collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Подводные мониторы, "Слоны" британского флота  (Прочитано 2779 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Еще одним наследием старых технологических решений в кораблестроении стало создание «подводных линкоров». Торпедное вооружение в те времена не отличалось надежностью, поэтому развитие получило усиленное артиллерийское вооружение подлодок.

Рассматривая субмарины первой мировой, и послевоенного периода можно отметить, что вооружение двумя орудиями достаточно крупного калибра (до 120 мм) было нормой. дальнейшим развитием подобной практики стала концепция «подводного линкора» — то есть, субмарины вооруженной орудием крупного калибра (от 200 до 350 мм) что соответствовало основному калибру крейсеров и линейных кораблей.

Хотя Адмиралтейство в 1915 году и считала торпеду ненадежным оружием (что при уровне тех технологий было естественно, торпеды совершенствовались до второй мировой включительно (т.н. торпедный кризис в Германии в 39 году)), но идея поставить на лодку крупнокалиберное орудие в 300 мм была слишком смелой, даже в таких условиях. самыми крупными орудиями ставившимися до этого на лодки были 152-мм пушки на субмарине Е-20. Позднее появятся немецкие океанские лодки вооруженные двумя 150-мм орудиями.
в Англии на заседании по Комитету развития подлодок в сентябре 1915 было вынесено два предложения: создать лодку с орудием крупного калибра или же лодку с двумя орудиями калибра 190-мм.

На заседании комитета в октябре 1915 был представлен проект с одним 305-мм орудием, потому как засунуть два орудия 190 мм в лодку не получалось ни под каким видом. По большей части, заседание касалось вопроса — а зачем нужно вообще создавать такую лодку, и как она будет действовать. Пояснить подобное решение предложили командующему подводными силами коммодору С.Хэллу. Хэлл был ярым сторонником тяжелой артиллерии и сразу представил свои идеи.

Во-первых: торпедные атаки сложны, и требуют быстрых и точных расчетов, и даже если выстрел будет произведен точно, то может подвести техника.

Во-вторых: если лодка неожиданно всплывет и выстрелит из орудия, противник не успеет уклонится.

И в третьих — снарядов можно взять намного больше чем торпед.
все эти размышления шли при условии, что изначально было ясно — целью лодок будут боевые корабли. Для войны с транспортами в северном море была отправлена небольшая группа субмарин.

В итоге вырисовывалось следующее — субмарина всплывает, и начинает вести артиллерийский бой с линкором «Макграф». Последний, видимо от удивления, должен будет немедленно сдаться.

Так же снова возникла ситуация как и с лодками типа К. Адмиралтейство опасалось что немцы уже начали строить подобные лодки, а у Англии их нет. И это при том, что немцы даже не собирались строить их — главное что они могли их строить, а поэтому Англия должна их опередить.

В итоге, Адмиралтейство решило переделать заказанные лодки типа К (самы большие на тот момент субмарины). Фирме Виккерс вместо лодок К18-К21 были заказаны субмарины М1, М2, М3 и М4.

Отличием от лодок типа К был более классический тип двигателя — дизельный. Лодка была двухкорпусной. Но основным техническим требованием было расположить в субмарине крупнокалиберное орудие, можно сказать что лодку собрали вокруг артиллерийской установки. (кстати подобную практику применяли и после. например советские атомные субмарины строились по такому же принципу. проектирования реактор, а вокруг него собирали лодку, а в США смогли собрать вокруг противотанковой пушки штурмовик А-10).

Интересным моментом было так же то, что орудие могло перезаряжаться только в надводном положении. То есть после первого выстрела у лодки было два варианта — либо нырять и прятаться, либо пытаться вести бой на поверхности.

Теперь о вооружении:
Лодки М1 и М2 имели четыре носовых торпедных аппарата калибра 456 мм. Боезапас составлял 8 торпед. Лодки М3 и М4 получили торпедные аппараты калибром 533 мм, что привело к увеличению длины корпуса на 2 метра.

Основным оружием лодки по замыслу конструкторов было 305-мм орудие, расположенное в рубочной надстройке. Вес орудия составлял 120 тонн, вес боезапаса — 30 тонн под орудием на глубину 9 метров (30 футов) уходил отсек гидравлики и погреб с боезапасом. боекомплект составлял 40 390-килограммовых снарядов. Угол горизонтального наведения 15 градусов, 20 градусов вверх и 5 градусов вниз, оптимальная дальность стрельбы 5-7 км.

Для защиты от авиации лодка имела зенитное орудие калибром 76 мм на выдвижной платформе.

Общие ТТХ лодки М1.

  • длина — 90 метров
  • ширина — 7.5 метра;
  • водоизмещение — 1600 тонн;
  • скорость — до 10 узлов подводного плавания, до 16 узлов надводного плавания;
  • дальность хода — надводная до 4000 миль, подводная до 10 миль;
  • Экипаж — 65 человек;



Лодка М1. из-за характерной рубки моряки называли ее «слоном»

Теперь расскажу о судьбе этих лодок. В войне эти подводные линкоры участие не принимали. Лодка М-1 пропала без вести. Позже, капитан шведского судна сообщит о неком столкновении с неопознанным подводным объектом и на форштевне его корабля найдут следы краски, схожей с краской корпуса М1. Лодку случайно найдут лишь в 1990 году.



М2 будет переделана в подводный авианосец. После потери М1, остальные лодки серии М были переданы в учебный центр для экспериментов.в М2 орудийную платформу заменили на ангар для 1 гидросамолета. испытания нового образца продолжались 4 года с 1928 по 1932. Они показали что подобная лодка лучше всего зарекомендовала себя как дальний разведчик.эксперименты закончились в 1932 году в связи с гибелью лодки. Лодка затонула из за поступления воды через двери ангара. Есть мнение что причиной стало то, что экипаж преждевременно стал открывать люки, чтобы ускорить подготовку самолета к пуску. Из-за долгого процесса подготовки, часто самолет начинали готовить до полного всплытия, когда лодка была еще в позиционном положении, то есть над водой был только ангар, видимо открытые двери захлестнуло водой, лодка приняла дополнительный вес воды и погрузилась, что привело к дальнейшему затоплению.





С лодки М3 сняли орудие и установили платформу для установки мин. в качестве минного заградителя она участвовала в множестве испытаний, но вскоре после гибели М2 она была отправлена на слом. Можно сказать, что этой лодке повезло, ее жизнь не закончилась какой либо катастрофой.

Лодка М4 не была достроена, и была разобрана на металл так и не дождавшись спуска на воду.

Подводный крейсер Х1

Несмотря на казалось бы указанные неудачи и несостоятельность концепции надводного боя субмарины в 1921 году британцы заложили и в декабре 1925 года ввели в строй уникальный «подводный крейсер для надводного боя». Эта лодка была вооруженна четырьмя 132-мм пушками в двух орудийных башнях. в дополнению к этому «крейсерскому набору» прилагалось 6 торпедных аппаратов. На момент спуска на воду, лодка была самой крупной подводной лодкой в мире. Длина 110 метров и подводное водоизмещение 3700 тонн.

Отдельного упоминания заслуживает силовая установка: два дизеля по 3000л.с. крутили гребные винты, а еще два дизеля, по 1200л.с. (с трофейной немецкой ПЛ) использовались для генераторов, заряжавших аккумуляторные батареи. Для подводного же хода имелись два электромотора по 1000л.с. Также была возможность запустить все двигатели вместе, выдавая на гребные валы мощность около 8000л.с., что позволяло лодке развивать на поверхности скорость в 19.5 узлов (36,1 км/ч). подводная скорость составляла 9 узлов.



Лодка унаследовала все недостатки предыдущих проектов. Из-за размеров ее ходовые качества оставляли желать лучшего. Так же из за обилия различных механизмов ее обитаемость была ужасной, субмарина была перегружена различным оборудованием. И все так же адмиралтейство не понимало, как использовать подобный анахронизм кораблестроения. для артиллерийских атак на невооруженные транспорты ее огневая мощь была избыточной, а атаковать боевые корабли было бы самоубийством. Единственное что еще более-менее было реалистичным — это использовать ее для неожиданного обстрела побережья. Так же, самым главным недостатком лодки было то, что конструкторам так и не удалось достичь герметичности двух орудийных башен — в лодку постоянно просачивалась вода, в помещениях было сыро, влага оседала на контактах вызывая постоянные короткие замыкания.

В общем моряки были не в восторге от такого нововведения, и королевский морской флот облегченно выдохнул, когда этого монстра в 1926 году отправили в резерв, и после простоя до 1936 года отправили на слом.

Кстати, что интересно. за исключением типа двигателя (дизельный, а не атомный) эта субмарина очень подходит под описание «белой субмарины» из книги Стругацких «Обитаемый остров». Я где то слышал мнение что именно с нее писатели и брали вдохновение для описания флота Островной империи.

Французская попытка.



Вершиной попыток создать «артиллерийскую лодку», а так же долгожителем подобной идеи стала субмарина Франции — подводный крейсер «Сюркуф»

В отличие от британских проектов, предназначавшихся для войны в северном море, французская субмарина проектировалась для боев на океанских коммуникациях. На момент создания (1934 год, довольно позднее время для подобных проектов, традиционная тактика лодко к тому времени уже прошла обкатку на морях первой мировой и была признана основной стратегией) была самым большим подводным кораблем в мире — водоизмещение 4330 тонн в подводном положении. Лодка несла боезапас в 22 торпеды для 12 торпедных аппаратов, а так же 2 203-мм орудия и гидросамолет для разведки. Лодка включала в себя все идеи предыдущих проектов подобного класса. так же нововведением было то, что субмарина могла вести артиллерийский огонь в позиционном положении, т.е. будучи полупогруженной.



До начала Второй мировой войны «Сюркуф» совершил значительное количество визитов в иностранные порты демонстрируя военную мощь Франции.

На момент нападения Германии на Францию в 1940 году, лодка все ещё находилась на ремонте в Брестe. С одним работающим двигателем и заклиненным рулём лодке удалось пересечь Ла-Манш и прибыть в Портсмут.

Лодка участвовала в боях во время войны, но из за нестандартного оборудования постоянно возникали проблемы со снабжением ее запасными частями и ремонтом.

12 февраля 1942 «Сюркуф» вышел в море и взял курс на Панамский канал для перехода в Тихий океан. На лодке исправно работал лишь один двигатель и она не могла развивать скорость свыше 13 узлов.

В Панамский канал лодка не прибыла, официальное расследование установило, что наиболее вероятной причиной гибели было столкновение с американским сухогрузом «Томсон Лайкс» (англ. SS Thompson Lykes) в ночь на 18 февраля. Место катастрофы не было обнаружено.

Итоги.

как эпилог можно привести слова одного из офицеров флота о лодке «Сюркуф», которые в больше степени могли бы быть применены ко всем субмаринам подобного класса.
«Подлодка имела башенную установку с двумя восьмидюймовыми орудиями. По идее при сближении с целью мы должны были высовывать жерла орудий и стрелять, оставаясь под водой. Но так не получалось: у нас возникали серьезные трудности с обеспечением водонепроницаемости башни. Что еще хуже, на «Сюркуфе» все было нестандартным: каждую гайку, каждый болт требовалось вытачивать особо. Как боевой корабль он никуда не годился, гигантское подводное чудовище.»
офицер связи союзнических сил капитан Фрэнсис Бойер

И действительно, идея артиллерийской лодки, «подводного монитора» зародившееся в начале Первой мировой войны оказалась весьма живуча. и попытки создать такой корабль дожили до второй мировой войны. Но время показало, что подобный корабль в силу конструкции теряет все преимущества подводных лодок, и при этом не может эффективно действовать против кораблей на поверхности. таким образом эти удивительные и несомненно весьма интересные суда остались в истории как анахронизм, пережиток эпохи, когда считалось, что основным оружием на море может быть лишь крупнокалиберная артиллерия. Время показало то эпоха «супердредноутов» на поверхности, и подводных линкоров в глубине вод уходит в прошлое, уступая арену новым видам вооружения.

Хотя жаль, конструкция весьма необычна и привлекает к себе внимание своей оригинальностью.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Историческое
[История]
bigbird
02.02.2023, 19:24:41
topic Plectrum – гигант на подводных крыльях от Lazzarini
[Техника]
grebenshch
30.01.2023, 13:42:18
topic Новости яхтинга
[Машинный телеграф]
grebenshch
30.01.2023, 13:35:15
topic Dufour 41: презентация лодки на Boot Düsseldorf 2023
[Машинный телеграф]
grebenshch
30.01.2023, 13:23:10
topic Какие места во Франции посетить на хаусботе?
[География]
grebenshch
28.01.2023, 11:36:32
topic Как советскому кочегару удалось выжить 34 дня на северном острове в одиночку
[История]
grebenshch
27.01.2023, 20:41:40
topic История паруса – когда и где изобрели парусную лодку?
[История]
grebenshch
24.01.2023, 12:31:02
topic Межрегиональная ассоциация класса ORC. Планы и перспективы на 2023 год
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
grebenshch
22.01.2023, 23:08:36
topic Пять лучших пар ботинок для яхтинга!
[Полезные вещи]
grebenshch
22.01.2023, 15:42:44
topic Почему суда не делают из нержавеющей стали
[Машинный телеграф]
grebenshch
22.01.2023, 14:08:11
topic Турист-удаленщик арендовал на 12 лет каюту на корабле за 290 000 долларов
[Машинный телеграф]
grebenshch
22.01.2023, 14:00:26
topic Новости яхтинга
[Машинный телеграф]
grebenshch
22.01.2023, 13:54:08

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2918 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений
grebenshch
66 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 70
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Февраль 2023
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 [3] 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal