collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Такелаж лодок: руководство по переходу на композитные материалы  (Прочитано 826 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Собираетесь заменить оснастку вашей лодки на композитную, но запутались в выборе? Сэм Фортескью рассматривает плюсы и минусы различных решений

Подобно тому, как после Второй мировой войны переходили от деревянных лонжеронов к лонжеронам из сплава, мы переходим к карбоновым лонжеронам и композитному оснащению крейсерских судов», — говорит известный сюрвейер Ким Сков-Нильсен.

Мы живем на пороге серьезного перехода к полностью композитным оснасткам».



Четыре варианта оснастки современных лодок — от сверхвысокомолекулярного полиэтилена (HMPE) до арамида, PBO (полибензоксазола) и, наконец, полного карбона, мы рассмотрим.

По сравнению со сталью, все эти варианты имеют гораздо меньший вес, что позволяет уменьшить крен и качку в море.

Большая жесткость установки улучшает дифферент паруса и более эффективно передает усилия — особенно при слабом ветре.

Кроме того, синтетические волокна не поддаются невидимой усталости, которая разрушает системы из нержавеющей стали.



С другой стороны, стоимость такелажа может быть в два-четыре раза выше, чем такелаж канатных лодок, а ремонт за пределами крупных парусных центров затруднителен.

Некоторые волокна быстро разрушаются под воздействием ультрафиолета или влаги, поэтому повреждение оболочки сокращает срок службы такелажа.

Карбон, в частности, также подвержен боковым ударам. Каждый яхтсмен взвешивает варианты по-разному, но вот ваши варианты:

HMPE (Dyneema/Spectra)

Dyneema и Spectra обладают необычайной прочностью и очень малым весом, но многие такелажники опасаются использовать их на круизерах, поскольку считают их слишком эластичными.



Однако американский специалист Colligo Marine утверждает, что это всего лишь вопрос выбора правильного сорта Dyneema и правильного определения его размера.

Многие люди ошибочно подбирали размер Dyneema по прочности на разрыв и в итоге получали очень растяжимую оснастку», — говорит Джон Франта из Colligo Marine.

Растяжимость зависит от площади поперечного сечения, поэтому все, что вам нужно сделать, это подобрать правильный диаметр».

Это означает, что в итоге вы получите более длинную Dyneema, чем ваш первоначальный трос, что приведет к незначительному увеличению намотки, хотя и при меньшем весе.

Например, 8-миллиметровый трос, который является стандартным для многих 40-футовых круизеров, в системе Colligo Dux придется заменить на 11-миллиметровый Dyneema, но за год он должен уползти менее чем на 3 мм.

Разновидность HMPE, которую вы используете, также очень важна, поскольку нити в леске выравниваются под нагрузкой.

50-футовая оттяжка из обычной Dyneema может вырасти на 4-6 дюймов в длину», — говорит Франта.

Именно поэтому Colligo использует только терморастянутую Dyneema SK75, в которой волокна уже очень плотно выровнены, вместо более высокотехнологичных сортов, таких как SK99 и DM20.

Типичный HMPE-обтекатель сращивается с легкой алюминиевой муфтой, которая легко крепится к традиционной вилке на палубном конце.

Вам понадобится специальное крепление для обтекателя Colligo на корме или CheekyTang, которое вставляется в петлю на верхнем конце обтекателя, а затем прикручивается через мачту.

Трение и ультрафиолет — главные враги оснастки Dyneema.

Ее легче резать, а температура плавления составляет 100°, поэтому быстро движущийся шкот может прорезать ее за несколько секунд», — предупреждает директор по продажам компании Marlow Пол Хонесс.

По этой причине Colligo упаковывается в термоусадочную пленку из ПВХ и должна прослужить от восьми до 12 лет без сбоев.

Арамид

Ароматические полиамиды (Kevlar — торговая марка Dupont) обладают низкой ползучестью и высокой прочностью, а также хорошо сопротивляются истиранию, что важно, например, при переходе через Атлантику.



Арамиды в пять раз прочнее стального троса относительно веса, но эта прочность многократно снижается, если волокна намокают, а ультрафиолетовое излучение вызывает их быстрое разрушение, поэтому тросы должны быть хорошо загерметизированы и защищены.

Компания OYS уже много лет разрабатывает кевларовые оттяжки с ахтерштагами из нержавеющей стали и рекомендует максимальную рабочую нагрузку в 40% от разрывной деформации кабеля для минимизации ползучести, поэтому арамидные оттяжки немного толще, чем аналоги из прутка.

Например, кабель диаметром 8,5 мм выдерживает нагрузку 3000 кг и при этом весит всего 60 г на метр.

Сравните это с Nitronic, где 7,5-мм стержень с такой же рабочей нагрузкой весит 350 г на метр.

«Вы подбираете размер с учетом растяжения, и в итоге получаете гораздо более высокий коэффициент безопасности», — говорит Робби Сарджент из OYS.

«Он гибкий, его можно намотать на катушку, к тому же он относительно конкурентоспособен по цене и выглядит нарядно. Арамид — это во всех смыслах и целях круизный продукт».

«Черная оболочка является стандартной, но более светлые цвета на заказ могут снизить устойчивость кабеля к ультрафиолету.

Компания OYS не рекомендует использовать арамидные обтекатели на однокорпусных судах.

Стержень и проволока довольно устойчивы к истиранию и физическим повреждениям», — говорит Сарджент.

Композитный такелаж гораздо более хрупок».

Oyster или Swan среднего размера имеет полную обшивку — она может пройти через текстильную оболочку очень быстро».

«Материал хорошо подходит для передних и задних стакселей, бегунков и внутренних передних стакселей, или в качестве бокового такелажа на многокорпусном судне», — добавляет он.

Голландская компания Aramid Rigging использует передовой станок бесконечной намотки для изготовления лееров по индивидуальным размерам. 

Пучок волокон, в свою очередь, обертывается термоусадкой для защиты от воды, а затем внешней защитной оплеткой с покрытием, устойчивым к ультрафиолетовому излучению.

Металлические муфты на каждом конце затем запечатываются внутри полиуретановой формовки, устраняя одну из распространенных точек отказа стального снаряжения.

PBO

Разработанный в 1980-х годах полибензоксазол или PBO рассматривался как шаг вперед по сравнению с арамидом для оснастки гоночных лодок, с почти вдвое большей прочностью и модулем упругости — жесткостью.



Его вес составляет менее 20% от веса такелажной проволоки, и производители разработали простой в монтаже продукт для крейсерских судов.

Компания Westmarine в США совместно с Applied Fiber разработала бренд Powerlite, полностью совместимый с обычными зажимами на мачте и палубе, поэтому им можно заменить существующий трос или прут.

На стадии производства на предварительно натянутые пучки PBO напрессовывается оболочка, защищающая волокна от ультрафиолета, воды и истирания.

Ее можно даже пропустить через организаторы, как стальную.

Allspars является британским поставщиком голландской системы EasyRigging, но оба производителя согласны с тем, что такелаж должен быть заменен через восемь лет — раньше, если лодки подвергались интенсивным гонкам.

Бэбиштаги, бегунки и съемные леера следует заменять через четыре года.

Однако некоторые такелажники утверждают, что PBO затмил карбон по своим характеристикам, а стаксели из Dyneema и арамида дешевле и надежнее.

«PBO оказался ненадежным, необъяснимо хрупким и очень восприимчивым к ультрафиолету», — говорит сюрвейер Сков-Нильсен.

«В наши дни его даже не обсуждают при выборе нового такелажа».

Carbon

Современное направление остается карбоновым (углеродным), где Future Fibres доминирует.

Прежде чем вы с насмешкой перевернете страницу, знайте, что стоимость упала, а производство улучшилось, что сделало карбоновый такелаж доступным для круизных яхт.



«ECthree — это начальный уровень для тех, кто хочет отказаться от стержневого такелажа, чтобы получить лучшие характеристики и больший комфорт в море», — говорит генеральный менеджер Джеймс Остин.

«Наша задача — демократизировать эту систему и сделать ее более доступным продуктом для тех, кто находится в категории 30-60 футов.

ECthree изготавливается из стержней из чистого углерода, связанных в пучки, покрытых оболочкой и снабженных зажимами из нержавеющей стали, что облегчает их модернизацию.

Он аналогичен продукту ECsix с высокими эксплуатационными характеристиками.

Его модуль упругости на 20% ниже, но стоимость на одну пятую меньше», — говорит Остин. Мы считаем, что это хороший компромисс».

Карбоновая оснастка для лодок позволяет сэкономить 65% веса стержневой оснастки.

Она неуязвима для воды и ультрафиолета, поэтому идеально подходит для использования на яхте.

Правда, карбон не так хорошо справляется с боковыми нагрузками, как сталь, но конструкция позволяет волокнам двигаться и изгибаться внутри оболочки.



Фитинги из нержавеющей стали рассчитаны на замену, но кабель необходимо регулярно осматривать и обслуживать — эту услугу Future предоставляет в комплекте.

«Нереально думать, что мы сможем достичь той же цены, что и стержень, но мы надеемся, что она будет меньше, чем в два раза», — говорит Ости.

«Несомненно, композитный такелаж требует больших затрат, но нужно смотреть на это исходя из 15-20-летнего жизненного цикла судна».

Боковой такелаж на Grand Soleil 46, недавно отремонтированной, обошелся примерно в 15 000 фунтов стерлингов.

LightSpeed, более мелкий американский производитель, который также пытается продвинуть карбоновый такелаж в сегмент круизных яхт длиной менее 80 футов, использует тот же Toray T700, что и Future, с умными титановыми клеммами, которые подходят к большинству распространенных типов стандартных такелажных винтов и мачтовых креплений.

«Мы уникальны тем, что встраиваем интегрированную смесь Technora в структуру обруча троса, что обеспечивает непревзойденную защиту троса от натирания и долговечность без дополнительного покрытия», — говорит технический специалист Майк Вастен.

Сравнительные затраты на оснастку лодки:

— Проволока и стержень — оснастка Dehler 38 стандартной проволокой 1×19 или стержнем Nitronic обойдется примерно в £2,280 для проволоки и около £5,000 для стержня.

— HMPE (Dyneema/Spectra) — стоимость тросов для оснастки Dehler 38 составит £2,900-3,700.

— Арамид — стоимость около £7,500 для Dehler 38 на 40-60% больше, чем для такелажа из прутка.

— PBO — Powerlite утверждает, что его тросы стоят всего на 30% дороже стержней, предлагая 8 525 долларов (6 210 фунтов) за Dehler 38 с бегущими оттяжками.

— Carbon — $20,000 (£14,600) за полный комплект штагов с бегунками для Dehler 38.

Источник
« Последнее редактирование: 16.07.2021, 22:02:47 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2972 Сообщений
grebenshch
581 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 420
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Апрель 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 [19] 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal