На Бермудских островах стартовала ежегодная конференция World Sailing, в которой принимают участие более четырехсот делегатов из 68 странОфициальный сайт ВФПС опубликовал отчеты трех российских представителей в комитетах и подкомитетах World Sailing.
Яна Добжицкая – о работе подкомитета матчевых гонок комитета спортпрограмм:28 октября в отеле «Файрмонт Саутгептон» (Бермуда) состоялось заседание подкомитета матчевых гонок комитета спортпрограмм WS под руководством Элизабет Бейлис (США), на котором обсуждались итоги работы подкомитета за прошедший год и план работы на следующий.
Основное внимание уделялось соревнованиям, которые идут под эгидой подкомитета матчевых гонок. Это чемпионат мира по матчевым гонкам среди женщин, первенство мира по матчевым гонкам (юниоры и юниорки - до 23 лет), чемпионат мира по матчевым гонкам среди слабовидящих спортсменов, Кубок Наций и Мировой Тур по матчевым гонкам.
Подкомитет высоко оценил организацию и проведение первенства мира по матчевым гонкам, которое состоялось 11-17 августа 2019 года в Екатеринбурге на базе Губернского яхт-клуба «КОМАТЕК». В соревновании участвовали 12 экипажей из 12 стран: Австралии, Чехии, Дании, Франции, Великобритании, Италии, Японии, Новой Зеландии, Польши, России, Швеция и США. Победителем стала команда Австралии. Следующее первенство мира в этой дисциплине пройдет с 25 февраля по 1 марта 2020 года в Окленде (Новая Зеландия).
В ближайшее время начнется кампания по приему заявок на проведение чемпионата мира среди женщин и первенства мира среди юниоров (до 23 лет) в 2021, 2022 и 2023 гг., а также чемпионата мира среди слабовидящих спортсменов и Кубка Наций в 2021 году.
В течение 2019 года рабочие группы по юношескому матч-рейсу (руководитель М.Роллих) и по рейтингу матчевых гонок (руководитель Я.Добжицкая) совместно подготовили предложение по изменению Регламента WS (submission), которое позволит создать юношеский рейтинг по матчевым гонкам. Этот рейтинг будет экстрактом из открытого рейтинга и будет состоять из юниоров, не достигших возраста 23 лет. Цель создания этого рейтинга: способствовать участию юношеских экипажей в соревнованиях высокого уровня и приобретению ими новых знаний и опыта в матчевых гонках, создать платформу для продвижения молодых спортсменов, увеличить количество высокорейтинговых юношеских соревнований по матчевым гонкам. Подкомитет единогласно поддержал это предложение. Далее оно будет рассмотрено в комитете спортпрограмм и вынесено на Совет WS.
Также были заслушаны отчеты рабочих групп:
- рейтинга и грейдинга матчевых гонок;
- по назначению судей на соревнования (EAWP);
- женского матч-рейса;
- по правилам матчевых гонок;
- по развитию юношеского матч-рейса;
- по организации и рейс-менеджменту в матчевых гонках.
Татьяна Ермакова – о работе подкомитета судей гоночных комитетов и организаторов соревнований:- Заседание подкомитета судей гоночных комитетов и организаторов соревнований состоялось 27 октября. На нем присутствовали члены подкомитета, вице-президент WS Анна Санчес (Испания), специалисты по работе с судьями WS Меган Гриффс и Мэдди Данн, наблюдатели.
Цель работы подкомитета и основные направления его деятельности до 2020 года:
- Подготовка судей, особенно в странах, где не хватает судей гоночного комитета высокого уровня;
- Привлечение молодых судей, особенно женщин, для работы в ГК;
- Использование современных технологий для более качественной работы при выставлении дистанции, на стартах и финишах, а также для отслеживания яхт на старте;
- Совместная работа с подкомитетом олимпийских классов, комитетом спортпрограмм для разработки новых форматов для Кубков мира и Олимпийских игр;
- Продолжение работы по подготовке к Играм-2020 в Токио: обучение судей ГК, подготовка и тестирование оборудования, разработка руководящих документов и т.д.
Заседание началось с закрытой сессии, на которой рассматривались документы судей ГК, претендующих на звание международных судей ГК WS впервые и подтверждающих международную категорию. Список судей, у которых выполнены все требования, был подготовлен и направлен в комитет судей на утверждение.
Был утвержден список инструкторов клиник и семинаров по рейс-менеджменту на 2020 год, принято решение назначить рабочую группу по пересмотру материалов для подготовки и обучения судей.
Во время отчета рабочей группы по развитию и обучению судей было отмечено, что из-за сокращения бюджета WS сократилось число клиник и семинаров международной федерации парусного спорта. Так в 2019 году прошло всего две клиники и два семинара по работе судей ГК за счет средства WS, тогда как ранее проводилось по 4-5 каждого мероприятия ежегодно. В этом году Япония, как страна-хозяйка ближайших Олимпийских игр, имела преимущество «в очереди» на получение права принять семинар и клинику. России в 2019 году было отказано в проведении семинара по рейс-менеджменту, который планировался в июне месяце в Санкт-Петербурге, по причине нехватки средств.
Также вновь поднимался вопрос о требовании МОКа обеспечить гендерное равенство не только среди спортсменов-участников Олимпийских игр, но и среди судей. Цель WS – максимально приблизиться к пропорции 50% на 50% к Олимпийским играм 2024 года. В связи с этим ведется активная работа по привлечению женщин к работе в коллегиях судей.
Председатель подкомитета по рейс-менеджменту Томас Дагган (США) рассказал об успешном использовании планшетов на Кубках мира WS для записи стартов гонок. Применение iPad оказалось наиболее эффективным из всех ранее тестированных вспомогательных технических средств. Преимущество заключается в том, что все записи становятся доступными моментально. При фальстартах судьи могут одним движением увеличить изображение, чтобы, например, разглядеть номер на парусе «виновной» яхты. Также это позволило сократить количество требований исправить результат в связи с нарушениями на старте. Судья ГК просто дает сомневающимся в своем нарушении гонщикам и их тренерам посмотреть запись старта, на которой обычно бывает четко видно, где и в какой момент находилась яхта. Также в качестве бонуса, такое взаимодействие впоследствии вызывает у спортсменов больше доверия к судьям.
Активно обсуждались вопросы подготовки к работе в Токио-2020.
Есть определенные сложности по выставлению нескольких дистанций на акватории Эносимы. Это связано с большими глубинами в районе будущих дистанций гонок, большого количества рыболовных сетей, невозможностью выставления дистанции близко к берегу из-за прибоя и т.д.
Несмотря на все эти сложности, специалисты подкомитета, проводившие подготовку персонала в Эносиме и проработавшие там на нескольких соревнованиях, очень высоко оценивают уровень японских судей. При том, что при выставлении знаков на глубине 100 метров, например, якорь опускается на дно за 1,5 минуты, и гораздо больше времени требуется, чтобы его поднять, судьям-установщикам хватает всего несколько минут, чтобы оперативно и очень точно переставить всю дистанцию.
Во время предолимпийской регаты 2019 года в Эносиме была опробована система работы Председателя ГК и небольшой команды судей на берегу в кабине, куда в прямом эфире транслируется информация с трекеров. Таким образом, главный судья, работающий на берегу, может одновременно наблюдать работу и ассистировать старшим судьям сразу на нескольких дистанциях. Кстати, было отмечено, что качество работы трекинговых систем, их точность заметно повышается, в то время как стоимость снижается. Судьи ГК видят большое будущее в использовании трекеров в судействе, а не только для освещения регат высокого уровня. Грядущее изменение в правилах парусных гонок в определениях «старт» и «финиш» по корпусу, в том числе, поможет и в применении трекеров в будущем для определения фальстартов и решении спорных финишей.
Также для судей гоночных комитетов полезно будет узнать о некоторых важных изменениях руководящего документа для судейства олимпийских классов «Политика работы ГК».
Теперь прописаны следующие рекомендации:
- любой старт давать по ровной минуте (например, ровно 11:53.00);
- минимальная сила ветра для проведения гонок – 5 узлов (было 4);
- финиш между синим флагом на судейском судне с одной стороны и знаком с другой (больше никаких оранжевых флагов на финише);
- описаны сигналы руками для спортсменов, которым нужна помощь;
- рекомендовано использовать флаг V на главном судейском судне, когда при штормовой погоде нужна помощь всех официальных судов для обеспечения безопасности спортсменов;
- при условиях для глиссирования, старт доскам давать в галфвинд;
- вынесение отдельной колонкой в результатах стандартных наказаний;
- использование Черного флага + флага E для более сурового наказания на старте во избежание многочисленных попыток отправить флот в гонку (особенно, при нескольких флотах на одной дистанции).
Анастасия Чернова - о работе подкомитета юношеских соревнований:- В этом году на заседании присутствовали: пять членов подкомитета из США, Великобритании, Канады, Австралии и России. Всего в комитете девять членов, из них только двое имеют реальный опыт участия в первенствах мира World Sailing.
Вопросы повестки: Юношеские Олимпийские игры 2022 года, первенства мира World Sailing, программа участия развивающихся стран, стратегия юношеских соревнований.
Первенства мира World Sailing
В начале заседания был заслушан отчет технического делегата WS о прошедшем в 2019 году первенстве мира. Была дана высокая оценка проводящей организации. В этом году на соревновании было внедрено много нового и успешно работало: электронная доска информации для участников; мерительный комитет, что было особенно важно в классе RS:X, так как участники были на своем оборудовании; с команд не собирались депозиты за оборудование, но при этом четко работала система оплаты депозита до первой гонки следующего дня в случае повреждения, сбоев не было и все команды четко следовали требованиям Положения о соревновании; первый раз не было ни одной жалобы на команды или спортсменов от отеля и проводящей организации.
Организаторы первенств 2020 (в Бразилии) и 2021 (в Нидерландах) дали краткую информацию о готовности к предстоящим соревнованиям. Подготовка идет в штатном режиме, объекты тестируются национальными командами этих стран на внутренних соревнованиях.
На 2022 и 2023 годы контракты еще не подписаны. На 2022 год есть только одна заявка от Австралии (Виктория) и скорее всего она и будет принята, а на 2023 год конкурс будет открыт в ближайшее время.
Стратегия развития системы юношеских соревнований
Важнейшие темы: что мы хотим получить через 5-8 лет, как нам объединить задачи первенства мира WS (развитие подготовительных к олимпийским классов) и Юношеских Олимпийских игр (площадка для инноваций) и выстроить эти два главных юношеских соревнования в единую систему.
Важно оценить это соревнования с точки зрения стран-участников и стран-организаторов. Существует тенденция к интересу стран-участников, поскольку соревнование является самым престижным в возрастном диапазоне до 19 лет, но при этом существует крайне низкий интерес стран-организаторов, так за последние годы поступает по одной заявке на каждый год.
До мая 2020 года подкомитет обозначит шаги и действия, чтобы выстроить рабочую структуру, которая повысит интерес к соревнованию с обеих сторон. Первенство мира WS должно занимать ведущее место в системе юношеских соревнований.
Юношеские Олимпийские игры-2022
Это будут третьи Юношеские Олимпийские игры, и первые, на которых МОК дает международной федерации право самой определить дисциплины, форматы и классы. При этом МОК хотел бы видеть в программе виндсерфинг и кайтбординг, а WS настаивает на добавлении швертбота одиночки.
На сегодняшний день не известны точные даты соревнования, оно пройдет в октябре-ноябре в Дакаре (Сенегал). Парусный спорт будет базироваться на пляже, что усложняет участие дисциплин на яхтах двойках, так как участники должны легко уходить с пляжа при любой волне. Также МОК и WS будут ориентироваться на интересы африканских стран, где приоритет отдается одиночкам.
World Sailing хочет соединить олимпийскую программу и юношескую программу в единый целый механизм. Было очень долгое обсуждение по основным целям соревнования, координированию программы Юношеских Олимпийских игр и Олимпийских игр, дисциплинам.
В итоге подкомитет выработал следующие предложения:
Если МОК выделит более 120 квот и 6 медалей на парусный спорт, то программа будет следующая: виндсерфинг, кайтбординг, швертбот-одиночка (все – мужчины и женщины);
Если МОК выделит более 120 квот и 5 медалей на парусный спорт, то программа будет следующая: виндсерфинг и швертбот-одиночка (все мужчины и женщины), кайтбординг микст (как во взрослой программе Олимпийских игр);
Если МОК выделит менее 120 квот на парусный спорт, подкомитет вернется к обсуждению программы.
Важно знать, что окончательная программа ЮОИ должна быть в МОК до конца 2019 года, и только после этого будет идти обсуждение форматов и оборудования, которые должны быть утверждены в мае 2020 года.