collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Путешествия на плоту и первые Египетские Барки  (Прочитано 98 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +15/-0
    • Просмотр профиля


«…28 апреля 1947 года история судоходства, казалось, вновь возвратилась к своему исходному рубежу, – пишет в своей книге «Люди, корабли, океаны» известный немецкий историк Хельмут Ханке. Тысячи людей, собравшихся на набережной в Кальяо – порту перуанской столицы Лимы, – видели, как буксир тащил мимо причалов несколько больших, связанных между собой древесных стволов. На них поверх горы бананов, мешков и ящиков восседал молодой белокурый человек, державший в руках клетку с попугаем. То был Тур Хейердал – капитан команды плота, состоявшей из пяти человек.

Путешествия на плоту

«Уставшие от жизни» – так нарек портовый люд команду плота, намекая, что, дескать, этим людям явно надоела жизнь, вот они и решили покончить с нею столь экзотическим спо­собом – медленно вывели свое диковинное плавсредство в открытый океан. Затем портовый буксир повернул назад. А разноязычная команда, в состав которой входил и наш соотече­ственник, впоследствии знаменитый телепутешественник Юрий Сенкевич, подняла парус, на котором виднелись лик идола да слово «Кон-Тики», и диковинный плот начал свое само­стоятельное плавание.

Молодой норвежский этнограф Тур Хейердал решился на это рискованное предпри­ятие – морское путешествие через Тихий океан на бальзовом плоту, – чтобы подтвердить на практике выдвинутую им гипотезу. Дескать, полинезийцы некогда могли переселиться на острова из Южной Америки. Ведь то, что плоты из легкого бальзового дерева, снабжен­ные боковыми швертами-килями, применялись южноамериканскими индейцами, впервые зафиксировал в своих записях еще испанский капитан Бартоломео Руис, видевший их у бере­гов Эквадора еще в 1525 году. И уже тогда подобное плавсредство у местных жителей не являлось новинкой. По их словам, подобные плоты издревле использовались их предками.

Одиссея молодого норвежца и его отчаянной команды, как известно, длилась сто дней и сто ночей. Плот, гонимый пассатом и двумя течениями – Гумбольдта и Экваториаль­ным, – проделав путь в 4300 миль, достиг наконец Полинезии. Однако в самом конце пути плохо управляемому судну не удалось уклониться от столкновения с коралловым атоллом, и последнюю тысячу метров своей морской авантюры экипажу пришлось одолевать вплавь, в воде, кишащей акулами.

И все же гипотеза Хейердала о том, что острова Полинезии были заселены выходцами из Южной Америки, осталась спорной: ей были противопоставлены другие, достаточно вес­кие контраргументы. Норвежцы лишь продемонстрировали, что самое древнее плавсред­ство, изобретенное человеком – плот – достаточно надежно, чтобы на нем можно было пла­вать не только по рекам и озерам, но даже по морям-океанам.

«Именно плот, а не лодка-однодеревка, требующая более тщательной обработки ост­рыми каменными инструментами и огнем, стал первым искусственным средством передви­жения по воде, – пишет уже упоминавшийся нами исследователь истории мореплавания Х. Ханке. Весьма впечатляет дата, ориентировочно определяющая выход человека на вод­ные просторы. Считают, что история судостроения и судоходства насчитывает 6000 лет!» При этом, говоря об использовании человеком плота, он имеет в виду сооружение уже из нескольких бревен. Применение же необработанных стволов, с сучьями и ветвями, в каче­стве плавающего средства для поиска пищи или преодоления пространства началось, по-видимому, значительно раньше.

Барки бога Солнца

Один из парадоксов в истории судоходства заключается в том, что речное судострое­ние развилось впервые именно в Египте – стране, чрезвычайно бедной лесом. В распоряже­нии первых судостроителей не было ничего другого, кроме свилеватых стволов сикимор и акаций, из которых удавалось вытесать лишь очень короткие брусья и доски.

Именно поэтому на Ниле в отличие от других, богатых лесом мест однодревки не могли быть первыми судами. Здесь плавучие средства изготовляли из папируса – разновидности тростника, который буйно рос по берегам Нила. Особенности этого материала определили и конструкцию, и форму древнеегипетских кораблей.

Борта папирусных барок были обтянуты шкурами. Для прочности отдельные детали накрепко связывались тросами. Как дань этой традиции, в Египте и в более поздние времена говорили не о постройке, а о связывании судов, подобно тому, как индонезийцы и до наших дней называют свои суда-катамараны «связанными бревнами».



Судно, обнаруженное в пирамиде Хеопса

Именно на такой тростниковой лодке-катамаране «Ра», названной так в честь древне­египетского бога Солнца, Тур Хейердал совершил свое второе путешествие через океан в 1970 году. И снова плавсредство, созданное по древним технологиям, в общем-то, благопо­лучно выдержало испытание океаном – люди остались живы.

Древнейшим из дошедших до нас судов наборного типа, корпуса которых состоят из дощатой обшивки и внутреннего остова (набора), является судно, которое было обнаружено в 50-е годы ХХ века в древнеегипетской пирамиде Хеопса (Хуфу). Ему никак не менее 4000 лет!

Реставраторы провели реконструкцию древнего корабля, и в 1982 году оно было выставлено на всеобщее обозрение в специальном павильоне близ пирамиды. Это серпо­видное судно, построенное примерно в 2500 году до н. э., имеет водоизмещение около 40 т, длину 43,4 м и ширину 5,9 м. В движение, кроме паруса, его приводили шесть пар весел длиной 7,8 м. Еще два весла длиной 6,8 м на корме служили рулями. В средней части судна находился навес, длиной 9,1 м и шириной почти во все судно, предохранявший от палящего зноя фараона и его свиту.

Все 1224 части судна были изготовлены, в основном, из ливанского кедра. А сама кон­струкция, состоявшая из центрального бруса, 67 поперечных днищевых балок (флоров), а также балок-бимсов, на которые опирался палубный настил, свидетельствовала о высокой культуре судостроения, существовавшей уже в те времена.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Swan 120: Первый взгляд
[Техника]
Craus
15.10.2021, 18:49:16
topic Новым чемпионом России в классе J/70 стала команда Elf Сергея Соболева
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
15.10.2021, 18:46:44
topic The Goofy Failed Voyage Of The World's First Crypto Cruise
[Your topic]
Craus
14.10.2021, 19:37:41
topic Маяки Вероники. И не только...
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
Craus
14.10.2021, 19:35:33
topic Провал первого в мире криптокруиза
[Машинный телеграф]
Craus
13.10.2021, 19:10:57
topic Жизнь и работа в море
[Образ жизни]
Craus
12.10.2021, 19:27:22
topic Кто сказал, что они – ветераны?
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
12.10.2021, 19:20:09
topic Программа Парусный спорт. Выпуск 34. Сентябрь 2021
[Видео]
bigbird
12.10.2021, 19:04:19
topic После сорокалетнего перерыва архангельские моряки снова пошли в Антарктиду
[Машинный телеграф]
bigbird
12.10.2021, 12:51:00
topic Seaffinity — яхта будущего уже скоро!
[Техника]
Craus
10.10.2021, 22:46:28
topic Лепанто: подвиг вопреки всему
[История]
Craus
10.10.2021, 22:40:51
topic Mini-Transat 2021. Ирина Грачева: «От поддержки болельщиков – теплее на душе»
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
09.10.2021, 19:57:08

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
3679 Сообщений
bigbird bigbird
2468 Сообщений
Grumete Grumete
391 Сообщений
root root
269 Сообщений
Xollms Xollms
66 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 41
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Октябрь 2021
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 [16]
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal