collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: На полной скорости. Настройка носовых парусов  (Прочитано 3698 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Это очень приятное ощущение – управление хорошо настроенной яхтой, будь то при сильном или при слабом ветре. Мы разъясняем тонкости настройки носовых парусов.

Паруса работают в комбинации

Передний парус – стаксель или генуя – на острых курсах является важнейшим для яхты в плане развития силы тяги. Это основная поверхность, которая воспринимает давление ветра и преобразовывает его в подъемную силу.

Причина этого лежит в более выгодном угле атаки стакселя по сравнению с гротом и во взаимодействии обоих парусов. Грот в данном случае работает как закрылок на обычном крыле, улучшая обтекание стакселя, но при этом развивая меньшую силу тяги, чем носовой парус. Совместная работа грота и стакселя ускоряет поток воздуха, проходящего между гротом и стакселем – это повышает тягу стакселя, но немного ухудшает тягу грота. Поэтому именно правильная настройка стакселя особенно важна на острых курсах – она более важна, чем настройка грота.

Неверная настройка парусов может не только повлиять на скорость яхты, но и в целом ухудшить ее поведение.

В особенности на острых курсах (но и на полных отчасти тоже) правильно настроенный стаксель делает движение яхты более спокойным, ослабляя ее желание пойти на привод. Это облегчает работу экипажа, а кроме того, улучшает условия, в которых работает привод автопилота.

Но хотя настройка стакселя важнее, чем грота, настраивать его сложнее. Причина этого – в разных условиях работы парусов. Наличие мачты позволяет иметь хорошо контролируемую и не провисающую переднюю шкаторину грота, чего нельзя добиться для стакселя. Кроме того, гик позволяет менять угол атаки грота в сравнительно широких пределах, при этом его профиль может оставаться неизменным. У стакселя такое практически невозможно – при изменении угла атаки меняется и профиль паруса.

Но и для носовых парусов имеется масса возможностей настройки, средства для которой можно найти практически на любой яхте. К ним относятся стаксель-фал, ахтерштаг, стаксель-шкоты и подвижные кипы стаксель-шкотов. Какое влияние эти средства способны оказать на стаксель, мы расскажем на следующих страницах.

Но прежде чем тренироваться настраивать стаксель на воде, сперва нужно ответить на основополагающий вопрос: какой стаксель является наиболее подходящим для ожидаемых погодных условий? Поскольку никакой настройкой нельзя добиться того, чтобы чересчур большой для данного ветра стаксель вдруг стал меньше и перестал сильно кренить яхту. И наоборот, в слабый ветер нельзя сделать так, чтобы слишком маленький парус взял да и увеличился.

Однако этот вопрос касается не только рулевых тех яхт, на которых есть целый гардероб сменных носовых парусов. Даже на тех крейсерских лодках, где стаксель находится на закрутке, его замена перед длинным походом может иметь смысл. Если прогноз на плавание таков, что генуя должна будет большую часть времени провести в частично закрученном (ради уменьшения ее площади) состоянии, то замена ее небольшим стакселем будет вполне целесообразна, поскольку лишь немногие носовые паруса способны в частично закрученном состоянии сохранять правильный профиль. При закручивании паруса вокруг передней шкаторины его пузо обычно смещается назад, а профиль становится полнее. Чем старее парус, тем сильнее выражен этот эффект. В худшем случае на форштаге будет болтаться пузатый бесформенный мешок, сильно кренящий лодку и развивающий наивысшую тягу в своей верхней трети, то есть там, где она не очень-то и нужна. Правильный же стаксель максимальную тягу развивает в своей нижней части, кроме того, за счет своего профиля он не очень сильно кренит лодку.

Закручиваемые стаксели не являются абсолютным злом. Просто при чрезмерно сильном ветре, когда их приходится частично закручивать, они имеют свои недостатки, которые надо хорошо представлять.

К сожалению, за счет настроек исправить эти недостатки можно лишь частично. Поэтому для закручиваемых носовых парусов есть одно главное правило: их площадь следует уменьшать лишь после того, как все возможности настройки паруса исчерпаны. Если настройкой можно добиться уменьшения силы тяги носового паруса в сильный ветер, то от уменьшения его площади следует отказаться, поскольку это приведет к ухудшению профиля паруса.

Самый сложный вопрос настройки, какие установки являются правильными при тех или иных условиях, не имеет однозначного ответа. Этот ответ зависит от свойств яхты, ее водоизмещения и доли балласта в нем, площади парусности и ее соотношения между гротом и стакселем. Поэтому на современных легких яхтах с узкими и высокими стакселями можно на острых курсах набивать шкоты много сильнее, чем на старых лодках с широкими носовыми парусами.

Оптимальная настройка парусов напрямую связана с чутьем рулевого. Он должен своевременно реагировать на любые изменения ветра, соответственно настраивая паруса. Отсюда совет: для запоминания правильных настроек на те или иные случаи есть смысл маркировать фалы, шкоты и погоны кип стаксель-шкотов. Таким образом, однажды найденная правильная настройка может быть без проблем воспроизведена в следующий раз.

Настройка кипок стаксель-шкота

Смещение кипок стаксель-шкотов в продольном направлении влияет на полноту профиля паруса и его скрутку по высоте

Каждая генуя имеет свое наилучшее положение кип стаксель-шкотов и соответственно положение шкотового угла. От положения кип зависит то, какая доля нагрузки стаксель-шкота воспринимается нижней, а какая – задней шкаториной. В качестве основы может послужить следующее правило: стаксель-шкот должен быть проведен так, чтобы его продолжение делило переднюю шкаторину примерно пополам. Для более тонкой настройки хорошей помощью служат колдунчики. Как минимум необходимы три их пары, равномерно размещенные позади передней шкаторины. Положение кип правильно тогда, когда все три колдунчика на остром курсе при медленном приведении к ветру поднимаются одновременно.

За счет перемещения кип стаксель-шкотов в продольном направлении можно изменять твист (скрутку) генуи по высоте. Одновременно с этим регулируется глубина профиля. Смещение кипы вперед повышает нагрузку на заднюю шкаторину, которая при этом закрывается. Нижняя шкаторина разгружается, профиль паруса становится более полным, что при несильных ветрах и спокойном море (или на тяжелых яхтах) дает преимущество в скорости. Однако при этом несколько теряется крутизна хода. Определить чрезмерное смещение кипы вперед можно по поведению верхней пары колдунчиков – если верхний подветренный колдунчик начинает заполаскивать и подниматься вверх, это свидетельствует о том, что профиль паруса излишне полный.

Если давление ветра на стаксель чрезмерно велико, то это приводит к чрезмерному крену яхты и ее рыскливости на ветер. В качестве первой меры следует сместить кипы стаксель-шкотов назад. При этом задняя шкаторина (особенно в верхней ее части) открывается и сбрасывает ветровую нагрузку, приводящую яхту к ветру. Одновременно с этим профиль паруса становится более плоским, что дополнительно снижает нагрузку на него. Дополнительным плюсом такой настройки является то, что за счет более плоского профиля можно уменьшить угол атаки и идти круче.

Настройка стаксель-шкота

Стаксель-шкоты – это важнейший инструмент настройки носовых парусов

Полноту профиля паруса и его скрутку по высоте можно регулировать и при помощи изменения натяжения шкотов, хотя результаты при этом будут иные, нежели чем при работе кипами. При потравливании стаксель-шкота профиль паруса становится более полным, угол его атаки увеличивается, задняя шкаторина открывается. Часто небольшое ослабление стаксель-шкота ведет к повышению силы тяги паруса, что важно, например, сразу после завершения поворота оверштаг или на короткой крутой волне.

При набивании шкота втугую все происходит наоборот. Угол атаки уменьшается, профиль становится полнее, задняя шкаторина закрывается. Яхта может идти круче, особенно на гладкой воде. Если же давление ветра на парус при этом избыточно, то следует сместить кипы стаксель-шкота назад.

Наилучшим образом контролировать натяжение стаксель-шкота можно по положению задней шкаторины относительно краспиц, которые имеет смысл соответствующим образом промаркировать.

Натяжение фала

Расположение максимального пуза паруса сильно влияет на поведение яхты



При усилении ветра максимальное пузо стакселя смещается назад. Увеличение натяжения стаксель-фала способно противодействовать этому, особенно на старых парусах, уже теряющих свою форму. Однако если вблизи передней шкаторины появляется вертикальная складка, то натяжение фала слишком сильное. Впрочем, современные жесткие ламинатные паруса слабо реагируют на натяжение фала. Изменение профиля стакселя можно также осуществить регулировкой ахтерштага.

У ряда гоночных классов при усилении ветра принято травить стаксель-фал, но набивать ахтерштаг. Это позволяет иметь переднюю шкаторину генуи очень плоской, за счет чего удается идти, не теряя высоту.

Настройка поперечного расположения шкотового угла

При смещении шкотового угла стакселя в поперечном направлении можно уменьшить угол атаки и отрегулировать твист переднего паруса

Чем уже носовой парус, тем сильнее открывается в верхней части его задняя шкаторина при ослаблении стаксель-шкота. Особенно хорошо это заметно на автоматических стакселях. Даже легкое потравливание может привести к тому, что верхняя треть такого паруса перестанет работать. Здесь может помочь смещение шкотового угла стакселя наружу. Для этого достаточно повесить канифас-блок на шкот и с его помощью оттянуть шкотовый угол к релингу или фальшборту.

Для достижения же наибольшей крутизны хода следует сместить шкотовый угол стакселя вовнутрь. Для носовых парусов, имеющих умеренное перекрытие грота, этого порой можно добиться за счет небольшого натяжения наветренного шкота. Это уменьшает угол атаки, но снижает тягу паруса, поэтому такая настройка полезна лишь при выкручивании на ветер на гладкой воде, когда очень сильная тяга не нужна.

Ахтерштаг

В зависимости от типа парусного вооружения он может быть отличным средством для управления положением пуза паруса

При средней силы ветре желательным является сильное натяжение форштага. При очень слабом ветре есть смысл слегка ослабить форштаг, поскольку при этом профиль паруса становится полнее, что позволяет ему развить большую силу тяги. Однако при этом будет потеряна крутизна хода. Если же важна не столько тяга, сколько максимальная крутизна хода, то необходимо набить форштаг как можно сильнее. Это делает переднюю шкаторину стакселя более плоской, что позволяет уменьшить его угол атаки.

На яхтах с топовым вооружением натяжение форштага может регулироваться только с помощью ахтерштага, в то время как на лодках с дробным вооружением для этого служат бакштаги. Однако часть яхт с дробным вооружением не имеет бакштагов, обходясь сильно отогнутыми назад краспицами, у таких лодок отрегулировать натяжение форштага при помощи ахтерштага не так-то просто – при натяжении ахтерштага часть силы будет израсходована на изгиб мачты, что может (в зависимости от расположения и натяжения нижних вант) привести к прямо противоположному эффекту: форштаг просто ослабнет. Это объясняется тем, что при изгибе мачты точка крепления форштага на мачте становится ближе к палубе, а сам штаг провисает.

Особенности закрутки

Уменьшение площади стакселя на закрутке может стать удобнее за счет некоторых трюков

Закрутки носовых парусов сильно облегчили работу с ними, однако пара-другая нехитрых трюков может сделать обращение с ними еще проще. Например, есть смысл перед каждым использованием закрутки слегка травить стаксель-фал (или ахтерштаг – в зависимости от особенностей парусного вооружения). Это разгрузит подшипник в барабане закрутки и как следствие уменьшит потери на трение, что сэкономит силы при работе с закруткой.

Для постановки или уборки парусов яхта обычно становится в положение левентик. Для классических стакселей это справедливо, так как парус в этом случае при уборке опускается прямо на палубу. Однако носовые паруса на закрутках можно убирать и на полных курсах, когда они находятся в ветровой тени грота. При этом ткань стакселя не будет испытывать больших растягивающих нагрузок и может быть свернута очень аккуратно и быстро. А в положении левентик форштаг испытывает сильные нагрузки, может провисать под ними, что приведет к появлению складок при сворачивании паруса – этого особенно не любят ламинатные паруса. Раскручивание паруса на полном курсе тоже происходит легче, чем на остром курсе или в положении левентик, поскольку ветер берет на себя часть работы. Достаточно только отдать ходовой конец закрутки.

При необходимости уменьшить площадь стакселя в случае усиления ветра рекомендуется сначала свернуть его почти полностью, а потом раскрутить до желаемой величины. Это чуточку улучшит его профиль.

Виртуальная настройка парусов

При помощи приложения Windtunnel можно визуализировать обтекание выбранной комбинации парусов

Владельцы гаджетов типа iPhone или iPad могут расширить их познания в аэродинамике парусов довольно простым способом. Приложение Windtunnel обладает широкими возможностями продемонстрировать обтекание парусов потоком воздуха. Все известные аэродинамические эффекты, возникающие в обтекающем парус потоке, могут быть отображены на экране. Даже бесплатная версия обладает широкими возможностями по визуализации воздушной струи. В платной же версии (5,49 евро) виртуальную модель паруса можно по-разному крутить и передвигать.

Важной особенностью является возможность импорта изображений. Это позволяет импортировать в программу точное изображение нужных для визуализации парусов. Впрочем, для профессиональных целей программа не совсем подходит, так как дает довольно грубое отображение, но для общего понимания она очень хороша.

Текст Ларса Болле
« Последнее редактирование: 09.01.2017, 22:08:33 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 286
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal