В Екатеринбурге выпускники парусного отряда «Каравелла», основанного в 1961 году знаменитым детским советским и российским писателем Владиславом Крапивиным, строят двухмачтовую гафельную шхуну «Котъ». Строительство началось в апреле 2014 года и было приурочено к 70-летию годовщины освобождения Севастополя от немецких захватчиков. С этим городом у Владислава Крапивина давняя творческая связь, вот почему и свой первый маршрут «Котъ» завершит именно в Севастополе.
Предыстория «Кота» растянута на десятилетия, разные поколения и города. Основными участниками проекта являются выпускники отряда «Каравелла» разных лет. Главный строитель шхуны Роман Ролдыгин так рассказывает о себе и участниках проекта:
"Я - выпускник 1976 года легендарного парусного отряда «Каравелла», основанного знаменитым детским писателем Владиславом Петровичем Крапивиным. Поэтому я с детства «болею» яхтами и парусами, умею и люблю строить парусные суда. Вокруг меня сформировалась небольшая команда таких же слегка помешанных на парусах людей (в основном – тоже выпускники «Каравеллы» разных лет)."Роман Ролдыгин, главный строитель шхуны КотъВ 2006 году Роман и другие выпускники «Каравеллы» приняли участие в строительстве небольшого швертбота по проекту Владислава Крапивина, и весной 2007 года спустили на воду парусную лодку «Гардемарин». В следующий год они, вместе с детьми из «Каравеллы» и их родителями, построили ещё пять таких же корпусов и оказали помощь в ремонте всего парусного флота отряда.
В 2010 году энтузиасты отважились на более крупный проект. Весной 2012 года они завершили и спустили на воду 6-метровый гафельный шлюп «Ulisses», названный в честь одноимённого романа Джеймса Джойса. Спустя ещё год было решено превратить увлечение в нечто более масштабное. Так на базе отряда «Каравелла» и Екатеринбургского губернского яхт-клуба «Коматек» появилась общественная организация «Морской клуб», которая занялась разработкой и строительством шхуны «Котъ».
В апреле 2014 года в торжественной обстановке в мастерской яхт-клуба «Коматек» был заложен киль будущего корабля. Монету в килевую доску заложил сам командор «Каравеллы» писатель Владислав Крапивин. Он же дал имя кораблю.
Писатель Владислав Крапивин на закладке киля шхуны Котъ, фото: Дмитрий ГорчаковВладислав Крапивин:
"Я придумал название не просто «КОТ», а «КОТЪ» (с твердым знаком на конце). Твердый знак как бы намекает на то, что и раньше были коты, на прошлые времена. Я вообще большой поклонник старины. Будь моя воля, я вернул бы старую орфографию, потому что традиции языка нужно беречь."Корабль строится по чертежам XIX века. Это двухмачтовая гафельная шхуна с максимальной длиной 12,5 метров, максимальной шириной 3,5 метров, осадкой 2 метра. Консультантом проекта выступает известный русский художник-маринист Евгений Иванович Пинаев, который в советские годы служил боцманом – сначала на учебной баркентине «Тропик», а после на знаменитом барке «Крузенштерн».
Чертежи, по которым строится шхуна КотъКогда строительство будет завершено, «Котъ» пойдет в первый поход из Екатеринбурга в Севастополь. Его путь ляжет по рекам Чусовая, Кама, Волга, Дон, по Азовскому и Черному морям. Весь маршрут будет заранее согласован при участии Русского Географического общества. Сопровождать шхуну «Котъ» в походе будет «Улисс», о котором мы говорили выше. В каждом порту экспедиция будет проводить встречи со всеми желающими, проводить экскурсии и показывать фильм о проекте.
Роман Ролдыгин:
"Мы видим этот поход как мощную акцию, направленную на поддержку развития любительского парусного судостроения в России. По нашему замыслу, шхуна «Котъ» станет учебным судном. После завершения первого похода мы откроем нашу школу под парусами для всех желающих. Планируем сделать предложение пионерскому лагерю «Артек» рассмотреть возможность участия корабля в его проектах, совершать туристические выходы, участвовать в регатах."Шлюп Улисс, построенный Романом Ролдыгиным и его коллегами в 2012Но до похода «Кота» ещё далеко. Сегодня судно стоит на стапеле и ждёт установки двигателя и электрооборудования. На внутренних водных путях, по которым пойдет «Котъ», использовать только парус нельзя – это помешает большим судам. Но если энтузиастам удалось на собственные средства построить корпус, то вопрос с моторной частью требует финансовой помощи извне. Для этого судостроители организовали краудфандинговую кампанию на сайте Boomstrarter.ru, где абсолютно каждый желающий может внести свой посильный вклад в развитие проекта.
Здесь можно помочь достроить шхуну «Котъ»:
СсылкаО Владиславе Крапивине и отряде «Каравелла»Не счесть тех, кто называет его «писателем моего детства». Владислав Петрович Крапивин – человек-легенда, автор «Мальчика со шпагой», «Той стороны, где ветер», «Тени каравеллы», «Колыбельной для брата» и ещё множества книг, чьи герои когда-то поселись в сердцах советских детей, а сегодня буквально передаются по наследству новым поколениям.
Родился 14 октября в 1938 году, учился на факультете журналистики в Уральском государственном университете им. А.М. Горького, работал в журнале «Уральский следопыт», одновременно с литературным творчеством изучал педагогику, стал неформальным лидером детского движения на Урале.
В 1961 году Владислав Крапивин за счёт собственных средств основал детский отряд «Каравелла», объединяющий всех, кто стремится жить насыщенной творческой жизнью. Отряд существует и активно развивается по сей день. Здесь учатся юные яхтсмены, судостроители, фехтовальщики, журналисты и даже барабанщики. За 50 лет выпускниками «Каравеллы» стали сотни ребят, но даже после выпуска они считают себя частью отряда – свердловскими (и не только) мальчишками и девчонками, которые нашли здесь верных друзей и незаменимых товарищей.
Официальный сайт отряда «Каравелла»:
www.carabela.ruИсточник