Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => История => Тема начата: Craus от 10.11.2021, 19:06:21

Название: Морская блокада Ленинграда продолжалась до пятого июня 1946 года.
Отправлено: Craus от 10.11.2021, 19:06:21
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_10_11_21_6_57_00.jpeg)

В годы Второй мировой войны флоты воевавших сторон выставили обширные минные заграждения в акваториях морей и океанов. Это позволяло решать флотам широкий круг боевых задач путем нанесения противнику, как прямых потерь, так и косвенных. Закончилась война, однако морские минные заграждения продолжали нести свою "боевую вахту". За первые три года после окончания войны (1945-1948 гг.) на минах подорвались в европейских водах 406 судов и 29 кораблей. На наших морских и речных театрах в послевоенные годы сложилась исключительно тяжелая минная обстановка. Во время Второй мировой войны было выставлено более 145 тысяч мин и минных защитников на площади 22815 квадратных миль. Наиболее сложная минная обстановка была на Балтийском море.

Ко времени окончания войны Ленинград по-прежнему оставался блокированным со стороны моря. По сути, к западу от города колыхалось огромное минное поле с несколькими миллионами (!) тонн взрывчатых веществ. Всего к концу кампании 1944 года здесь с обеих сторон было выставлено примерно 66 500 мин. Тральным силам Балтийского флота было предписано в кратчайшие сроки обеспечить безопасность судоходства и рыболовства, без чего нельзя было восстановить разрушенный войной Северо-Запад страны, включая экономику освобожденных от немцев, прибрежных балтийских стран. Но объять необъятное за короткое время было невозможно. 17 октября 1945 года, недалеко от Кронштадта на донной мине подорвался крейсер "Киров". Корабль получил значительные повреждения, имелись жертвы в составе экипажа.

Специфика Финского залива - это малые глубины и минимум судоходных путей от устья Невы до выхода в Балтику, что дало возможность воюющим сторонам эффективно заминировать воды залива, исключив какое-либо крупнотоннажное судоходство практически полностью.

Из Ленинграда в Балтику, и далее в Швецию, Прибалтику, Польшу, Германию, Данию, Голландию и Британию можно было дойти единственным шхерным фарватером, предоставленным Финляндией, начиная с осени 1944 г. Тогда этим путем активно пользовались наши подводники, обходя многослойно заминированные воды. Крупнотоннажные надводные корабли и суда там пройти не могли.

Основными рубежами постановки минных заграждений являлись:
— полуостров Ханко — остров Осмуссаар — 8000 мин;
— остров Найссаар — полуостров Порккала — Удд — 13 500 мин;
— на меридиане мыса Юминда — 4000 мин;
— остров Малый Тютерс — остров Гогланд — 18 000 мин;
— восточнотыловая позиция — 11 000 мин.
Остальные 13 500 мин были выставлены в промежутках между этими позициями.

"Окно в Европу" немцами было забито тщательно и с выдумкой. Начиная с 20 июня 1941 г., в постановке мин участие принимали все, кто мог выполнить эту задачу: от крупных надводных кораблей и подводных лодок до бывших круизных судов, десантных барж и торпедных катеров германского и финских флотов. Также минированием вод занималась авиация обоих сторон. При таком разнообразии постановщиков говорить о точности координат минных заграждений, нанесенных на морские карты, не приходилось. Лед и балтийская штормовая погода увеличивали количество свободно плавающих мин. Минные поля были насыщены различными типами мин, выставленных на разной глубине, и изобиловали устройствами, максимально затрудняющими работы по разминированию: резаками тралов, соединительными цепями, пиропатронами и прочими сюрпризами, придуманными изобретательными немецкими инженерами.

Столкнувшись (в который уже раз в русской истории!), в начале войны с тотальной нехваткой тральщиков, в блокадном Ленинграде приступили к постройке этого типа кораблей "из того, что было" силами тех, кто остался. Тральщики были нужны, как воздух. В годы блокады строительством тральщиков-«стотонников» были заняты практически все судостроительные заводы: Балтийский завод, завод им. А. А. Жданова (ныне «Северная верфь»), Петрозавод, завод Судомех, а после снятия сухопутной блокады и Усть-Ижорская верфь (Средне-Невский судостроительный завод). В помощь заводам командование Балтийского флота выделило 650 моряков.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_10_11_21_6_58_10.jpeg)

В ноябре 1943 года проходят ходовые сдаточные испытания головного малого тральщика первой серии (МТ-1). Опыт постройки, испытаний и боевого применения головного корабля был учтён при усовершенствовании проекта малого тральщика второй серии (МТ-2). Водоизмещение усовершенствованного тральщика увеличилось до 129 тонн при осадке 1,35 м. На тральщике был установлен ещё один дизельгенератор, позволяющий обеспечить электропитанием петлевой электромагнитный трал. При постройке тральщиков -«стотонников» был применён прогрессивный поточный метод строительства, позволивший сократить продолжительность постройки этих кораблей до 5 месяцев. Так что к моменту окончания войны Балтийский завод построил и передал флоту 22 «стотонника», ещё 16 таких же кораблей флот получил от других ленинградских судостроительных заводов. А так как очистка Финского залива от мин (боевое траление) только ещё начиналась, то строительство тральщиков-«стотонников» после войны было продолжено. Проект ещё раз усовершенствовали, и после завершения постройки кораблей второй серии МТ-2 началось строительство третьей серии «стотонников» — МТ-3. В итоге было построено 92 малых тральщика. Тогда же на Балтике можно было встретить тральщики тип YMS, поставленные по ленд-лизу из США.

Решением Союзной контрольной комиссии зона послевоенного траления советского флота на Балтийском море включала южную часть Мекленбургской бухты (до Висмара), Померанскую и Данцигскую бухты и далее вдоль побережья до устья Финского залива, Рижский и Финский заливы.

Один из сохранившихся по сей день тральщиков "стотонников". Москва.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_10_11_21_6_58_22.jpeg)

Траление по уничтожению минных заграждений на Балтийском море проводилось в тральном ордере, который строился, как правило, по следующей схеме. Первыми шли катерные тральщики (имеющие малую осадку) с облегченным тралом КТ, за ними, в протраленной полосе, следовали рейдовые тральщики с тралами, имеющими большую ширину захвата - МТШ, затем - морские мощные тральщики с тралами, составленными из тралящих частей нескольких тралов МТ-3, МТ-2. Замыкающими были 1-2 тральщика-вехостава, которые ограждали протраленный район специальными тральными вехами. Они же расстреливали из своей артустановки (калибра 37-45 мм) вытраленные и всплывшие на поверхность мины.

Для вытравливания мин с цепными минрепами применялись тралы с подрывными патронами. Траление контактных мин на Балтийском, да и на других морях, проводилось только в светлое время суток, поскольку существовала большая опасность подрыва на уже вытраленных минах. Если уничтожение минных заграждений, состоящих из контактных мин, при соответствующей подготовке тральных сил не требовало очень большого напряжения, то траление неконтактных мин представляло более сложную и трудоемкую задачу.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_10_11_21_6_58_30.jpeg)

Неконтактные мины с взрывателем, срабатывающим от магнитного поля корабля, появились в первые годы Великой Отечественной войны. Они постоянно совершенствовались. Причем улучшались не только мины (они были донными, якорными и плавающими), но и неконтактные взрыватели, которые были вначале магнитными, затем индукционными, акустическими, а в конце войны - комбинированными. Взрыватели приходили в боевое положение через установленное время (прибор срочности) и через определенное количество его срабатываний (прибор кратности). Борьба с неконтактными минами была очень серьезной. Решением этой задачи, в частности, вопросом размагничивания кораблей и судов, занимались наши именитые ученые, в том числе И.В. Курчатов и А.П. Александров. По результатам работы ученых, по их рекомендациям на флотах были оборудованы станции безобмоточного размагничивания (СБР) и контрольно-измерительные магнитные станции (КИМС) для замера остаточного, после прохождения СБР, магнитного поля корабля (судна). Корабли и суда, магнитное поле которых было больше допустимых норм, в море не выпускались.

Однако чтобы ликвидировать опасность от неконтактных мин, их надо было вытралить. Первые тралы представляли собой небольшие баржи, загруженные металлоломом, которые буксировались деревянными (немагнитными) катерами-тральщиками типа КМ-4 или рыбацкими сейнерами. Магнитное поле таких тралов было настолько велико, что мины взрывались далеко от трала, в том числе и около тральщика. Тогда стали буксировать баржу на коротком буксире или у борта, лагом. В дальнейшем были сконструированы петлевые кабельные тралы ПЭМТ-3, ПЭМТ-4, которые создавали магнитное поле, подобное полю корабля от корабельного генератора, и разомкнутые тралы типа ТЭМ-5, ТЭМ-6. В разомкнутых тралах магнитное поле, идентичное полю корабля, создавалось при пропускании тока по проводнику, опущенному в морскую воду. Причем траление было эффективным только парой тральщиков. На Балтийском море для траления неконтактных мин использовались катерные тралы КЭМТ-2, соленоидные тралы СЭМТ-12, СЭМТ-24 и петлевые тралы ПЭМТ-3, ПЭМТ-4. Разомкнутые тралы в связи со слабой соленостью воды в море на Балтике применялись с дополнительным усовершенствованием электродов. Надо отметить, что буксировка неконтактных тралов проходила на малой скорости, несколькими (до 16 крат) покрытиями тральной полосы. Все это требовало огромного количества времени, затрат моторесурсов тральщиков, напряженной работы моряков. На Балтийском море боевое траление вели 100 тральщиков и 178 катеров-тральщиков.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_10_11_21_6_58_37.jpeg)

На период проведения боевого траления (с мая по сентябрь), бригады траления и дивизионы тральщиков перебазировались в пункты маневренного базирования, находившиеся вблизи от районов траления. Так, при тралении Нарвского залива базовые тральщики базировались на Усть-Лугу, катерные тральщики - на Гакково. Пункты маневренного базирования развертывались и в Приморске, Усть-Нарве, Вирте и в других гаванях и бухтах Финского, Рижского заливов и Балтийского моря. Сюда доставлялись топливо, продовольствие, тралы и запасные части. Здесь тральщики укрывались от непогоды, проводили планово-предупредительный ремонт.

В Финском заливе, линии минных заграждений состояли из нескольких рядов в "шахматном" порядке: в первом из них, как правило, стояли мины с ловушками, в последующих — мины различных образцов. Все мины имели разные углубления — от 20—30 сантиметров до 1,5—2,0 метра, а интервал между ними составлял 20, 30 и 40 метров.

Во время Таллинской наступательной операции для траления привлекались до десяти дивизионов тральщиков КБФ. В течение мая - декабря 1944 г. они уничтожили 1015 мин и 307 минных защитников.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_10_11_21_6_58_45.jpeg)

Уничтожение мин велось постоянно, но в период войны их было уничтожено только около 5%.
В результате произведенных в 1946 году работ было закончено траление первой очереди Большого Корабельного фарватера от Кронштадта до ФВК Хельсинки-Таллин. 17 июня он был открыт для плавания. Гидрографическое управление ВМС 25 июня 1946 года сообщило: «Большой Корабельный фарватер открыт для плавания в светлое время суток от Кронштадта до фарватера Таллин - Хельсинки для всех размагниченных кораблей и судов торгового флота с любой осадкой, строго придерживаясь его оси. Плавание подводных лодок в подводном положении и покладка на грунт запрещается».

В том же году были протралены от неконтактных мин участки в Кронштадтском морском оборонительном районе (КМОР), в Таллинском морском оборонительном районе (ТМОР), гавань Петродворца, Таллинский рейд, бухта Палдиски и др.

Вместе с тральщиками Северо-Балтийского флота траление в 1946 году в Финском заливе (главным образом в Финских шхерах) производили тральщики ВМС Финляндии, как от неконтактных, так и контактных мин (около 200 тральщиков протралили в 1946 году в северной части Финского залива около 4000 кв. миль). Общее количество затраленных и уничтоженных мин и минных защитников на Балтийском море с 1 ноября 1946 года составило: неконтактных донных мин - 58 шт.; неконтактных якорных мин - 243 шт.; контактных якорных мин - 4837 шт.; противодесантных мин -94 шт.; минных защитников - 870 шт.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_10_11_21_6_59_12.jpeg)

В целом, несмотря на большую работу, проделанную штабами тральных соединений и личным составом тральщиков, план траления на 1946 год на Балтийском море был выполнен не полностью. Сказались неблагоприятные погодные условия, особенно для катерных тральщиков, и трудности уничтожения минных заграждений на Нарген-Порккала-Уддской позиции, а также на линии Нарген-Аэгна в связи с наличием в их составе сетевых заграждений. Кроме того, тральщики Северо-Балтийского и Юго-Балтийского флотов нередко использовались не по прямому назначению (буксировали баржи с народнохозяйственными грузами, применялись как вспомогательные суда и т.д.). Слаба была и техническая база обеспечения своевременного ремонта тральщиков.

Такие же недостатки в первый год послевоенного траления были и на других флотах нашей страны. Гораздо лучше обстояло дело с тралением в 1947 году. Флоты подготовились к нему заблаговременно, приняли необходимые меры по ремонту тральщиков, укомплектованию их личным составом и т. д. В соответствии с задачами, поставленными Генеральным штабом Вооруженных Сил СССР на этот год по обеспечению безопасности плавания боевых кораблей и транспортов, главнокомандующий ВМС в декабре 1946 года дал указание военным советам флотов по планированию тральных работ.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_10_11_21_6_59_22.jpeg)

В начале марта 1947 года в Главном штабе ВМФ был проведен сбор командиров соединений траления, флагманских минеров и начальников отделений траления штабов флотов и других специалистов. На нем были проанализированы причины, мешающие выполнению планов траления, намечены способы их устранения и методы контроля проводимых работ, рациональное использование тральщиков и т. д. Все это способствовало успешному решению поставленных задач. Планы траления на 1947 год флоты выполнили полностью. Правда, площади, протраленные от неконтактных мин, продолжали оставаться незначительными - 84 кв. мили на Балтике, Это объяснялось тем, что, когда разрабатывалось «Наставление по тралению» (НТ-45), не были еще известны все элементы мин противника. Поэтому оно было составлено в расчете на максимальную гарантию вытраливания мин всех типов. В действительности оказалось не так. Потребовались совершенно новые приемы и методы работ. В дальнейшем, с получением более полных и точных сведений о неконтактных минах и типах их взрывателей, кратность неконтактного траления (число галсов, выполненных тральщиками с включенным тралом) стала выбираться с учетом этих данных. В целом за 1947 год флотами было уничтожено: Балтийским - 351 мина и 196 минных защитников.

Наличие минной опасности на этих морях и в связи с этим ограничение мореплавания вызывали большие непроизводительные простои и пробеги судов торгового флота (общая ориентировочная сумма убытков пароходств за 3 послевоенных года составила 150 млн. руб. и около 2 млн. руб. валюты). Планы траления на флотах в 1948 году, несмотря на большой объем работы, были в основном выполнены. В 1949 году траление на морях СССР проводилось главным образом неконтактными и придонными тралами у портов и военно-морских баз, таких, как Балтийск, Клайпеда, Либава, Виндава, Рига, Таллин, Усть-Нарва, а также отдельных районов в Финском заливе

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_10_11_21_6_59_30.jpeg)

Мины рвались и в тралах, и под кораблями, увеличивая счет боевых потерь Великой Отечественной войны в кораблях и людях (в период после 9 мая 1945 года при боевом тралении на минах подорвались 29 наших тральщиков. 17 из них затонули вместе с экипажами).

Действия Балтийского флота по уничтожению минных заграждений официально закончились в конце 1957 года, после того были уничтожены боевые мины в основных районах и фарватерах моря, в портах и гаванях. Однако в отдельных, сложных для траления, районах боевые действия по уничтожению вражеских мин продолжались до 1963 года.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_10_11_21_6_59_38.jpeg)

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_10_11_21_6_59_46.jpeg)

Памятник морякам тральщиков, базировавшихся в Неве, в ЦПКиО в Санкт-Петербурге.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_10_11_21_6_59_54.jpeg)

Источники:

https://spbdnevnik.ru/news/2021-06-04/smert...finskogo-zaliva

https://www.spb.kp.ru/daily/26868/3910616/
Защита SMF от спама от CleanTalk