collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Инструкция: Как регулировать крен и дифферент  (Прочитано 1275 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


На что они влияют и как их регулировать

В рубрике «Инструкция» мы регулярно публикуем небольшие полезные заметки для тех, кто увлекается яхтингом и парусным спортом настолько, чтобы интересоваться мелочами. Мы уже рассказывали о якорной стоянке по-средиземноморски, том, как регулировать пузо и распутать якорные цепи. Сегодня обсудим крен и дифферент.

Крен

Яхта под парусами почти никогда не будет идти идеально ровно — небольшой крен наверняка присутствует, но это пойдет на пользу. Корпуса лодок проектируются таким образом, что при оптимальном угле наклона в 10-15*, яхта будет идти только лучше.

Чем больше площадь смоченной поверхности, тем больше сила трения, а значит меньше скорость яхты. При небольшом крене (10-15*) площадь смоченной поверхности будет даже меньше, чем на ровном киле, значит яхта будет идти немного быстрее.

К тому же в легкий ветер паруса, провисая благодаря крену, принимают правильную форму и работают лучше. Это происходит, потому что они шьются с расчетом на оптимальный угол наклона лодки.

При этом важно учитывать, что закрененную лодку приводит. И чем больше крен, тем больше яхту будет приводить. Этим свойством можно пользоваться.

Почему яхту приводит

  • Пока яхта идет на ровном киле, форма ее ватерлинии симметрична относительно диаметральной плоскости, поэтому она будет двигаться прямо.
  • При крене форма ватерлинии становится асимметричной. Волна будет толкать лодку в подветренный, более погруженный в воду борт и выталкивать ее на ветер.
  • Чем больше яхту кренит, тем больше ее приводит. При крене центр парусности смещается под ветер, а центр гидродинамического сопротивления на ветер, и из-за этого создается крутящий момент, который как раз заставляет лодку поворачивать. Поэтому чем больше будет смещение этих точек относительно друг друга, тем сильнее будет привод.



Использование крена для управления

Креном можно пользоваться и для управления. Понятно, что каждое лишнее движение рулем тормозит лодку. Используя крен можно сократить эти движения и не терять скорость при маневрах.

  • Яхта на ровном киле будет идти прямо.
  • При крене под ветер форма ватерлинии становится асимметричной, и яхта начинает приводиться.
  • Если создать перекрен на ветер, лодку будет уваливать.

Во всем важна мера, поэтому при очень сильном крене (>20*) скорость лодки начинает падать.

  • Ветер срывается с парусов, и они перестают работать эффективно.
  • Яхту сильно приводит, привод приходится компенсировать рулем, а это еще больше тормозит движение.
  • Увеличивается дрейф.

Дрейф

Благодаря своей форме, киль в воде работает так же, как парус: по принципу крыла самолета он создает подъемную силу в потоке воды и благодаря этому противодействует дрейфу.

Подъемная сила направлена перпендикулярно плоскости киля, поэтому максимально она будет действовать, если яхта идет или совсем без крена или с небольшим креном — до 20*. При увеличении крена киль уже не сможет эффективно противодействовать дрейфу, так как горизонтальная составляющая подъемной силы заметно уменьшится — яхту начнет сильно сносить под ветер.



Чтобы уменьшить излишний крен и все его негативные последствия:

  • Команда откренивает яхту на наветренном борту.
  • Уплощаем паруса.
  • Увеличиваем твист.
  • Травим гика-шкот.
  • Смещаем центр парусности вперед и рифим грот.
  • Смещаем центр бокового сопротивления в корму, ближе к корме пересаживается команда.

Дифферент

Дифферент — это наклон судна в продольной плоскости. Так же, как и крен, его важно регулировать, чтобы яхта шла быстро и хорошо управлялась.

Нос

Вдоль лодки есть три точки, которые помогают держать курс и контролировать движение лодки: форштевень, киль и перо руля. Если убрать из этой связки форштевень, лодка станет управляться хуже. Поэтому нос должен быть немного погружен в воду, примерно на ⅕. Так яхта будет лучше держать курс и не рыскать.



В слабый ветер для этого перемещаем экипаж ближе к носу, загрузив его так, чтобы форштевень не торчал из воды.

При усилении ветра или при попутных курсах нос будет больше зарываться в воду и тормозить движение. Чтобы этого избежать, перемещаем команду ближе к корме.

Корма

Если корма погружена в воду:

  • Смоченная поверхность становится шире, растет сила трения и падает скорость.
  • За лодкой создаются завихрения, которые будут ее тормозить.
  • Приподнимается нос, лодка рыскает, а от того, что сложно держать курс, хуже работают паруса.



Чтобы этого избежать разгружаем корму, лучше переместить команду ближе к центру яхты.

Источник
« Последнее редактирование: 13.12.2020, 00:15:20 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2972 Сообщений
grebenshch
581 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 420
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Апрель 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 [19] 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal