(http://sail-friend.ru/gallery/3264_25_01_18_2_02_46.jpeg)
Благодарности
Совершить это плавание было непросто, хотя бы только потому, что это было первое моё одиночное плавание через море. И только благодаря этим людям это стало возможно:
Виктор Аркадьевич Языков, без его участия и яхта была другой, и плавание другое;
Александр Безбородько, директор компании «Винджаммер», наш спонсор;
Дмитрий Саранец, главный человек, который помогал в организации регаты и «вдруг» не забыл про меня в самые тяжёлые времена перед стартом, когда нам показалось, что свершилось всё худшее;
Юрий Баунцев, федерация парусного спорта Сочи, спас меня от серьёзных приключений в загранке, помог выйти в море;
Наташа Кожевникова – наш дизайнер;
Виталий Мокроус, Дмитрий Елагин наши веб-мастера;
Андрей Глущенко, человек дал мне краскопульт, я его успешно сломал, а он ни словом ни выругался;
Сергей Козлов, я б не смог снабдить себя и яхту необходимым оборудованием без помощи этого человека;
Мария Бавыкина, удивительным образом могла вдруг решить какой-то очень важный организационный вопрос или познакомить с нужным человеком;
Юрий Ершов – с вас всё начиналось, в том числе и наш сайт;
Валерий Поздняков – я верю, вы уйдёте в своё плавание!
Особая признательность Александру Васильевичу Джеусу, генеральному директору ВДЦ «Орлёнок», который первым поддержал эту идею и позволил нам материализовать наши желания.
Кроме того, выражаю благодарность коллективу «Орлёнка», где я работаю, друзьям, курсантам морской академии, что проходят у нас парусную практику, членам кают-компании сайта журнала «Катера и яхты», журналистам, экипажам яхт «Терра» и «Диана», мне не хватает вас, ребята, и всем тем, кто знал об этом.
ВДЦ «Орленок»
2006
«В каждом из нас что-то есть,
Но я не могу взять в толк,
Почему мы стоим, а места вокруг нас пустуют?»
В.Цой
Желание совершить одиночное плавание вне видимости берегов родилось у меня давно. А так как я не отношусь к людям, которые составляют план на будущее светлое, в котором у них обязательно будет правильная яхта, полный карман лаве и всё прочее, что только может прийти в голову, я думал прагматичней. Под рукой была «микро», а в голове информация о людях, совершивших очень серьёзные плавания и на меньших корытцах. А так как у нас в «Орлёнке» их целых четыре (правда, пока только две мачты), я думал даже об организации одиночной гонки по Чёрному морю. В итоге я запланировал (не могу все-таки жить без хоть какого-нибудь плана) на 2006 год дальнее спортивное плавание типа «Орлёнок – Новороссийск» или «Орлёнок – Сочи». Но обладая такой слабостью, как праздное мечтание, в январе я успел трижды поменять планы, готовясь то к Атлантической гонке (наивный), то к достройке яхты open50, то, благодаря поддержке членов кают-компании сайта журнала «Катера и яхты», и в самом деле организовывать Первую в России одиночную гонку.
Благодаря только объявлению о регате на сайте «КиЯ» у нас оказалось аж три заявки на участие в гонке, в том числе одна и моя. Это меня вдохновило, решил, что, раскручивая регату, мы сможем собрать 5-7 человек, и на малых яхтах (Правила ограничивали максимальную длину корпуса в 6.5 метров, и никогда не заявлялось о гонке на «Микро») совершим Прорыв в истории отечественного яхтинга (глупый человек). Но в любом случае, у меня появилось стоящее дело, ради которого я оставил Всё абсолютно, что не относилось к делу напрямую и начал работу. Сейчас я могу сказать точно, что без этого Проекта неизвестно, совершил бы я хоть какое-нибудь плавание в этом году, и уж достоверно, не достиг бы того уровня Знания о море и себе, что сегодня я имею.
В какой-то момент я был опьянён развитием событий и более чем доволен собой. Естественно, ублажая своё эго, ты никогда не можешь правильно оценивать ситуацию, в которой ты находишься, и делать грамотные выводы. Но в любом случае, я стартовал, хоть и остался единственный, среди одиночек. Были моменты, когда я был готов всё бросить, закрыть этот Проект, и, может быть, когда-нибудь начать заново. Но суждено было свершиться этому плаванию, и подготовка яхты к гонке под звёздами из-за нехватки светлого времени суток, оказалось не напрасным.
«Не важно, что ты делаешь,
Ты всегда делаешь только одно дело –
Ты создаёшь себя»
В.Языков
17.10.06 Стою в Лазаревской на якоре перед яхт-клубом, жду чая. Яхту
2:27 кидает, ветер с берега, зыбь с моря. Как раз поперёк волн. Столько проливного дождя было, а зыбь всё не уляжется. Где-то штормит. Мы в районе центра циклона – погода неустойчивая. Смогу ли спать? Не уйду ли отсюда посреди ночи?
То, что я только что увидел под берегом – тихий ужас. Прибой аж на дыбы встаёт!
Я раздражён.
8:30 Вроде качать стало чуть меньше, хотя зыбь идёт. Ночью развернуло на 180 градусов, пару раз ударило кормой о причал, пока выбирал якорный конец. Дождь идёт непереставая.
Сейчас попью чайку, и переодеваться.
Сижу вот, в плед завёрнутый, зеваю. Crazy fox.
Непром мокрый до безобразия.
Утра вечера мудренее. Факт.
I am crazy. Или кретин.
«И я не знаю даже, кто из нас прав. Меня ждёт на улице дождь, их ждет дома обед. Закрой за мной дверь – я ухожу. И если тебе вдруг наскучит твой ласковый свет, тебе найдётся места у нас – дождя хватит на всех. »
А жизнь-то налаживается. И всё же я счастлив.
20:06 Отдыхаю в Туапсе уже давно. Готовлю ужин. Смотрел TV на соседнем катере. Цивилизация. Погода не даёт домой попасть. Влажность везде. Даже в гермешках. Надоело. И ведь не посушишься – дождливо.
18.10.06 Вот и закончилось плавание.
22:55 Завтра, дай Бог, подъём яхты.
Всё отлично. Почти что.
Судовой журнал
яхты «Орлёнок»
RUS 5 – 233
окончен: 18.10.2006
15.10.06
Подход к Сочи. Мне удалось дозвониться до Юрия Сергеевича и сообщить что через пару часов прибуду, прежде чем окончательно сел телефон. Старались дозвониться мне из «Орлёнка», поговорить не получилось. Встретили, приняли меня хорошо.
Отношение ко мне многих изменилось. Например, пограничники, отметив все документы, пригласили доктора, и сказали нам, чтоб мы обязательно дождались. «И кто здесь больной?». Врач долго не мог понять, зачем он здесь нужен – никогда ранее на яхты его не приглашали. Пытался даже какую-то справку выписать, чтоб быть хоть в чём-то полезным. Решили, что таможня считает, что не здоров я, коль в одиночку хожу на таких маленьких пароходах.
16.10.06
Пограничники не захотели отметить судовую роль в яхт-клубе Сочи. Пришлось ехать на погранзаставу. Меня там встречали как героя Советского Союза. Капитан заставы, видимо, лично решил взглянуть на меня. Ещё поражался. Как это меня «Адлер» не заметил (да и честно, говоря и его «Сочи-62» меня не видели до самого порта), что неудивительно, стеклопластиковое корытце, обложной дождь, шквалы, я почти упёрся в берег, прежде чем смог сказать: «Земля!»
Переход Сочи – Лазаревское. Вечером, в ночь вышел на Лазаревскую. Диспетчер яхт-клуба долго договаривался в погранцами, и те решали пускать меня или нет в море. Там меня встретил шквал, штиль, дождь, естественно, парусные учения. Я ощущал себя прям на экваторе. Ка-ак рванёт, я давай рифиться наглухо – только закончил – полный штиль. И стою, как дурак, мокрый, яхта вертится по воле волн, гремят молнии, скрипит гик. Красота.
17.10.06
При подходе к Лазаревскому яхт-клубу налетел в последний раз уже в этом сезоне, на рыбацкий ставник. Кое-как дождался утра, стоя на якоре.
Пообщался с Виктором Аркадьевичем. Даже прокатил его, и его брата, и Лешу на яхте. При подходе под парусами к причалу чуть-чуть не дотянул, и зыбь стала стремительно выбрасывать нас на берег. Уже абордажная команда вышла на бак – прыгать в воду – паруса не работают, штилевой мешок, кое-как успел в последний момент завести двигатель и дать задний ход. Я уже чувствовал, как мою неуправляемую красавицу выкидывает на берег, уже слышал скрежет поломанного шверта… Обошлось.
О многом говорили с Виктором Языковым: «Ну давай, Виталя, рассказывай,»
- Что рассказывать, Вы сами знаете лучше меня…
И пошёл обмен про одинаковые чувства и ощущения.
Заговорили вдруг о мечтах и фантазиях. Достаточно у нас знакомых, которые говорят, что желают, что готовы уйти в море, но как только судьба им предоставляет отличные варианты, они сразу же сдуваются. Приходим к заключению, что мечтать-то оказывается вредно. Сейчас я даже могу больше сказать, кто мечтает, тот никогда не сможет сделать ничего стоящего, потому что вся энергия их растрачивается на воображение, мечты, фантазии, и ничего не остаётся для намерения и воплощения в жизнь стоящих дел.
Море прощалось со мной яростно. Вскоре после отхода из Лазаревской меня подхватил попутный шторм. Под одним стакселем я пару раз очень хорошо вышел на глиссирование, но вскоре убрал – опасался за мачту, которая явно не рассчитана на подобные нагрузки, мягкая и удерживается одним ахтерштагом. И вот иду я под голым рангоутом, слева берег, прямо по курсу мидийное хозяйство и мои «любимые» сети, справа, в пятидесяти метрах идёт смерч, перерезая мой курс по носу, по диагонали. «Там слева по борту, там справа по борту, там прямо по ходу мешает проходу рогатая смерть… И ужас режет души напополам! » . К шквалу с кормы, я ясно вижу, добавляется шквал прямо по курсу. Встреча фронтов. Весёлое светопредставление. Волна уже треугольная, я ставлю штормовой стаксель и трисель. Стаксель сразу же разрывает в хлам – теперь я понимаю, что он был сшит самостоятельно, но неверно. Пока провожу парусные учения, берег приближается. Яхта под одним триселем идти против неправильной волны не хочет, продолжаю дрейфовать – теперь ветер чуть стих и парусности не хватает. Почему-то не догадываюсь скрутить поворот, чтобы далее дрейфовать не правым галсом на берег, а левым вдоль него. Пока ставлю зарифленный грот, из которого ветер вырывает латы, берег оказывается явно меньше чем в ста метрах, около пятидесяти. Успел, кручу поворот, набираю высоту и иду к Туапсе. Сил мало. Ветер чуть стихает, но зыбь такая от двух волновых систем, что просто невозможно находиться на борту. Где земля? Небо? Где море? Понимаю, что идти в «Орлёнок» нет смысла, во-первых, вытрясет все силы, во-вторых при такой волне даже в яхт-клубе «Торнадо» нельзя будет стоять. Под двигателем вхожу в порт Туапсе.
Там я встречаю яхту «Терра» и отдаю турецкий флаг. Отдыхаю.
18.10.06
Погода успокаивается. Выхожу из порта Туапсе. Интуиция работает, но я воспринимаю её за воображение. Проще говоря, лентяй я. Говорю же себе, заправь бак в двигателе. Но моросит дождь, и сам себя убеждаю, что в такую погоду незачем это делать, да и идти мне под ним всего ничего, только из «ворот» вылететь. На выходе пропускаю танкер, входящий в порт. Пока жду его возле левого мола, заканчивается бензин. Срочно ставлю стаксель, но течение несёт на мол, - ветра не хватает. Давай заправлять бак – заводить – не получается. Прижимает к молу, я одерживаю, подставляю кранцы. Пару раз отталкивался. Надеялся, что смогу уйти под парусом – не получилось. В общем, опозорился напоследок по полной. Пришлось бросить яхту страдать у бетонного мола и заводить двигатель. Кое-как выскочил. Показательный урок.
Лёгкий норд-ост, и я снимаю рифы. Ставя «все» паруса. Естественно, тут же начинаются шквалы, что характерно для норд-оста, и я выполняю упражнения по взятию и отдачи рифов. Уже вроде как не гонка, и я ленюсь. Но потом вдруг понимаю, что не стоит малодушничать. И здесь от этого я проигрываю вдвойне. И мне некуда спешить, и нет ничего более важного, чем позволить яхте идти оптимальным образом.
Ночевал я в «Торнадо», так как более ни на что не был готов, и не был уверен, что в «Орлёнке» меня ждёт кран.
19.10.06
Утром с помощью Степана Михайловича и ещё одного человека, срубаю мачту и под двигателем иду в «Орлёнок». Вплавь добираюсь до берега, узнаю, что кран будет с обеда. Меня вылавливает оператор и делает репортаж о завершении регаты. Говорят, когда монтировали этот сюжет, а я там, видимо, очень соблазнительно говорил про желание выспаться, что всё телевидение просто засыпало. Прониклось. До сих пор не могу от этих достойных людей получить видеоматериал на руки.
К обеду коллектив Дирекции морских программ, где я работаю, вдруг подготовилось к торжественной встрече. (Ранее не могло, так как явился в «Орлёнок» без предупреждения). Выдали диплом морского волка, налили шампанского, поздравили, было много тёплых слов, каравай с солью и кокошники на головах женщин. Честное слово, не ожидал, очень приятно. Тут же крановщик на талях спустил меня на борт моей красавицы (спасибо, что не пришлось совершать очередной заплыв, все ж не июль-месяц), и вот теперь всё закончено.
Завтра я ухожу в отпуск и уезжаю стажироваться на верфь Виктора Языкова.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Играю волны, ветер свищет,
И мечта гнётся и скрипит;
Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бури есть покой!
М. Лермонтов
(http://sail-friend.ru/gallery/3264_25_01_18_2_02_46.jpeg)
© Виталий Елагин