collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Суэцкий канал: история создания легенды XIX века  (Прочитано 119 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +8/-0
    • Просмотр профиля


Суэцкий канал – судоходный бесшлюзовой морской канал на северо-востоке Египта, соединяющий Средиземное и Красное моря. Суэцкий канал – кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов (на 8-15 тыс. км меньше пути вокруг Африки).

Зона Суэцкого канала считается условной границей между двумя континентами: Азией и Африкой. Главные входные порты: Порт-Саид из Средиземного моря и Суэц из Красного моря. Суэцкий канал проходит по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озер и лагуну Мензала.

Канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года.



Мысль о том, чтобы прорыть канал через Суэцкий перешеек, возникла еще в глубокой древности. Античные историки сообщают о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить еще фиванские фараоны эпохи Среднего царства.

 Первое достоверное историческое свидетельство соединения Средиземного и Красного морей каналом относится к временам правления фараона Нехо II (конец VII –  начало VI в. до н.э.).

Расширение и усовершенствование канала производилось по распоряжению персидского царя Дария I, завоевавшего Египет, а впоследствии –  Птолемея Филадельфа (первая половина III в. до н.э.). По завершению эпохи фараонов в Египте канал пришел в состояние упадка.

Однако после завоевания Египта арабами канал в 642 году был вновь восстановлен, но в 776 году его засыпали, чтобы направить торговлю через основные районы халифата.

Планы восстановления канала, разрабатывавшиеся позднее (в 1569 году по приказу визиря Османской империи Мехмеда Соколлу и французами во время египетской экспедиции Бонапарта в 1798– 1801 годов), не были осуществлены.

Идея строительства Суэцкого канала возникла вновь во второй половине XIX века. Мир в этот период переживал эпоху колониального раздела. Северная Африка, самая близкая к Европе часть континента, привлекала внимание ведущих колониальных держав –  Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании. Египет был предметом соперничества Великобритании и Франции.

Главным противником строительства канала стала Британия. В тот период она обладала самым мощным флотом в мире и контролировала морской путь в Индию через мыс Доброй Надежды. А в случае открытия канала через него могли бы отправлять свои малотоннажные суда Франция, Испания, Голландия и Германия, которые составили бы серьезную конкуренцию Англии в морской торговле.



В 1854 году французский дипломат и предприниматель Фердинанд Мари Лессепс (Ferdinand Marie vicomte de Lesseps), пользуясь усилением влияния Франции в Египте и личными связями, получил у египетского правителя концессию на строительство Суэцкого канала на льготных условиях. Строительство канала возглавила созданная Лессепсом Всеобщая компания Суэцкого канала.

Египетское правительство получило 44% всех акций, Франция –  53% и 3% приобрели другие страны. По условиям концессии акционерам полагалось 71% прибылей, Египту –  15%, основателям компании – 10%.

Строительство канала началось в апреле 1859 года и продолжалось более 10 лет. Основные работы на Суэцком канале производились египтянами, которых набирали принудительно по 60 тысяч человек в месяц. Многие из них погибли от непосильного труда и эпидемий.

В 1868 году, накануне гряжущих торжеств по случаю открытия канала, египетский хедив предложил Джузеппе Верди написать оперу на национальный египетский сюжет. Премьеру предполагалось приурочить к открытию театра в Каире.

Верди отклонил неожиданный заказ. Но в 1870 году, познакомившись со сценарием "Аиды", композитор заинтересовался и дал свое согласие. Премьера оперы "Аида" состоялась 24 декабря 1871 года в Каире.

Открытие Суэцкого канала в 1869 году резко обострило англо-французскую борьбу за Египет, а громадные расходы на строительство Суэцкого канала осложнили экономическое положение Египта.



Пользуясь этим, и ослаблением Франции после франко-прусской войны 1870–1871 годов, заставившей ее уступить ведущую роль в египетских делах Великобритании, британское правительство купило в 1875 году контрольную долю акций канала.

В 1876 году был установлен совместный англо-французский контроль над египетскими финансами. Однако в период Египетского кризиса 1881–1882 годов, вызванного подъемом патриотического движения в Египте (движение Араби-паши), Великобритания сумела оттеснить Францию на задний план.

В результате военной экспедиции в июле–сентябре 1882 года Египет оказался оккупированным англичанами и стал главной британской военно-стратегической базой на Ближнем Востоке.



Через 6 лет в Стамбуле была заключена международная конвенция об обеспечении свободы плавания по Суэцкому каналу, являющаяся и сейчас основным документом, регулирующим судоходство по каналу.

Великобритания в 1914 году установила над Египтом протекторат. В 1919–1921 годах протекторат был упразднен, и Египет был провозглашен независимым королевством.

Однако экономика, внешняя и внутренняя политика контролировалась Великобританией, в стране находились английские войска.

Июльская революция 1952 года, организованная группой «Свободные офицеры» с Гамалем Абдель Насером (Gamil Abdel Naser) во главе, изгнала из страны королевскую династию. В 1953 году Египет был провозглашен республикой. В 1956 году из Египта были выведены английские войска, Суэцкий канал национализирован.

Национализация канала послужила поводом для англо-франко-израильской агрессии против Египта в конце октября 1956 года. Суэцкому каналу были нанесены значительные повреждения, движение по нему было прервано и возобновилось только 24 апреля 1957 года, после завершения работ по очистке канала.

В результате арабо-израильской «шестидневной войны» 1967 года судоходство по Суэцкому каналу вновь было прервано, так как зона канала фактически превратилась в линию фронта, разделяющую египетские и израильские войска, а в ходе октябрьской войны 1973 года - в район активных военных действий.

Ежегодный ущерб, наносимый бездействием Суэцкому каналу, исчислялся в 4-5 млрд. долл.

В 1974 года, после отвода израильских войск из зоны Суэцкого канала, Египет приступил к расчистке, восстановлению и реконструкции канала. 5 июня 1975 года Суэцкий канал был вновь открыт для судоходства.

В 1981 году была завершена первая очередь проекта по реконструкции канала, позволившая проводить по нему танкеры дедвейтом до 150 тысяч тонн (по завершении второй очереди – до 250 тысяч тонн) и грузовые суда дедвейтом до 370 тысяч тонн.

В 2005 году была начата новая реконструкция Суэцкого канала. План реконструкции предусматривает углубление фарватера, что позволит проводить по каналу более 90% существующего международного торгового флота. С 2010 года по каналу смогут ходить супертанкеры водоизмещением до 360 тыс. т. На сегодняшний день длина собственно канала 162,25 км, с морскими подходами от Порт-Саида до Порт-Тауфика –  190,25 км. Ширина на глубине 11 метров 200–210 м. Глубина по фарватеру 22,5 м.

В настоящее время порядка 10% всех мировых морских перевозок осуществляется через Суэцкий канал. В среднем в день по Суэцкому каналу проходит 48 судов, среднее время прохождения канала – около 14 часов.

По существующим правилам Суэц могут проходить суда всех стран, не находящихся в состоянии войны с Египтом. Правила эксплуатации запрещают появление в нем лишь кораблей с атомными силовыми установками.

На сегодняшний день Суэцкий канал является главным бюджетообразующим проектом Египта. По оценкам ряда экспертов, канал дает стране больше средств, чем добыча нефти, и гораздо больше, чем сегодня позволяет получать стремительно развивающаяся инфраструктура туризма.

Эксплуатация канала является одним из основных источников валютных поступлений в египетскую казну. По оценкам ряда экспертов, канал дает стране больше средств, чем добыча нефти, и гораздо больше, чем стремительно развивающаяся инфраструктура туризма.

Ежемесячный объем сборов за проход через канал составляет 372 млн долларов.

В 2007–2008 финансовом году Суэцкий канал принес Египту более 5 млрд долларов, что стало рекордным показателем за всю историю канала.

В 2008–2009 финансовом году судоходство по Суэцкому каналу снизилось на 8,2%, а доходы Египта от эксплуатации канала упали на 7,2%. Эксперты объясняют это последствиями мирового финансового кризиса, а также действиями пиратов у берегов Сомали.

Источник
« Последнее редактирование: 29.04.2018, 22:27:12 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Как выглядит самый маленький спасательный жилет в мире?
[Техника]
Craus
21.06.2018, 21:44:30
topic 21 июня в Петербурге стартует серия парусных регат
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
21.06.2018, 21:38:30
topic Nord Stream Race. В Киле стартовали первые гонки нового сезона!
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
20.06.2018, 23:26:50
topic «Оптимисты Северной Столицы. Кубок Газпрома»
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
20.06.2018, 23:21:30
topic Морская тематика в повседневной жизни - собираем коллекцию!
[Картинки]
bigbird
20.06.2018, 16:06:17
topic Эти почтальоны дважды не звонят
[География]
bigbird
20.06.2018, 11:26:44
topic Кукскафен-Мурманск на «Седове»
[Машинный телеграф]
Craus
19.06.2018, 22:34:16
topic Новый суперкатамаран от Sunreef Yachts спущен на воду
[Техника]
Craus
19.06.2018, 22:29:30
topic Программа «Парусный спорт». Выпуск 3
[Видео]
bigbird
19.06.2018, 19:55:39
topic Честь мундира
[Машинный телеграф]
bigbird
19.06.2018, 17:02:04
topic Минобороны создаст «морскую полицию»
[Машинный телеграф]
bigbird
19.06.2018, 15:54:54
topic Профессия шкипера "все"?
[Техника]
bigbird
19.06.2018, 15:47:46

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
1499 Сообщений
bigbird bigbird
1267 Сообщений
Grumete Grumete
314 Сообщений
root root
269 Сообщений
Xollms Xollms
63 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 13
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Июнь 2018
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 [22] 23
24 25 26 27 28 29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal