collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Операция «Эгримент»  (Прочитано 1222 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля
Операция «Эгримент»
« : 13.12.2021, 21:17:14 »


Десант в Тобруке 14 сентября 1942 года стал одним из тех событий, о котором британские историки Второй мировой войны предпочитают не вспоминать. Изначально задуманная как диверсионный рейд с целью уничтожения базы снабжения немецко-итальянских войск, эта высадка закончилась оглушительным провалом, причём в первую очередь — по вине флота.

Отвлекающий удар

К осени 1942 года основным портом снабжения немецко-итальянской армии «Африка» был Тобрук. Расположенный в 450 км позади линии фронта у Эль-Аламейна, он был равноудалён как от Мальты, так и от Александрии. Таким образом, путь конвоев Оси сюда был наиболее безопасен, вдобавок на всём протяжении маршрута транспорты прикрывались немецкими истребителями с аэродромов Северной Африки и Крита.

После того, как немецкое наступление в Северной Африке было остановлено, британское командование задумалось о действиях против Тобрука. Операция под кодовым названием «Эгримент» стала плодом инициативы главнокомандующего британскими войсками на Ближнем Востоке генерал-лейтенанта Клода Окинлека и его заместителя Гарольда Александера. Первоначально она планировалась на конец июля, но дважды переносилась из-за необходимости проводить высадку в новолуние. В итоге окончательное решение на проведение операции было принято лишь 29 августа — уже после того, как новым командующим 8-й армией стал Бернард Лоу Монтгомери.



Карта Киренаики с обозначением наземных баз снабжения и аэродромов по состоянию на март 1941 года: 1 — Мерса-Матрух; 2 — граница Египта и Ливии; 3 — Тобрук; 4 — аэродром Барс; 5 — Бенгази; 6 — Оазис Хало (Гиало). Эль-Аламейн — за правой рамкой карты

План высадки был окончательно утверждён на военном совете британского командования 4 сентября, уже после начала сражения за Алам-Хальфу — последнего наступления Роммеля. Операция имела двоякую цель:

  • надолго нарушить снабжение итало-немецких войск через Тобрук;
  • заставить Роммеля беспокоиться за свой тыл, прекратить наступление и отвести часть войск с фронта для обороны побережья от возможных новых десантов.

Главным недостатком плана «Эгримент» было отсутствие вариантов действий на случай неудачи. Даже эвакуация десантников после завершения рейда должна была проводиться с помощью захваченных в Тобруке плавсредств (в первую очередь, быстроходных десантных барж).



Бухта Бомба и Тобрук. Немецкая топографическая карта 1943 года


Пять боевых соединений

План сухопутной части операции принадлежал подполковнику Джону Эдварду Хазелдену, командиру диверсионной «Группы дальних пустынных рейдов» (LRDG). В ней должно было принять участие 83 коммандос на 18 канадских грузовиках «Шевроле», заранее сосредоточившийся в оазисе Куфра (920 км к югу от Бенгази) — они были обозначены как «Соединение B».

Задачей Хазелдена был захват 105-мм береговой батареи Марса-эс-Шиауск, расположенной на южном берегу залива Бомба и прикрывавшей вход в гавань Тобрука. Это следовало сделать в 20:45, незадолго до наступления темноты и прибытия морского десанта. Для передвижения по вражеской территории использовались немецкая форма и немецкие опознавательные знаки.

Общая численность морского десанта составляла свыше 600 человек: 1-й батальон 2-й бригады морской пехоты (400 человек), 1-й батальон горцев Аргайла и Сазерленда (180 человек) под командованием капитана Нормана Макфи, а также 14-й взвод (40 человек) роты «Z» 1-го батальона армейских сапёров Королевского Нортумберлендского полка (лейтенант Эрнест Рэймонд) и пулемётный взвод того же полка.



Общая схема операции «Эгримент»
Марк-Антонио Брагадин. Итальянский флот во Второй мировой войне

Самыми крупными кораблями десантной группы являлись однотипные эсминцы 22-й флотилии «Зулу» и «Сикх», вышедшие из Хайфы в 18 часов 12 сентября. Они принадлежали к типу «Трайбл» — самым мощным британским эсминцам межвоенного периода. Такие корабли стоили в полтора раза дороже стандартных эсминцев серий от «E» до «I», зато вместо четырёх 120-мм орудий несли по восемь, хотя имели только один четырёхтрубный 533-мм торпедный аппарат.

Эсминцы взяли на борт, по разным данным, от 350 до 417 десантников — в основном морских пехотинцев с лёгким вооружением. Этот отряд обозначался как «Соединение А», возглавлял его командир «Сикха» кэптен Сент-Джон Элдрич Майкклетуайт (Micklethwait). Одновременно он являлся командиром 22-й флотилии эсминцев.

«Зулу» и «Сикх» должны были высадить морских пехотинцев на побережье севернее Тобрука, после чего те занимали расположенные здесь береговые батареи, а далее атаковали гавань Тобрука с суши. Для доставки десанта на берег каждый эсминец принял шесть 9-тонных десантных ботов LCA, а также 9 шлюпок, которые эти боты должны были брать на буксир.



Эсминец «Зулу»

Вторым десантным отрядом являлось «Соединение С», состоявшее из торпедных и моторных катеров. Оно выходило из Александрии в тот же вечер 12 сентября, командовал им коммандер Дж. Ф. Блэкберн. Всего в отряде было 19 катеров — 16 торпедных американского типа «Элко» (40-46 т, 40 узлов) и 3 моторных типа «Фэйрмайл B» (85 т, 20 узлов). Они должны были проникнуть в гавань Тобрука, атаковать стоящие здесь корабли, а затем высадить на причалы в северной части бухты 200 десантников и сапёров с подрывным оборудованием. Впрочем, по другим данным катера должны были высадить десантников на южном берегу бухты для поддержки коммандос Хазелдена при захвате восточной группы береговых батарей.

16 торпедных катеров «Соединения С» несли по 10 десантников. Это были семь катеров из 10-й флотилии (MTB.260, MTB.261, MTB.262, MTB.265, MTB.266, MTB.267 и MTB.268) и девять из 15-й флотилии (MTB.307, MTB.308, MTB.309, MTB.310, MTB.311, MTB.312, MTB.314, MTB.315 и MTB.316).

Ещё 40 сапёров с взрывчаткой и подрывным оборудованием были размещены на более крупных моторных катерах — ML 349, ML 352 и ML 353.



Американский торпедный катер PT-19, будущий британский MTB-268, 1940 год
navsource.org

Огневую поддержку десанту должно было оказать «Соединение D», выходившее из Порт-Саида 12 сентября в 20:00. Оно состояло из крейсера ПВО «Ковентри» (кэптен Рональд Джон Роберт Денди) и четырёх эскортных миноносцев 5-й флотилии — «Белвуар», «Далвертон», «Хёрсли» и «Крум» (типа «Хант»). Утром 13 сентября севернее залива Абукир к соединению примыкали ещё четыре эскортных миноносца 22-й флотилии, вышедших из Александрии в 6 часов — «Хируорд», «Бьюфорт», «Эксмур» и «Олденхем».

Выход кораблей в нужную точку берега обеспечивало «Соединение Е» — группа коммандос, доставленная подлодкой «Таку». Она должна была в час ночи на 14 сентября высадиться в бухте Марса-Мрера к северу от Тобрука и зажечь здесь навигационный огонь. В 2 часа ночи к Тобруку подходили суда соединений «A» и «C» и начинали высадку десанта.

В качестве отвлекающей акции на ту же ночь был запланирован обстрел порта Эль-Даба, расположенного в 55 км к западу от Эль-Аламейна (операция «МГ Севен») — предполагалось, что немцы решат, что здесь высаживается десант. Для этой акции были выделены лёгкий крейсер «Дидо» (коммандер Генри Уильям Уркхарт Маккол) и пять эсминцев 14-й флотилии — «Джервис», «Джевелин», «Пакенхем», «Паладин» и «Кельвин». Они вышли из Порт-Савида в 15:00. С воздуха прикрывать движение кораблей должны были двухмоторные истребители Бристоль «Бофайтер» 252-й и 272-й эскадрилий Королевских ВВС.

Таким образом, в операции было задействовано пять корабельных групп, в разное время выходившие из трёх разных баз — Хайфы, Александрии и Порт-Саида. План был явно переусложнён, успех его выполнения зависел от множества факторов, связанных не только с людьми, но также с техникой и погодой. При этом серьёзного противодействия противника не предполагалось: британское командование знало, что Тобрук обороняют итальянские части, вдобавок второразрядные, и расценивало их боеспособность как крайне низкую.



Лёгкий крейсер ПВО «Ковентри»
Imperial War Museums

По расчётам диверсанты должны были удерживать порт Тобрука в течение суток. За это время следовало уничтожить или вывести из строя все портовые сооружения и морское оборудование, а также сжечь или взорвать все имеющиеся в гавани запасы топлива и снабжения. Для последующей эвакуации предполагалось использовать находившиеся в гавани быстроходные десантные баржи. Предполагалось, что после такого погрома Роммелю долгое время придётся использовать в качестве базы снабжения куда менее удобный и хуже оборудованный порт Бенгази, расположенный в 360 км западнее, то есть много дальше от фронта.

Рейд на Бенгази

Одновременно с операцией рейнджеров подполковника Хазелдена против Тобрука планировалось ещё три сухопутных рейда. Мобильный отряд, обозначенный как «Соединение Z» (50 коммандос и некоторое количество суданских солдат) должен был занять оазис Хало, лежащий между оазисом Куфра и побережьем, в 360 км южнее Бенгази (операция «Найсети»). Другая часть этого отряда (50 рейнджеров на 12 лёгких грузовиках и 5 джипах) должна была атаковать аэродром Эль-Мардж (Барс) в 80 км к северо-востоку от Бенгази (операция «Гиацинт»).

Третий, самый большой отряд под командованием подполковника Дэвида Стерлинга, обозначенный как «Соединение X» (около 50 коммандос и 150 бойцов из «Специальной воздушной службы», SAS) должен был двигаться из Египта и атаковать сам порт Бенгази, уничтожив расположенные здесь топливные склады и разгромив аэродром Бенина (операция «Бигамия»). По дороге к нему присоединялось «Соединение Z».

В итоге удалась только атака Эль-Марджа, где ценой потери двух грузовиков коммандос смогли уничтожить 16 самолётов, в том числе семь Кант Z.1007 bis из 35-го штурмового авиакрыла полковника Бруно Боргетти, которое 15 июня потопило австралийский эсминец «Нестор». Правда, при отходе группа была перехвачена итальянцами и потеряла ещё 13 автомобилей, а также 10 человек пленными; уцелевшие были вынуждены уходить в Куфру пешком. Атака на оазис Хало в ночь на 16 сентября не увенчалась успехом, после чего рейд на Бенгази был отменён.

Силы Оси в Тобруке

Тобрук действительно обороняли итальянские войска. Командовал обороной базы контр-адмирал Джузеппе Ломбарди. Здесь находились:

  • 3-й батальон военно-морского полка «Сан-Марко»;
  • неполная рота 18-го Королевского батальона карабинеров (около 90 человек);
  • подразделения 5-го Ливийского батальона;
  • военно-морская учебная рота
  • расчеты береговых артиллерийских орудий и многочисленных огневых точек, как армейских, так и флотских.

Всего в районе Тобрука находилось пять итальянских береговых батарей. Две из них располагались к востоку от входа в бухту Бомба — это была четырёхорудийная 105/28-мм батарея №825, расположенная на мысе Умм-эс-Шиауск (рядом с местом гибели броненосного крейсера «Сан-Джиорджио») и трёхорудийная 152-мм батарея S.P.5 (бывшая «Грассо»), находившаяся в паре километров восточнее у пристани Регия.

На полуострове севернее Тобрука размещались четырёхорудийная 145-мм батарея «Белотти», четырёхорудийная 120-мм батарея S.P.3 (бывшая «Тордо») и двухорудийная 120-мм батарея S.P.21 (бывшая «Дандоло»).



Окрестности Тобрука. Фрагмент топографической карты американской армии на август 1942 года

Эти пять батарей насчитывали 17 орудий калибром 120-152 мм. Здесь же имелось 18 зениток калибром 88 мм в составе двух немецких батарей ПВО — шестиорудийной из 1-го дивизиона 76-го артиллерийского полка и усиленной двенадцатиорудийной из 1-го дивизиона 43-го артполка. Всего же в 20-км полосе вдоль побережья располагалось 13 береговых батарей, на которых имелось 47 орудий калибра 75-152 мм, а также 6 немецких и 6 итальянских зенитных батарей — 78 орудий зенитных орудий, в том числе 48 итальянских и 30 немецких. Помимо этого, в самом Тобруке находилось три батареи 20-мм «Эрликонов».

В порту Тобрука стояли три итальянских миноносца («Касторе», «Касчино» и «Монтанари»), а также 10 (по другим данным, 19) итальянских и 7 немецких быстроходных десантных барж; последние принадлежали к 6-й немецкой флотилии моторных тральщиков. Штатным вооружением итальянской БДБ была одна 76/40-мм зенитка образца 1916 года и два 20-мм автомата. Кроме того, по некоторым данным, в порту находилось несколько торпедных катеров.

В районе Тобрука также находилось два немецких батальона численностью в 700 человек, но буквально накануне высадки они были переведены на свою базу в нескольких десятках километров от крепости. Поэтому немногими немцами, которые участвовали в обороне Тобрука, были морской взвод, прислуга нескольких береговых артиллерийских постов, персонал некоторых контрольно-пропускных пунктов, расположенных вдоль шоссе к Тобруку, а также пехотный взвод, который удалось поднять и перебросить к базе к утру.



Итальянский миноносец «Касчино»
photoship.co.uk

Ошибка лейтенант-коммандера Хопкинса

Появление в море британских кораблей не осталось незамеченным: около половины девятого утра 13 сентября немецкий воздушный разведчик Ju 88 из состава 10-го воздушного корпуса в Северной Африке доложил об обнаружении у побережья Египта двух групп кораблей. Одна из них, из шести единиц, наблюдалась примерно в 15 милях к северу от Розетты — это было «Соединение D». Из-за ошибки при приёме донесения в итоговом докладе говорилось, что корабли движутся на восток, а не на запад.

Тем не менее, неприятности у британцев начались уже на переходе морем к Тобруку. Катер MTB.268 (лейтенант Дэвид Коули Соутер) из «Соединения С» по причине неисправности двигателя был вынужден вернуться в Александрию, передав свой десант на катер ML 353. Но куда большей проблемой стала задержка подлодки «Таку» (лейтенант-коммандер Джек Гетин Хопкинс): вечером 13 сентября она была обнаружена и атакована миноносцем «Монтанари», сопровождавшим транспорт «Сибилла». Уклоняясь от атаки, лодка была вынуждена погрузиться и поэтому задержалась с подходом к месту высадки на четыре часа. Лишь в 01:30 субмарина сообщила, что подошла к берегу. В довершение всего лейтенант-коммандер Хопкинс неверно опознал местность и вместо бухты Марса-Мрейра, расположенной к северу от Тобрука, в 02:45 высадил навигационную партию в бухте Марса-эль-Ауде в 5 км западнее.



Подводная лодка «Таку» в гавани Мальты
Imperial War Museums

В 21:30 британская авиация начала налёт на гавань и городские кварталы Тобрука. Такие налёты были частым явлением, но обычно они начинались на пару часов позже, уже с наступлением темноты. Теперь же бомбардировка продолжалась до 3 часов ночи, в ней принял участие в общей сложности 91 самолёт — от двухмоторных «Веллингтонов» до четырёхмоторных «Галифаксов» и «Либерейторов». Всего на город и порт было сброшено 71 000 кг бомб.

Тем временем в полночь, как это и предполагалось по плану, лёгкий крейсер «Дидо» и пять эсминцев 14-й флотилии обстреляли побережье в районе Эль-Даба. Эсминцы выпустили 350 снарядов, по их докладам половина попаданий пришлась на заданный сектор. Все корабли без инцидентов вернулись в Порт-Саид к 15:30.

Успех подполковника Хазелдена

«Соединение B» подполковника Хазелдена, выдвинувшееся из оазиса Куфра, к вечеру без проблем достигло района Тобрука. Возле Эль-Адена в 20 км южнее Тобрука рейнджеры остановили итальянский грузовик с семью служащими итальянских ВВС. После короткого допроса пленные были расстреляны, чтобы не оставлять свидетелей — впрочем, два лётчика (Джермано Серафини и Сальваторе Эспозито) уцелели, притворившись мёртвыми.

Около 22 часов группа Хазелдена достигла сектора Марса-эс-Шиауск, перерезала линии проводной связи, сняла часовых и атаковала позиции 105-мм береговой батареи №825 на мысе Шиауск западнее бухты. Гарнизон батареи оказал неожиданно сильное сопротивление, и атака затянулась, а командир батареи успел сообщить о нападении. После захвата батареи Хазелден в 01:20 отправил в Каир кодированное сообщение об успехе, которое было немедленно ретранслировано «Соединению С». Это была поворотная точка операции: в отсутствии сообщения от «Соединения B» высадка с моря отменялась.

Узнав о нападении, морской комендант Тобрука капитан 1-го ранга Фемистокл д’Алойя распорядился привести в готовность все береговые батареи и наблюдательные посты, а также выслать в море в качестве дозора три быстроходные десантные баржи (БДБ) — Mz.733, Mz.756 и Mz.759. В 23:40 командующий итальянскими ВМС в Ливии вице-адмирал Джузеппе Ломбарди приказал немедленно отправить в Марса-эс-Шиауск на грузовиках штабную роту полка «Сан-Марко», чтобы отбить 105-мм батарею. Кроме того, под руководством морского командования формировалась смешанная мобильная рота из 40 моряков, 40 солдат 18-го батальона и немецкого морского взвода (30 человек).

Все имевшиеся в Тобруке военно-морские и армейские подразделения было приказано разместить на причалах и в ключевых пунктах базы, а в качестве резерва выделить роту моряков (120 человек), посаженную на грузовики.



Итальянская быстроходная десантная баржа Motozattera MZ.724 в 1943 году
webalice.it


Бой у бухты Шиауск

Около полуночи дозорная БДБ Mz.733 по радио сообщила, что вместе с баржей Mz.759 вступила в бой с группой вражеских торпедных катеров. В 00:30 такое же сообщение поступило и от БДБ Mz.756, находившейся у Марса-эль-Биад, в 2 км восточнее Марса-эс-Шиауск. Сюда, как и предполагалось первоначальным планом, подошли шесть катеров «Соединения С».

С моря отыскать удобное место высадки на скалистом берегу оказалось сложнее, чем предполагалось. Только два катера — MTB 314 лейтенант-коммандера Шелдрика и MTB.261 лейтенант-коммандера Итмена — сумели выгрузить на берег 20 стрелков Королевского Нортумберлендского полка. При этом MTB.314 попал под огонь БДБ Mz.756, загорелся, выбросился на берег и был покинут экипажем. Моряки пытались его взорвать, но подрывные заряды не сработали.

Тем временем часть людей подполковника Хазелдена атаковала расположенную в паре километров восточнее бухты Шиауск 152-мм батарею S.P.5 (бывшую «Грассо»). Рейнджеры захватили КПП батареи и склад боеприпасов. Однако гарнизон батареи, закрепившись в орудийных двориках, оказал ожесточённое сопротивление. К 3 часам из Тобрука сюда на машинах прибыла штабная рота полка «Сан-Марко» во главе со старшим лейтенантом Джакомо Колотто. В бою, продолжавшемся до самого рассвета, рейнджеры были разгромлены, потеряв 8 человек убитыми, 10 тяжелоранеными и 32 пленными. Подполковник Хазелден был убит за пулемётом. После восхода солнца батарея S.P.5 смогла открыть огонь по кораблям противника.

Около 03:30 в район бухты Шиауск подошла следующая группа британских торпедных катеров с десантом. Она была обстреляна БДБ Mz.756, а чуть позже — береговыми батареями и вышедшими из бухты миноносцами. Один из катеров был замечен уходящим на восток с пламенем на борту и длинной полосой дыма. В 05:45 к бухте Шиауск попытались подойти ещё три катера, но артиллерийский огонь помешал им приблизиться к берегу.



Итальянская 152/50-мм береговая батарея «Милмарт», аналогичная батарее «Грассо» в Тобруке

Высадка севернее Тобрука

Около часа ночи эсминцы «Соединения A» подошли к Тобруку, но из-за отсутствия навигационных огней не могли сориентироваться. Тем временем к 3 часам остальные катера «Соединения С» наконец-то собрались у входа в бухту Бомба, но обнаружили, что вход в неё перекрыт боновым заграждением — в плане операции его наличие почему-то не предполагалось. Три катера выпустили по гавани торпеды, но никуда не попали. Обнаружив противника, итальянцы осветили катера прожекторами и открыли огонь, в результате чего был потоплен моторный катер ML 353.

В 3 часа завершился очередной воздушный налёт на Тобрук, и в это же время с эсминцев «Соединения A» наконец-то обнаружили на берегу тусклый красный сигнал. Увы, он был зажжён не в бухте Марса-Мрейра, а в Марса-эль-Ауда в 5 км к западу.



Британский десантный бот, захваченный немцами в Тобруке
Bollettino d’Archivio dell’Ufficio Storico della Marina Militare. Marzo 2013

Эсминцы «Зулу» и «Сикх» подошли к берегу на 15 каб и около 03:30 начали спускать на воду десантные боты и шлюпки. Однако из-за плохой погоды к берегу удалось отправить лишь половину плавсредств, вдобавок у нескольких десантных ботов заглохли моторы, и они оказались не в состоянии ни достичь берега, ни вернуться к кораблям. «Сикх» подошёл ближе к берегу, чтобы оказать десанту поддержку, но смог лишь поднять людей с нескольких ботов и шлюпок, оставшихся без хода.

До берега добрались лишь около 150 морских пехотинцев под командованием майора Джека Хэдли. Во время высадки десантные боты и шлюпки были освещены прожекторами, а затем попали под огонь орудий 2-го итальянского зенитного полка, стрелявших с расстояния в 700 м. Вскоре сюда на машинах прибыла мобильная немецко-итальянская рота из 110 человек, к которым уже на марше присоединилось 50 карабинеров во главе с командиром 18-го батальона. Ближе к рассвету здесь же развернулась часть батальона из полка «Сан-Марко». Утром майор Хэдли и 22 морских пехотинца, укрывшиеся в овраге, сдались итальянцам. Всего, по итальянским данным, к северу от Тобрука было захвачено 65 пленных.



Отражение высадки в Тобруке 13-14 сентября 1942 года. Схема из дневника Верховного командования итальянской армии
Bollettino d’Archivio dell’Ufficio Storico della Marina Militare. Marzo 2013

Гибель эсминца «Сикх»

Около 5 часов эсминцы «Зулу» и «Сикх» были освещены прожекторами с берега, после чего береговая артиллерия открыла огонь. Сначала по кораблям стреляли северные батареи S.P.3 и S.P.21, позднее к ним присоединилась батарея S.P.5, ранее атакованная рейнджерами Хазелдена. Всего по эсминцам вели огонь 13 итальянских орудий калибром 120-152 мм, а также 18 зениток калибром 88 мм с двух немецких батарей ПВО.

В ответ эсминцы открыли огонь по берегу и гавани Тобрука — стрельба велась фактически вслепую и почти никакого эффекта не дала. Два 120-мм снаряда попало в пароход «Сибилла», один из них не взорвался, а другой не причинил существенных повреждений. Зато, начиная с 05:05 «Сикх» был поражён несколькими снарядами среднего калибра. Один снаряд попал в корму, повредив рулевое управление, другой поразил район машинных отделений, выведя из строя главный редуктор правого борта, третий угодил в носовую 120-мм установку, вызвав взрыв боеприпасов и большой пожар. Кормовые погреба пришлось затопить, скорость эсминца упала до 10 узлов, он загорелся и начал отходить на северо-восток, но в 05:20 окончательно потерял управление. Примерно в это время в эсминец попал ещё один снаряд, который вывел из строя дальномерный пост. Наконец, около 7 часов ещё одним снарядом был уничтожен командный мостик «Сикха» — правда, итальянцы утверждают, что это был результат попадания 50-кг бомбы с истребителя Макки MC.200.



Гавань Тобрука в 1941 году. Вид с запада на вход в бухту Бомба
Australian War Memorial

Эсминец «Зулу» также получил несколько попаданий с берега, причём исключительно тяжёлых: одним снарядом была уничтожена вторая орудийная установка вместе со всем расчётом, другой вызвал взрыв снарядов в кранцах последней установки и большой пожар. Тем не менее, эсминец сохранил 30-узловой ход и управляемость, а также попытался прикрыть «Сикх» дымовой завесой и взять его на буксир. Однако буксирный трос дважды рвался, уже всходило солнце, и в 07:08 командир корабля лейтенант-коммандер Ричард Тейлор Уайт, опасаясь дальнейших повреждений, приказал уходить в открытое море. Считается, что он сделал это по приказу командира флотилии, но непонятно, каким образом Майкклетуайт мог передать этот приказ, если на «Сикхе» был уничтожен мостик.

Итальянцы попытались отбуксировать оставленный командой корабль в Тобрук. Для этого из гавани был выслан буксир «Вега». Однако к этому времени горящий эсминец уже тонул и в 07:52 пошёл ко дну. На корабле погиб 21 моряк, ещё 253 были подняты из воды и взяты в плен. По итальянским данным, корабли Оси спасли 468 моряков и морских пехотинцев, в том числе 23 офицера, включая командира «Сикха» Майкклетуайта.



Десант в Тобруке, английская версия
Bollettino d’Archivio dell’Ufficio Storico della Marina Militare. Marzo 2013

«Авторство» уничтожения британского эсминца до сих пор служит предметом дискуссий. Ещё 17 сентября фельдмаршал Альберт Кессельринг в письме начальнику Генерального штаба итальянской армии маршалу Уго Кавальеро заявил что, «провал акции в Тобруке был вызван действительно превосходными действиями на переднем крае немецкой 114-й резервной зенитной группы». С тех господствующей в литературе стала немецкая версия о том, что решающую роль в гибели «Сикха» (и вообще в отражении атаки на Тобрук) сыграли немецкие 88-мм зенитки. Её охотно приняли британские историки, ведь поражение от немцев выглядело менее обидным, нежели от итальянцев. Однако для нанесения эсминцу описанных выше поражений 88-мм снаряды слишком слабы — такой ущерб куда более похож на воздействие снарядов калибров 152 и 120 мм.

Разгром десанта

Тем временем в 05:30 к месту высадки севернее Тобрука прибыли отправленные из гавани миноносцы «Касторе» и «Монтанари», в то время как три немецких тральщика-раумбота 6-й флотилии вместе с пятью БДБ направились к месту боя на востоке. Тральщик R-10 (лейтенант Петер Рейшоауэр) обнаружил и захватил у берега торпедный катер MTB 314, пытавшийся уйти с места боя (на нём было взято в плен 117 человек). Ещё несколько десятков десантников было поднято с воды итальянскими миноносцами и БДБ. Также корабли Оси перехватили два повреждённых катера, пытавшихся уходить в сторону Александрии.



Миноносцы «Касторе» и «Монтанари» ведут огонь по британским катерам у входа в бухту Бомба

В 07:40 последние коммандос «Соединения B» на батарее №825 на мысе Шиауск начали сдаваться. Многие торопливо переодевались из немецкой в формы в британскую, снятую со своих убитых, чтобы избежать расстрела. Из наземной группы смогли уйти только десять рейнджеров группы Хазелдена, из которых к своим линиям выбрались четверо.

Всего в ходе боёв в районе Марса-эс-Шиауск было взято 30 пленных. Ещё 50 были захвачены во время последующих зачисток и на катерах. Контр-адмирал Джузеппе Ломбарди за оборону Тобрука был награждён Военным орденом Савойи.

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля
Гибель крейсера «Ковентри»
« Ответ #1 : 13.12.2021, 21:24:07 »


Утром 14 сентября 1942 года британское морское командование приняло решение спасать эсминец «Сикх», оставшийся возле Тобрука после неудачной десантной операции. В результате от ударов вражеской авиации погибли крейсер и эсминец. Эта история вплоть до деталей напоминает трагедию Черноморского флота 6 октября 1943 года, когда из-за попытки спасти повреждённый лидер «Харьков» от ударов пикировщиков были потеряны ещё два эсминца.

«Ковентри» идёт на помощь

На рассвете 14 сентября уцелевшие британские торпедные катера «Соединения С» покинули район Тобрука. Несколько позже это сделал и эсминец «Зулу». Однако сражение на море продолжилось. После восхода солнца с аэродромов Северной Африки поднялись итальянские самолёты, а чуть позже — немецкие бомбардировщики воздушного корпуса «Африка» и 10-го воздушного корпуса с Крита. Самолёты Оси начали атаки на британские корабли, торопливо уходившие на восток.

Против катеров эффективными показали себя итальянские истребители-бомбардировщики Макки MC.200 из 13-й штурмовой группы, вооружённые 50-кг бомбами: уже в 7:30 они повредили торпедный катер MTB.310 и потопили MTB.312, экипаж которого был снят катером MTB.266. Несколько позднее от ударов итальянских самолётов погибли моторные катера ML352 и ML353 типа «Фермайл B».

Затем целью воздушных атак стали крупные корабли — «Соединение D», состоявшее из крейсера «Ковентри» и 8 эскортных миноносцев 5-й и 22-й флотилий. Изначально задачей этого соединения была огневая поддержка десанта в Тобрук. Утром 14 сентября «Соединение D» находилось в море севернее Мерса-Матрух. Около 9 часов его командир получил из Александрии приказ идти к Тобруку, чтобы оказать помощь повреждённому эсминцу «Сикх» и оставшимся у берега катерам.



Крейсер ПВО «Ковентри», вид по состоянию на лето 1940 года
С. Патянин, А. Дашьян, С. Балакин. Все крейсера Второй мировой. М.: Яуза, Эксмо, 2012

Лёгкий крейсер «Ковентри» принадлежал к скаутам типа «С» — самой массовой серии британских турбинных крейсеров времён Первой мировой войны. С 1914 по 1922 год было построено 28 таких кораблей с несколько отличавшимся вооружением и внешним видом.

«Ковентри» был заложен 4 августа 1916 года и вступил в строй 21 февраля 1918 года. При стандартном водоизмещении в 4190 т и скорости в 29 узлов изначально корабль нёс пять 152-мм орудий и четыре двухтрубных 533-мм торпедных аппарата. В первой половине 30-х половину кораблей этого типа продали на слом, а остальные было решено переоборудовать в крейсеры ПВО. В 1935-1936 годах «Ковентри» получил десять 102-мм зенитных орудий Mk V длиной 45 калибров в одноствольных установках и два 40-мм восьмиствольных «пом-пома», а также два стабилизированных зенитных директора HACS MkIII. Торпедные аппараты были сняты, но из-за укладки твёрдого балласта стандартное водоизмещение корабля выросло на 100 т.

В начале 1940 года крейсер получил поисковый радар Тип 279, а число 102-мм зениток уменьшилось до восьми. В мае корабль принял участие в Норвежской операции, а в августе был направлен на Средиземное море, где 13 декабря 1940 года у Сиди-Баррани получил попадание торпеды с итальянской подводной лодки «Нагелли» и ремонтировался до конца января 1941 года. После ремонта скорость корабля была ограничена 23 узлами. Тем не менее, в мае 1941 года крейсер активно участвовал в битве за Крит, где показал себя весьма ценным кораблём, незаменимым для прикрытия соединений от вражеской авиации. 1 июня он спас 225 моряков с потопленного систершипа — крейсера ПВО «Калькутта». Затем корабль активно использовался при проводке конвоев в Тобрук и на Мальту. В составе «Соединения D» он также отвечал за противовоздушную оборону, а огонь по берегу должны были вести эскортные миноносцы.



Крейсер ПВО «Ковентри» в 1942 году
wrecksite.eu

Успех майора Коллеве

Решение выслать корабли на помощь эсминцу «Сикх» было крайне неудачным. Вдобавок ко всему выяснилось, что на эскортных миноносцах «Олденхем» и «Бельвуар» не хватает топлива, и они были отправлены в Александрию для дозаправки. В «Соединении D» осталось шесть миноносцев, а «Зулу» соединиться с ним ещё не успел.

Вскоре после 9 часов группа британских кораблей была обнаружена немецкими воздушными разведчиками. В 10:16 с аэродрома Ираклион на Крите были подняты 16 двухмоторных бомбардировщиков Ju 88 из 2-й группы 1-го экспериментального авиакрыла (II./LG.1) с Крита под командованием майора Герхарда Коллеве. Каждый самолёт нёс одну 500-кг и три 250-кг бомбы.

В 11:40 самолёты II./LG.1 атаковали северу от Мерса-Матрух группу британских кораблей во главе с крейсером. Три дальних двухмоторных истребителя Бристоль «Бофайтер I», прикрывавшие британскую эскадру, ничего сделать не смогли. В «Ковентри» попало четыре бомбы (немецкие пилоты заявили о девяти попаданиях). Одна бомба взорвалась в носовой части, сделав огромную пробоину в борту, три угодили в машинные отделения. Старый крейсер потерял ход и загорелся. Борьбы за живучесть практически не велось: уже в 12:13 миноносцы «Эксмур», «Хируорд» и «Далвертон» сняли с «Ковентри» команду и на полном ходу двинулись к Александрии.



Горящий «Ковентри» под ударами немецких бомбардировщиков Ju 88 из 1-й группы 1-го экспериментального авиакрыла (II./LG.1)
Bollettino d’Archivio dell’Ufficio Storico della Marina Militare. Marzo 2013

Однако далеко не все немецкие пилоты действовали успешно. Из следующих двух групп авиакрыла LG.1 (12 и 7 машин), в 11:45 поднятых с Крита для поисков остатков группы «Ковентри», первая кораблей противника не нашла, а вторая отчиталась о двух попаданиях в лёгкий крейсер — возможно, самолёты атаковали шедший из Тобрука эсминец «Зулу».

Кроме того, около 11:30 «юнкерсы» того же 1-го экспериментального авиакрыла с Крита потопили торпедный катер MTB.308, ранее повреждённый итальянскими истребителями. Во время этой атаки англичанам удалось сбить Ju 88 из 4./LG.1, пилотируемый унтер-офицером Карлом-Хайнцем Брунсом.

Несмотря на попадания, «Ковентри» продолжал держаться на воде. С крейсером остались эскортные миноносцы «Хёрсли» и «Крум». Они не имели торпедных аппаратов и безуспешно пытались потопить «Ковентри» артиллерийским огнём и глубинными бомбами. В 14:45 к ним присоединился уходивший от Тобрука эсминец «Зулу». По некоторым данным, он пытался взять «Ковентри» на буксир, но в 15:05 добил его двумя торпедами. Крейсер затонул в точке с координатами 32°40’с.ш., 28°17’ в.д., на нём погибло 60 моряков (в том числе 3 офицера), ещё четверо моряков позднее умерли от ран.



Горящий крейсер «Ковентри»
Imperial War Museums

Потопление эсминца «Зулу»

После гибели крейсера эсминец «Зулу» вместе с «Хёрсли» и «Крумом» 25-узловым ходом двинулся на восток. Из четырёх групп двухмоторных «юнкерсов» 1-го экспериментального авиакрыла (в общей сложности 20 машин), поднявшихся с Крита между 13:55 и 17:50, цель смогла обнаружить только самая первая — семь Ju 88 из I./LG.1. Около 15:15 её пилотам удалось уложить одну бомбу рядом с бортом «Зулу», от чего на эсминце вышло из строя электро- и радиооборудование. Впрочем, командир этой группы был уверен, что добился пяти попаданий и двух близких разрывов. В своём отчёте он писал:

Цитировать
«Одна бомба в 250 кг попала в лёгкий крейсер, две 250-кг бомбы поразили два эсминца, один из которых загорелся и потерял ход. Ещё один эсминец, поражённый 500-кг и 250-кг бомбами в середине корпуса, также загорелся. Четвёртый эсминец, рядом с которым взорвались две 250-кг бомбы, безусловно, повреждён».



Эскадренный миноносец «Зулу» типа «Трайбл». Акварель неизвестного художника
maritimeoriginals.com

Но теперь в игру вступили самолёты воздушного корпуса «Африка». Три истребителя Bf 109 из Jabo.St.Afrika, вылетевшие в 13:15, цели не нашли, однако в 13:35 с аэродрома Хаджадж-эль-Квазаб (в 30 км юго-восточнее Мерса-Матрух) поднялось восемь пикировщиков Ju 87 из 3-го штурмового авиакрыла (St.G.3). Между 15 и 16 часами они атаковали остатки «Соединения D», хотя попаданий не добились, о чём пилоты честно сообщили в своих отчётах. Британцы зафиксировали безуспешную атаку шести пикирующих бомбардировщиков. Единственным успехом «штук» этой группы стало уничтожение к северу от Мерса-Матрух торпедного катера MTB.310, ранее повреждённого итальянскими самолётами.

Британским кораблям до Александрии оставалась лишь сотня миль, они уже находились на траверзе фронта под Эль-Аламейном. Однако немецкое воздушное командование не оставило надежды добить противника. В 16:15 над остатками «Соединения D» появилась ещё одна группа из 19 пикировщиков III./St.G.3 во главе с капитаном Куртом Вальтером, также взлетевших с Хаджадж-эль-Квазаб. Интересно, что британские моряки опознали самолёты как шесть Ju 87 и двенадцать Ju 88. По возвращении на базу немецкие пилоты доложили, что добились попадания одной 250-кг бомбой в эсминец, на котором возник большой пожар.



Эсминец «Зулу» уворачивается от бомб, сброшенных Ju 87 из III./St.G.3. Фотография сделана разведчиком Ju 88D из 1.(F)/121 в 15:01
Bollettino d’Archivio dell’Ufficio Storico della Marina Militare. Marzo 2013

Эта бомба взорвалась в середине корпуса «Зулу», вызвав затопление машинного отделения и редукторного отсека. Эсминец потерял ход. Оставшиеся на борту десантники и спасённые с «Сикха» моряки (9 офицеров, 180 моряков и 60 морских пехотинцев) были переданы на «Крум», в то время как «Хёрсли» попытался взять повреждённый эсминец на буксир. Однако пробоины заделать не удалось. Корабль, на котором в итоге была оставлена только аварийная партия, постепенно заполнялся водой.

В 16:45 над эсминцем появилось ещё 9 немецких пикировщиков из St.G.3. Их пилоты доложили об одном попадании 250-кг бомбы рядом с бортом эсминца. Кроме того, с 16:00 до 17:50 на бомбардировку британских кораблей из состава воздушного корпуса «Африка» было отправлено 14 пикировщиков Ju 87 (одной группой) и 12 истребителей-бомбардировщиков Bf. 109 (тремя небольшими группами). Сюда же вылетели 13 горизонтальных Ju 88 из 10-го авиакорпуса с Крита (также в трёх группах)

В 17:10 «штуки» атаковали группу моторных катеров, но результатов не наблюдали. Вскоре после этого группа из трёх «мессершмиттов» обнаружила в 180 км к северу от Эль-Дабаа «крейсер в сопровождении двух эсминцев» и атаковала его 50-кг бомбами, доложив о двух попаданиях. Чуть позже шесть других Bf 109 атаковали ту же группу кораблей и доложили о близких разрывах.

Наконец, в 17:45 в воздух для сопровождения пикировщиков 3-го штурмового крыла (St.G.3) были подняты 14 «мессершмиттов» 27-го истребительного крыла (JG.27). С Крита взлетело 13 «юнкерсов» Ju 88 из LG.1 тремя группами в 17:20 (4 самолёта), 17:48 (6 самолётов) и 17:50 (3 самолёта).

Из-за наступления темноты только первая группа Ju 88 смогла найти цель: одна из её машин атаковала вражеские корабли в 18:15, а три других — в 19:30. Но «Бофайтеры» прикрытия из 272-й эскадрильи смогли отразить эту атаку, причём сержант С. Дж. Кернаган доложил о том, что сбил один Ju 87 и, вероятно, Ju 88. Миноносец «Крум» также доложил о сбитии одного Ju 88.

В свою очередь немецкие пилоты доложили, что два корабля противника не имеют хода — это были «Зулу» и пытавшийся буксировать его «Хёрсли». Из шести машин второй группы две атаковали запасные цели на египетском побережье: скопление войск к востоку от Эль-Хаммана и аэродром Бурдж-эль-Араб.



Возвращение «Соединения D» в Александрию 14 сентября 1942 года. Цифрами указаны места гибели крейсера «Ковентри» (1) и эсминца «Зулу» (2)

Тем временем из Александрии на помощь эсминцу «Зулу» были направлены буксир «Бригант» в сопровождении заправившихся топливом эсминцев «Олденхем» и «Бельвуар» и под прикрытием дальних истребителей «Бофайтер» из 252-й и 272-й эскадрилий Королевских ВВС. Однако подмога не успела: в 21:54 «Зулу» опрокинулся на правый борт и затонул в точке 32°00’ с.ш, 28°56’ в.д. — северо-восточнее Мерса-Матрух и всего в 70 милях от Александрии. Погибло 38 человек, в том числе 4 офицера.

Остальные корабли «Соединения D» прибыли в Александрию 15 сентября в 7:05. В это же время сюда добрался торпедный катер МТВ.313, накануне сильно повреждённый воздушными атаками. Тяжёлые повреждения также получил уцелевший МТВ.266, незначительные — миноносец «Крум» и моторный катер ML.354.

Статистика воздушного сражения

Всего 14 сентября немецкие самолёты сделали против британских кораблей 191 вылет. Двухмоторные бомбардировщики Ju 88 из 10-го авиакорпуса с Крита совершили 89 вылетов, из которых 75 на бомбардировку и 14 на разведку. Их результатом стало потопление крейсера «Ковентри». В то же время самолёты авиакорпуса «Африка» сделали 102 вылета: 16 — бомбардировщиками Ju 88, 73 — пикировщиками Ju 87, а также 13 — истребителями Bf 109. Их результатом было потопление эсминца «Зулу» и торпедного катера МТБ.310. Для сравнения: в этот же день истребители Bf 109 авиакорпуса «Африка» совершили 103 боевых вылета вне рамок операции против британского флота.

С итальянской стороны в налётах участвовало 26 истребителей Макки MС.200 и 12 торпедоносцев S.79 из состава 131-й группы с аэродромов Мерса-Матрух и Эль-Фатейя, но последние не смогли обнаружить противника. Кроме того, совершили вылеты два разведчика Макки MC.202. Итальянские самолёты уничтожили торпедный катер MTB.312 и два моторных катера ML352 и ML353, а также повредили торпедный катер MTB.310 и обездвижили MTB.308, позднее добитые немецкими самолётами.

Итальянская авиация потерь не имела. Потери немцев оказались незначительны: два Ju 88 из II./LG.1 было сбито над морем, ещё один разбился при посадке. Кроме того, два пикировщика Ju 87 из II./St.G.3 оказались разбиты в результате столкновения на базе Хаджадж-эль-Квазаба. При этом пилоты «Бофайтеров», прикрывавших «Соединение D», заявили о том, что сбили 5 немецких бомбардировщиков, ещё на два сбитых претендовали моряки с миноносцев.

В свою очередь, британские самолёты совершили 91 вылет только против Тобрука, их потери неизвестны.



Истребители-бомбардировщики Макки MC.200 92-й эскадрильи 8-й ударной группы, участвовавшей в атаках на британские корабли утром 14 сентября 1942 года
Bollettino d’Archivio dell’Ufficio Storico della Marina Militare. Marzo 2013

Итоги операции

На основе захваченных документов в штабе итальянского флота оценили план британского рейда на Тобрук довольно высоко: «В случае успеха он фактически расстроил бы всю логистику нашего тыла, вызвав серьёзный кризис и оказав 8-й британской армии серьёзную помощь в её наступлении».

Однако итальянцев удивило полное отсутствие плана действий на случай неудачи:

Цитировать
«Противник разработал план отхода только для успешного сценария операции. Отсутствие запасного плана на случай провала [высадки] и обеспечения на случай сопротивления обороны вызвали серьёзный кризис». Особо отмечалось, что «Использование авиации в случае неудачи высадки не предусматривалось, так что при атаке Тобрука воздушные действия полностью прекратились в 03:15 14 сентября — в то время как последующее возобновление налётов могло бы способствовать продолжению сопротивления и облегчению эвакуации».

Судя по всему, воздушное прикрытие кораблей на отходе также заранее не предусматривалось и стало импровизацией.

15 сентября в Тобрук лично прибыл командующий Африканским корпусом генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель. Он выразил войскам благодарность за хорошо проведённую оборонительную операцию, однако отметил в своём дневнике, что атака на Тобрук для всех стала полной неожиданностью:

Цитировать
«Я опасался, что такая операция будет повторена противником в начале его наступления, поэтому обратил внимание адмирала Ломбарди и генерала Дейндля на необходимость всемерно усилить оборону крепости».

16 сентября Роммель направил длинный доклад в Верховное командование вермахта (ОКВ), в котором высказал мнение, что действия противника против Тобрука, Хало, Барса и Бенгази являются «диверсиями и отвлекающими действиями, имеющими целью скрыть намерения врага» на фронте под Эль-Аламейном.



Тяжёлый истребитель «Бофайтер» Mk IF. Такие машины летом 1942 года состояли на вооружении 252-й и 272-й эскадрилий Королевских ВВС в Египте
airwar.ru

Потери сторон на море и суше

Провал операции «Эгримент» был полным, а британские потери оказались крайне болезненными. В ходе операции были потеряны крейсер «Ковентри», эсминцы «Зулу» и «Сикх», четыре торпедных катера (MTB.308, MTB.310, MTB.312 и MTB.314), два моторных катера (ML352 и ML353), а также несколько штурмовых катеров. Причём основная часть этих потерь стала следствием не самой высадки в Тобруке, а последующих попыток оказать помощь «Сикху».

Захваченный немцами MTB.314 был отведён в Тобрук, позднее переименован в RA 10 и введён в строй кригсмарине. Он был потоплен 30 апреля 1943 года вблизи Августы (Сицилия) четырьмя истребителями «Спитфайр» 249-й эскадрильи RAF, вылетевшими с Мальты.



Модель катера ML312 типа «Fairmile B». Королевский музей в Гринвиче

По официально опубликованным британским данным армия потеряла 166 человек, флот — 300 морских пехотинцев и 313 моряков. Из этих 779 человек 576 попало в плен, среди них оказались 34 офицера. Однако, согласно Военному дневнику Адмиралтейства, на «Ковентри» погибло 64 человека, на «Зулу» — 38 человек, на «Сикхе» у Тобрука — 22 человека. Ещё 48 человек (включая двух офицеров) погибли на катерах, а 253 моряка с «Сикха» попали в плен.

Таким образом, потери моряков (без морской пехоты) погибшими и пленными составили 420 человек. Нетрудно заметить, что цифра в 313 человек — это лишь потери кораблей «Соединения А» («Сикх» и «Зулу»), непосредственно атаковавших Тобрук. Потери же соединений «С» и «D» в официальной статистике оказались не учтены. С их учётом безвозвратные потери британской армии и флота (без авиации) в операции «Эгримент» составили как минимум 886 человек. Из состава морского десанта и наземных диверсионных групп только 10 человек смогли спастись и в итоге вышли к линии фронта.



Британские торпедные катера на Мальте, июль 1942 года. Первым стоит MTB.309
cfv.org.uk

По итальянским данным, после окончания боёв на берегу было найдено 58 тел погибших (как убитых на суше, так и выброшенных морем), а также взято 650 пленных, в том числе 34 офицера.

Согласно отчёту командования танковой армии «Африка», итальянцы потеряли 15 человек убитыми (в том числе 5 из полка «Сан-Марко») и 43 человека ранеными (в том числе 7 из «Сан-Марко»), у немцев был 1 убитый и 7 раненых. Правда, по другим, более свежим данным, немецко-итальянские потери составили 62 человека погибшими и 119 ранеными — видимо, сюда входят потери авиации и сухопутных сил во время рейдов наземных диверсионных групп.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 277
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal