Среднестатистическая яхта выглядит примерно так
Представляем вашему вниманию цикл статей по основам яхтинга. Автор не ставит перед собой цели продублировать теоретический курс яхтенных школ — если кого интересует глубокое погружение в тему, могу порекомендовать подходящие курсы и специализированную литературу. Здесь же, желающие прикоснуться к миру яхтинга и сочувствующие, смогут прояснить для себя базовые понятия и прочувствовать некоторые моменты, скрытые от непосвященных.
Ну, начнем, пожалуй…
Яхты, если особо не вдаваться в детали, можно разделить на две большие группы: парусные и моторные. Моторные яхты различаются по длине и назначению. Я думаю, ни для кого не составит труда отличить яхту для прибрежных прогулок и рыбалки от 50-метровой океанской красавицы в люксовом исполнении. Поэтому хотелось бы остановиться на парусных яхтах. Все парусные яхты грубо можно разделить на две категории: крейсерские и спортивные. Разница — в назначении яхты. Исходя из этого и возникают различия: в первом случае это комфорт и удобство в использовании, во втором — все приносится в жертву стремлению получить наилучший спортивный результат. Все для достижения максимальной скорости: cпартанские условия, минимализация веса абсолютно всего, отказ не только от мраморных пепельниц и рояля в кают-компании, но и от любой мебели вообще, перегородок и даже гальюнов.
Поскольку в ближайшее время вам скорее всего не придется управлять спортивной яхтой, остановимся на крейсерских. Именно с этим типом яхт чаще всего сталкиваются простые смертные. Наиболее распространенный тип крейсерских яхт сегодня — бермудский шлюп. Если вы увидели в море одномачтовую яхту с двумя косыми (треугольными) парусами — это скорее всего и есть яхта с бермудским типом парусного вооружения
Все эти странные слова типа
ахтерштаг ,
гика-шкот и т.п. запоминать сейчас не надо. Разве что прочитать разок для понимания, а запомнятся они сами, когда вы начнете пользоваться яхтой. Главное на начальном этапе разобраться где нос а где корма. Ну и чтоб перед друзьями при возможности зарисоваться, можете запомнить, что если скамейка (
банка ) на которой вы сидите в
кокпите открывается, и в нее можно что-то поместить, то это уже
рундук .
Несмотря на обилие указателей на картинке, парусная яхта имеет две основные части:
корпус и
вооружение . Корпус предназначен для размещения экипажа и всяких разных полезностей. А вооружение — это не калаши и арбалеты как могло бы показаться, а паруса и все то, что необходимо для их установки и управления —
рангоут и такелаж .
С парусами все просто: тот который поменьше и впереди — это
стаксель (jib), а который от мачты к корме — это
грот (main). Есть конечно и дополнительные паруса, но об этом позже. Чтобы все это хозяйство как-то можно было использовать на яхте предусмотрен
рангоут (
мачта + гик ) и
такелаж . Такелаж подразделяют на стоячий (потому как он совсем не двигается), который служит для расчалки и поддержания в рабочем положении рангоута и бегучий — для управления парусами.
Если кто обратил внимание на английские названия,
гик по-английски называется boom — будьте с ним внимательны, особенно при попутных ветрах (
фордевинд ).
VIDEO Не нашел видео в лучшем качестве, но думаю вы догадались что этот самый boom может так по макушке «бумкнуть», что мало не покажется. А если потерял сознание и вылетел за борт, то там уж совсем не до шуток.
Что касается управления яхтой: теоретически со всем этим хозяйством может справиться и один человек. Примеров одиночных переходов масса. Но для оптимального использования яхты формируются команды, где каждый имеет четко обозначенные задачи. В зависимости от размера и типа яхты а также условий (регата либо круизный переход) распределение по ролям может отличаться, но в принципе выделяют следующие основные роли: шкипер, рулевой, триммеры (шкотовые) стакселя, триммер (шкотовый) грота, питмен (пианист), мачтовый и баковый.
Шкипер — как правило самый опытный член команды. В его задачи входит координация действий всей команды. Зачастую шкипер берет на себя и задачи рулевого, который вроде как ничего особенного не делает — стоит себе и держится за штурвал
Но если честно, помимо того что нужно следить за соперниками и вырабатывать тактику ведения рейса, работа с волной выматывает физически. После серьезной гонки руки просто отнимаются, спина немеет и максимум на что хватает сил — это доползти до ближайшей койки и растечься на ней.
Шкотовые занимаются настройкой соответствующих парусов. Питмен (пианист) работает с фалами и шкотами, заведенными на
стопора (посмотрите на фото ниже — ну натуральное же пианино!).
Мачтовый — выборка
фалов (стакселя, грота, спинакера), помощь баковому при работе со спинакер-гиком.
VIDEO Баковый — это во-первых глаза рулевого на старте рейса, ну и конечно работа со стакселем и спинакером.
Кстати,
спинакер — это третий парус который мы сегодня запомним. Это большой и красивый парус, который лучше всего запоминают зрители
. Именно поэтому на нём размещают рекламу. Используется спинакер на полных курсах, от
галфвинда до
фордевинда . Кстати, жердь которая хорошо видна на яте с индикативом JK7 (знаменитая Velsheda 1933 года постройки), прикрепленная к мачте и идущая к наветренному углу и есть спинакер-гик.
На больших яхтах к описанным выше ролям добавляются
гриндеры, свипперы, навигатор (тактик) выводится в отдельную позицию. В общем роли становятся более узко специализированными + увеличивается количество на существующих позициях. На яхтах меньшего размера а также при длительных или круизных переходах процесс обратный — роли объединяются. Ну и следует понимать что в те моменты когда кто-то из участников команды непосредственно не занят, он откренивает, т.е. находится на наветренном борту яхты с целью уменьшения ее крена.
Откренивание фактически всей командой Ещё один важный момент — это курсы яхты относительно ветра. Слова, конечно, заимствованы из голландского и звучат немного необычно для сухопутного человека, но запомнить их придется, поскольку в будущем они нам пригодятся. Ниже привожу схему на которой все наглядно расписано.
Глоссарий: ахтерштаг — снасть стоячего такелажа, поддерживающие мачту с кормы; гика-шкот — снасть бегучего такелажа, которая служит для регулирования угла грота по отношению к оси яхты при различных курсах; рундук — ящик, ларь, возвышение во внутренних помещениях либо кокпите, который используется, как сиденье и служит одновременно и местом хранения судового инвентаря; кокпит — (англ. cockpit) открытое или полузакрытое помещение в кормовой части яхты для рулевого и пассажиров. рангоут — (голланд. rondhout) общее название устройств для подъёма и растягивания парусов, он обеспечивает их постановку и удержание в штатном положении. В случае бермудского шлюпа это мачта и гик (дополнительно спинакер-гик либо бушприт в случае генакера). такелаж — (голланд. takelage) — общее название всех снастей на яхте, применяемых для для крепления рангоута и управления парусами. спинакер — (англ. spinnaker) — тип паруса, предназначенный для использования на полных курсах от галфвинда до фордевинда как дополнительный парус. Зачастую случаев при поднятом спинакере убирают стаксель; фал — (голланд. val) — снасть, служащая для подъема парусов, деталей рангоута, флагов, сигналов и т. п..