Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Мероприятия => Регаты и Матч-рейсы => Тема начата: Craus от 12.12.2020, 23:38:09

Название: Инструкция: Как регулировать крен и дифферент
Отправлено: Craus от 12.12.2020, 23:38:09
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_12_12_20_11_30_24.jpeg)

На что они влияют и как их регулировать

В рубрике «Инструкция» мы регулярно публикуем небольшие полезные заметки для тех, кто увлекается яхтингом и парусным спортом настолько, чтобы интересоваться мелочами. Мы уже рассказывали о якорной стоянке по-средиземноморски, том, как регулировать пузо и распутать якорные цепи. Сегодня обсудим крен и дифферент.

Крен

Яхта под парусами почти никогда не будет идти идеально ровно — небольшой крен наверняка присутствует, но это пойдет на пользу. Корпуса лодок проектируются таким образом, что при оптимальном угле наклона в 10-15*, яхта будет идти только лучше.

Чем больше площадь смоченной поверхности, тем больше сила трения, а значит меньше скорость яхты. При небольшом крене (10-15*) площадь смоченной поверхности будет даже меньше, чем на ровном киле, значит яхта будет идти немного быстрее.

К тому же в легкий ветер паруса, провисая благодаря крену, принимают правильную форму и работают лучше. Это происходит, потому что они шьются с расчетом на оптимальный угол наклона лодки.

При этом важно учитывать, что закрененную лодку приводит. И чем больше крен, тем больше яхту будет приводить. Этим свойством можно пользоваться.

Почему яхту приводит


(http://sail-friend.ru/gallery/3211_12_12_20_11_30_30.jpeg)

Использование крена для управления

Креном можно пользоваться и для управления. Понятно, что каждое лишнее движение рулем тормозит лодку. Используя крен можно сократить эти движения и не терять скорость при маневрах.


Во всем важна мера, поэтому при очень сильном крене (>20*) скорость лодки начинает падать.


Дрейф

Благодаря своей форме, киль в воде работает так же, как парус: по принципу крыла самолета он создает подъемную силу в потоке воды и благодаря этому противодействует дрейфу.

Подъемная сила направлена перпендикулярно плоскости киля, поэтому максимально она будет действовать, если яхта идет или совсем без крена или с небольшим креном — до 20*. При увеличении крена киль уже не сможет эффективно противодействовать дрейфу, так как горизонтальная составляющая подъемной силы заметно уменьшится — яхту начнет сильно сносить под ветер.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_12_12_20_11_30_36.jpeg)

Чтобы уменьшить излишний крен и все его негативные последствия:


Дифферент

Дифферент — это наклон судна в продольной плоскости. Так же, как и крен, его важно регулировать, чтобы яхта шла быстро и хорошо управлялась.

Нос

Вдоль лодки есть три точки, которые помогают держать курс и контролировать движение лодки: форштевень, киль и перо руля. Если убрать из этой связки форштевень, лодка станет управляться хуже. Поэтому нос должен быть немного погружен в воду, примерно на ⅕. Так яхта будет лучше держать курс и не рыскать.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_12_12_20_11_30_43.jpeg)

В слабый ветер для этого перемещаем экипаж ближе к носу, загрузив его так, чтобы форштевень не торчал из воды.

При усилении ветра или при попутных курсах нос будет больше зарываться в воду и тормозить движение. Чтобы этого избежать, перемещаем команду ближе к корме.

Корма

Если корма погружена в воду:


(http://sail-friend.ru/gallery/3211_12_12_20_11_30_49.jpeg)

Чтобы этого избежать разгружаем корму, лучше переместить команду ближе к центру яхты.

Источник (https://silavetra.com/)
Защита SMF от спама от CleanTalk