collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Казацкие струги и запорожские чайки  (Прочитано 1497 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Несмотря на то, что в Европе военные флоты активно ис­пользовали паруса, а борта кораблей буквально ощетинивались пушками, на побережье Чёрного моря, в обшир­ных степных районах, лежащих за порогами Днепра и в рай­оне реки Дон, кораблестроение развивалось по особому сценарию. Здесь, на землях, контролируемых казаками, из­вестная еще со времен Киевской Руси ладья последний раз обрела новую и долгую жизнь.

Казачий струг – прямой потомок   

Технология строительства славянской ладьи была край­не простой и дешевой, но в то же время корабль получился весьма эффективным. Несмотря на многие достоин­ства, ладья обладала и целым рядом недостатков. Главный из них — ее размеры больше подходили для плавания по крупным реками и морям. Но для многих целей такие размеры были неудобны­ми.

Поэтому примерно в 1054 г. при киевском князе Ярославе Мудром (1019—1054 гг.) в написанном под его руководством первом сборнике законов Киевской Руси «Русская правда» впер­вые был упомянут струг — маленькая ладья, скользящая по волнам.

Казацкие струги первоначально стро­ились как ладьи небольших размеров, своего рода заме­на челну, но на более высо­ком технологическом уровне.

Различия парусников

Примерно в это же время сло­ва «струг» и «челн» начинают употребляться и в фольклоре как синонимы. Но постепенно струг увеличивается в разме­рах, в том числе для того что­бы выходить в открытое море. В итоге большое количество разнообразных по размерам и конструкции древнерусских корабликов начинают бороз­дить водную гладь. В целом струг представлял из себя преимущественно пло­скодонный парусно-весель­ный корабль длиной от 20 до 45 м и шириной от 4 до 10 м. 

В отличие от ладьи он имел более вытянутый корпус, за­частую с прямой — транце­вой — кормой. На нем была оборудована примитивная каюта — чердак (так называемые чердачные струги). Но главное — удалось сде­лать мачту убираемой, поэтому струги могли ходить как на веслах, так и под парусом. Скорость и маневренность стругов также различались в очень широких пределах. Наиболее маневренные и скоростные из них, развивавшие при попутном ветре скорость ( до 13 узлов, назывались ертаульными. При этом, где бы ни строился струг, он одинаково хорошо держался и на реке, и в прибрежной части моря.

Универсальный струг

Донские казаки первыми стали использовать это за­мечательное свойство струга, превратив его в настоящий универсальный боевой корабль, хоть и очень маленьких размеров. Не отказался от стругов и молодой регулярный Рос­сийский флот. Было органи­зовано их поистине массовое строительство на быстро созданных и, естественно, плохо оборудованных верфях в очень короткие сроки. Достаточно вспомнить, что перед первым неудачным Азовским походом Петра I в 1695 г. за полгода был по­строен 1291 струг, а к сле­дующему, успешному походу 1696 г. — уже 1300!

Будучи универсальными при­брежными кораблями, струги в основном перевозили войска до 80 пехотинцев на борту и грузы. Однако вооруженные мелкокалиберными пушками струги могли стать серьезными противниками и для крупных кораблей неприятеля, взду­мавших атаковать побережье Российской империи. Как следствие, на регулярной ос­нове строились они вплоть до начала XIX в., а казаки и купцы продолжали строить струги и торговать (а иногда и вое­вать) на них как минимум еще столетие.

Уникальный образец – запорожская чайка

Представители возникшего в конце XV в. на землях вос­точной Украины запорожского казачества разработали ориги­нальный и крайне эффективный тип боевого струга, получив­ший название чайка или шайка (в последнем случае так назы­вали чайку малых размеров).

Технология строительства чай­ки была предельно упрощена по сравнению не только с ладьей, но и с уже привыч­ным стругом. Уменьшились и ее размеры: длина, как пра­вило, не превышала 21,3 м. а ширина — 4 м. При этом чайка могла принять на борт 40-70 вооруженных казаков, 2-6 мелкокалиберных фальконетов и изрядный запас продовольствия, воды и боеприпасов, позволявший кораблю и его экипажу действовать в открытом море до двух месяцев. 

Мачту с единственным легким прямым тканым парусом не только сделали съемной и скла­дывающейся, но и предусмо­трели возможность ее установ­ки как строго в центре корпуса, так и ближе к носу или корме в зависимости от ситуации.



Стенька Разин бросает персидскую царевну в Волгу. Гравюра из книги, опубликованной в Амстердаме, 1681 г.

Тем самым обеспечивалось варьирование скоростных дан­ных корабля в очень широких пределах, и открывались уни­кальные тактические возмож­ности. Например, стандартной тактикой запорожцев при ата­ке господствовавших тогда на Чёрном море турецких греб­ных или парусных кораблей был поиск противника при убранной мачте. Этим обеспе­чивалась незаметность чайки и неожиданность ее атаки, которую казаки могли прово­дить, либо дружно управляясь веслами (от 10 до 20 пар), либо идя на противника под парусом. В первом случае турецкие корабли неминуемо ждал абордаж, а во втором — атака с применением пушек и ружей.

Превосходство

При этом чайка обладала из­рядной непотопляемостью. По бортам верхней части ее корпуса навешивались легкие связки камыша, лыка или пру­тьев боярышника, служившие защитой от вражеских стрел и пуль. Но главным их пред­назначением было держать корабль на плаву, даже если весь корпус будет заполнен водой.

А вообще корпус чай­ки. несмотря на свою про­стоту и примитивность, был настолько устойчивым к проникновению воды, что запорожцы могли перевора­чивать чайку вверх дном идти на ней близ берегов, так на почти всплывшей под­водной лодке, чем вводили в заблуждение противников и под покровом ночи незамеченными проникали в хорошо охраняемые врагами гавани.

Гетман Пётр Конашевич Сагайдачный

Украинская военная история явила миру многих талантли­вых полководцев, в том чис­ле и с гетманской булавой. Среди них особо выделяется знаменитый гетман Пётр Конашевич Сагайдачный (1582—1622 гг.).



Памятник гетману П. Сагайдачному в Киеве

В историю Украины Сагайдачный вошел не только как знаме­нитый руководитель, дипломат, просветитель и полководец. Куда более знаковыми, на наш взгляд, могут считаться организованные и успешно проведен­ные им морские походы против одной из самых сильных тогда держав мира — Османской империи. Став гетманом весной 1616 г., Сагайдачный задумал нанести по Блистательной Порте (так тогда в Европе называли им­перию турок) сокрушительный удар в очень уязвимое место — по г. Кафе (нынешняя Феодо­сия). В то время это была не только мощнейшая крепость и база турецкого флота, но и колоссальный рынок славян­ских рабов-христиан.

В июле 1616 г. флотилия из 150 чаек, на которых нахо­дилось до 6000 запорожцев, стала спускаться вниз по Днепру. На выходе в Чёрное море казаки встретили эскадру турецких галер, сразу же атаковали и разгромили ее. Затем часть чаек отправились назад — это был обманный маневр для турок. А осталь­ные, используя паруса и вес­ла, без остановок направи­лись к Кафе. Через 2 дня — 22 июня 1616 г. — около 120 чаек с 4000 казаков не­ожиданно обрушились на турецкую твердыню. Через 6 часов боя город был взят, а турецкий флот наполови­ну уничтожен и наполовину захвачен. Запорожцы ос­вободили несколько тысяч пленников-христиан и на захваченных у турок галерах отправили их домой. Но плен­ных было настолько много, что размещать их пришлось и на чайках, из-за чего казаки вынуждены были выбросить значительную часть захвачен­ных у турок трофеев.



Запорожцы на чайках атакуют Турецкий флот и штурмуют Кафу. Рисунок XVII в.

Кафа — самая знаменитая мор­ская операция запорожских казаков, проведенная под руководством гетмана Сагайдачного.

Противостояние казаков и турков

Турки попытались скопировать чайку, создав ее вариацию, получившую название кирлангич («ласточка»). Это был скоростной парусно-гребной корабль длиной до 22 м, шириной до 7,6 м. Изначально был взят курс на создание скоростного корабля по принятым для большого коралестроения технологиям, в результате чего он получился намного более тя­желым, чем чайка, и с куда большей осадкой в 2,4 м против 1-1,5 м. Однако прочная конструкция по­зволила поставить на «ласточку» две мачты с косым парусным воору­жением. Теоретически это должно было обеспечить кораблику высокую скорость и возможность двигаться при любом ветре. На практике же кирлангич по всем статьям уступал чайке и потому получил крайне ограниченное распространение.

Однако она была далеко не единственной. Еще будучи простым казацким полковником, Пётр Сагайдачный со своими запорожцами с 1603 г. изрядно портил жизнь туркам. География и дерзость морских походов казаков по­ражают.

Хронология походов Сагайдачного

1603 г. — морской поход на Варну. Запорожцы взяли кре­пость, которая считалась в то время неприступной, уничтожи­ли все ее укрепления и корабли, стоявшие на рейде. Были захва­чены значительные трофеи и 10 турецких галер целыми и с экипажами. Разгневанный султан приказал перегородить железной цепью реку Днепр в районе острова Тевани, чтобы заблокировать казаков. Но тщетно.

1608 г. — казаки под руковод­ством Сагайдачного осуществи­ли комбинированный сухопут­ный и морской поход на Крым­ское ханство, в ходе которого захватили Перекоп и Очаков. Расположенные в этих городах турецкие крепости были уничто­жены.

1608-1609 гг. — на 16 чайках запорожцы Сагайдачного со­вершили успешный поход в устье Дуная, напав на турец­кие крепости Белгород, Килия и Измаил.

1612 г. — флотилия Сагайдач­ного из 60 чаек совершила успешный поход к болгарскому побережью, уничтожив крепости Гёзли, Бабадаг, Варна и Месембрия.

1613 г. — казаки совершили два успешных похода в устье Дне­пра, разбив турецкую флотилию и захватив 6 новеньких турецких галер.



Портрет гетмана Петра Конашевича Сагайдачного. Неизвестный автор. XIX в.

В августе 1614 г. казаки дей­ствовали уже у турецкого по­бережья. В итоге была захва­чена крепость Трапезунд и осажден Синоп. Хотя не уда­лось взять крепость целиком, был уничтожен весь турецкий флот из галер и галеонов, сто­явший на рейде.

Наконец, в 1615 г. сама сто­лица Османской империи, Стамбул, ощутила на себе мощь казацкого оружия. К городу с двух сторон (то есть со стороны Чёрного и Мраморного морей) подош­ли 80 казацких чаек и сожгли весь турецкий флот, стоявший в гаванях Мизевни и Архиоки (предположительно около 200 кораблей). Турецкий сул­тан приказал догнать и унич­тожить запорожцев. Но у ос­трова Змеиный те устроили турецкому флоту засаду, нанесли поражение и ушли к Очакову. Туда подошла вторая турецкая флотилия, которую казаки просто унич­тожили. Ее командующий — адмирал Али-паша — попал в плен. Как видим, под руководством знаменитого украинского гетмана-флотоводца запо­рожские чайки стали поистине хозяевами Чёрного моря.



Казаки атакуют турецкие галеры. 1636 г.

Хотя после смерти Сагайдачного масштабных морских походов против Османской Империи казаки не предпри­нимали, практически любой выпад Блистательной Порты против них на море заканчи­вался плачевно для турецкого флота.

Ладья для торговых целей – байдак

Нельзя не сказать о том, что развитие конструкции струга преследовало и другие, куда более мирные цели. В резуль­тате появился байдак, или байдак днепровский, первые сведения о котором относятся к XVI в.

Это было преимущественно речное судно, созданное по технологии чайки, но с большими развалом и высотой бортов, благодаря чему обеспечивалась изрядная для незначительных размеров самого корабля грузоподъем­ность в 160-290 т. При этом размеры байдаков, как и стругов, варьировались в широких пределах: длина — 36-60 м, ширина — 13-25 м и высота борта от 1,3 до 3,8 м, а иногда 5 м. Но почти всегда неиз­менной оставалась осадка, варьирующаяся в пределах 1-1,5 м.



Конструкция Штерна: 1 – перо; 2 – штерновый гак; 3 – вертлюг; 4 – ахтерштевень; 5 – борт

Носовая и кормовая части корпуса байдака были заужены для придания ему лучшей мореходности, он часто оснащался штернем, или, как его тогда называли, кормилом, — специальным устройством для обеспечения обратного курса или его из­менения.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 535
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 [29] 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal