collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Простые лайфхаки для новичка в парусном спорте  (Прочитано 1050 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Рулевые привыкли к рутине, только заменить этих спецов бывает крайне сложно. Потому корабельных дел мастера и гонщики решили дать некоторые советы на заметку яхтсменам, отправляющимся в путь

Гости на палубе испытывают смущение, даже вызываясь помочь с искренним рвением. Нередко у них нет простого практического навыка, человек окутан страхом навредить лодке, экипажу. Часто люди вообще незнакомы с ситуацией. Удивительного ничего в этом нет: парусники представляют собой сложную систему.

Снасти, лебедки, погоны, такелаж – понятия из разряда «темный лес» для начинающих яхтсменов. Для новичка перед походом на море предстоит все эти термины изучить, вникнуть в суть работы механизмов и рассчитывать на себя, ведь с рулевым может всякое приключиться на маршруте.

Но вначале нужно как следует подготовиться, выбрав правильную обувь, продумав мелочи, ведь они крайне важны и могут сыграть злую шутку, если выбраны неверно. Даже подъем на борт, работа с гальюнами – сложная непосильная на первый неопытный взгляд задача.

Учиться у самоучек? Не всегда этот шаг оправданный: они могут не обладать профессиональным уровнем знаний, выбирая тактику работы с оборудованием «под себя». Порой самоучки неверно работают со шкотом, не могут держать закрытыми люки, задраивать окна, выходя на воду. Хорошо, что основной набор упущений не ведет к серьезным техническим заминкам. Но шкипера, управляющего судном, такое поведение раздражает. Случаются и травмы.

Естественно, капитану важно предотвратить подобные ситуации. Шкипер старается сначала водить за руку новичка, показывая тонкости устройства лодки, объясняя, что и где как нужно делать. Его миссия – предупредить матроса, только ступающего на стезю яхтинга, о последствиях неправильных действий, несоблюдения техники безопасности. Капитан показывает работу со стопорами, такелажем, гальюном и газплитой. Только вот в реальной жизни капитаны игнорируют новичков, им не хочется потратить время на объяснения, предпочитая оставить новичка самому разбираться в лодке. Но иногда кэпы слишком много дают теоретических знаний, не показывая ничего на практике. По мнению кэпа, и так все понятно. Порой он не осознает, что «чайник» на борту – мина замедленного действия.

Хотя понимающие капитаны уделяют должное внимание начинающим яхтсменам, не допуская проблем в путешествии.

Команда должна работать в единой упряжке, объединенная духом, одной мечтой, мужеством, общими идеями. Хотя и самостоятельной работы морякам на борту хватает, и каждый справляется, если ему заранее показали алгоритм действий. Предусмотрительный матрос всегда на вес золота на борту. Прошедший краткий курс молодого бойца моряк, не задастся вопросом по выбору предметов одежды на судно. Моряк сможет блеснуть перед коллегами знаниями, умениями.

«Акробатика» на причале

Если приходя/отходя из гавани, яхтсмен неправильно закладывает концы на крепежное приспособление, запаздывает с кранцами или слишком рано их убирает, то дело плохо. Как и в ситуации, когда швартовы медленно отдаются или закладываются. Тогда швартоваться сложно. Какие ошибки совершают новички?

Отход намечен: работа со швартовыми до отплытия



Неверно: швартов заводится серьгой, и концы его покоятся на палубе. Яхтсмен опускает конец в воду. Швартов скользит, запутывается за детали причала, которые выступают наружу или в междосочном пространстве. Отойти от причала не получится.

Как правильно? Швартов нужно заложить за нижнюю часть утки. Ходовой такелаж снимают, дальше моряк должен медленным темпом его стравить вручную. Когда судно отошло, их нужно быстро поднять с водной поверхности. Если капитан сомневается, что канат не зацепится за причал, то лучше переместить их на удобный кнехт.

Как нужно?

Неверно, если моряк тормозит, выбирая конец швартова, когда лодка отходит. При подходе к берегу ошибочно кидать такелаж в воду.

Необходимо быстро убрать конец каната, отчаливая от пристани. При приближении нужно подобрать канат в бухту, чтобы удобнее кинуть на пристань.

Лесенка на купальню



Ошибкой считается, если трап не зафиксирован при отплытии. Страшного в этом ничего нет, но нехорошо.

До отхода или уборки якоря нужно убедиться в готовности к отплытию.

Хитрости якоря

Дилетантский подход влечет за собой деформацию форштевня из-за якоря. Эта ошибка возникает, когда лодка движется, давая вперед лишку. Акватория всегда наполнена яркой волной, которую сложно не почувствовать. Якорь при этом не терпит спешки или, наоборот, торможения, неуверенного действия.

Выполняя якорные маневры, моряку нужно убедиться, что лодка остановилась или почти это сделала. Выбор якорной цепи осуществляется под контролем, не спеша. Якорь под водой не несет угрозы лодке.

Премудрости исполнения команд на палубе

Не нужно стоять на палубных банках, надстройке при маневрах отплытия или швартовки, закрыв человеку, находящемуся за штурвалом, обзор. Часто случается такая ситуация на чартерных парусах или при наличии слишком большого количества членов коллектива.

Работая с носовыми, матрос должен находиться на носу перед причаливанием, дабы не перекрывать обзор тому, что управляет судном. Моряки, вешающие кранцы или чья задача связана с баком, должны перейти в кокпит быстро.

Философия швартовки

Иногда заходя в бокс, неопытные люди начинают набрасывать вручную швартовочный канат на палы или стоят на носу.

Лучше приблизиться к миделю в наиболее расширенный участок корпуса. Отсюда же до пала рукой подать! Такой же совет касается моряков, швартующих корпус лагом к причалу.

Подготовка концов

Швартовый канат с узкими постоянными петлями на тросе нельзя набрасывать на кнехты/палы. Лучше заблаговременно посмотреть габариты петли или очка. Взяли сомнения? Тогда надо просто перевязать узел.

Какие еще ситуации бывают? Моряк ошибочно не закрепляет конец на утке. Тогда жди беды…

Рекомендуется зафиксировать конец такелажа на утке, дальше проконтролировать наружный подвод швартова.

Советы по добору

Не допускается в штормовой ветер подтягивать крупногабаритное судно к побережью с канатами для привязки лодки в руках! Ведь проще завести канат на кнехт, после чего добирать/травить снасть.

Закладки

Необходимо изучить, как правильно завести швартов на утку. Канат для надежности должен содержать концы в параллельном направлении, тогда это будет красиво и крепко.

Вопросы субординации



Производя маневровые дела в марине, некоторые новички яхтинга пытаются слушать зевак со стороны. Но ведь нужно прислушиваться только капитана! Третьи лица могут быть правыми лишь в ситуации, когда шеф одобряет эти действия.

Наконец причалили

Швартуясь рано или отходя поздно, многие неправильно сходят/поднимаются на борт. Нередки случаи, когда морякам невольно приходиться искупаться в море. Случается, что матрос угождает в море между судном и гаванью, травмируя руки, ноги, голову.

Нужно шагать по трапу только, убедившись в полной безопасности установленного трапа. Полагаться в этом случае надо только на собственную интуицию, не слушая торопящего капитана, отдающего команду спрыгнуть «по-быстренькому», держа швартовочный конец в руках.

Как одержать?

Допустим, маневр не удался. Моряк тщетно пытается удержать яхту от наваливания на пристань или соседствующую лодочку. Рекомендуется, независимо от ситуации, воспользоваться кранцами.

Удерживать яхту невозможно, чревато переломом ног.

Без спешки!

Плохо, когда матрос хватает за релинги рядом стоящего судна! Допускается взяться за релинг при защищенности судна с помощью кранцев. Шпринги и швартовочные концы хорошо в этой ситуации страхуют.

О кранцах

  • Кранцы, сильно смещенные в сторону кормы/носа – пагубно скажутся на маневре. Тут важно обеспечить защиту наиболее расширенной части борта. До швартовки нужно посмотреть, равномерно ли разместились кранцы по бортовым кромкам.
  • До захода в бокс не надо заранее вывешивать кранцы, как и оставление их после отплытия. Они повредят релинг, станут препятствием для маневра. Опытные морские волки» советуют держать их наготове в закрепленном виде.

Особые моменты на карандаш

  • Швартов порой промахивается мимо причала. Предварительно лучше его демонтировать и сложить в бухту, затем аккуратненько выбросить его на пирс.
  • Канат достиг причала, но завелся на релинг. Конец нужно проводить ПОД леером/релингом обязательно!
  • Частенько моряки заводят подветренный швартовочный конец, и это оплошность, ведущая к наваливанию на соседнюю лодочку. Лучше первым пустить в ход наветренный вариант.
  • Кранцы вывешиваются на борту с ориентиром на проверку надежности крепежа, узлов.
  • Вода на яхте хранится в спецемкостях – танках. На стоянках в гаванях не стоит ею разбрасываться.
  • В тихой бухте не нужно мусорить. Гальюны к этому делу очень чувствительны, не терпят остатков еды, туалетной бумаги, иных отходов.

Как «морские волки» ведут себя на море?

Из-за больших усилий на снастях и парусах неверные действия приводят к печальным последствиям, особенно когда речь идет о лебедках, стопорах. Некоторые правила помогут избежать форс-мажоров во взаимодействии со снастями.

Что любят паруса

Устанавливая парусные полотна, неверно ловить мух, смотреть пристально в глаза капитана, на лебедку фала. Иначе можно не заметить проблемы с латой, цепляющейся за проводку, с заклинившим парусом, не отпускаемым продольным желобком в рангоуте. Иногда шкоты, которыми управляют стакселем, зацепляются за приспособления для крепежа лодки на берегу. Быстро нарастающее усилие при установке паруса не дает повод ускорить работу с фаловой лебедкой.

Поступить стоит так: мякоть паруса не упускать из поля зрения. Фалы, полосы-пластины для поддержки геометрии паруса, оттяжки не должны путаться друг с другом. Нарастающее сопротивление – причина притормозить, присмотреться к реальному положению дел. Если ставится парус-закрутка, нужно следить за линией закрутки, чтобы полотно смотрелось аккуратно, ровно.

Открытие стопоров

Неверно открыть рычажные стопора, как и фалы/оттяжки, находящиеся под давлением, не страхуясь. Выиграет моряк, исключающий бесконтрольный увод конца такелажа из стопора. Для этого правильнее завести ходовой конец в область лебедки.

Почему важно контролировать собственный корпус тела?

Вопросы по поведению в кокпите

Нельзя сидеть на лебедке! Нужно немало приложить усилий для набивания шкота в геную. Сидя такое проделать нереально. Правильнее поступить, встав перед лебедкой шкота на коленках или полностью, держа спину прямо, задействовав обе руки и свой вес.

По палубе

Неправильно ходить по палубе с прямой спиной, свободно размахивая руками. В то же время неверно, если человек трудится за мертвым якорем, согнувшись в три погибели. Палубное пространство устроено так, что от человека требует полусогнутой походки. Важно придерживаться за поручни.

В подпалубном отсеке

Не надо спускаться стремглав по вертикально установленному трапу, вперед лицом. Нужно притормозить, выставив спину вперед и держаться.

Алгоритмы доборки шкотов

Добирая шкот (фал), многие неаккуратно накидывают на лебедку на шлаг, это приводит к перехлесту. Лучше контролировать шкот, потихоньку добирая снасть. Когда требуется выбрать оперативно, то шлаги на лебедку нужно заблаговременно набросить.

Принципы работы с лебедкой

Некоторые новички допускают оплошность, набрасывая только 1 шлаг. Сделать это надо заранее, применяя три штуки шлагов для удержания лебедки.

Работа с концом

Обычно высок соблазн обвить концы вокруг кисти руки, чтоб удержаться от чрезмерной нагрузки. Но нужно понимать, что надо держать веревки только в кулаке, иначе резкий рывок травмирует кожу.

Как вяжут узлы корифеи яхтинга?

Важно предупредить новичков: не зная узел, не суйся с вязанием. Неверно выполненные «узелки» перетягиваются, что только режь или развязываются. Следует открыть справочник и усвоить три узла:

  • полуштыковочный;
  • выбленочный узел;
  • беседочный.

Контролируем палубное пространство

Нельзя допускать оставление люков в открытом виде, маневрируя в маринах. Ошибка ведет к травмированию, или концы запутаются. Следует держать их в закрытом виде. Тогда в них не проникнет вода от брызг.

Хотя открывать можно в спокойную погоду для проветривания.

Основы общения

Не нужно советовать, командовать тонким голоском, особенно против ветра. Громкоголосость тут в цене, чтобы не возникло недопониманий, ведущих к неприятностям. Можно потренироваться дома перед зеркалом, научившись говорить громко, четко, ясно даже в шторм. Рулевой должен видеть команды бакового, потому общаться нужно лицом друг к другу. Сильный ветер, полощущие паруса – серьезные камни преткновения для четкого понимания команд. Необязательно акцентировать внимание на правилах этикета, главное – громко и понятно объяснить команду, при необходимости жестикулируя.

Что за сходный люк и как сориентироваться в нем?

Работая с парусами, при маневрах и на кораблях с большой командой, яхтсмен не должен рассиживаться в люке. Сходный трап – важный инструмент для оперативного перемещения членов команды.

Как передвигаться по палубе – совет

Не надо браться за бегучие такелажи. Нельзя ходить на нос лодки, следуя с подветренной стороны. Опираться нужно на поручни, леера, релинги или ванты. Допустимо опираться на бимини или рулевую колонку.

О поворотах посредством фордевинда

Неверно поступает моряк, идущий полным курсом, игнорируя легкую оснастку, крепящую гик. Также ошибкой является вытянуться в полный рост вдоль гика.

Необходимо заводить эту снасть (завал-тали), поворачивая ее, нагибаясь, убирая голову и плечи. Гик упускать из виду не стоит!

Жизненно важные моменты

Чем обжигает?


Матросы часто ранят руки, держа фалы, шкоты. Концы уходят из рук, вызывая реальный ожог кожи.

Чем пахнет?

Страдающему морской болезнью не стоит вставать по ветру перед командой. Курящих касается то же самое, иначе лица членов команды омрачит гримаса из-за попавшего в них пепла и «аромата».

О жилетах



Спасательные жилеты наделены производителями спецклапанами сброса воздуха. Надуваются они автоматически.

Матрос, пытающийся пристегнуться в жилете или отстегнуться, невольно надувает предмет.

Ой, больно!

Падения на борту не исключены. Потому следует пристегиваться страховкой/линем. Только передвигаясь, важно заметить, что веревки натянуты свободно.

Убираем за собой

Солнечные очки, книжки, рукоятки лебедок и другая мелочь должны закрепляться обязательно. Иначе все предметы будут «летать» по борту или в море. Важно их крепить. Всякий раз, спускаясь вниз, можно захватить с собой пару вещиц и оставить в кокпите.

Кто и что раздражает

Новенькие в экипаже всегда вызывают (хорошо если легкое) раздражение. Почему?

Новенький и гальюн

К примеру, новый моряк не позаботился заранее, не узнал о работе гальюнов. Важно правильно понять, как работает помпа и клапан. Лучше лишний раз спросить.

Солнечная защита

Крема от УФ-излучения оставлять нельзя где попало, особенно в открытом виде. Крем нужно наносить аккуратно и не капать на тиковую поверхность, иначе будут пятна.

О сумках

Зачем тащить с собой чемоданы, не имея место для их хранения? Рекомендуют брать с собой рюкзаки, полу-, эластичные модели сумок.

Выбор одежды

Разумеется, не подходит для путешествия богемный наряд, фрак или туфли на каблуках.

Следует взять с собой удобный гардероб, туфли на низкой подошве, гидрокостюм, головной убор – зюйдвестку.

Источник
« Последнее редактирование: 05.01.2022, 01:28:26 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 290
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal