Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => История => Тема начата: Craus от 04.01.2022, 23:06:42

Название: Славянские корабли. Флот Скандинавии
Отправлено: Craus от 04.01.2022, 23:06:42
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_04_01_22_10_53_30.png)

В то время как в Средиземном море на смену античной цивилизации со своими традициями кораблестроения приходили цивилизации византийская и варварские, на севере Европы, в двух почти не связанных между собой регионах, кораблестроение развивалось по уникальной системе.

Славянские корабли на парусах

Несмотря на внешнюю схо­жесть, их корабли принци­пиально отличались как по районам плавания и методи­ке перемещения по водной глади, так и по системе строи­тельства. При этом в истории кораблестроения они оставили заметный след. Речь идет о Киевской Руси и продувае­мой холодными ветрами Скан­динавии.

Ладьи славян

На огромных лесных просторах Восточной Европы, пересечен­ной многочисленными реками и озерами, примерно с начала нашей эры зародилась и ак­тивно развивалась славянская цивилизация. В этих условиях дерево было единственным строительным материалом, а реки — лучшими транспортны­ми артериями.

Выдолбленный или выжженный челн-однодревка стал первым плавучим средством славян. Но с ростом перевозок людей и грузов небольшой челн быс­тро терял свои позиции. Най­денный выход поражал простотой и эффективностью.

На челн или впоследствии про­сто на обтесанное бревно, выполнявшее роль киля, при­бивали вертикально стоящие деревянные планки, на которые с внешней стороны набивали хорошо подогнанные друг к дру­гу доски. Так появилась славянская, или «набойная», ладья, предназначенная в основном для плавания по рекам.

Ладья оказалась легким и одно­временно очень прочным судном. Последнее обстоятельство имело решающее значение на многочисленных отмелях и порогах, где экипажи перетаскивали судно волоком по суше. Славянской ладьей управляли с помощью весел, особенно против течения (в иной ситуации «тела» использовали только как рули). При этом она изначально была транспортным, торговым судном, и на ней оставалось достаточно много свободного места, для того чтобы поставить мачту с единственным квадратным или прямоугольным тканым парусом.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_04_01_22_10_53_37.png)

Заморские гости. Н. К. Рерих. 1901 г.

Парус в сочетании с простой и надежной конструкцией кор­пуса сделал славянскую ладью универсальным и, по сути, пер­вым в мире кораблем класса река-море. Именно кораблем, ибо ладья могла принять на борт от 40 до 60 воинов в полном облачении, да еще и разме­стить припасы для дальнего похода, которые прикрывались тканевой палаткой. Щиты, чтобы не занимать место, вывешивали снаружи корпуса, обеспечивая ладье соответ­ствующую защиту. Неслучайно древнерусские воины пред­почитали вести с ладьей дис­танционный бой, обстреливая противника из луков. Площадь этих на первый взгляд прими­тивных и небольших кораблей, даже забитых грузами и припа­сами, без труда позволяла это делать.

Интересно знать

Киевский князь Изяслав (1097-1154 гг.) попытался на основе обычной славянской ладьи сделать защищенный деревянной броней речной боевой корабль. Для этого князь сохранил общую конструкцию ладьи, увеличил высоту борта и резко поднял носовую и кормо­вую части, превратив их в боевые площадки (через их нижнюю часть также проходили рулевые вес­ла). Количество воинов на таком корабле не уменьшилось, но они получили надежную защиту и воз­можность более эффективно вести стрельбу по врагу или перескаки­вать на его корабли. Но за все нуж­но платить, и речные «деревянные броненосцы» Изяслава лишились парусов – места для мачты на борту не осталось.

Эффективность паруса была настолько высокой, что иногда ладья могла идти против тече­ния, используя только силу ветра. На морях это свойство оказалось просто незаменимым. Целые флотилии ладей Киевской Руси ходили по всему Чёрному морю вплоть до Константинополя. Свободно чувствовали себя славянские ладьи и в Каспий­ском море-озере, и в куда более холодном Балтийском море, где помимо русичей на них активно ходили и древ­ние поляки.

Многочисленные морские столкновения воинов Киевской Руси с визан­тийцами, воевавшими на дромонах, показывали, что по скоростным и манев­ренным качествам славян­ская ладья не только не уступала, но и превосходи­ла знаменитых «бегунов». Однако для «греческого огня» ладьи русичей были крайне уязвимы. Любое попадание огненной смеси на корабль приводило к тому, что он практически моментально вспыхивал.

Как ни парадоксально, причина этого заключалась в парусном вооружении. Сто­явшая в центре корпуса высо­кая мачта, на которой даже в шторм находился парус, пред­ставляла для византийцев не только идеальную цель, но и слу­жила эффективным средством равномерного распростране­ния огня по всему кораблю. Но сделать мачту опускающейся либо съемной по типу антич­ных и византийских кораблей конструкция не позволяла, так как находящаяся в центре ладьи мачта уравновешивала прими­тивную конструкцию корпуса и делала ее устойчивой к любому природному возму­щению — порыву ветра или волнению на море.

Драккары и шнеккары викингов

На Севере Европы, в горно­-лесистой местности Скан­динавского полуострова, развивалась другая цивилизация — норманнская. Из­резанное многочисленны­ми фьордами побережье идеально подходило для строительства кораблей. Неслучайно здесь стало активно развиваться кораблестроение, которое по сценарию развития напоминало славян­ское. Но за одним исключением. Поскольку омывающее Скандинавский полуостров с запада холодное Северное море отличается бурным нравом, норманны (викинги, или, как их называли на Руси, варя­ги) вынуждены были строить ладьи с расчетом на исключительную мореходность. Это и предопределило своеобраз­ную конструкцию корпуса норманн­ских кораблей, на­званных по носо­вому украшению в виде головы змеи или дракона (которые после похода снимали с кораблей и хранили на берегу) шнеккарами и драккарами.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_04_01_22_10_53_47.png)

Драккар викингов – современная норвежская реплика Озебергского корабля

Главная особенность норман­нских ладей заключалась в более острых и сложных по конструк­ции в подводной части обводах корпуса, благодаря чему дракары и шнеккары могли идти в штормовом море даже против волны. Какой бы силы ни была североморская или антлантиче­ская волна, корабль викингов сохранял устойчивость и продол­жал движение.

Кроме того, драккары отли­чались от славянских ладей большей длиной и несколь­ко меньшей шириной. При длине от 30 до 60 м их шири­на была в пределах 4,5-7 м (у ладей иное соотношение — 25×8 м максимум). Это тоже было продиктовано морским характером данных кораблей, которые специально строились именно как боевые.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_04_01_22_10_53_54.png)

Современная копия драккара, установленная как памятник в английском графстве Кент

В богатой лесом Скандинавии земель для нормального веде­ния сельского хозяйства было крайне мало, что вынуждало жителей либо перебираться на новые земли, которые находи­лись за морем, либо совершать набеги с целью грабежа на побе­режье европейских государств. Из-за подобных действий мона­хи европейских стран назвали викингов «бичом божьим». За исключением размеров, драккар ничем не отличался от славянской ладьи и был на нее очень похож. Как и на ладье, на нем размещались воины (до 80 человек) и грузы. Также быстро, как и киевская ладья, драккар сгорал от «греческо­го огня».

Драккар отличался от ладьи парусом площадью до 90 м2. Славяне ткали его из льна, обеспечивая этим легкость и эффективность (он ловил даже слабые ветры, что очень важно при перемещении по рекам, протекающим среди лесов или холмов). Викинги ткали парус из шерсти и, чтобы он не гнил в морских условиях, где вода и воздух пропитаны солью, об­рабатывали жиром. Казалось бы, при такой технологии парус дол­жен быть очень тяжелым и неэф­фективным. Однако на практике он хорошо выполнял свою работу в сложных условиях Северного моря и Атлантического океана.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_04_01_22_10_54_02.png)

Современное изображение драккара. Пропорции корабля практически идеальны

Как и славянскими ладьями, драккарами управляли с помощью весел, которых могло быть до 35 пар. Однако это было не ос­новное, а именно вспомогатель­ное средство движения у побере­жья и по рекам. В открытом море весла использовали для дополни­тельного поддержания устойчи­вости либо при атаке неприятеля в полное безветрие — штиль.

По современным расчетам, драккар под парусом в от­крытом море мог развивать скорость 10-12 узлов, а при хорошем ветре даже до 20! Удивительно, но прирожденные мореходы норманны ходили по морям и Атлантическому океану в буквальном смысле по рассказам. Вся норман­нская навигация базировалась на устных сказаниях — сагах, посвященных путешествиям предшественников, и на вы­ученных с детства характеристиках наиболее типичных ветров, течений и берегов.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_04_01_22_10_54_10.png)

Шнеккар образца XII века с носовым украшением в виде головы дракона. Современная действующая копия

За исключением примитивного компаса, викинги практиче­ски не знали навигационных инструментов и почти не умели ориентироваться по звездам, географические карты появились у них уже в то время, когда эпоха знаменитых нор­маннских походов практически завершилась.

Однако мы говорим лишь о драккаре. Куда же делся «Корабль-змей» — шнеккар? Дело в том, что примерно с X в. норманны стали разделять корабли на своеобразные классы. Драккар практически без изме­нений строили как универсальный мореходный боевой ко­рабль. Шнеккар со временем превратили в корабль транс­портный, а позже и в торговый. При неизменной кон­струкции корпуса отношение его длины к ширине уменьшилось за счет роста послед­ней. Постепенно и весь корпус стал более круглым.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_04_01_22_10_54_17.png)

Шнеккар образца X века. Современная реконструкция

В результате в XIII в. воз­ник совершенно новый тип мореходного судна, распространенного уже не только в Скандинавии, но и практиче­ски во всей Северной Европе, который получил на­звание шнек. Это был преимущественно торговый корабль, на котором для воинов устано­вили специальные башенки в носовой и кормовой частях корпуса. Скорость такого ко­рабля уменьшилась, и весла на нем использовали уже не для движения в безветрие, а исключительно как рулевое средство.

Открытие Америки

Мы привыкли думать, что Аме­рику 14 октября 1492 г. открыл Христофор Колумб. Однако исторические документы и археологические раскопки уже позволяют утверждать другое. Примерно в 986 г. драккар викинга Бьярни Херьюльфссона по пути из Исландии в Гренландию (эти острова викингами были уже давно открыты и колонизи­рованы) сбился с курса и ушел далеко на запад.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_04_01_22_10_54_24.png)

Побережье Баффиновой Земли. Лейф Эриксон был прав, назвав ее «Землей плоских скал»

Высадившись на холмистый берег, Бьярни понял, что эта земля пригодна для жизни. Однако норманн отправился в путешествие, чтобы навестить своих родителей, и потому, как только погода улуч­шилась, вернулся в Гренландию, а потом и в Скандинавию.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_04_01_22_10_54_31.png)

Современная реконструкция Винланда

Бьярни рассказал, что видел новую землю. Но его рассказы никого не впечатлили. В итоге почти через 10 лет, в 996 г., Бьярни с командой из 35 че­ловек отправился в открытую им землю. Как предполагают современные ученые, Бьярни открыл Ньюфаундленд и ос­новал там поселение Винланд («Земля виноградных лоз»).

В Норвегии все же нашелся человек, который правильно понял Бьярни. Звали его Лейф Эриксон. Примерно в 1000 г. он организовал полноценную экспедицию в землю, обнаруженную Бьярни. Основываясь на его рассказах и на иных сведениях, Лейф с товарищами быстро прибыл в Новый Свет. Там они остались на зиму, а весной совершили путешествие к югу, исследуя бе­рега ранее неизвестной викин­гам земли. Предположительно, помимо острова Ньюфаундленд Лейф Эриксон исследовал Баффинову Землю и полуостров Лабрадор, названные им Хел-Луланд («Земля плоских скал»).

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_04_01_22_10_54_39.jpeg)

Памятник викингу — первооткрывателю Америки Лейфу Эриксону

Карлсефни на трех драккарах совершил плавание по маршруту Лейфа Эриксона в Винланд. Позже, в течение трех лет, до сво­ей смерти в 1007 г., он продолжал исследовать Американский кон­тинент, а сын Торфинн Сннори, родившийся осенью 1005 г., стал первым ребенком европейского происхождения, появившимся в Америке.

Источник (https://sea-man.org/)
Защита SMF от спама от CleanTalk