VIDEO Этот инженерный объект сопоставим по туристической привлекательности с Дамбой Гувера, Эйфелевой башней и прочими инженерными шедеврами. Почему его нигде не пиарят?
Вопрос к знатокам: зачем понадобилось сооружать такое сложное устройство, почему не обошлись шлюзом, несколькими шлюзами?
Я понимаю, что на отрезке в полтора километра не построишь пять–семь шлюзов с общим перепадом высоты в сто с лишним метров — это избыточно дорого, плюс возникнут сложности с подъемом/спуском речных судов одновременно.
Один шлюз с перепадом уровня воды в 100 с лишним метров наверняка тоже не сделаешь — внизу будет давление воды в 10 атмосфер, наверняка оно не будет способствовать надежности запирания ворот. Да и вообще, стометровые по высоте ворота шлюза –это еще та задача.
Судоподъёмник Красноярского гидроузла — единственный в России судоподъёмник, сооружённый в 1976 году (официально пущен в эксплуатацию в 1982 году) на Красноярской ГЭС на реке Енисей. Судоподъёмник состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, собственно подъёмника и поворотного круга. Подъёмник представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути, с шириной колеи 9 м, и имеющую зубчатое зацепление. Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду. Движение осуществляется посредством электротяги.
Для погрузки судна в подъёмник, платформа опускается ниже уровня воды, судно заходит в подъёмник, после чего платформа начинает движение вверх по эстакаде; судно транспортируется «на плаву». В верхней точке платформа вместе с судном заезжает на поворотный круг, который перемещает её на другую колею, по которой платформа опускается в верхний бьеф ниже уровня воды, после чего судно может покинуть подъёмник.
Разработчик судоподъёмника — Ленгидропроект, изготовитель — Ленгидросталь.
Судоподъемник представляет собой новый тип судопропускного устройства, принциально отличный от общеизвестных судоходных сооружений и относится к типу наклонных судоподъемников с поворотным устройством и самоходной судовозной камерой. Одной из определяющих основ сооружения является заход судовозной камеры по наклонным путям непосредственно в воду, благодаря чему судопропуск осуществляется при значительных колебаниях уровня воды в бьефах: в верхнем 13,0 м, в нижнем - 6,5 м. При уклоне судовозных путей 1:10 высота подъема камеры по нижнему наклонному пути до 118 м, по верхнему до 30 м.
Судоподъемник построен на скальном основании. Судовозные пути располагаются в железобетонных балках и эстакадах, несущие конструкции судовозной камеры стальные, вспомогательные - из алюминиевых сплавов. Судоподъемник оснащен автоматизированными системами управления, сигнализации, телеустановками.
Опытная эксплуатация судоподъемника началась в 1976 году. После выполнения доводочных работ и приемки всех систем Государственной комиссией Красноярский судоподъемник с 1982 года находится в постоянной эксплуатации.
Тип судоподъемника - продольно-наклонный, двускатный, с поворотным устройством, с самоходной судовозной камерой, заходящей в воду обоих бьефов.
Способ транспортировки судов - на плаву, при глубинах воды в камере до 2,2 м
Максимальный напор - 98,0 м
Грузоподъемность расчетного судна - 1 500 т
Судовозная камера:
полезные габариты:
длина - 90,0 м
ширина - 18,0 м
глубина - 2,2 м
общие габариты:
длина - 113,0 м
ширина - 26,0 м
максимальная высота - 20,0 м
масса камеры:
без воды - 4 500 т
с водой и судном - 8 100 т
Привод - электрогидравлический
количество тележек - 78 шт.
количество опорных колес и гидромоторов - 156 шт.
Поворотное устройство
диаметр - 106,0 м
угол поворота - 140о
Судовозные пути:
ширина колеи - 9,0 м
общая длина - 1 510,0 м
продольный уклон - 1:10
Источник