collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Рюрик  (Прочитано 1384 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля
Рюрик
« : 14.08.2018, 22:10:11 »


Он забыт. Про него не снимают фильмы, ему не ставят памятники. Все делают вид, что его вообще не было. И лишь иногда, на различных исторических конференциях, когда вопрос касается этой темы, сквозь зубы признают, что: «Ну да, что-то там было». Коротка же наша память. Случилось так, что в нашей стране лучше чем надо помнят власте и погононосных гондонов, славят их, почитают, при этом забывая тех, кто когда-то просто очень хорошо сделал свою работу и надеялся, что его за это не забудут. Однако вот ведь как.

Что ж, пора вспомнить о броненосном крейсере флота ЕИВ «Рюрик», вспомнить о 14 августа (1 августа по ст. стилю) 1904 года. Именно в этот день произошёл  произошёл самый ожесточенный бой Владивостокского отряда крейсеров с японской эскадрой адмирала Камимуры, в результате которого и погиб крейсер «Рюрик».



Подвиг экипажа этого крейсера равен подвигу «Варяга», а по самому бою и ситуации даже превосходит его. Однако волей случая и судьбы, а если честно, то волей пропаганды случилось так, что имя «Варяга» и поныне на слуху, а о «Рюрике» сегодня уже почти что никто и не помнит. Да что «Рюрик», сегодня никто не помнит и три остальных крейсера Владивостокского отряда. Что характерно, в Японии эти крейсера известны до сих пор, известны и почитаемы наравне с флагманом японского флота «Микаса». Да, там умеют уважать достойных противников, а вот у нас...

После того как в первые же дни русско-японской войны 1904-1905 гг. благодаря гениальному командованию адмирала Старка и наместника Алексеева наша эскадра была блокирована в Порт-Артуре неприятельским флотом, когда в результате безнаказанной минной атаки на внешнем рейде были повреждены «Ретвизан», «Паллада», «Севастополь», а остальной флот спрятался в гавани и не высовывался, на Тихом океане осталось лишь одно соединение русских кораблей, способное вести крейсерские операции на коммуникациях японцев, — Владивостокский отряд в составе крейсеров «Россия», «Рюрик», «Громобой», «Богатырь» и несколько приданных ему миноносцев. К слову, ни Старк ни Алексеев не понесли никакой ответственности за своё преступное бездействие. Как это знакомо. Примерно через 80 лет о их походах В. С. Пикуль напишет роман «Крейсера», а А. Ильин повесть «Владивостокский отряд». Владивостокский отряд навсегда вошел в анналы мировой (но не отечественной) истории своими дерзкими рейдами к берегам Японии, наводившими панику на противника. Непатриотично? Ну тогда попробуйте отыскать хоть в одном учебнике истории хоть одно упоминание об этих событиях. При этом сами крейсера долгое время оставались неуловимыми для японского флота, в связи с чем зарубежная печать прозвала их «кораблями-призраками».

Первые же рейд оказался удачен. «Призовые» суда, паника на коммуникациях… Адмирал Того был вынужден снять из-под Порт-Артура и отправить на усиление эскадры Камимуры и перехват кораблей «северных варваров» несколько крейсеров, но… море велико, а запасы угля на кораблях - не очень.

Однако не японцы нанесли отряду первый удар. 15 (2) мая 1904 г. в заливе Посьета он во время тумана из-за ошибки счисления курса «Богатырь» плотно сел на камни у мыса Брюса. До самого конца войны он находился на ремонте. Таким образом, на всё Японское море осталось всего три корабля – «Россия», «Рюрик» и «Громобой».

В конце мая крейсера вышли в очередной рейд. В Корейском проливе они перехватили военный транспорт «Идзумо-Мару». Поняв, что уйти не удастся, японский капитан, высадив команду на шлюпки, затопил судно. Затем «Громобой» настиг другой транспорт «Хитаци-Мару» , который имел на борту 1100 солдат, 320 лошадей и 18 осадных 280-миллиметровых орудий фирмы Круппа для сокрушения крепостных сооружений Порт-Артура. Капитан японского судна англичанин Дж.Кэмпбел попытался таранить наш крейсер. Уклонившись, «Громобой» расстрелял «Хитаци-Мару» из орудий. Тем временем «Россия» и «Рюрик» догнали другой большой военный транспорт «Садо-Мару», где находилось около 15 тыс. строителей, железнодорожный батальон солдат, понтоны, телеграфный парк, станки к осадным орудиям (которые утонули вместе с «Хитаци-Мару»), ящики с золотом и серебром. «Рюрик» всадил поочередно по торпеде в правый и левый борт судна. Крейсера пошли дальше, полагая, что оседающий под воду транспорт окажется на морском дне. Но он, увы, не утонул. Спешка не позволила нашим морякам довести дело до конца...

Неприятельские корабли рисовали зигзаги по всему Японскому морю, разыскивая русских, но все их усилия пропали зря. На адмирала Камимуру японские же газеты публиковали обидные карикатуры. Отметились и иностранцы. В частности, англичане вынуждены были отметить: «Крейсерство Владивостокского отряда — наиболее дерзкое предприятие из всех проделанных русскими. То, что их кораблям удалось скрыться от эскадры Камимуры, возбудило общественное мнение в Японии».

Третий рейд был предпринят уже в Тихий океан. Именно туда Япония была вынуждена перевести маршруты транспортных судов с грузами и войсками, надеясь тем самым уберечь их от русских кораблей. В июльском рейде они потопили несколько японских транспортов и шхун. Захватили германский пароход «Арабия» с грузом паровозных котлов и рельсов для Японии. Задержали и взорвали английский пароход «Найт Коммандер» с грузом для японской железной дороги. Потом не повезло германскому пароходу «Теа» с грузом рыбы в трюмах, следовавшему из Америки в Иокогаму. Его остановили, сняли команду, а затем взорвали. А английский пароход «Калхас» с контрабандой взяли в качестве приза.

Дошло до того, что судоходные компании стали разрывать контракты, а страховщики перестали страховать грузы, идущие в Японию. Япония фактически попала в морскую блокаду. И сотворили всё это не «адмиралоносцы», героически простаивающие в Порт-Артуре, а всего три не самых быстроходных крейсера с уже порядком изношенными паровыми машинами. Скорее всего именно эти успехи им впоследствии и не простили. Власть она при любом строе такая… власть.

На рассвете 11 августа 1904 г. крейсера «Россия» (командир капитан 1-го ранга А.Андреев), «Рюрик» (командир капитан 1-го ранга Е.Трусов) и «Громобой» (командир капитан 1-го ранга Н.Дабич) под руководством командира отряда контр-адмирала К.Иессена вышли в море, чтобы в соответствии с полученным приказом поддержать прорыв кораблей Порт-Артурской эскадры под командованием адмирала В. К. Витгефта во Владивосток. Однако… Ну не было у нас нормальной связи. Всё баловались с дорогой и ненадёжной "Маркони", хотя немцы буквально умоляли купить дальнобойный "Телефункен", но... :"Царь знает, что делает". Донесение о разгроме эскадры, гибели Витгефта и приказе вице-флагмана князя Ухтомского о возвращении в Порт-Артур пришло слишком поздно – крейсера уже ушли. Туда, к Цусиме, где их уже ждали – разведка у японцев работала более чем хорошо.

Утром 14 августа Владивостокский отряд крейсеров в Корейском проливе в 40 милях от порта Фузан перехватила эскадра адмирала Камимуры и всей своей мощью 14 вымпелов навалилась на русские корабли, отрезая пути отхода. «Россия», «Рюрик» и «Громобой» оказались в западне. Японцы превосходили в численности, артиллерии, скорости и прочности брони. В ожесточенном бою «Рюрику», который как самый тихоходный шел концевым, пришлось хуже всех. Именно на нем японцы сосредоточили основной огонь. Для «восстановления лица» (а у японцев это очень важно) Камимуре был нужен разгром русских. Идеально – утопить всех, совсем хорошо – хотя бы одного. Именно поэтому, увидев, что попытки охвата скоростных «России» и «Громобоя» не приводят к успеху, японские крейсера сосредоточили огонь на «Рюрике». Дважды К. П. Иессен приказывал выходить на контркурс, в надежде дать «Рюрику» время на выход из боя. Но у старого крейсера при прорыве потекла машина и К. П. Иессен отдал приказ оставить «Рюрика» и уходить во Владивосток. Именно с этого момента «Рюрик» и вошёл в легенду. Японскую. С разбитыми в хлам машинами, практически без хода, с одним! уцелевшим орудием (привет обуховским и путиловским бракоделам - лопались шестерни вертикальной наводки), крейсер без малого два часа продолжал вести бой. Уже полузатопленный корабль предпринял попытку тарана и, мало того провёл минную атаку по «Идзумо», правда безуспешную (привет доблестному адмиралтейству за закупку откровенного хлама от фирмы Уайтхеда).

После этой атаки 14! японских крейсеров вновь начали исколачивать совершенно безоружный корабль, который упорно не собирался ни тонуть, ни сдаваться.



В 10 час. 42 мин. 14 августа 1904 г. броненосный крейсер русского флота «Рюрик» с поднятым Андреевским флагом и сигналом «Погибаю, но не сдаюсь!» ушёл под воду. На «Рюрике» погибло 204 человека и 305 моряков было ранено.

После гибели «Рюрика» рейды Владивостокского отряда крейсеров практически прекратилась. До осени 1904 года «Россия» и «Громобой» находились в ремонте. А потом… потом поступил приказ из главного морского штаба: «Корабли Владивостокской крейсерской эскадры следует сохранить для второй эскадры. Крейсерские операции с риском новых повреждений следует избегать». С этого момента война на море была практически закончена. 25 апреля 1905 г. «Россия» и «Громобой» совершили свой последний совместный рейд, выйдя к Сангарскому проливу, где потопили несколько японских шхун. 28 апреля они вернулись в базу. А 2 мая «Громобой», выйдя в море для испытания радиотелеграфа, подорвался на мине и встал в ремонт до конца войны. «Россия» осталась в одиночестве.



Что интересно… Просто незначительная деталь. После войны 1904-1905 гг. в состав Балтийского флота вошел корабль, нареченный «Рюрик II». Имя же «Варяг» ни при царе, ни в сталинскую эпоху не было присвоено ни одному военному кораблю...

Справка: «Рюрик» — головной корабль серии океанских броненосных крейсеров-рейдеров. Построен на Балтийском заводе в Петербурге и вступил в строй в 1895 г. Для эскадренного боя малопригоден, т.к. для улучшения мореходных качеств имел неполную броневую защиту корпуса и почти не имел ее у палубных орудий для защиты от осколков комендоров.

Водоизмещение 11 690 т, скорость 18 узлов. Дальность плавания 6 700 миль. Вооружение: 4 орудия — 203-мм, 16 — 152-мм, 6 — 120-мм, 6 — 47-мм, 10 — 37-мм орудий и 6 торпедных аппаратов. Экипаж 763 чел.

Источник
« Последнее редактирование: 15.08.2018, 14:12:01 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 291
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal