Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)
Роза ветров => Техника => Тема начата: Craus от 16.07.2021, 21:53:31
-
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_16_07_21_9_46_29.jpeg)
Собираетесь заменить оснастку вашей лодки на композитную, но запутались в выборе? Сэм Фортескью рассматривает плюсы и минусы различных решений
Подобно тому, как после Второй мировой войны переходили от деревянных лонжеронов к лонжеронам из сплава, мы переходим к карбоновым лонжеронам и композитному оснащению крейсерских судов», — говорит известный сюрвейер Ким Сков-Нильсен.
Мы живем на пороге серьезного перехода к полностью композитным оснасткам».
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_16_07_21_9_46_35.jpeg)
Четыре варианта оснастки современных лодок — от сверхвысокомолекулярного полиэтилена (HMPE) до арамида, PBO (полибензоксазола) и, наконец, полного карбона, мы рассмотрим.
По сравнению со сталью, все эти варианты имеют гораздо меньший вес, что позволяет уменьшить крен и качку в море.
Большая жесткость установки улучшает дифферент паруса и более эффективно передает усилия — особенно при слабом ветре.
Кроме того, синтетические волокна не поддаются невидимой усталости, которая разрушает системы из нержавеющей стали.
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_16_07_21_9_46_42.jpeg)
С другой стороны, стоимость такелажа может быть в два-четыре раза выше, чем такелаж канатных лодок, а ремонт за пределами крупных парусных центров затруднителен.
Некоторые волокна быстро разрушаются под воздействием ультрафиолета или влаги, поэтому повреждение оболочки сокращает срок службы такелажа.
Карбон, в частности, также подвержен боковым ударам. Каждый яхтсмен взвешивает варианты по-разному, но вот ваши варианты:
HMPE (Dyneema/Spectra)
Dyneema и Spectra обладают необычайной прочностью и очень малым весом, но многие такелажники опасаются использовать их на круизерах, поскольку считают их слишком эластичными.
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_16_07_21_9_46_48.jpeg)
Однако американский специалист Colligo Marine утверждает, что это всего лишь вопрос выбора правильного сорта Dyneema и правильного определения его размера.
Многие люди ошибочно подбирали размер Dyneema по прочности на разрыв и в итоге получали очень растяжимую оснастку», — говорит Джон Франта из Colligo Marine.
Растяжимость зависит от площади поперечного сечения, поэтому все, что вам нужно сделать, это подобрать правильный диаметр».
Это означает, что в итоге вы получите более длинную Dyneema, чем ваш первоначальный трос, что приведет к незначительному увеличению намотки, хотя и при меньшем весе.
Например, 8-миллиметровый трос, который является стандартным для многих 40-футовых круизеров, в системе Colligo Dux придется заменить на 11-миллиметровый Dyneema, но за год он должен уползти менее чем на 3 мм.
Разновидность HMPE, которую вы используете, также очень важна, поскольку нити в леске выравниваются под нагрузкой.
50-футовая оттяжка из обычной Dyneema может вырасти на 4-6 дюймов в длину», — говорит Франта.
Именно поэтому Colligo использует только терморастянутую Dyneema SK75, в которой волокна уже очень плотно выровнены, вместо более высокотехнологичных сортов, таких как SK99 и DM20.
Типичный HMPE-обтекатель сращивается с легкой алюминиевой муфтой, которая легко крепится к традиционной вилке на палубном конце.
Вам понадобится специальное крепление для обтекателя Colligo на корме или CheekyTang, которое вставляется в петлю на верхнем конце обтекателя, а затем прикручивается через мачту.
Трение и ультрафиолет — главные враги оснастки Dyneema.
Ее легче резать, а температура плавления составляет 100°, поэтому быстро движущийся шкот может прорезать ее за несколько секунд», — предупреждает директор по продажам компании Marlow Пол Хонесс.
По этой причине Colligo упаковывается в термоусадочную пленку из ПВХ и должна прослужить от восьми до 12 лет без сбоев.
Арамид
Ароматические полиамиды (Kevlar — торговая марка Dupont) обладают низкой ползучестью и высокой прочностью, а также хорошо сопротивляются истиранию, что важно, например, при переходе через Атлантику.
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_16_07_21_9_46_57.jpeg)
Арамиды в пять раз прочнее стального троса относительно веса, но эта прочность многократно снижается, если волокна намокают, а ультрафиолетовое излучение вызывает их быстрое разрушение, поэтому тросы должны быть хорошо загерметизированы и защищены.
Компания OYS уже много лет разрабатывает кевларовые оттяжки с ахтерштагами из нержавеющей стали и рекомендует максимальную рабочую нагрузку в 40% от разрывной деформации кабеля для минимизации ползучести, поэтому арамидные оттяжки немного толще, чем аналоги из прутка.
Например, кабель диаметром 8,5 мм выдерживает нагрузку 3000 кг и при этом весит всего 60 г на метр.
Сравните это с Nitronic, где 7,5-мм стержень с такой же рабочей нагрузкой весит 350 г на метр.
«Вы подбираете размер с учетом растяжения, и в итоге получаете гораздо более высокий коэффициент безопасности», — говорит Робби Сарджент из OYS.
«Он гибкий, его можно намотать на катушку, к тому же он относительно конкурентоспособен по цене и выглядит нарядно. Арамид — это во всех смыслах и целях круизный продукт».
«Черная оболочка является стандартной, но более светлые цвета на заказ могут снизить устойчивость кабеля к ультрафиолету.
Компания OYS не рекомендует использовать арамидные обтекатели на однокорпусных судах.
Стержень и проволока довольно устойчивы к истиранию и физическим повреждениям», — говорит Сарджент.
Композитный такелаж гораздо более хрупок».
Oyster или Swan среднего размера имеет полную обшивку — она может пройти через текстильную оболочку очень быстро».
«Материал хорошо подходит для передних и задних стакселей, бегунков и внутренних передних стакселей, или в качестве бокового такелажа на многокорпусном судне», — добавляет он.
Голландская компания Aramid Rigging использует передовой станок бесконечной намотки для изготовления лееров по индивидуальным размерам.
Пучок волокон, в свою очередь, обертывается термоусадкой для защиты от воды, а затем внешней защитной оплеткой с покрытием, устойчивым к ультрафиолетовому излучению.
Металлические муфты на каждом конце затем запечатываются внутри полиуретановой формовки, устраняя одну из распространенных точек отказа стального снаряжения.
PBO
Разработанный в 1980-х годах полибензоксазол или PBO рассматривался как шаг вперед по сравнению с арамидом для оснастки гоночных лодок, с почти вдвое большей прочностью и модулем упругости — жесткостью.
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_16_07_21_9_47_04.jpeg)
Его вес составляет менее 20% от веса такелажной проволоки, и производители разработали простой в монтаже продукт для крейсерских судов.
Компания Westmarine в США совместно с Applied Fiber разработала бренд Powerlite, полностью совместимый с обычными зажимами на мачте и палубе, поэтому им можно заменить существующий трос или прут.
На стадии производства на предварительно натянутые пучки PBO напрессовывается оболочка, защищающая волокна от ультрафиолета, воды и истирания.
Ее можно даже пропустить через организаторы, как стальную.
Allspars является британским поставщиком голландской системы EasyRigging, но оба производителя согласны с тем, что такелаж должен быть заменен через восемь лет — раньше, если лодки подвергались интенсивным гонкам.
Бэбиштаги, бегунки и съемные леера следует заменять через четыре года.
Однако некоторые такелажники утверждают, что PBO затмил карбон по своим характеристикам, а стаксели из Dyneema и арамида дешевле и надежнее.
«PBO оказался ненадежным, необъяснимо хрупким и очень восприимчивым к ультрафиолету», — говорит сюрвейер Сков-Нильсен.
«В наши дни его даже не обсуждают при выборе нового такелажа».
Carbon
Современное направление остается карбоновым (углеродным), где Future Fibres доминирует.
Прежде чем вы с насмешкой перевернете страницу, знайте, что стоимость упала, а производство улучшилось, что сделало карбоновый такелаж доступным для круизных яхт.
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_16_07_21_9_47_13.jpeg)
«ECthree — это начальный уровень для тех, кто хочет отказаться от стержневого такелажа, чтобы получить лучшие характеристики и больший комфорт в море», — говорит генеральный менеджер Джеймс Остин.
«Наша задача — демократизировать эту систему и сделать ее более доступным продуктом для тех, кто находится в категории 30-60 футов.
ECthree изготавливается из стержней из чистого углерода, связанных в пучки, покрытых оболочкой и снабженных зажимами из нержавеющей стали, что облегчает их модернизацию.
Он аналогичен продукту ECsix с высокими эксплуатационными характеристиками.
Его модуль упругости на 20% ниже, но стоимость на одну пятую меньше», — говорит Остин. Мы считаем, что это хороший компромисс».
Карбоновая оснастка для лодок позволяет сэкономить 65% веса стержневой оснастки.
Она неуязвима для воды и ультрафиолета, поэтому идеально подходит для использования на яхте.
Правда, карбон не так хорошо справляется с боковыми нагрузками, как сталь, но конструкция позволяет волокнам двигаться и изгибаться внутри оболочки.
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_16_07_21_9_47_21.jpeg)
Фитинги из нержавеющей стали рассчитаны на замену, но кабель необходимо регулярно осматривать и обслуживать — эту услугу Future предоставляет в комплекте.
«Нереально думать, что мы сможем достичь той же цены, что и стержень, но мы надеемся, что она будет меньше, чем в два раза», — говорит Ости.
«Несомненно, композитный такелаж требует больших затрат, но нужно смотреть на это исходя из 15-20-летнего жизненного цикла судна».
Боковой такелаж на Grand Soleil 46, недавно отремонтированной, обошелся примерно в 15 000 фунтов стерлингов.
LightSpeed, более мелкий американский производитель, который также пытается продвинуть карбоновый такелаж в сегмент круизных яхт длиной менее 80 футов, использует тот же Toray T700, что и Future, с умными титановыми клеммами, которые подходят к большинству распространенных типов стандартных такелажных винтов и мачтовых креплений.
«Мы уникальны тем, что встраиваем интегрированную смесь Technora в структуру обруча троса, что обеспечивает непревзойденную защиту троса от натирания и долговечность без дополнительного покрытия», — говорит технический специалист Майк Вастен.
Сравнительные затраты на оснастку лодки:
— Проволока и стержень — оснастка Dehler 38 стандартной проволокой 1×19 или стержнем Nitronic обойдется примерно в £2,280 для проволоки и около £5,000 для стержня.
— HMPE (Dyneema/Spectra) — стоимость тросов для оснастки Dehler 38 составит £2,900-3,700.
— Арамид — стоимость около £7,500 для Dehler 38 на 40-60% больше, чем для такелажа из прутка.
— PBO — Powerlite утверждает, что его тросы стоят всего на 30% дороже стержней, предлагая 8 525 долларов (6 210 фунтов) за Dehler 38 с бегущими оттяжками.
— Carbon — $20,000 (£14,600) за полный комплект штагов с бегунками для Dehler 38.
Источник (https://interparus.com)