collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Парусный полигон для тренировок управления яхтой  (Прочитано 1699 раз)

Оффлайн Grumete

  • Старожил
  • ****
  • Карма: +15/-0
    • Просмотр профиля


Будущее - хорошо забытое прошлое

Техника управления яхтой остается одним из основных компонентов в подготовке яхтсменов. Однако, по нашим наблюдениям, даже члены сборной страны довольно быстро теряют приобретенные навыки, если они не поддерживаются постоянными, целенаправленными тренировками при достаточно больших физических нагрузках.

Нет нужды доказывать, что каждое занятие на воде должно быть предельно насыщенным, всегда носить элементы новизны для спортсменов, закреплять отработанные ранее навыки. У нас же тренировки по многу лет ведутся в традиционной, застывшей форме. Вне зависимости от решения задачи в подготовке яхтсменов тренеры каждый раз моделируют на акватории гоночную трассу, выставляя буи применительно к направлению ветра. Если во время тренировки ветер изменяется, буи приходится снимать, переставлять, что впустую «съедает» до трети отведенного на занятие времени, расхолаживает спортсменов, снижает эффективность тренировки. Яхтсмены не имеют тех условий и не получают тех физических нагрузок, с которыми они сталкиваются на соревнованиях. Во время тренировки яхтсмены должны также уметь полностью использовать технические возможности яхт. Иными словами, путь к совершенству в технике управления яхтой лежит через повышение до максимума коэффициента полезного действия, плотности и интенсивности каждой тренировки на воде.


Этой цели лучше всего отвечают специально оборудованные акватории — парусные полигоны, где независимо от направления ветра можно отрабатывать различные приемы и технику управления судами. Такой полигон одинаково пригоден и для начального обучения яхтсменов, и для отработки техники управления судами опытными спортсменами.

В качестве простейшего парусного полигона можно рекомендовать постановку на акватории двух линий буев, расположенных перпендикулярно друг к другу (в виде креста). Комбинация буев на полигоне может также иметь вид «звездочки» и других фигур, в зависимости от условий акватории и целей, которые тренер ставит на очередные занятия. Количество буев каждой оси должно быть не менее десяти штук, а расстояние между ними — от пяти до десяти метров. Такой полигон можно расположить на большом пруду, реке или озере, не говоря уже о морских заливах и прибрежных водах морей.



Главную ось квадрата полигона следует располагать по направлению господствующего в данном районе ветра. Его отклонения на 15—20° в любую сторону не окажут существенного влияния на возможности полигона. Если направление ветра на акватории вообще неустойчиво, то «крест» надо дополнить вторым, расположив его оси под углом 45° к осям основного. Расцветка буев первого и второго «крестов» должна быть отличной, контрастирующей. Если места на акватории достаточно, «кресты» лучше всего разнести, расположить их рядом. Такая компоновка дает возможность отрабатывать сразу несколько учебно-тренировочных программ.

Как практически применить обе схемы расположения буев на полигоне? Из своего опыта мы можем предложить вниманию тренеров и яхтсменов ряд простых упражнений.

Первое упражнение — прохождение буев главной оси «змейкой» против ветра — позволяет освоить и усовершенствовать технику поворота оверштаг и огибания знака № 1 дистанции.

Второе упражнение — прохождение буев той же оси «змейкой», но по ветру — позволяет отработать повороты фордевинд и технику огибания знака № 2.

Главная цель третьего упражнения — «змейки» по оси буев, расположенных перпендикулярно к ветру,— совершенствование техники синхронной работы рулем и парусами при уваливании и приведении яхты к ветру.

Для устранения монотонности эти упражнения нужно разнообразить, давая спортсменам задания, например, обогнуть каждый буй, потом через один. Такое изменение позволяет яхтсменам сильнее разогнать яхты после предыдущего поворота, выполнить следующий маневр на большей скорости. Можно также устраивать импровизированные гонки, во время которых лидер будет стремиться увеличить разрыв, а догоняющий — сократить его.

На обеих осях выполняется прохождение буев «восьмеркой». Это упражнение резко повышает физические нагрузки яхтсменов, улучшает координацию движений и одновременно шлифует технику поворотов оверштаг и фордевинд.


Очень эффективно прохождение буев по треугольнику, что соответствует огибанию знаков № 1, 2 и 3 на гоночной дистанции. Старт берется у нижнего буя большой оси «креста»; его верхний буй соответствует знаку № 1, а крайний буй малой оси «креста» — знаку № 2. Сначала упражнение выполняется по крайним буям, затем размер треугольника уменьшается до минимума по внутренним буям, чтобы потом снова перейти к увеличению длины дистанции. Как и все предыдущие, это упражнение следует делать попеременно с левого и правого галсов. При его выполнении необходимо разнообразить комбинации, проходя не только верхний и нижний, но и правый и левый треугольники относительно главной оси полигона.

Прохождение буев по четырехугольнику позволяет отработать технику огибания знака № 1 с поворотом оверштаг и уваливанием, огибания знака № 2 с выполнением поворота фордевинд и огибания знака № 3 с приведением яхты на курс гоночный бейдевинд. Задание также может выполняться с переходом на огибание внутренних буев по типу спирали.

Наконец, упражнение для отработки действий на старте. Старт дается между соседними буями одной из осей квадрата полигона. Тут яхтсмены должны отрабатывать «чувство» времени и линии старта при разном направлении ветра и протяженности стартовых «ворот». При выполнении этого упражнения тренеру необходимо менять линию старта и по длине, и по осям квадрата, чтобы яхтсмены одновременно приобретали навыки старта при малой и большой плотности стартующих яхт. Промежуточные буи при этом можно рассматривать как дополнительные препятствия.

Практика показала, что тренировки на полигоне гораздо эффективнее для яхтсменов, нежели занятия по традиционной схеме моделирования гоночной дистанции. Спортсмены быстрее и лучше усваивали новые приемы, тонкости и нюансы управления яхтами, тверже закрепляли полученные навыки. Яхтсменам гораздо интереснее отрабатывать технику управления судами, когда они не знают заранее, какое упражнение им будет задано, какой окажется следующая комбинация.

На парусном полигоне тренеры имеют возможность перейти к количественной оценке техники управления яхтой каждого спортсмена. Это осуществляется благодаря введению тестов на управление. К примеру, измеряется время выполнения яхтсменом десяти поворотов на определенном отрезке дистанции, или же спортсмену ставится задача выполнить максимальное число поворотов «до отказа», или фиксируется время прохождения буев одной из осей «креста». Чтобы правильно оценить действия яхтсменов, при выполнении тестов необходимо учитывать силу ветра.

Занятия на полигоне помогают также увеличивать, регулировать физические нагрузки яхтсменов. Спортсмены выполняли упражнения при силе ветра в полтора—два балла и незначительном волнении моря. Перед началом и по окончании упражнений у них замеряли частоту сердечных сокращений. Оказалось, что после прохождения дистанции, на что уходит всего несколько минут, пульс у яхтсменов учащался почти вдвое. Иными словами, тренер подбором и частотой упражнений на тренировке может регулировать и изменять физическую нагрузку каждого спортсмена, делать ее разносторонней.

Ю. Ларин, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер РСФСР; Л. Ремнев, заслуженный тренер РСФСР.

Год: 1984. Номер журнала «Катера и Яхты»
« Последнее редактирование: 18.05.2020, 23:54:57 от Grumete »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 303
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal