collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: "Ледовый поход" Балтийского флота в 1918 году  (Прочитано 1523 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


К началу 1918 года боевые возможности Балтфлота были ограничены из-за некомплекта команд на кораблях и в береговых соединениях. В соответствии с Приказом по флоту № 111 от 31 января 1918 года и Декретом СНК о роспуске старого флота и создании социалистического Рабоче-Крестьянского Красного флота, началась частичная демобилизация Балтфлота. Большая часть кораблей в конце 1917 года располагалась на главной базе флота в Гельсингфорсе. Часть кораблей дислоцировалась в Або, Ганге, Ревеле, Котке и Кронштадте. Вновь начавшиеся боевые действия с Германией застали Балтфлот в кризисе: часть матросов разошлась по домам; другие по указанию советского правительства были его опорой на суше; сам флот находился в процессе демобилизации. Императорский флот умирал, а новый – Красный флот, ещё не был сформирован.

К тому же русским флотом хотели попользоваться и иностранцы. Так, британцы попытались получит в собственность бывшие вспомогательные крейсера «Митава», «Русь», госпитальные суда «Диана», «Меркурий», «Паллада», военный транспорты «Гагара», «Люси», пароход «Россия» и др. Их хотели продать бывшие судовладельцы – суда перешли в военный флот по военно-судовой повинности в 1914 году. Однако эта попытка провалилась.

Однако и в Гельсингфорс уже не был надежной базой для кораблей Балтфлота. Ситуация в Финляндии была весьма тревожной. Из финских добровольцев сформировали 27-й егерский батальон, его первоначальная численность составляла около 2 тыс. человек. Батальон перебросили на Рижское направление, а затем на переформирование в Либаву. Здесь создали офицерскую школу, которая стала базой для обучения основных кадров финской белой гвардии. Кроме того, в Финляндию отправлялись и немецкие офицеры.

Осенью 1917 года деятельность немецкой агентуры в Финляндии была усилена. В Финляндию было переброшено много оружия и боеприпасов. В ноябре финское правительство Свинхувуда сформировало отряды белой гвардии (шюцкора), которые возглавил Маннергейм. Немцы оказывали активное содействие военному обучению финнов. 18 (31) декабря 1917 года Совнарком принял решение о предоставлении Финляндии самостоятельности. В начале 1918 года финские отряды стали нападать на отдельные русские гарнизоны с целью их разоружения и захвата оружия. В ночь на 10 января финны попытались захватить Выборг, но их атака была отбита.

Финляндия была расколота на белых и красных. 14 (27) января власть в Гельсингфорсе захватили рабочие и вручили власть Совету народных уполномоченных, в него вошли Куусинен, Тайми и др.



Правительство Свинхувуда и войска Маннергейма отступили на север. В ночь на 15 (28) января белофинны захватили Вазу и ряд других городов, русские гарнизоны были уничтожены. Укрепившись в Вазе, белофинны в союзе с немцами задумали поход на юг. В Финляндии началась гражданская война. Она резко осложнила условия базирования Балтфлота. Белофинны организовывали диверсии, нападения с целью захвата складов, кораблей. Были предприняты меры для усиления охраны кораблей и военного имущества. В декабре 1917 года несколько кораблей – крейсера «Диана», «Россия», «Аврора», линкор «Гражданин» («Цесаревич»), перешли из Гельсингфорса в Кронштадт. Фактически этот переход был разведкой, которая показала возможность перехода боевых кораблей в ледовых условиях.

С наступлением зимы русские крейсера и миноносцы, стоявшие на рейде в Лапвик и Або, вернулись в Гельсингфорс и Ревель. Охрану шхерного Або-Аландского района в Або несли канонерка и несколько сторожевиков. В декабре, когда стали поступать сведения, что немцы готовят наступление на Ревель, наиболее ценные корабли были переведены в Гельсингфорс. Здесь был сосредоточен почти весь флот, за исключением нескольких кораблей, которые оставались в Ревеле.



К концу января 1918 года ситуация в Финляндии ещё более ухудшилась. Численность белофинской армии выросла до 90 тыс. человек. Финские красногвардейцы уступали белым в организованности, инициативе, не имели опытных военных руководителей. Положение русских войск и флота в Финляндии становилось критическим. Начальник Штаба верховного главнокомандующего 27 января доносил: «… Разрастающаяся война решительно угрожает нашему положению в Ботническом и Финском заливе. Партизанские действия белофинов, действующих вразрез между узловыми железными дорогами, станциями и портами Ботнического залива … ставят наши береговые части и гарнизоны в прибрежных пунктах в безвыходное положение и лишают их возможности предпринять какие-либо меры противодействия, хотя бы обеспечения своего снабжения. Сообщение с Раумо прервано. Вскоре та же участь может постигнуть и Або, являющийся базой Оланда, которому, следовательно, угрожает изолирование от материка…». Делался вывод, что корабли флота вскоре окажутся изолированными. Правительство Свинхувуда обратилось к Германии и Швеции за военной помощью. Возникла угроза появления немецких и шведских войск в Финляндии.



18 февраля Германия нарушила перемирие с Советской Россией и начала наступление по всему фронту от Балтики до Чёрного моря. Над Балтийским флотом, сосредоточенным в Ревеле (Таллин) и Гельсингфорсе (Хельсинки), то есть в Прибалтике и Финляндии, нависла большая опасность. Германцы получили возможность одним ударом захватить две главные базы Балтийского флота и сами корабли, так как льды, сковавшие залив, исключали, по их мнению, возможность ухода кораблей. После этого под ударом с моря оказывалась уже русская столица – Петроград.



Ледовая обстановка не позволяла сразу перевести корабли в Кронштадт, поэтому решили с помощью ледоколов попытаться направить их на другую сторону Финского залива в Гельсингфорс. 17 февраля 1918 года Коллегия Морского комиссариата направила в адрес Центробалта (ЦКБФ, Центральный комитет Балтийского флота - выборный орган, созданный для координации деятельности флотских комитетов) соответствующую директиву. Одновременно из Кронштадта направили в Ревель несколько мощных ледоколов во главе с «Ермаком». 19 февраля на буксире у ледокола «Волынец» на рейд Ревеля вышли три подлодки. 22 февраля началась общая эвакуация. В этот день «Ермак» повёл в Гельсингфорс первую группу кораблей (2 подводные лодки и 2 транспорта).



В ночь на 24 февраля немецкий отряд попытался внезапной атакой захватить береговые батареи островов Вульф и Нарген, прикрывавшие с моря Ревель, но их заметили и отогнали огнём орудий. В этот же день, днём в Гельсингфорс вышел новый караван: 2 подводные лодки, 3 тральщика, минный заградитель, транспортные и вспомогательные суда. 25 февраля германская авиация совершила налёт на Ревель. А к 19 часам этого же дня немцы вошли в Ревель. К этому времени большинство кораблей уже было на внешнем рейде и начали движение к Гельсингфорсу. В группе последних судов, которые покинули Ревельский рейд, были крейсера «Рюрик» и «Адмирал Макаров». Их проводку осуществляли ледоколы «Ермак», «Волынец» и «Тармо».

Перед самым уходом группы минеров с минной школы под началом с Р. Р. Грундмана осуществила подрыв всех береговых батарей на побережье и островах Вульф и Нарген, включая мощные 12-дюймовые башенные орудия. Во время эвакуации из Ревеля в Гельсингфорс было переведено около 60 судов, в том числе 5 крейсеров и 4 подлодки. При переходе была потеряна одна подводная лодка – «Единорог». Ещё несколько судов попали в ледовый плен прибыли в Гельсингфорс в начале марта. В Ревеле бросили только 8 старых подлодок и часть вспомогательных судов.



Однако перевод судов в Гельсингфорс не снял угрозы с флота. Согласно Брестскому миру подписанному 3 марта 1918 года (ст. 6), все русские корабли должны были покинуть порты Финляндии, причем предусматривалось, что пока лёд не позволяет осуществить переход, на кораблях должны были находиться лишь «незначительные команды», что делало их легкой добычей немцев или белофиннов. Корабли надо было срочно перевести в Кронштадт.Терять флот было нельзя. Он нужен был для защиты Петрограда и как ядро будущего советского флота.



Хотя единства в этом вопросе не было. Ленин приказывал уводить корабли, а Троцкий — оставить их для помощи финской Красной гвардии. Британцы же предлагали уничтожить корабли, чтобы они не достались противнику. 6 марта состоялось заседание Совета комиссаров Балтийского флота (эта организация сменила Центробалт), на котором было принято решение о немедленно подготовке к эвакуации флота и базы. Специально для руководства этой небывалой операцией была учреждена должность начальника Морских сил на Балтике с правами командующего флотом, но под контролем комиссаров Совкомбалта. Этот пост занял капитан 1-го ранга Алексей Михайлович Щастный (1881 – 1918), его заместителем стал капитан 2-го ранга С. В. Зарубаев.

Алексей Михайлович был опытным командиром, участником войны с Японией. Считался одним из лучших специалистов по вопросам связи в военно-морском флоте. В апреле 1913 года произведён в чин капитана 2-го ранга; в 1914 — 1916 гг. — старший офицер линейного корабля «Полтава»; в 1916 — 1917 гг. — командир эскадренного миноносца «Пограничник»; в феврале — мае 1917 года — штаб-офицер для поручений при штабе командующего флотом Балтийского моря; с мая 1917 года — флаг-капитан по распорядительной части штаба командующего флотом Балтийского моря; с июля 1917 года — капитан 1-го ранга. После Октября остался на своём посту. В январе 1918 года назначен 1-м помощником начальника военного отдела Центробалта.



Под руководством оставшихся на кораблях офицеров и унтер-офицеров началась энергичная работа. Днем и ночью, без перерывов, приводились в порядок машинные отделения, проверялось различное оборудование, шла загрузка топлива. Первостепенно значение имела работа лоцманов и летчиков, которые должны были определить трассу прохода кораблей через льды. Одновременно ликвидационная комиссия по Финляндии готовила к эвакуации различное имущество, находившееся на складах военно-морской базы.

Первая группа русских кораблей ушла в поход через льды 12 марта 1918 года. В её состав входили наиболее мощные и ценные в боевом отношении корабли: линкоры-дредноуты «Гангут», «Петропавловск», «Севастополь» и «Полтава», крейсера «Рюрик», «Адмирал Макаров» и «Богатырь». Путь кораблям прокладывали ледоколы «Ермак» и «Волынец». Этот поход оказался намного тяжелее, чем во время перехода из Ревеля в Гельсингфорс. Теперь толщина льда доходила до 3 метров! Эскадра продвигалась крайне медленно и только днем. Кроме того, матросов и специалистов по-прежнему не хватало, экипажи были укомплектованы только на 20 – 40%. Поэтому на некоторых кораблях матросы находились на вахте бессменно. Особенно тяжело было обслуге машинных отделений и рулевым, так как корабли то и дело меняли курс и скорость – из-за ледовой обстановки. До Кронштадта было всего лишь 180 миль, летом корабли прошли бы это расстояние за 10 -12 часов, а через лед они шли 5 дней, с 12 по 17 марта. Русские матросы совершили настоящий подвиг – ни один корабль не был затерт льдами или хотя бы поврежден.



Выход из Гельсингфорса второго отряда кораблей надолго задержался из-за того, что экипаж ледокола «Волынец» увёл его в Ревель. Откололись от советской власти также экипажи ледоколов «Тармо» и «Черноморский № 1». Когда самый мощный русский ледокол «Ермак» попытался снова прийти в Гельсингфорс, он был обстрелян ледоколом «Тармо» и вынужден был вернуться в Кронштадт. В результате второй отряд смог выйти из Гельсингфорса только 3 апреля. В состав вошли линкоры «Андрей Первозванный» и Республика» (бывший «Павел»), крейсера «Олег» и «Баян», подводные лодки «Тур», «Тигр» и Рысь».

Сопровождали эскадру маломощные ледоколы «Силач» и «Город Ревель». Между тем условия похода оказались ещё сложнее, чем у первого отряда. Дрейфующие льдины создавали мощные заторы, непреодолимые для слабых ледоколов. Подводные лодки в любую минуту могли разбить льды. В итоге «Рысь» получила такие тяжелые повреждения, что была вынуждена вернуться в Гельсингфорс. Роль ледокола взял на себя линкор «Андрей Первозванный».



Эскадра шла за ним крайне медленно и за три дня добралась всего лишь до высоты острова Родскар. Однако вскоре на помощь отряду пришёл ледокол «Ермак» который прикрывал крейсер «Рюрик». Идти стало легче, хотя льды ещё немало помучили экипажи. Только 18 апреля эскадра прибыла в Кронштадт. Таким образом, крупнейшие корабли Балтийского флота оказались в безопасности.

О возможной судьбе русских кораблей свидетельствуют следующие факты: 3 апреля высадился германский десант из состава «Балтийской дивизии» фон дер Гольца у Ганге (Ханко), за день до этого русские моряки уничтожили 4 подводные лодки, их плавбазу «Оланд» и сторожевик «Ястреб». Эти корабли из-за отсутствия ледоколов не могли увести из базы. Англичанам пришлось уничтожить на внешнем свеаборгском рейде 7 своих подводных лодок, которые воевали в составе Балтфлота, их плавбазу «Амстердам» и 3 британских парохода.



С падением Ганге, возникла реальная угроза и захвата немцами Гельсингфорса. 5 апреля в спешке отравили второй отряд, в него вошли линейные корабли «Андрей Первозванный», «Республика», крейсера «Олег», «Баян», 3 подводные лодки. Переход был сложным, т. к. финны захватили ледоколы «Волынец» и «Тармо». Линкору «Андрею Первозванному» самому пришлось пробивать путь. На третьи сутки похода у острова Родшера отряд встретил ледокол «Ермак» и крейсер «Рюрик». 10 апреля корабли второго отряда благополучно прибыли в Кронштадт.



Третий отряд кораблей был самым многочисленным – 184 вымпела: эсминцы, миноносцы, подводные лодки, минные заградители, тральщики, сторожевые корабли и т. д. Кроме того, нужно было увести десятки судов торгового флота. Все корабли и суда пошли иным маршрутом, нежели прежде. Льды уже пришли в движение и путь по центру Финского залива для небольших кораблей и судов стал смертельно опасным. Поэтому Щастный и Зарубаев решили вести третий отряд так называемым «стратегическим фарватером» — он пролегал по окраине шхер в северной части залива. Ледяной панцирь там был ещё целым, притом более тонким, что имело серьёзное значение, так как приходилось рассчитывать только на маломощные портовые ледоколы.



Корабли вышли из Гельсингфорса пятью эшелонами в период с 7 по 11 апреля. Первая группа (8 подводных лодок и 2 парохода) застряли во льдах южнее Котки. Из ледового плена их освободили корабли второй группы (6 транспортов, 5 тральщиков и 2 подлодки), после этого две группы пошли вместе. Рано утром 11 апреля ушли сразу 100 кораблей, последним ушёл во второй половине дня отряд миноносцев. Сам Щастный покинул Гельсингфорс на штабном корабле «Кречет». На подступах к городу были уже немецкие войска.



Корабли и суда шли по длинной трассе вдоль финского побережья. Их не раз обстреливала финская артиллерия, но они продолжали путь. По пути к ним присоединился и четвёртый отряд, сформированный в Котке. Большинство кораблей третьего отряда пришли в Кронштадт 16 – 18 апреля, оставшиеся – 22 апреля. За время похода не было потеряно ни одно судно, несмотря на сложность перехода, враждебную обстановку и нехватку экипажа.

12-14 апреля немецкие войска заняли Гельсингфорс, в нём и других портах ещё оставалось 38 русских кораблей и 48 торговых судов. В ходе переговоров, в течение мая 24 корабля и судна удалось вернуть.



Всего в ходе Ледового похода было спасено 226 кораблей и судов, включая 6 линейных кораблей, 5 крейсеров, 59 эскадренных миноносцев и миноносцев, 12 подлодок, 5 минзагов, 10 тральщиков, 15 сторожевиков, 7 ледоколов. Также вывезли две бригады воздушного флота, оборудование и вооружение крепости и фортов, другое снаряжение. Спасенные корабли составили ядро Балтийского флота. Организатор Ледового похода Алексей Щастный в мае 1918 года был награжден орденом Красного Знамени.



3 мая 1918 года народный комиссар военных и морских дел Троцкий направил секретный приказ о подготовке кораблей Балтийского и Черноморского флотов к уничтожению. Об этом узнали моряки. Приказ уничтожить с таким трудом и жертвами спасённые корабли вызвал бурю негодования. 11 мая на кораблях минной дивизии, которые стояли на Неве в Петрограде, была принята резолюция: «Петроградскую коммуну ввиду ее полной неспособности и несостоятельности предпринять что-либо для спасения родины и Петрограда распустить и вручить всю власть морской диктатуре Балтийского флота». 22 мая на 3 съезде делегатов Балтфлота заявили, что флот будет уничтожен только после боя. Схожим же образом ответили моряки в Новороссийске.



Командующие флотами А.М. Щастный и М.П. Саблин были вызваны в Москву. По личному указанию Троцкого 27 мая Щастный был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности, в попытке установить «диктатуру флота». Проходивший 20—21 июня Революционный трибунал приговорил его к смертной казни - это был первый судебный смертный приговор в Советской России. Декрет о восстановлении в России ранее отмененной большевиками смертной казни был принят 13 июня 1918 г. В ночь с 21 на 22 июня Алексея Щастного расстреляли во дворе Александровского военного училища (по другим данным, его убили в кабинете Троцкого).



Лишь в 1995 году командующий Балтийским флотом Алексей Михайлович Щастный был реабилитирован. Но память о его подвиге не увековечена по сей день, только в Кронштадте установлен небольшой бюст герою.



Источники:

https://topwar.ru/137600-100-let-ledovomu-p...kogo-flota.html
https://topwar.ru/24399-19-fevralya-1918-g-...kogo-flota.html

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2972 Сообщений
grebenshch
590 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 230
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Апрель 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 [24] 25 26 27
28 29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal