collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Секретная миссия: как СССР отправил покорять Северный полюс военный ледокол  (Прочитано 2237 раз)

Оффлайн bigbird

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +13/-0
    • Просмотр профиля
    • Яхтинг от и до. Справочный портал


40 лет назад надводное судно впервые достигло «вершины Земли». Пионером стал атомоход «Арктика», построенный на верфях «Балтийского завода».

Советский атомный ледокол «Арктика», ставший первым в мире надводным судном достигшим Северного полюса, надолго остался в мировой памяти символом победы отечественного судостроения. Дата подвига атомохода - 17 августа - отмечается моряками-полярниками многих стран, как профессиональный праздник.

Охрана для лучших специалистов

Атомоход «Арктика» в 1971 году строился, чтобы закрепить мировой успех первого советского атомного ледокола «Ленин». При этом, в отличие от своего предшественника его рассчитывали использовать не только в гражданских и научных целях. Он должен был стать северным аналогом крейсеров береговой обороны. Для этого необходимо было установить артиллерийские крупнокалиберные и высокоскорострельные установки с боезапасом, дополнительное радиолокационное и радиоэлектронное оборудование. И провести испытания вооружения практическими стрельбами по мишеням.

После испытаний вооружение необходимо было снять с ледокола и законсервировать. Часть оставшегося на ледоколе оборудования мобилизационного варианта также требовалось законсервировать, а помещения ледокола восстановить по варианту мирного времени.

Как итог, все, что было связано с атомоходом на строящем его «Балтийском заводе», было настолько засекречено, что работавшие в то время специалисты чувствовали себя чуть ли не шпионами.

«Во-первых, цех спецэнергетики №6, где создавались системы биологической защиты и прочие системы связанные с ядерной установкой, был полностью закрыт. Охрана с автоматами стояла везде, - вспоминает специалист Леонид Малышкин, который успел поработать над советским атомоходом и уже трудится над современной «Арктикой». – На объекты пускали только работников. И все чертежи были в одном месте, без права выноса их из помещения. Во-вторых, все имели группу секретности под номером два, заграницу не могли ездить, и, естественно, подписка о неразглашение».



При этом работы по строительству шли с необычайной скорость. На проект отбирались только лучшие мастера и инженеры. Нехватку рабочих рук решали весьма кардинальными способами.

«Когда понадобились дополнительные специалисты по работе с атомными энергоустановками, на Балтийский завод перевели почти целый выпуск из Горьковского физтеха. Фактически - всех, кто разбирался в теме и мог заниматься строительством атомных установок. В то же время из всех корпусных цехов, лучшие мастера, бригадиры, рабочие были переведены в цех спецэнергетики», - рассказывает Малышкин.

Уже 17 декабря 1974 года радиостанции в Москве и Ленинграде приняли короткую радиограмму с борта ледокола: «Работа завершена». Так лаконично первый капитан Юрий Кучиев сообщил, что ходовые испытания успешно окончены. Подъем государственного флага СССР на судне состоялся 25 апреля 1975 года. На таллинском рейде был подписан акт сдачи-приемки в эксплуатацию ледокола и тогда же проводили его в первое самостоятельное плавание в город Мурманск — порт приписки.

Сквозь лед

Настоящим «звездным часом» для ледокола стало покорение Северного полюса. Несмотря на то, что лозунг «К полюсу - напролом!» адмирал Макаров выдвинул еще в начале XX века, до этого момента ни один ледокол не решался на эту экспедицию.

Ради секретности предпринятый рейс назвали научно-практическим, экспериментальным. Маршрут ледокола разработали с использованием карты ледовых прогнозов, составленной по состоянию на середину августа за несколько лет. В намеченном пути создали оптимальные условия проверки судна, гребных винтов на прочность в высоких широтах.



Сам экипаж ледокола долго не знал, куда и зачем судно идет. Был даже запрет на радиопереговоры, чтобы ненароком не дать себя обнаружить выходом в эфир. О том, что цель — Северный полюс морякам сказали лишь после того, как «Арктика» прошла пролив Вилькицкого, соединяющий моря Карское и Лаптевых.

Ледокол шел через льды с трудом. Как позже говорил руководитель рейса, Министр Морского флота СССР (1970-1986) Тимофей Гуженко: «Порой, он чувствовал себя как в камнедробилке, так как в тяжелых льдах судно продвигалось вперед ударами: взад-вперед, взад-вперед». И это несмотря на хорошо проведенную ледовую разведку и тщательно проработанный маршрут.

«Плавание во льдах — это вечный риск. Могут произойти тысячи неожиданностей: сломаться конус гребного вала, отвалиться винт. В этом случае ледокол лишается трети мощности. Может сложиться ситуация, когда затертый льдами он должен будет пытаться вырваться из ледового плена. Поэтому на борту был аварийный запас продовольствия, чтобы хватило всему экипажу примерно на 8 месяцев. Было все необходимое, чтобы построить аэродром. Но даже в самые тяжелые моменты плавания «Арктики» они выдержали. С отдельными скоплениями многолетнего льда мы встречались во время плавания на «Ленине» и на «Арктике» до этого похода, но ледяные поля толщиной в несколько метров — такие нам преодолевать не приходилось», – писал в своих воспоминаниях капитан Юрий Кучиев.

И вот 17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени «Арктика» достигла географической точки Северного полюса. Для торжественной церемонии на лед был спущен парадный трап, после чего над Северным полюсом подняли флаг Советского Союза.

Предприимчивый старший техник атомохода сумел из куска резины сделать самый настоящий «почтовый» штемпель с надписью: «Северный полюс. Атомный ледокол «Арктика» 17 августа 1977 г.». Им проштамповано всего примерно 120 конвертов в мире. Это все что смогли на борту найти члены экипажа. Также на полюсе осталась памятная плита с изображением государственного герба СССР.

Первый иностранный корабль достиг полюса только спустя пятнадцать лет после советской «Арктики».



В Брежнева и обратно

После похода ледокол отправили на обычную проводку грузов. О военном значение судна тоже не вспоминали. Участие в еще нескольких экспедиция, уже гораздо менее значимых тоже славы не приносило. Только в 1982 году о нем снова вспомнило руководство Советов. Правда, из-за курьезного случая.

По слухам, из-за случайной опечатки в официальных документах в 1982 году «Арктику» переименовали в «Леонид Брежнев». И носило судно это имя вплоть до 1986-го, пока его не вернули обратно. Смена имени случилось вскоре после смерти многолетнего генсека СССР. Причем, поначалу увековечить незабвенного Леонида Ильича, правившего страной восемнадцать лет, предполагалось, дав его имя другому, еще только строящемуся ледоколу того же проекта 1052. Но в спешке или по невнимательности чиновников в соответствующем постановлении была указана для переименования «Арктика», к тому времени уже десять лет как спущенная на воду.



Под именем «Леонид Брежнев» ледокол поучаствовал еще в одном серьезном испытании на прочность. В декабре 1983 года караваны судов торгового флота застряли во льдах. Пробиться в восточный район Северного морского пути казалось невозможным. Но команда атомохода рискнула, пробилась, и вывела из ледового плена в Айонском массиве транспортные суда и дизель-электрические ледоколы.

Сейчас уже «списанный» на берег «покоритель севера» находится в Мурманске. По планам, он не пойдет на утиль, а превратится в огромный плавучий музей.



Андрей Рост
« Последнее редактирование: 17.08.2017, 20:05:56 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 517
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 [29] 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal