collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Крейсер «Perth»: легенда австралийского флота  (Прочитано 1877 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Во многих военных флотах мира есть корабли, которые воспринимаются как своеобразный символ традиций, воплощение отваги и самопожертвования моряков: русский «Варяг», американская «Arizona», британский «Victory»… Для австралийцев таким символом стал лёгкий крейсер «Perth», геройски погибший в неравном бою с японцами 28 февраля 1942 года. За свою короткую, но яркую и богатую событиями жизнь он заслужил от австралийских историков почётное прозвище «Корабль отваги».

На службе Его Величества

В 1931–1935 годах британский Королевский военно-морской флот пополнился пятью лёгкими крейсерами типа «Leander», которые оценивались современниками как весьма удачные корабли, находившиеся на уровне лучших мировых образцов. При этом критике специалистов подвергалась несколько архаичная линейная компоновка машинного отделения: считалось, что даже от одного удачного попадания силовая установка может полностью выйти из строя. В 1932 году Адмиралтейство потребовало переработать проект и внедрить лучше защищённую от повреждений эшелонную компоновку машинного отделения, при которой одновременная остановка всех турбин и котлов выглядела маловероятной. Данная перепланировка повлекла за собой изменение внешнего вида крейсера, который из однотрубного становился двухтрубным. Выросшие длина и ширина корпуса также потребовали определённой перекомпоновки зенитных орудий, торпедных аппаратов и катапульты.

Три корабля серии «Улучшенный Leander» заложили в 1933 году и ввели в строй в 1935–1936 годах. Это были классические для своего времени лёгкие крейсера стандартным водоизмещением 7250 т, способные развивать скорость в 32,5 узла. Вооружение каждого из кораблей состояло из восьми 152-мм орудий в четырёх башнях, четырёх 102-мм зениток, трёх счетверённых 12,7-мм пулемётов и двух четырёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов. Вопрос об установке на крейсера трёхорудийных башен прорабатывался, но не был решён положительно. Имелась катапульта для запуска гидросамолёта и кран для подъёма машины с воды. Толщина броневого пояса крейсеров составляла 76 мм, максимальная защита артиллерийских погребов — 89 мм, бронезащита палубы — 31,75 мм, бронезащита башен и барбетов 25,4 мм. Первоначально в состав команды входили около 650 человек, но в ходе войны это число возросло.



Крейсер «Perth» во время службы в Средиземном море, первая половина 1941 года

Первый вступивший в строй крейсер «Phaeton» ещё в процессе строительства (1934 год) передали Австралии и переименовали в «Sydney». Позднее австралийцам достались «Amphion» («Perth») и «Apollo» («Hobart»). Из-за смены государственной принадлежности серия крейсеров часто обозначалась как тип «Sydney», в отличие от более раннего типа «Leander». Крейсера «Perth» и «Hobart» перед вхождением в состав австралийского флота прошли модернизацию: устаревшие одиночные 102-мм зенитки были заменены четырьмя новыми спаренными 102-мм орудиями. «Sydney», по неизвестной причине, такой модернизации не проходил. Троица кораблей типа «Улучшенный Leander»/«Sydney» стали самыми современными крейсерами, имевшимися в распоряжении Королевского Австралийского военно-морского флота.

Герой нашей статьи, первоначально известный как лёгкий крейсер «Amphion», был заложен на британской верфи Portsmouth Naval Dockyard 26 июня 1933 года, спущен на воду 27 июля 1934 года, но введён в строй лишь 6 июля 1936 года. Из-за этой задержки головным кораблём серии оказался «Sydney», заложенный чуть позже, но введённый в строй ещё в 1935 году. Вскоре после начала службы «Amphion» направили в Южную Африку, где он базировался до осени 1938 года в качестве флагмана Африканской станции. В конце 1938 года корабль вернулся в Великобританию для прохождения модернизации, где его и застало решение о передаче в состав Королевского Австралийского военно-морского флота. 10 июля 1939 года герцогиня Кентская Мария официально переименовала крейсер в «Perth» (в честь столицы штата Западная Австралия). Новым командиром корабля стал кэптен Гарольд Фарнкомб, костяк команды составил экипаж старого австралийского лёгкого крейсера «Adelaide», находившегося в резерве.



Крейсер «Perth» во время сильного шторма в Карибском море, осень 1939 года


От Ямайки до Египта

26 июля 1939 года крейсер «Perth» навсегда покинул Великобританию и направился в Нью-Йорк, где 4–16 августа представлял Австралию на Всемирной выставке. Новость о начале Второй мировой войны застала корабль в Карибском море, и он получил приказ охранять судоходство в Вест-Индии, базируясь на Ямайке. Немецкие рейдеры в регионе так и не появились, поэтому встреч с противником австралийцы не имели. Можно отметить лишь то, что в октябре 1939 года «Perth» участвовал в безуспешной попытке перехвата немецкого рейдера «Deutschland», который действовал в Северной Атлантике. Рутинная патрульная служба прервалась в начале весны 1940 года, когда было принято решение отправить крейсер домой. 31 марта «Perth» добрался до главной базы австралийского флота в Сиднее. Весной-осенью того же года он охранял судоходство в австралийских водах, одновременно выступая в роли флагмана командующего Австралийской эскадрой контр-адмирала Джона Крейса. В июне сменился командир крейсера: место Фарнкомба занял кэптен сэр Филип Бойер-Смит.

Война требовала от Великобритании полного напряжения сил, и 28 ноября 1940 года «Perth» отправился в Средиземное море, сопровождая войсковой конвой US-7. 23 декабря он прибыл в Суэц и вошёл в состав 7-й эскадры крейсеров британского Средиземноморского флота. На главной базе флота в Александрии корабль прошёл импровизированную модернизацию: его оснастили двумя трофейными 20-мм итальянскими зенитными автоматами (позднее их заменили счетверённым 40-мм «пом-помом»). В январе-марте 1941 года крейсер сопровождал конвои на Крит и Мальту, а также в материковую Грецию. К тому времени на Средиземноморском театре военных действий появились значительные силы немецкой авиации — во время перехода на Мальту 16 января 1941 года «Perth» легко пострадал от ближнего разрыва авиабомбы.



Крейсера «Perth», «Ajax» и «Orion» в бою у мыса Матапан. Снимок сделан с крейсера «Glouchester»

Ярким эпизодом войны в Средиземном море стал бой у мыса Матапан 28 марта 1941 года, в котором довелось участвовать австралийским морякам. На первом этапе сражения британская эскадра вице-адмирала Генри Придхэм-Уиппела (4 лёгких крейсера, включая «Perth», и 3 эсминца) была атакована сначала тремя итальянскими тяжёлыми крейсерами в сопровождении эсминцев, а затем линкором «Vittorio Veneto», который сделал 29 залпов за полчаса. Итальянцы выпустили сотни снарядов, но не добились ни одного попадания. В свою очередь, атаки британских торпедоносцев с авианосца «Formidable» и береговых баз повредили «Vittorio Veneto» и тяжёлый крейсер «Pola». Линкор смог уйти, но крейсер потерял ход, оставшись неподвижным под прикрытием группы кораблей. Ночью английские линкоры нашли и уничтожили три итальянских тяжёлых крейсера («Pola», «Zara», «Fiume») и два эсминца; англичане и австралийцы не понесли потерь в кораблях. Британские крейсера, среди которых оказался и «Perth», сыграли важную роль в этом триумфе.

Морская победа не сопровождалась успехами на суше, и в апреле «Perth» вместе с другими крейсерами принял участие в эвакуации британских войск из материковой Греции. Позднее ему пришлось эвакуировать солдат с Крита под массированными ударами немецкой авиации. 29 мая соединение, в состав которого вошёл «Perth» (4 лёгких крейсера, транспорт и 3 эсминца), приняло на борт 6000 человек с южного побережья острова — 1200 военнослужащих оказались на борту австралийского крейсера. Корабли легли на обратный курс и утром 30 мая подверглись авианалёту. В 9:30 бомба с Ju-88 попала в носовое котельное отделение крейсера «Perth». Погибли 4 моряка и 9 эвакуируемых солдат, однако корабль не потерял хода и благополучно вернулся в Александрию. Повреждения потребовали месячного ремонта, в ходе которого «пом-пом» заменили на четыре 20-мм «эрликона» и установили более мощную катапульту. Затем «Perth» принял участие в обстреле побережья Сирии, а 18 июля направился в Австралию.



Взрыв тяжёлой авиабомбы у борта крейсера «Perth», май 1941 года


«Корабль отваги»

12 августа 1941 года крейсер прибыл в Сидней и встал в профилактический ремонт. В октябре должность его командира занял известный в австралийском флоте кэптен Гектор Уоллер, который ранее отличился в боях на Средиземном море, командуя флотилией эсминцев. После окончания ремонтных работ «Perth» находился в австралийских водах, а, когда началась война с Японией, некоторое время занимался сопровождением конвоев. 24 февраля 1942 года крейсер прибыл в базу Сурабая на острове Ява, где базировались американские, британские, голландские и австралийские корабли международного соединения ABDA. Превосходство японцев, которые готовили морской десант на Яву, выглядело подавляющим. В состав 2-го флота вице-адмирала Нобутаке Кондо входили 4 линейных крейсера, 1 лёгкий и 4 тяжёлых авианосца, 8 тяжёлых и 6 лёгких крейсеров, около 50 эсминцев. В конце февраля 1942 года эскадра ABDA под командованием голландского контр-адмирала Карла Доормана могла противопоставить этой армаде лишь 2 тяжёлых и 3 лёгких крейсера (включая «Perth»), а также 10 эсминцев — разнотипные корабли разных флотов, никогда не действовавшие совместно. И всё же союзные моряки не собирались сдаваться без боя.



Крейсер «Perth» в феврале 1942 года, незадолго до гибели


Днём 27 февраля 1942 года разведывательные самолёты союзников обнаружили десятки японских транспортов, приближавшихся к Яве под охраной крейсеров и эсминцев. Эскорт выглядел небольшим, что давало призрачную надежду на успешный удар по силам вторжения. Оценив обстановку, адмирал Доорман вывел в Яванское море всё своё ударное соединение и после 16:00 попытался атаковать врага. Его противником оказался японский контр-адмирал Такео Такаги, имевший два тяжёлых крейсера, два лёгких крейсера и 14 эсминцев. Формально можно было говорить о равенстве сил, но преимуществом японцев были лучшая боевая подготовка и более сильное вооружение кораблей. Неудивительно, что попытка Доормана прорваться к японскому конвою окончилась неудачей. Хотя артиллеристы крейсера «Perth» заявили о нескольких попаданиях в японские корабли, доподлинно известно, что никаких серьёзных повреждений японцы не получили.

В 17:08 британский тяжёлый крейсер «Exeter» получил попадание 203-мм снаряда (вероятно, с тяжёлого крейсера «Haguro»), ему пришлось снизить скорость из-за повреждений машины. «Perth» прикрыл «товарища» дымовой завесой, маскируя отход англичан. Чуть позже японская торпеда потопила голландский эсминец «Kortenaer», а британский эсминец «Electra» погиб под огнём лёгкого крейсера «Jintsu». Соединение ABDA рассыпалось на части, и Доорман попытался перегруппировать его, прикрываясь дымовыми завесами. Торпедная атака союзных эсминцев не дала результата, после чего в сражении наступила пауза, поскольку адмирал Такаги не рвался вперёд, опасаясь подлодок и минных полей. Маневрируя в поисках противника, корабли Доормана зашли на минное поле, где в 21:25 подорвался и затонул британский эсминец «Jupiter».



Американский тяжёлый крейсер «Houston» — последний спутник крейсера «Perth». Довоенное фото


Уцелевшие эсминцы союзников ушли в базу для дозаправки и перезарядки торпедных аппаратов. В союзной эскадре остались лишь четыре крейсера (три лёгких: «Perth», голландские «Java» и «De Ruyter», а также тяжёлый американский «Houston»). После 23:00 их атаковали японские тяжёлые крейсера «Nachi» и «Haguro» в сопровождении эсминцев, быстро потопившие торпедами оба голландских крейсера. Адмирал Доорман погиб на флагманском «De Ruyter», а кэптен Уоллер, оказавшийся в роли старшего командира, увёл два уцелевших корабля в Батавию. Об итогах сражения он писал в официальном отчёте:

«Под командованием у меня оказались неповреждённый крейсер с 6-дюймовой артиллерией и крейсер с 8-дюймовой артиллерией, у которого почти не осталось боеприпасов и были неисправны кормовые орудия. Эсминцев у меня не имелось. Мне противостояли 6 крейсеров, один из которых, вероятно, затонул [на самом деле четыре, ни один из которых не пострадал — прим. автора] и 12 эсминцев. В вопросах воздушной разведки они уже играли в кошки-мышки с ударным соединением, и я не видел возможности атаковать врага (с момента наступления темноты мне не были известны их перемещения, и несколько докладов давали мне разные курсы)… Поэтому я без сомнений вывел из боя то, что осталось от ударного соединения…»

У союзников на Яве оставались два тяжёлых крейсера, имевшие повреждения и неисправности разной степени тяжести (британский «Exeter» и американский «Houston»), один исправный лёгкий крейсер («Perth») и семь боеспособных эсминцев. Теперь вопрос стоял так: сдать корабли японцам, оставить их погибать в гаванях или попытаться прорваться? Союзники решились на отчаянную попытку прорыва. Корабли уходили группами вечером 28 февраля. Первыми из Сурабаи вышли четыре американских эсминца, которые смогли пройти через японские дозоры и через несколько дней достигли Австралии. Следующими базу покинули «Exeter» в сопровождении британского и американского эсминцев — утром следующего дня все три корабля были потоплены в коротком бою японскими тяжёлыми крейсерами. Последними с Явы уходили «Perth», «Houston» и голландский эсминец «Evertsen» (ещё два небоеспособных голландских эсминца пришлось уничтожить в гавани). Из-за нехватки горючего в осаждённой Батавии «Perth» получил лишь половину требуемого топлива, ощущалась нехватка и в боеприпасах.



Слева — матросы и офицеры крейсера «Perth» в Австралии, август 1941 года. Справа — последний командир корабля кэптен Гектор Уоллер


Кэптен Уоллер снова оказался в роли командира соединения — на сей раз из двух кораблей («Evertsen» задержался в порту из-за технических проблем и действовал самостоятельно). Скудные разведданные говорили о том, что он сможет пройти через пролив Сунда незамеченным и отправиться в Австралию или на Цейлон. К несчастью, эта информация устарела буквально на несколько часов: по злой иронии судьбы «Perth» и «Houston» столкнулись с японским войсковым конвоем, только что подошедшим к Батавии. Полсотни транспортов с солдатами сопровождали тяжёлые крейсера «Mogami» и «Mikuma» (под флагом командира 7-й дивизии крейсеров контр-адмирала Такео Куриты), лёгкие крейсера «Natori», «Yura» и 9 эсминцев (командир лёгких сил — контр-адмирал Кендзабуро Хара). Первыми корабли союзников обнаружил эсминец «Fubuki», в 22:30 начавший слежение за ними. В 23:06 наблюдатели с крейсера «Perth» также заметили противника (вероятно, эсминец «Harukaze») и Уоллер объявил боевую тревогу. Бой в проливе Сунда оказался совершенно неожиданным как для японцев, так и для союзников.

Количество японских кораблей не оставляло австралийцам и американцам никаких шансов на успех. И все же «Perth» и «Houston» отчаянно маневрировали, пытались вести огонь по обнаруженным целям, выпустили торпеды. Несмотря на превосходство в силах, японским кораблям пришлось скрываться под прикрытием дымовой завесы. «Perth» получил три попадания небольших снарядов с эсминцев, которые не нанесли крейсеру серьёзного урона, и сам добился нескольких попаданий в противника. Вероятно, именно огнём австралийцев был повреждён эсминец «Harukaze», у которого пострадали мостик и машинное отделение (погибли три и получили ранения пятнадцать японских моряков). О том, насколько ожесточённым оказался бой, говорит тот факт, что японцы выпустили по двум союзным крейсерам более 80 торпед.



Крейсер «Perth» в бою в проливе Сунда. Картина австралийского военного художника Денниса Адамса

Удивительно, но австралийский и американский корабли всё же смогли нанести врагу значительный урон — японцам пришлось выпускать торпеды в сторону собственных транспортов, что привело к серьёзным потерям от «дружественного огня». Вскоре после 23:30 торпедный залп, «автором» которого считается тяжёлый крейсер «Mogami», попал прямо в конвой сил вторжения, вследствие чего на мелководье затонули четыре транспорта и тральщик. На одном из тонущих судов находился командующий 16-й армией генерал-лейтенант Хитоси Имамура, которому пришлось вплавь добираться до берега. Повреждения получили японский тяжелый крейсер «Mikuma», эсминцы «Shirayuki» и «Harukaze». Не менее 60 человек погибли на транспортах, пострадала часть воинского имущества, на боевых кораблях погибли и получили ранения около 30 человек. Один из офицеров штаба Имамуры вспоминал, что десант на Яву оказался очень далёким от триумфа:

«Генерал понуро сидел на берегу на связке бамбука, когда я направился к нему и поздравил его с успешной высадкой. Я огляделся: у всех были черные от нефти лица, включая самого командующего».

Около полуночи Уоллеру доложили, что на крейсере «Perth» заканчиваются боеприпасы, и комендоры заряжают в орудия учебные болванки и осветительные снаряды. Командир приказал дать полный ход и попытаться оторваться от противника, но удача отвернулась от крейсера. В 24:05 в «Perth» попала японская торпеда, вскоре последовали ещё три попадания. После второго попадания кэптен Уоллер приказал покинуть корабль. Сам командир остался на гибнущем крейсере: последний раз его видели стоящим на мостике. В 24:25 героический «Perth» перевернулся и затонул. Вскоре пошёл на дно и дравшийся до последнего снаряда «Houston» (его командир кэптен Альберт Рукс также погиб вместе с кораблём). Голландский эсминец «Evertsen», который вышел из гавани на два часа позже крейсеров, смог незамеченным пройти через пролив Сунда, но на рассвете его обнаружили и расстреляли японские корабли.



Попытки австралийского морского штаба связаться с уже погибшим кораблём. Пронзительный документ, в сухих строках которого — судьба крейсера «Perth». Несколько раз повторено: «Крейсер «Perth», приказываем нарушить радиомолчание и сообщить ваше местоположение»


Из 681 человека, находившегося на борту крейсера «Perth», 353 погибли непосредственно в бою, ещё 4 умерли, пытаясь добраться до берега. 324 уцелевших попали в плен к японским морякам, которые обращались с ними корректно. К несчастью, осенью 1942 — зимой 1943 года большинство членов команды попали на строительство печально известной «дороги смерти» — Бирманской железной дороги. А осенью 1944 года морякам «Perth» пришлось пережить транспортировку в Японию на «адских кораблях» под атаками американских субмарин. Всего в плену погибли или умерли 106 человек, четырёх в 1944 году спасли с затонувшего судна американские подводники, остальные 214 вернулись домой сразу после капитуляции Японии осенью 1945 года.

Крейсер «Perth» стал одним из символов австралийского флота, а его последний бой считается ярчайшим проявлением стойкости и самопожертвования австралийских моряков. В честь героического корабля был назван ракетный эсминец типа «Charles F. Adams», введённый в строй в 1965 году, участвовавший во Вьетнамской войне и служивший до 1999 года. В 2003 году начал боевую службу «Perth» (III) — ракетный фрегат типа «Anzac». Кроме того, имя кэптена Уоллера носит австралийская дизель-электрическая субмарина «Waller», введённая в строй в 1999 году.



Современные корабли — хранители традиций героического крейсера. Слева — фрегат «Perth» (III), справа — подводная лодка «Waller»

Основные технические характеристики лёгкого крейсера «Perth» по состоянию на 1942 год



Список источников и литературы:

  • http://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского Военного мемориала)
  • http://www.navy.gov.au/history (исторический раздел официального сайта Королевского Австралийского ВМФ)
  • http://combinedfleet.com/
  • Gill George «Royal Australian Navy, 1939–1942» (1st edition, 1957) https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070207/
  • Моррисон Стив Элиот «Американский ВМФ во Второй мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном» – Москва: «АСТ», 2002
  • Патянин Сергей «Наглые крейсера». Охотники за рейдерами» – М: «Яуза», «Коллекция», «Эксмо», 2011
  • https://warspot.ru/
« Последнее редактирование: 02.04.2019, 23:39:58 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 282
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal