Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => География => Тема начата: Flyleaf от 25.09.2022, 20:52:37

Название: Что стало с судном «Дункан» из фильма Говорухина «В поисках капитана Гранта»
Отправлено: Flyleaf от 25.09.2022, 20:52:37
(http://sail-friend.ru/gallery/4337_25_09_22_7_40_52.jpeg)

Вы наверняка помните захватывающее приключенческое кино Станислава Говорухина. Динамичный сюжет, отличный актерский состав, шикарная природа, музыка Исаака Дунаевского, потрясающий дух приключений – этим фильмом не раз засматривались в детстве. И до сих пор, многие с удовольствием пересматривают его всей семьей. Это кино впечатляет и сегодня. За главных героев всегда переживаешь как в первый раз.

Был в этом фильме и еще один важный участник, поражавший воображение. Это корабль под названием «Дункан». По некоторым данным, в роли «Дункана» выступили целых три судна. На одном из них происходили основные съемки. На двух других снимали крупные планы и отдельные эпизоды. Давайте проследим судьбы этих трех судов.


«Кодор»

(http://sail-friend.ru/gallery/4337_25_09_22_7_47_01.jpeg)

Основные съемки проходили на шхуне «Кодор». Судьба этого трехмачтового парусника складывалась очень непросто. Построили его по заказу СССР на финских верфях в 1947 году. Изначально его создавали как гафельную шхуну для рыбаков. Затем переделали в бермудскую. Только Бермуды были здесь ни при чем. Так называли разновидность парусных яхт из-за особенностей их оснастки – косых парусов. «Кодор» передали для учебных целей Ленинградскому мореходному училищу. С курсантами на борту шхуна бороздила воды Атлантического океана и одиннадцати морей. На судне прошли практику более трех тысяч курсантов.

(http://sail-friend.ru/gallery/4337_25_09_22_7_47_21.jpeg)

Время от времени шхуной пользовались киношники. «Кодор» можно увидеть в фильмах «Остров сокровищ», «Арабелла, дочь пирата». А в 70-х годах яхта участвовала в празднике «Алые паруса» в городе-герое Ленинграде. Шхуну активно эксплуатировали больше тридцати лет. А в 1983 году подарили яхт-клубу в Баку.

Но радость бакинцев была недолгой. Вскоре шхуну позаимствовал Станислав Говорухин. Для того, чтобы бывшее учебное судно стало похожим на шотландскую яхту, как в романе Жюля Верна, над ним хорошо поработали. Установили на палубе макет пушки. Приладили паровую трубу. Поменяли таблички с названием на носу и корме. Так «Кодор» временно превратился в «Дункан».


(http://sail-friend.ru/gallery/4337_25_09_22_7_47_41.jpeg)

Но даже после тюнинга «Дункан» смотрелся несколько странно для тех, кто был в теме и хорошо знал роман Жюля Верна. В книге это судно с прямыми парусами. «Кодор» же, напомню, представлял собой бермудскую шхуну. Поэтому в фильме были использованы и другие суда.

(http://sail-friend.ru/gallery/4337_25_09_22_7_48_21.jpeg)

Но вернемся к «Кодору». После съемок парусник ненадолго вернулся в Баку. А затем его снова забрали кинематографисты. На этот раз для приключенческого фильма «Капитан «Пилигрима» по мотивам романа все того же Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Для «Кодора» эта съемка стала последней.

(http://sail-friend.ru/gallery/4337_25_09_22_7_48_47.jpeg)

Судно вернули в Баку. Многие думали, что шхуну отдадут в местное мореходное училище. Но его ждала совсем иная участь. В СССР полным ходом гремела перестройка, сокрушая все на своем пути. Городским властям было уже не до старого парусника – хватало более насущных проблем. И «Кодор» превратили в ресторан. Худшей судьбы для судна сложно себе представить.

(http://sail-friend.ru/gallery/4337_25_09_22_7_49_32.jpeg)

История парусника завершилась печально. В 1999 году на шхуне произошел пожар. То ли это было случайным возгоранием, то ли преднамеренный поджог – причины пожара так и остались невыясненными. Остатки парусника уничтожили. В истории «Кодора» была поставлена точка.

«Товарищ»

(http://sail-friend.ru/gallery/4337_25_09_22_7_51_42.jpeg)

Сложной оказалась и судьба парусника «Товарищ», который тоже засветился в фильме Говорухина. Трехмачтовый парусник был построен на гамбургской верфи «Блом и Фосс» в начале 30-х годов и изначально назывался Gorch Fock. Судно использовали в военно-морских учениях. Однако весной 1945 года парусник нарвался на мину и затонул. Со дна его подняли советские военные моряки. Отремонтировали, и под именем «Товарищ» он стал учебной базой для торгового флота в Херсоне.

Съемки в фильме Станислава Говорухина стали последнем плаванием «Товарища». После развала СССР парусник перешел в собственность к Украине. Судно нуждалось в серьезном ремонте. Но соседней с нами стране тогда было не до парусников.

(http://sail-friend.ru/gallery/4337_25_09_22_7_53_31.jpeg)

В итоге судно хотели просто утилизировать. Но тут в дело вмешались немцы. Представители германской стороны выкупили парусник. Отреставрировали его. Вернули прежнее название Gorch Fock и поставили на прикол. И стали пускать туда туристов. Сегодня на судне, на котором герои фильма Говорухина искали капитана Гранта, совершили кругосветное путешествие вдоль 37-й параллели, уже ничто не напоминает тот самый «Дункан». Однако шхуна отлично сохранилась.


«Заря»

(http://sail-friend.ru/gallery/4337_25_09_22_7_56_15.jpeg)

Если верить открытым источникам, на этом судне тоже проводились съемки «В поисках капитана Гранта». Построили его в Финляндии в 1952 году как однопалубную парусно-моторную трехмачтовую шхуну. Все крепежные детали были изготовлены из немагнитных металлов – бронзы и латуни. В те годы «Заря» считалась единственной в мире немагнитной шхуной.

За долгие годы эксплуатации судно бороздило воды Балтийского, Северного, Баренцевого и Белого морей. Хорошо показало себя в суровых полярных условиях. Участвовало в полуторагодовой морской экспедиции с пересечением Атлантического океана. За почти сорок лет службы шхуна прошла свыше 700 тысяч морских миль. Вывели ее из эксплуатации в 1991 году. Почему-то в титрах фильма Говорухина указан только «Кодор». Ни «Заря», ни «Товарищ» там не были обозначены. Хотя наверняка этого тоже заслуживали.

Источник (https://dzen.ru)
Защита SMF от спама от CleanTalk