Май 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 [3] 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal