Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => Машинный телеграф => Тема начата: Craus от 23.10.2019, 11:42:11

Название: Яхтинг в творчестве знаменитых художников
Отправлено: Craus от 23.10.2019, 11:42:11
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_23_10_19_11_12_38.jpeg)

Яхтинг в творчестве знаменитых художников: «Аржантейская серия» Моне, Ренуара и Кайботта. Гюстав Кайботт, «Лодки на якоре на Сене в Аржантее», 1892 год, частная коллекция

За те 300 лет, что яхтинг официально существует как вид досуга, он привлекал к себе разных людей. Парусниками увлекались аристократы и спортсмены, богачи и энтузиасты, писатели и художники. Эта статья – о следе, который оставил яхтинг в творчестве таких знаменитых художников-импрессионистов, как Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар и Гюстав Кайботт.


Клод Моне и его Аржантей

Аржантей – небольшой городок на берегу Сены, фактически предместье Парижа. Знаменитым на весь мир его сделали художники-импрессионисты – Моне, Ренуар, Кайботт – творившие здесь в последней четверти XIX века.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_23_10_19_11_12_47.jpeg)

В декабре 1871 года Клод Моне вместе с семьей переезжает в Аржантей. Городок популярен у любителей яхтинга и гребли, а близость к Парижу (Аржантей соединен со столицей поездом) делают его удобным и с точки зрения логистики. На ближайшие 10-15 лет Аржантей станет своего рода «творческим хабом» зарождающегося импрессионизма, и таким образом навсегда обеспечит себе место в истории мирового искусства. В этом городе Моне проведет 7 лет, которые впоследствии будет вспоминать как счастливое и безмятежное время.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_23_10_19_11_12_59.jpeg)

Клод Моне, «Прогулочные лодки в Аржантее», 1872 год, Музей д`Орсе, Париж

На деньги, вырученные после удачной продажи одной из картин, Клод Моне покупает лодку и сооружает на ней шалаш, сделав таким образом что-то вроде импровизированной мастерской. Как говорил он сам, «места хватало как раз для того, чтобы поставить мольберт».

Работа на лодке помогает ему лучше изучить игру солнечного света на воде. На протяжении 5 лет Клод Моне создает свою знаменитую серию «Лодок в Аржантее», среди которых будут работы, отражающие саму суть творческой манеры художника

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_23_10_19_11_13_08.jpeg)

Таким запечатлел «рабочее место» Клода Моне в Аржантее его товарищ, художник-импрессионист Эдуард Мане. Эдуард Мане, «Клод Моне с женой, работающий в своей лодке в Аржантее», 1874 год, Старая Пинакотека, Мюнхен

Пожалуй, наиболее часто «цитируемой» работой станут «Красные лодки в Аржантее» (или просто «Аржантей»). Вряд ли в реальности эти парусники действительно были красными, хотя, кто знает? Моне не академический художник, с точностью фотографа отражающий реальность. Как и другие представители этого нового течения в искусстве, Моне работает с эмоциями и контрастами, и само название impressionnisme происходит от слова impression, «впечатление». Отсюда эксперименты с цветами, ломаными мазками, светом и тенью. И покрытая ряской поверхность реки, через которую проступает голубизна воды и неба – картины Моне предельно «физиологичны» и текстурны. На них как будто не просто смотришь, а трогаешь взглядом. Сегодня одна картина находится в Музее Оранжери, Париж, Франция, а другая – в Гарвардском художественном музее.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_23_10_19_11_13_18.jpeg)

Знаменитые красные лодки Моне. Клод Моне, «Красные лодки, Аржантей», 1875 год, Музей Оранжери, Париж

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_23_10_19_11_13_26.jpeg)

Клод Моне, «Красные лодки, Аржантей», 1875, Гарвардский художественный музей

Еще одна знаменитая яхтенная картина Моне – «Регата в Аржантее». На полотне – застывшие перед началом соревнования яхты с поднятыми парусами. На реке затишье, силуэты лодок отражаются в водной глади. Пейзаж кажется прозрачным и умиротворенным, чтобы через несколько минут взорваться спортивным азартом.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_23_10_19_11_13_34.jpeg)

Клод Моне, «Регата в Аржантее», 1872, Музей д`Орсе

И вот на следующей картине с таким же названием регата показана в динамике. Лодки рассекают поверхность воды, которая уже лишена спокойствия, а более темные тона передают соревновательный драматизм гонки. Обе картины находятся в коллекции Музея д`Орсе.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_23_10_19_11_13_45.jpeg)

Клод Моне, «Регата в Аржантее», 1874 год, Музей д`Орсе, Париж


Огюст Ренуар. Друзья у причала

В начале 70-х годов XIX века в Аржантее много времени проводил еще один известный художник, Пьер Огюст Ренуар – друг и «коллега по цеху» Клода Моне. Друзья часто работали вместе, и тема парусных лодок на Сене основательно обосновалась в их творчестве этого периода.

Картина Ренуара «Сена в Аржантее» полна спокойствия и благодати  — эти ощущения пронизывают большинство работ великих импрессионистов «аржантейского периода».

Словно бы близость к воде и парусникам вернула их к настоящей жизни, далекой от суеты и интриг столицы.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_23_10_19_11_13_55.jpeg)

Яхтинг на Сене в Аржантее надолго стал источником вдохновения для выдающихся импрессионистов. Пьер Огюст Ренуар, «Сена в Аржантее», 1888 год, частная коллекция

Париж находится всего в часе езды поездом – и как будто в другом измерении. В начале 70-х годов XIX века, когда Моне и Ренуар пишут большинство своих яхтенных картин, импрессионисты еще далеко не «мэтры». Путь этого нового течения в искусстве только начинается, и художников не признают академические круги. Друзья часто перебиваются случайными заработками, радуясь, когда хоть какая-то из их картин продается. До славы еще далеко. Но впоследствии искусствоведы будут говорить об этом периоде в искусстве как об «эпохе импрессионизма», а картины будут стоить десятки миллионов долларов и идти нарасхват в именитые музеи и частные коллекции. И если кто и будет вспоминать «академистов», критиковавших импрессионизм, то лишь в привязке к импрессионистам.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_23_10_19_11_14_04.jpeg)

Пьер Огюст Ренуар, «Сена в Аржантее», 1874 год, Портлендский музей искусств

На другой картине «Сена в Аржантее» (или «Парусники в Аржантее»)  — завершение трудового дня. Мужчина после чистой работы в «офисе» того времени (это видно по костюму) пришел поболтать с рыбаком. Паруса на лодке не спущены, но Ренуару можно простить такую «техническую неточность» — иначе, как бы он передал этот мягкий кремовый цвет ткани?

А вот ренуаровское видение регаты в Аржантее. Картина написана не линиями, а цветовыми пятнами и яхты скорее угадываются по контуру парусов, чем видны. Быстрые широкие мазки ловят момент, запечатлевая динамику природы и гонки. Картина находится в национальной галерее искусства в Вашингтоне.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_23_10_19_11_14_13.jpeg)

Пьер Огюст Ренуар, «Регата в Аржантее», 1874 год, Национальная галерея искусства, Вашингтон


Влюбленный в яхты. Гюстав Кайботт

Гюстав Кайботт был в некотором смысле исключением в богемной артистической тусовке. Принадлежавший к высшим слоям французского общества, он унаследовал от родителей приличное состояние, позволившее ему творить, не заботясь о продаже своих картин. Более того, он даже поддерживал своих друзей-художников, того же Клода Моне или Огюста Ренуара, покупая их работы. Также он тратил деньги на свои увлечения, одним из которых был яхтинг.

Кайботт не только рисовал лодки – он также их строил и участвовал в регатах.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_23_10_19_11_14_24.jpeg)

Гюстав Кайботт любил парусники не только как художник – он был также гонщиком-яхтсменом и строителем яхт. Гюстав Кайботт, «Парусные лодки на Сене в Аржантее», 1892 год, частная коллекция

С 1879 года он выигрывал регаты на Сене, привлекая внимание публики к своим инновационным и грациозным гоночным яхтам.  В 1881 году он приобрёл в поместье в Пети-Женвилье на берегах Сены близ Аржатея, где находился яхт-клуб Cercle de la Voile de Paris.  Через несколько лет этот дом станет постоянной резиденцией художника, и яхтенная тематика с особой силой зазвучит в его творчестве.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_23_10_19_11_14_41.jpeg)

Гюстав Кайботт, «Лодки на Сене в Аржантее», 1888 год, частная коллекция

Конечно, на Кайботта оказала влияние манера и взгляды его друзей, Моне и Ренуара, начавших «разрабатывать» тему яхтинга в Аржантее на несколько лет раньше.

В 1888 году он создал картину «Парусники в Аржантее». Критики тогда посчитали ее несколько «неактуальной», на фоне уже существующих работ Моне, Ренуара и Сислея. Но на самом деле, произведение чрезвычайно удачно в плане композиции и баланса. Картину структурирует сочетание горизонтальных и вертикальных линий, мостов и мачт. Мы видим целую флотилию прогулочных яхт, две из которых идут с поднятым гротом и стакселем, задавая картине ритм и динамику – так, словно она писалась по горячим следам (как, возможно, и было). Сегодня эта картина находится в музее д`Орсе, Париж.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_23_10_19_11_14_53.jpeg)

Гюстав Кайботт, «Парусные лодки в Аржантей», примерно 1888 год, Музей д`Орсе, Париж

Длительное время Кайботт-художник находился в тени своего имиджа в качестве ценителя искусства и мецената – художественная переоценка его работ начнется через 70 лет после смерти, и в начале нашего века стоимость его работ будет исчисляться десятками миллионов долларов.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_23_10_19_11_15_03.jpeg)

Гюстав Кайботт, «Гавань в Аржантее», 1882 год, частная коллекция

Источник (https://interparus.com/)
Защита SMF от спама от CleanTalk