collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Ледоколу «Ленин» в заливе Цивольки реактор отстреливали, а он только подпрыгнул  (Прочитано 846 раз)

Оффлайн grebenshch

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +12/-0
    • Просмотр профиля


В 1959 году советские учёные открыли новую страницу в освоении ядерной энергетики в мирных целях. В этот год ленинградские корабелы передали морякам арктического флота Мурманскому пароходству) первый и единственный в мире атомный ледокол «Ленин». Главную энергетическую установку его составляли три реакторами типа ОК-150, разработанные под руководством академика А.П. Александрова). Первые атомные реакторы не только у нас, но и у американцев имели проблемы с системой охлаждения, и они возникали всё чаще и чаще, проще говоря – «реакторы текли», а это представляло опасность для моряков-эксплуатационников.

Относительно энергетической установки ОК-150, что стояла на ледоколе. В ней использовались три водо-водяных ядерных реактора с гетерогенной активной зоной максимальной тепловой мощностью по 90МВт. При этом мощность на гребных валах «Ленина» составляла 44 тысячи л.с. В качестве топлива использовалась двуокись урана со средним обогащением по урану-235 – 5 процентов (загрузка активной зоны по урану-235 -85 килограммов; замедлителем и теплоносителем являлась вода высокой чистоты (дистилят). Активная зона реактора высотой 1,6 метра и диаметром 1 метр была организована из 219 технологических каналов (7704 ТВЭЛов).

После семи лет активной работы в Арктике (1959-1967) ледокол «Ленин» отлично справлялся с проводкой судов на Севморпути, когда советские учёные решили поставить его на перезарядку реакторов и профилактический ремонт. Последний планировали провести на одном из судозаводов в Мурманске. Уже во время перегрузки одного из уже заглушенных реакторов специалисты совершенно случайно установили, что он «перегрелся» и потому произошло механическое повреждение с деформацией его тепловыделяющих сборок (обрыв части его конструкции). Одновременно возникли и другие неполадки в центральной части реактора. Это обстоятельство сразу же учли.



Ещё через год (1967) при плановой перезарядке реактора ледокола совершенно неожиданно обнаружилась течь 3-го радиоактивного контура. Её попытались устранить, но тщетно. Стали думать, что делать? Тогда же возник очень смелый вариант - полностью заменить энергетическую установку «Ленина» с ОК-150 на совершенно новую – ОК-900, созданную коллективом под руководством всё того же А.П. Александрова.

Это требовало особой квалификации и опыта работающих. Таких в Мурманске не оказалось. Поэтому первым было предложили отбуксировать «Ленина» туда, где его строили – в Ленинград. Но тут же с политических точек зрения стали оглядываться на финских и скандинавских соседей – не вызовёт ли буксировка «Ленина» с неисправной ядерной установкой в Ленинград вдоль берегов Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии отрицательной (протестной) реакции? Снова задумались. И в ЦК КПСС, и в МИДе, и в Министерстве обороны СССР. Спустя некоторое время, всё же решили отбуксировать «Ленина» в Северодвинск, где уже находился крупнейший в стране судоремонтный завод, работавший с военными кораблями, оснащёнными ядерной энергетикой – «Звёздочка».

Но тут же очередная проблема – в реакторном отсеке ледокола находятся повреждённые реакторы, как людям работать с ними? Требовалось изолировать главный источник возможного радиоактивного заражения. По сведениям международной экологической организации «Беллуна», три списанных реактора «Ленина» обладали в те годы суммарной активностью реакторов –150000 Ки. Это серьёзные цифры! Вопрос решали несколько недель. Специалисты военной науки, учёные Института имени Курчатова, судоремонтники предложили оригинальное техническое решение – что называется - «отстрелить» реакторный отсек ледокола, чтобы, как в те годы было принято во всём мире - затопить радиоактивно опасные объекты в отдалённом полигоне моря.

Технология операции заключалась в следующем: в плавучем доке завода очень тяжёлый по своей массе реакторный отсек сначала вырезали из корпуса корабля. Но! Рабочие не удалили отсек, а снова, по выражению сварщиков - «прихватили» его на прочные временные соединения с корпусом. Эта рискованная и ответственная задумка требовала ювелирной точности во всём – и в технических расчётах, и в самом исполнении работ, ведь прочно «прихватить» предстояло конструкции корабля, которого затем надлежало достаточно продолжительное время буксировать, возможно штормовым морем! Но люди справились.

Затем своё слово сказали минёры-пиротехники, специалисты по взрывам направленного действия. В местах временных «прихваток» они заложили свои пороховые заряды, соединённые в единую цепь. Причём, все они должны были сработать практически одновременно, с точностью до долей секунды! Это тоже был виртуозный расчёт.



Сохранились воспоминания Германа Дмитриевича Буркова – капитана-наставника Мурманского морского пароходства, которому в тот год довелось летать на самолёте Ил-14 ледовой разведки, чтобы выбрать подходящую бухту безо льда, где можно было бы «отстрелить» отслужившие свой век реакторы атомного ледокола «Ленин». В частности, он пишет (цитата):

- Искали её довольно долго, но такую всё же нашли – новоземельский залив Цивольки ((74'46’’4 северной и 58’ 37’’3 восточной). Туда мурманский спасатель «Капитан Афанасьев» со специальным сопровождающим «эскортом» вспомогательных судов и прибуксировал ледокол. Здесь атомоход «Ленин» поставили на якорь, люди всё ещё раз проверили и точно в означенное время пиротехники замкнули электрическую цепь пороховых зарядов.

Ещё один свидетель любопытной и ответственной операции Николай Дмитриевич Божедомов оказался тот день на одном из военных судов, шедших в эскорте за «Капитаном Афанасьевым».



Как рассказывали Герман Дмитриевич, Николай Дмитриевич и другие очевидцы – буквально все находились в волнительном предчувствии. Но практически ничего сверхъестественного не произошло: когда сработали заряды, корпус ледокола в считанные секунды достаточно зримо вздрогнул и даже как будто бы «подпрыгнул» буквально на метр-полтора или чуть более, и закачался на волнах залива. Блестящая профессиональная операция! Опасные реакторы «Ленина» (общим весом 3.500 тонн) навсегда легли на морское дно на глубине 40-50 метров.

12 декабря 1967 года на Белом море уже стоял лёд, но «облегчённого» «Ленина», уже лишённого тяжелых реакторов, отважились прибуксировать и поставить к причалу северодвинского предприятия «Звёздочка». Здесь и тогда, собственно, началась знаменитая «ленинская эпопея» по ремонту и модернизации ледокола, которая длилась около трёх лет и стала сегодня одной из ярчайших страниц в летописи не только предприятия «Звёздочка», но и Северодвинска.

22 апреля 1970-го в День рождения В.И. Ленина на борту атомохода в Северодвинске была запущена новейшая энергетическая установка ОК-900. С ней первый в мире атомный ледокол успешно проходил затем вплоть до своего списания на заслуженный отдых в 1989 году. Сегодня первый в мире атомный ледокол «Ленин» пришвартован у пассажирского причала Мурманского морского пароходства и на нём работает музей.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
581 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 413
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Апрель 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 [18] 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal