collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Отопители. Зима пришла  (Прочитано 1313 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля
Отопители. Зима пришла
« : 06.01.2020, 19:06:28 »


Вопрос отопления на парусной яхте является актуальным не только в северных районах, но и в более южных странах, для тех кто живет на яхте постоянно или продлевает летний парусный сезон

Даже в относительно теплых странах Средиземного моря, жаркое лето не вечное и есть период межсезонья, это конечно не зима на Балтике, но тоже бывает очень даже не жарко, хотя каждый регион имеет свои особенность. Пожалуй исключение это Канарские острова, где постоянная температура, практически круглый год около 20-23 градуса, куда зимой мигрируют яхты, как перелетные птицы. В этом году только ленивый не пошел на Канары, там уже почти нет мест в  маринах и на якоре плотно.

Отопление может быть необходимостью или просто элементом комфорта, от этого и зависит выбор применяемой системы отопления для яхты.

Отопление в принципе имеет две основные и смежные функции, первое это собственно создание комфортной температуры в каюте и второе это осушение влажного воздуха для борьбы с плесенью. Для осушения воздуха используются и специальные осушители конденсационного типа, есть химические автономные (absorber) или с питанием 12 вольт (dehumidifier)



На фото как раз такой стационарный осушитель воздуха на небольшой яхте, но тепла он не дает, поэтому более применим в теплых районах с повышенной влажностью.

Как у любого прибора, у отопителя есть свои особенности: плюсы, минусы и технические характеристики, по которым можно приблизительно сравнить эффективность. Почему приблизительно ? Потому что практически все данные производителей или продавцов являются несколько завышенными или неполными, это связано с двумя причинами: хотят на бумаге немного улучшить свои характеристики для лучшей продажи и  базовые тесты производятся в идеальных лабораторных условиях, которые редко достигаются при обычном использовании прибора.

Каждый отопитель имеет следующие исходные характеристики:
- мощность прибора  в ваттах W  или в BTU (British Thermal Unit)
- объем обогреваемого помещения в куб.м или площадь в м2 (надо учитывать высоту)
- потребляемая прибором энергия в ваттах или амперах
- расход топлива в л/час или в кг.
- габариты и вес
- ограничения по установке на яхте.

В любой отопительной системе есть параметры, которые надо учитывать при расчете мощности отопительного прибора: объем помещения, теплоизоляция и потери при передаче тепла (воздуховоды). Почему металлические и сендвичевые яхты относительно теплые, потому что у их есть или изоляция 50-100 мм или борт с наполнителем 25-30 мм. Некоторые владельцы даже на обычных пластиковых яхтах делают дополнительную изоляцию помещений, таким образом уменьшая теплопотери, это важно для тех кто живет на яхте и ходит в высоких широтах. Потери в воздуховодах или водяных трубах решаются просто их термоизоляцией. Многие устанавливают воздушные отопители и удивляются почему в яхте не слишком тепло, надо просто заранее учитывать все указанные нюансы установки.

Отопление в порту (220 вольт)

Как правило, все современные марины оборудованы необходимым электроснабжением на 16А или 32А, вопрос стоимости рассматривать не будем, так как везде разные условия стоянки в порту.  Самым простым и надежным будут обычные масляные батареи с терморегулятором, если еще и с встроенным вентилятором, то это будет лучше для распространения тепла по яхте, хотя можно и обойтись без него.



Надо учитывать что штатная разводка 220V в принципе не предназначена для подключения мощных отопительных приборов. Поэтому лучшим вариантом будет сделать отдельную прокладку толстым проводом с выводом на отдельный мощный автомат и с отдельной береговой вилкой, хотя не всегда может быть дополнительная свободная розетка на береговой колонке. Для стандартной яхты около 12 метров, более чем достаточно 3 батарей по 600W - носовая каюта, салон и туалет-душ. Стоимость масляных радиаторов небольшая, всего около 30-60 евро за штуку. Плюсом является что такой радиатор не выжигает кислород и можно регулировать мощность и распределение тепла по помещениям.

Есть несколько других моделей электрических отопителей, инфракрасные, с вентилятором, каталитические и прочие.

Минусами можно считать привязанность к розетке 220 вольт, стоимость электричества, занимаемое место на полу в помещениях яхты.

Отопитель на твердом топливе

Это вероятно это самый простой, надежный и даже романтичный вид отопления на яхте. Есть несколько производителей такого оборудования, например Dickinson, Sig Marine, Reflex или Cubic Stove.





Для топлива используют готовые угли, пеллеты или дрова, которые еще надо заготовить. Конечно мягкое печное тепло с легким запахом дров и дымка не может быть сравнено с бездушным дизельным или газовым отопителем, но за все надо платить. Кроме запаса топлива, есть еще процесс разжигания печки-камина, особенно если дрова немного влажные.

В среднем на одной закладке печка может греть 1-3 часа, в зависимости от размера и  интенсивности горения. Если это для периодического и не длительного применения, то очень экономичный и комфортный вариант отопления. Не надо прокладывать воздуховоды, никакой электроники, все радикально просто и надежно, как в старой доброй "буржуйке", еще можно и что-то приготовить, как на плите.

Однако есть и минусы, при постоянном использовании, образуется нагар в трубе, который надо периодически чистить, а это уже настоящая "грязная" работа трубочиста. Также нет возможности распределения тепла по каютам, даже установленный вентилятор не сильно помогает, получается в салоне жара, а в носовой каюте холодновато. Кроме того надо учесть, что требуется достаточное поступление воздуха в салон для нормального горения печки, вывод дымовой трубы тоже требует некоторых усилий мозга.

Мощность около 3000-8000 BTU, средняя цена такого отопителя  300-500 евро

Газовые отопители

Если на борту есть газ, то может быть логично установить газовый отопитель ? Простая подводка и быстрое зажигание, практически сразу начинается нагрев помещения, почти без запаха выхлоп, только диоксид и пар.

Есть салонные отопители-камины типа Dickinson, например Newport P9000, в который видно горящее пламя, что очень добавляет комфорта в холодные вечера. Такой отопитель забирает воздух из салона, поэтому надо иметь хороший приток свежего воздуха.  Максимальная мощность 2.6 kWt (9000 BTU), расход электроэнергии только на вентилятор для циркуляции, когда он включен, расход газа около 0.3 л/час, цена около 1300 евро.



Газовый салонный отопитель-камин Dickinson Newport P9000

Другой вариант это газовый отопитель с воздуховодами, например Propex  2 kWt (6800 BTU)



Газовый воздушный отопитель  PROPEX HS2000

Расход электричества всего около 1.5А, в режиме ожидания около 0.04А, работает на любой смеси газа, которая разная в различных странах, цена такого отопителя около 800 евро.

Теперь о плюсах и минусах, тепловая эффективность газа ниже чем дизельного топлива, т.е. другими словами вам надо больше газа для получения одинакового с дизелем количества тепла. Для общего понимания, стандартного яхтенного баллона 907 CampinGaz хватит примерно на 19 часов непрерывной работы, т.е. для более менее регулярного пользования отопителем, надо устанавливать большой газовый баллон.

Газовый отопитель имеет более чистый выхлоп, более простую топливную систему и практически не требует ежегодного обслуживания или чистки, в отличие от дизельных или твердотопливных отопителей. Некоторые страны требуют сертифицированной установки и датчик газа в салоне.

При переходами между разными странами, есть проблема в зарядке баллонов, даже в условно единой Европе, зарядные переходники различаются в разных странах, кроме того, не везде разрешают заправлять свои баллоны на газовых автозаправках, которые еще надо найти.

В общем получается плюс на минус, для разового использования вполне подходящий вариант, но для постоянного использования не оптимально.

Дизельный отопитель

Выбор дизельных отопителей довольно большой, но и разброс большой, по ценам и характеристикам, есть специфика каждой системы.

a) водяной дизельный отопитель

Дизельный отопитель греет воду (тосол) и гонит ее по системе через радиаторы, также греется и пресная вода в бойлере. Конвекция от простых радиаторов небольшая, хотя они могут быть установлены в каждой каюте, нагрев помещения происходит достаточно медленно, но и поддерживается меньшим расходом топлива.



Для ускорения процесса прогрева устанавливают радиаторы с вентилятором, типа "Matrix", но они соответственно берут и дополнительную электроэнергию на свою работу, поэтому суммарное потребление самого отопителя и вентиляторов может составлять около 2-5А, что достаточно много для небольшой яхты без внешнего питания с берега, да и некоторая шумность будет от их работы.



Несколько основных преимуществ, это простота прокладки водяных шлангов, а не толстых воздуховодов, всегда теплая вода на камбузе и в душе, распределение тепла по помещениям.

Цена около 1500 евро плюс радиаторы и трубы. Вероятно на относительно большой яхте, скажем метров 15 и больше, такой вариант может быть рабочим, особенно если есть дизель-генератор и нет сложностей с зарядкой батарей.

б) воздушный отопитель в салоне

Наиболее известные марки салонных дизельных отопителей это Dickinson, Sigmar и Reflex.



Дизельный салонный отопитель Reflex на Nicholson-38

Этот вариант вполне может быть рабочей альтернативой камина-печки на твердом топливе, но вопрос места для установки в салоне яхты не отменяется, кто-то готов пожертвовать диваном (на фото выше) для установки отопителя, другие находят место на переборке или в другом месте. Также вывод выхлопной трубы представляет сложность, на палубе проходят фалы и другие веревки, да и торчащая труба на палубе не лучшее украшение яхты.

в) воздушный отопитель с воздуховодами

Тут выбор существенно больше - Eberspacher, Webasto, Wallas, Autoterm(Planar) и т.д., плюс большое количество китайских клонов, продающихся за пол цены от оригинальных отопителей.



Wallas SpartanAir 4.5 kWt

Подачу топлива можно сделать из основного танка, установить отдельный танк для отопителя или использовать штатный компактный пластиковый танк около 10 литров, но тогда потребуется его заполнять из канистры каждые несколько дней пользования отопителем.

При прокладке воздуховодов, что является наиболее сложной задачей при монтаже отопителя, каждый изгиб воздуховода на угол около 90 градусов, дает потери около 5 %, поэтому важно делать воздуховоды максимально короткими и прямыми, но чем ближе стоит отопитель, тем больше шум в салоне.

Также рекомендуется сделать дополнительную теплоизоляцию воздуховодов, чтобы уменьшить потери тепла, это даст соответственно и экономию топлива.

Выхлопную трубу обычно выводят в борт, на транец или в комингс кокпита, тут надо смотреть, чтобы не было кранцев или концов, которые могут расплавится горячим выхлопом. Также надо учесть завихрения воздуха, чтобы весь выхлоп не заносило в кокпит и салон, а такое бывает.

В среднем отопитель около 2 kWt (6800 BTU) расходует от 0.1 до 0.24 л/час, в зависимости от используемой мощности, расход электроэнергии при старте около 6-8А, при стандартной работе 0.8-2.8А. Вообще исходя из целей экономии электроэнергии, лучше поставить более мощный отопитель и использовать его на среднем режиме, это лучше, чем маленький отопитель гонять на полной мощности.

Цены тут понятно отличаются в разы, от 150 евро за китайский клон до 2000 евро за оригинальный Wallas. Тут подходы у всех разные, кто-то ставит китайский клон и готов его поменять на новый, в случае поломки, другие ставят оригинальные и обслуживают для работы долгие годы.

Собираясь в перспективе устанавливать отопитель на яхту 12 метров длиной, взвесил все плюсы и минусы различных вариантов и победителем вышел, неожиданно для себя самого (я не дилер и не заказной блоггер !) - русский Autoterm(Planar) Air 2D.... !!!



Поясню свой потенциальный выбор более подробно, стояли следующие вводные и получены следующие параметры:


- тип отопления воздушный, топливо дизель - ОК
- небольшой расход электроэнергии при минимальной мощности - 0.8А -  ОК
- небольшой расход топлива на минимальной мощности - 0.1 л/час - ОК
- запас мощности по объему (яхта около 50 кбм) - 34-86 кбм - ОК
- минимально возможная шумность- безщеточный мотор - ОК
- комплектная поставка, при покупке в интернете - ОК
- наличие запчастей он-лайн - ОК
- небольшой вес - 2.9 кг - ОК
- компактные размеры -  310x119x145 mm - ОК
- адекватный сайт с технической информацией - ОК
- наличие сервисной сети в Европе - ОК
- положительные отзывы от европейских и американских пользователей - ОК
- адекватная цена на оригинальный продукт с гарантией - 600 евро - ОК
- ну и патриотический элемент - да - ОК

Вот такой получился обзор и неожиданный вывод на выходе.

Счастливого плавания !

Александр Морозов
« Последнее редактирование: 07.01.2020, 19:22:51 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
581 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 321
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Апрель 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 [18] 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal