Словарь основных терминов яхтсмена. Устройство яхты, жаргон и навигация«Потрави шкот», «добей по фалу», «подбери брас», «у тебя колдунчики заполоскались»… Новички, впервые попав на яхту, теряются от незнакомых слов и странных команд, которые уверенно произносит капитан. Из-за этого часто случаются казусы и недопонимание. Если вы хотите стать компетентным матросом, берите термины яхтинга на заметку.
Мир парусного спорта отличается особой яхтенной терминологией. Вместе с командой SportFlot мы составили словарь яхтсмена, где вы узнаете основные морские термины, а также сленговые слова и выражения, которые часто можно услышать из уст опытных капитанов. Для удобства мы разбили их на несколько категорий.
Части парусной яхтыНос — передняя часть яхты, корма — задняя.
Камбуз — кухня, гальюн — туалет.
Рундук — ящик для хранения вещей. Чаще всего используют рундуки в кокпите, куда складывают обувь и ненужные веревки.
Кокпит — пространство на корме, где расположен штурвал, команда работает с парусами, а вечером может отдохнуть или поужинать.
Релинг — вертикальное ограждение на яхте.
Леер — горизонтально натянутый трос, за который вы обычно держитесь, перемещаясь по яхте, или на который вешаете свое полотенце.
Грот — основной треугольный парус, прикрепленный к гику и мачте.
Стаксель — дополнительный парус в виде треугольника, меняет свое положение во время поворотов оверштаг.
Генакер — тот самый цветной пузатый парус, используется на полных курсах, обычно его можно увидеть во время регат.
Такелаж — одним этим словом называют все веревки, канаты, тросы вместе со своими креплениями.
Шкот — горизонтально протянутая веревка, которая позволяет перенести парус с одного борта на другой.
Фал — трос, служащий для поднятия парусов. Различают «грота-фал» или «стаксель-фал».
Ванты — тросы, устремленные вертикально в небо к топу мачту, служат для ее поддержки.
Краспица — парная распорка по обе стороны между мачтой и вантами, делает всю конструкцию более прочной.
Гик — устройство, с помощью которого можно установить основной парус — грот. Один из самых травмоопасных элементов на яхте, от которого при резком повороте или порыве ветра можно получить удар по голове.
Шкаторина — край паруса. Часто можно услышать от капитана: «Добей по нижней шкаторине!» Это значит, нужно крутить лебедку до тех пор, пока край паруса не натянется до максимально возможного уровня.
Кранец — надувной предмет, функция которого — смягчать удары корпуса яхты об какие-либо препятствия или другие суда.
Швартов — веревка, расположенная на корме, которая используется для того, чтобы привязать яхту к причалу.
Муринг – «мертвый» якорь, часто в виде тяжелой плиты, который удерживает яхту во время стоянки в марине.
Шлаг — один оборот веревки вокруг чего-либо, в том числе лебедки.
Роли в яхтинге Рулевой — член экипажа, стоящий за штурвалом, ведет яхту по заданному курсу. Чаще всего, это опытный яхтсмен, хорошо знающий акваторию.
Баковый — матрос, стоящий на носу яхты, отвечает за навигацию, коммуникацию с другими участниками регаты, муринги и постановку дополнительных парусов.
Мачтовый — член экипажа, занимающий свою позицию около мачты, чтобы помогать поднимать паруса. Обычно это высокий и физически сильный мужчина.
Шкотовый — матрос, которому доверяют работу на шкотах, больше всего занят во время совершения поворотов.
Береговой — матрос, который принимает швартовы, чтобы помочь привязать яхту к причалу.
Положение яхты относительно ветра В яхтинге не используются слова «справа» или «слева». Все определяется относительно ветра. Например, наветренный борт — тот, на который направлен поток ветра, подветренный — тот, который наоборот укрыт от воздействия ветра.
Левентик — положение, когда яхта обездвижена, так как ветер дует точно в нос. В этот момент обычно поднимают грот.
Фордевинд — в этом положении ветер дует в корму, яхта при этом может идти на полном ходу.
Галфвинд — этот курс еще называют «пол-ветра», так как в этом положении ветер направлен на яхту под углом 90 градусов.
Бакштаг — курс яхты, когда ветер заходит в корму между положением галфвинд и фордевинд.
Бейдевинд — один из самых популярных курсов в яхтинге, когда яхта идет под острым углом к ветру, что позволяет перемещаться зигзагами даже против ветра, продвигаясь к нужной цели.
Лавировка — продвижение к цели против ветра зигзагообразными движениями с поворотами, что позволяет сохранить заданный курс.
Левый и правый галс: курс судна относительно направления ветра. Так, яхта идет правым галсом, если ветер дует в ее правый борт. Также галсом называют отрезок зигзагообразного пути, когда судно идет при встречном ветре.
Оверштаг — после того, как вы услышите эту команду, на яхте начнется движение, шкотовые начнут свою работу, парус с характерным хлопком перенесется с одного борта на другой. В этот момент стоит беречь голову, так как гик тоже меняет свое местоположение, перелетая с одной стороны на другую.
Броучинг — ситуация, когда яхта заваливается в противоположную от крена сторону, резко теряет управление, что может вызвать переворот лодки через мачту.
Что имел в виду капитан? Команды шкипера часто отличаются емкостью, чтобы сэкономить драгоценные секунды во время гонки. Запоминайте и учитесь схватывать налету, чтобы правильно реагировать.
«Добери, набей, выбери слабину» — это значит, нужно максимально сильно потянуть ту или иную веревку на себя.
«Потрави» — противоположное действие, означает, что нужно ослабить веревку.
«Увались» — обычно говорят тому, кто стоит за штурвалом и ведет нос яхты так близко к линии ветра, что парус натягивается слишком сильно и перестает работать.
«Приведись к ветру» — противоположная команда рулевому, рекомендует направить нос к ветру, чтобы парус перестало заполаскивать.
«Поправь юбку» — в этот момент матрос отправляется на бак, чтобы расправить зацепившийся край стакселя.
«Одержи борт» — нужно подстраховать, чтобы яхта не врезалась в препятствие или другое судно при швартовке. Для этого могут использоваться кранцы или багор.
«Возьми рифы» — на русский язык это переводится как «уменьши площадь паруса», что обычно делается перед тем, как начнется усиление ветра.
«Заведи на утку» — нужно обнести веревку, обычно швартов, вокруг специального крепления, чтобы снять нагрузку.
«Посмотри под пайолами» — это значит, вам нужно спуститься вниз и поднять часть обшивки с пола (пайол), для чего обычно есть специальное отверстие или ручка.
Сленговый словарь яхтсмена Интересных выражений и слов в лексиконе моряков и яхтсменов накопилось очень много, но опубликуем самые интересные и часто используемые.
Тузик — резиновая лодка с веслами и подвесным мотором.
Тузик
Пианино — та часть яхты, где сосредоточены все стопора, блоки и лебедки.
Лифчик — ситуация, когда генакер или спинакер запутываются, принимая характерные для женского нижнего белья очертания.
Колдунчики — тонкие невесомые ленты-веревочки, закрепленные на поверхности паруса или на вантах, помогающие при работе с парусами.
Кормить рыбок — страдать от морской болезни, сидя на борту и свесившись на леерах.
Скрутились — убрали паруса.
Морковка — флаг на судейском судне оранжевого цвета, который означает, что гонка пока отложена.
Конечно, чтобы лучше запомнить сложные слова, стоит выбраться на практическое занятие, где вы сразу можете познакомиться с устройством парусной яхты. Записывайтесь на обучающие курсы парусной школы SportFlot и яхтенные термины перестанут вас пугать, вы сможете разговаривать с другими яхтсменами на одном языке, легко понимая друг друга.
Источник