Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => История => Тема начата: Daria от 07.09.2022, 16:07:50

Название: Военная парусная «мелочь»
Отправлено: Daria от 07.09.2022, 16:07:50
(http://sail-friend.ru/gallery/4313_07_09_22_3_39_11.jpeg)
10-пушечный шведский бот «Гедан» – трофей русского флота. П. Пикарт. 1703 г.

Когда читаешь в энциклопедиях статьи о морских боях парусной эпохи, то практически всегда в списках про­тивоборствующих флотов фигурирует точное количество линейных кораблей, фрегатов, а иногда и бомбардирских кораблей. Ну а далее идет стандартная фраза: «и столько-то мелких судов». У пытливого читателя возникает вопрос: а каких именно мелких судов?

И действительно, в классическую парусную эпоху моря и океаны нашей планеты бороздили, на их акваториях активно торговали и воевали великое множество самых разнообразных парусников, как имевших вооружение, так и невооруженных.

Разнообразие мелких судов

Традиционно применяемое к парусной эпохе словосоче­тание «мелкое судно» верно лишь отчасти и только в том случае, если конкретный парусник выполняет исклю­чительно вспомогательные задачи, не связанные с при­менением оружия или участи­ем в сражениях. Но поскольку наличие хотя бы небольшого количества пушек, пускай даже самых мелких калибров, было обязательным для парусников XV — первой половины XIX в. (например, для подачи салютов как обязательных в то время сигналов), правильнее всю военную парусную «мелочь» называть кораблями. Другое дело, что типаж этих кораблей весьма представителен. Более того, большое количество па­русников встречалось только в конкретной стране (напри­мер в Голландии) и практи­чески не имело распространения в иных государствах.

К примеру, фран­цузский флот для связи между бе­регом и корабель­ными эскадрами использовал легкие, быстроходные, хотя и слабо-воо­руженные авизо.

Но во флотах других государств авизо распространения не получили. Слишком много было различ­ных их аналогов. Однако существо­вали такие классы парусных кораблей которые состояли в списках всех или почти всех флотов парусной эпохи. Самым, наверное, распро­страненным и многообразным мелким парусным кораблем, вне сомнения, являлся бот (от голландского boot — «лодка»), как правило, это было неболь­шое одномачтовое, чаще всего палубное судно, служившее для перевозки разнообразных и значительных по объему грузов вблизи побережья. Военными вспомогательными функциями этого парусника являлись доставка провианта, питьевой воды и различных грузов на линейные корабли и фрегаты, стоявшие на рейде, а также переправа людей и грузов через реки и озера. Впрочем, эти небольшие, водо­измещением до 60-100 т, суда оснащались 6-10 пушками небольшого калибра и могли брать на борт до 100 солдат с полным вооружением.

В этом случае можно называть бот кораблем, хоть и совсем уж небольшим. На единственной мачте бота поднимали разно­видность латинского паруса — рейковый, но могли ставить и кливер, прикрепляя его либо к небольшому бушприту, либо просто к носу корабля. Отследить происхождение бота сейчас уже почти невоз­можно, хотя, скорее всего, технология его строительства восходит к норманнскому кнорру. Наиболее крупной раз­новидностью бота считается так называемый датский бот. Оставаясь все тем же одно­мачтовым судном, датский бот на свою единственную мачту получил три косых паруса. По­мимо этого он отличался очень полными обводами корпуса, что в сочетании с полностью закрытыми палубой «внутрен­ностями» и изрядным балла­стом придавало ему отличную мореходность.

(http://sail-friend.ru/gallery/4313_07_09_22_3_40_45.jpeg)
Эмдемский бот и английский рыбацкий бот. Иллюстрация из энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И. А. Ефрона. 1890-1907 гг.

Дабы увели­чить остойчивость ботов всех типов, на них применялись специальные боковые конструкции, отдаленно напоми­нающие поплавки, — шверцы. Благодаря им датский бот уже мог достаточно свободно со­вершать регулярные переходы по Северному и Балтийскому морям, а также в случае необ­ходимости выходить в Север­ную Атлантику.

В ходе Англо-голландских войн именно датский бот послужил основой для первых бранде­ров — его изрядная грузоподъ­емность позволяла запасать столько взрывчатых и горючих веществ, что у корабля или даже группы кораблей про­тивника не оставалось никаких шансов на выживание. Прекрасная мореходность соз­данных на основе датского бота брандеров позволяла им действовать совместно с корабельным линейным флотом там, где было необходимо.

Интересно знать
Самая маленькая разновидность бота, ботик, благодаря единственному всемирно известному и дожившему до наших дней представителю этого подкласса – знаменитому ботику Петра I, ласково названному ве­ликим царем «дедушкой русского флота», – получила распространение, прежде всего в России. Впрочем, этот маленький кораблик, носивший имя «Святой Николай», имел все харак­терные черты бота и даже оснащался пушками.

11 августа 1723 г. состоялось, на­верное, самое знаменитое событие в жизни ботика как боевого корабля. Он прошел мимо строя Котлинской эскадры молодого и уже победившего в Северной войне Балтийского флота. 21 линейный корабль и другие кораб­ли салютовали ботику из полутора тысяч своих орудий. А вот экипаж ботика был самым, что называется, представительным.

За рулем сидел адмирал Пётр Михай­лов – сам император Пётр Великий. На веслах были вице-адмиралы Пётр Иванович Сивере и Томас Гордон, контр-адмиралы Наум Акимович Сенявин и Томас Сандерс. Вице-адмирал Александр Данилович Меньшиков исполнял функции лотового, то есть сидящего на самом носу корабля человека, измеряющего скорость движения и глубину места. Главный артиллерист флота Отто Христиан был канониром и отвечал на салют линей­ных кораблей из установленных на ботике двух малых пушек. Командовал кораблем первый генерал-адмирал Российского флота (высшее в то время военно-морское звание) Фёдор Матвеевич Апраксин.

(http://sail-friend.ru/gallery/4313_07_09_22_3_41_07.jpeg)
Английский шлюп «Бигль» на акварели Оуэна Стенли 1841 г. во время третьего путешествия близ берегов Австралии

При всех оригинальных харак­теристиках был у бота и его младшего «родственника» бо­тика один недостаток — малая скорость хода. Корпус с полны­ми обводами и опущенные в воду шверцы оказывали зна­чительное сопротивление дви­жению. Тяговых же характери­стик малых по площади парусов, установленных на единственной мачте, было недостаточно. Од­нако мореходность ботов сомнений не вызывала.

В XVII в., когда Англия и Ни­дерланды уже основали коло­нии, находящиеся на других континентах, остро встал во­прос о создании судов, спо­собных осуществлять с ними связь на регулярной основе. Для этого корпус стандарт­ного датского бота удлинили и подкрепили, в результате чего появилась возможность поставить на корабль вторую мачту и постоянный бушприт.

В итоге корпус возросшего по размерам бота приобрел стандартное парусное воору­жение брига и возможность принимать и надежно раз­мещать разнообразные грузы и пассажиров. Кроме того, корабль получил и постоянное вооружение из 10-16 орудий средних калибров. Такой тип парусного корабля назвали пакетбот, или почт-бот. Пакетботы отличались за­видной грузоподъемностью, достигавшей половины общего их водоизмещения. Послед­нее же доходило до отметки в 200 т.

Размеры такого ко­рабля находились в пределах 25 м длины и 6-7 м ширины при осадке до 3-3,5 м. То есть данный парусник имел типичное соотношение 3:1 или 3,5:1, что делало его весьма мореходным. Именно данное качество позволяло пакет­ботам регулярно, если такой термин применим к эпохе парусного флота, совершать рейсы, например между Англи­ей и Америкой. Вооружение же пакетбота делало его непло­хим бойцом, что неоднократно подтверждалось в ходе войн середины XVII — начала XIX в. Так, 16 сентября 1812 г. аме­риканский приватир (государ­ственный пират) Джошуа Барни на своей шхуне «Росси», во­оруженной десятью 12-фунто­выми и одной длинноствольной 9-фунтовой пушками, атаковал и захватил британский пакет­бот «Принцесса Амелия», арти­ллерия которого состояла из четырех 6-фунтовых и двух 9-фун­товых орудий.

Следует отметить что этот бой был тяжел для более скоростного и сильнее воору­женного американского капер­ского корабля. Ведь корпус бри­танского пакетбота отличался завидными прочностью и мореходностью, что делало пакетбот более устойчивой артиллерий­ской платформой, нежели быстроходная, но неустойчивая на волнении шхуна. Исключительные мореходные качества пакетботов сделали  этот тип парусного корабля прекрасным экспедиционным судном.

(http://sail-friend.ru/gallery/4313_07_09_22_3_40_30.jpeg)
Памятная монета Центральногобанка Российской Федерации 1994 г. Слева – «Восток», справа – «Мирный»

Так, однотипные пакет­боты «Святой Пётр» и «Святой Павел» участвовали в знаме­нитой Второй Камчатской экспедиции 1733-1743 гг. под руководством Витуса Бе­ринга, приведшей к открытию Командорских островов (на­званных так в честь команди­ров этих кораблей В. Беринга и А. Чирикова), Берингова пролива, отделяющего Азию от Америки, и закладке города Петропавловск-Камчатский, получившего свое название в честь знаменитых пакетботов.

Шлюп

Впрочем, куда более эффективным и как транспорт, прежде всего военный, и как экспедици­онное судно оказался иной тип парусного корабля — шлюп (от английского sloop — «идти по воде»). Он был создан в Королевском флоте во второй половине XVII в. как воору­женный корабль, специально предназначенный для выполне­ния вспомогательных функций. Шлюп оказался и первым кораб­лем, оставшимся вне ранговой системы, а вот по рейтинговой он именовался как «24-пушечный». Вообще же в британском флоте понятием «шлюп» могли обозначать любой парусный и слабо-вооруженный корабль. Случалось, что в класс шлю­пов попадали даже береговые сооружения и объекты типа маяков или скал!

Исторический факт


Самыми известными русскими шлюпами, вне сомнения, являются 20-пушечный «Восток» и 28-пушечный «Мирный». В 1819-1821 гг. эти корабли под общим командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (флаг на шлюпе «Восток»), совершили первую русскую кругосветную Антарктическую экспедицию (шлюпом «Мирный» командовал будущий адмирал М. П. Лазарев).

(http://sail-friend.ru/gallery/4313_07_09_22_3_38_43.jpeg)
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852)

Особенность этого похода заключалась в необходимости подтвердить или опро­вергнуть существование Южного матери­ка. Для столь важного, но одно­ временно сложного похода были выбраны именно шлюпы – прочные, мореходные, вместительные, весьма маневренные и неплохо вооруженные. 10 (22) января 1821 г. оба корабля достигли самой южной точки своего путешествия – 69° 53’ южной широты и 92° 19’ западной долготы, в результа­те чего было доказано существование ранее не известного южного материка, названного Антарктидой. Интересно, что в 1822 г. экспедицию с аналогичными целями предприняли и французы, однако выделенный для этого корвет «Астроля­бия» так далеко на юг зайти не смог.

В принципе шлюп стал прямым развитием пакетбота, размеры которого увеличили, обводы облагородили, а мачт стало три. На них поднимали классическое парусное вооружение корабля, но зачастую несколько упро­щенное. Как тип корабля шлюп сложился только к началу XIX в., и особое развитие наряду с британским он получил в аме­риканском и русском флотах. Французам такой тип корабля был не нужен — его функции выполняли многочисленные корветы.

Классический шлюп пред­ставлял из себя небольших размеров трехмачтовый корабль с длинным и полным корпусом водоизмещением до 600-900 т. Корпус шлюпа, изначально рассчитанный на перевозку грузов в открытом море, выполнялся в усиленном наборе и отличался прочно­стью, а сам корабль — хорошей мореходностью. Воору­жались шлюпы 16-32 пушками калибром 12-16 фунтов, рас­положенными на двух палу­бах — закрытой батарейной и открытой верхней. Но орудия могли стоять и на одной открытой палубе, если их количество не превышало 20-24. Основными задачами шлюпов являлись разведка, дозорная, посыльная, транспортная и экс­педиционная служба. Именно в качестве экспедиционных судов шлюпы и вошли в исто­рию.

(http://sail-friend.ru/gallery/4313_07_09_22_3_40_54.jpeg)
Двухмачтовая 16-пушечная шхуна Черноморского флота «Ласточка», построенная в 1838 г.

Так, самым известным английским шлюпом является построенный в 1820 г. «Бигль», на котором в 1831-1836 гг. участвовал в кругосветной экспедиции знаменитый Чарлз Дарвин. Кстати, в Тихий океан из Атлантики во время этого по­хода шлюп «Бигль» прошел че­рез ранее неизвестный южный пролив, названный в его честь. Весьма распространенным в военных и торговых парусных флотах был особый тип парус­ного корабля или судна — шхуна. Это был первый тип парусника, специально соз­данный исключительно для мирных, коммерческих целей и потому отличающийся боль­шой грузоподъемностью на процент водоизмещения. Но это обстоятельство привле­кало и военных.

Шхуна

Особенностью же парусного во­оружения шхуны стала такая его конструкция, чтобы работой  с парусами было занято как можно меньше людей и управ­ляться с ними можно было не на мачтах и реях, а с палубы. По­тому на шхуне вне зависимости количества мачт применялись исключительно косые паруса различных типов: марсели, гафели, брамсели. При этом благодаря острым обводам относи­тельно небольшого по длине узкого корпуса шхуна являлась и самым быстрым грузовым парусным кораблем, развивая скорость около 11 узлов. Более того, шхуна отличалась и сравнительно небольшой осадкой, что позволяло использовать ее для лоцманской, посыльной дозорной службы.

(http://sail-friend.ru/gallery/4313_07_09_22_3_39_52.jpeg)
Куттер выходит из гавани Дьепп (Норманди- Франция). А. Л. Гарнерей. 1827 г.

Вооружение шхун, как правило, составляло 6-10 орудий малых калибров, но могли специально устанавливаться и орудия более мощные. Особенно это практиковали американцы, применяя шхуны в каперских целях. Простота конструкции малых двух- и трехмачтовых шхун по­зволяла строить их и в местах, где ранее судостроения не было. Причем в основном соз­давались шхуны для транспорт­но-экспедиционных и дозорно-посыльных функций.

Тендер

Интересным кораблем парус­ной эпохи, своего рода при­брежной шхуной был тендер (от английского tend — «обслужи­вать») — небольшой одномач­товый парусник вспомогатель­ного назначения для перевозки грузов и пассажиров в прибреж­ных районах, разведывательных и посыльно-дозорных функций там же. Корпус тендера созда­вался с разными значениями осадки — минимальная в носу и максимальная по корме, что позволяло этим корабликам подходить к самому берегу чтобы грузиться или, наоборот, разгружаться.

Тендер нес латинское парусное вооружение, поднимаемое на единственную мачту, к которой закреплялся гафель. Бушприт же располагался практически горизонтально и выносился далеко вперед, что придавало этому кораблю весьма специ­фический и воинственный вид. Тендеры имели водоизмещение до 60 т и вооружались максимум 12 мелкокалиберными пушками или каронадами. Если исклю­чить транспортные функции тендера, то, по сути, он был па­русным аналогом современных сторожевых катеров.

Куттер

Самым же маленьким парусным кораблем, предназначенным для несения дозорной, посыль­ной и разведывательной службы у побережья, был в XVII—XX вв. куттер (от английского cutter). По конструкции это были одно­мачтовые кораблики с косым и гафельным парусами, воору­женные несколькими мелкокалиберными пушками. От куттера произошло и со­временное название малых боевых единиц — катеров, ведь по своему назначению парусный куттер походил на современные катера погра­ничной или береговой охраны.

(http://sail-friend.ru/gallery/4313_07_09_22_3_40_02.jpeg)
Английский куттер «Нимбл» преследует  у побережья Северной Америки французский капер. 1781 г.

Впрочем, в российском флоте применялся как раз термин «катер». Самым успешным в российском флоте куттером, или катером (что для данного корабля одно и то же), был купленный в Великобритании для Балтийского флота в 1788 г. «Меркурий». Вооруженный 22 каронадами в 24 фунта, этот маленький корабль не только совершил переход из Англии в Россию, но и во время своего крей­серства захватил 29 шведских торговых судов и 12-пушечный тендер. Однако самый громкий успех на долю катера выпал 21 мая 1789 г., когда его эки­паж смело вступил в бой и захватил 44-пушечный швед­ский фрегат «Венус».

Пинк

Еще одним малым парусным кораблем для разведки, транс­портных перевозок и борьбы как с каперами, так и с торговыми судами противника, преимуще­ственно вблизи своего побере­жья, был пинк (от французского pinque — «плоскодонное парус­ное судно» и немецкого pinke — «грузовое судно»), Пинк представлял из себя остроднищевой и узкокормовой, высокобортный и быстроходный двух- или трехмачтовый корабль. Его водо­измещение доходило до 200 т, а вооружение — до 20 пушек 6-8-фунтового калибра.

(http://sail-friend.ru/gallery/4313_07_09_22_3_40_22.jpeg)
Модель корпуса английского бомбардирского корабля «Гранадо» постройки 1742 г.

Интересной особенностью пинка была возможность ис­пользовать как латинские, так и прямые паруса без особого изменения рангоута. Однако это, казалось бы, выгодное обстоятельство обернулось и главным недостатком пинка. Имея корпус, теоретически оптимизированный для ско­ростного хода, но одновре­менно неадекватное парусное вооружение, пинк по скорости уступал и корветам, и даже шлюпам.

Парусные флоты обладали и множеством других малых ко­раблей. Ими были, например, буера, или буерсы, — малые Лансоны — малые бое­вые одно- или двухмачтовые корабли, вооруженные 8 мелкими пушка­ми или 1-2 мор­тирами, предна­значенные для использова­ния против гребных сил противника, перевозки войск и высадки морских десантов. Люгеры — двух­мачтовые с косыми парусами посылочно-разведы­вательные корабли, размерами несколько меньшие, чем бриги, но вооруженные 6-16 небольшими пушками на открытой палубе.

Яхты

Ну и, конечно же, яхты (от голландского jagen — «гнать», «преследовать») — перво­начально легкие и быстрые судна или, коль имели воору­жение, то и корабли для пере­возки пассажиров в отдельной каюте или каютах. Вообще же, яхтой в эпоху парусного флота называли любое малое и быстроходное судно, если оно могло выполнять про­гулочно-представительские функции либо вывозить знат­ных персон. В принципе, до сего дня функции яхт, которые и тогда, и сейчас отличались огромным разнообразием, не изменились.

Почти не востребованный класс – бомбардирские корабли и суда

При всем совершенстве парус­ных кораблей всех их объеди­няла, условно говоря, одна беда — слабость артиллерии. Конечно, более чем полсотни орудий линейного корабля в одном залпе могли обрушить на противника почти тонну металла. Однако дальность стрельбы такой артиллерии была не более 2 км, а ее эффективность — довольно низкой.

(http://sail-friend.ru/gallery/4313_07_09_22_3_39_31.jpeg)
Испанский пинк XVIII в.

Чугунное ядро практи­чески не могло пробить дере­вянный борт корабля линии, а часто и более слабого фре­гата или корвета. Что ж гово­рить об обстрелах приморских крепостей, созданных, как правило, по последнему слову инженерной мысли из высоко­прочных каменных блоков или кирпичей и прикрытых земель­ным обволакиванием. Потому уже с самого начала развития парусного флота возникла острая необходимость в кораб­лях для борьбы с берегом.

Прам

Весьма оригинальной попыт­кой решения этой задачи стал прам — плоскодонный мелкосидящий боевой корабль, предназначенный исключительно для обороны портов, бере­гов и бомбардировки примор­ских укреплений противника. Его 18-48 мощных орудий раз­мещались в закрытой батарее Фактически прам и представ­лял из себя плавучую батарею имея мачты (как правило, всего одну) и соответствующее парусное вооружение, он в основном перемещался или по воле течения, или на буксире иных парусников. Выходить в откры­тое море праму необходимое не было.

Однако флоту требовались корабли, которые могли бы и укрепления противника на бе­регу обстреливать, и морские и океанские переходы совер­шать. С этой целью флотоводцы готовы были пожертвовать и скоростью, и автономностью корабля, и даже его пушечным вооружением, но только в поль­зу тяжелых и мощных орудий — мортир, гаубиц, крупнокалиберных пушек.

Галиот

Понятно, что корпус такого корабля должен быть весьма прочным, а потому создавать столь специфические кораб­ли правильнее всего было на базе мореходных транспорт­ных судов. Наиболее соответ­ствовал возлагаемым задачам галиот. Это малое, длиной 20-22 м, одно- или двухмачто­вое мелкосидящее плоскодон­ное судно с круглой кормой и косым парусным вооруже­нием впервые появилось в Нидерландах в конце XVI в. Парусник обладал неплохой грузоподъемностью и осадкой до 3 м. Но при этом его корпус был оптимизирован для выдерживания наиболее частых навигационных поврежде­ний — посадки на мель или столкновения с подводным препятствием.

(http://sail-friend.ru/gallery/4313_07_09_22_3_38_51.jpeg)
Бомбардировка Алжира французскими войсками и бомбардирскими галиотами в 1682 г.

Почти в самом конце своей жизни внимание на галиот обратил и знаменитый Жан Батист Кольбер. Создавая французский военный флот, он вынужден был постоянно учитывать беспрерывные вой­ны, которые вела французская армия, в особенности на по­бережье Фландрии и Ни­дерландов. А именно здесь противники Франции имели значительное количество приморских крепостей.

Для борьбы с ними Кольбер приказал установить на гали­оты по 1-3 крупнокалиберные мортиры, дабы разрушать крепости голландцев навесным огнем и мощными разрывными бомбами. Французские кораблестроители выполнили приказ своего начальника, и в 1681 г. подданные «короля-солнца» уже осваивали первые бом­бардирские галиоты, а в сле­дующем году 5 из них приняли участие в обстреле крепости Алжир. Эффект от применения бомбардирских галиотов, которые называли просто бомбами, оказался положительным.

(http://sail-friend.ru/gallery/4313_07_09_22_3_39_22.jpeg)
Английские бомбардирские корабли «Эребус» и «Террор» у берегов Новой Зеландии в августе 1841 г. Дж. Кармичел. 1847 г.

И вслед за Францией подоб­ные корабли стала строить и Великобритания. На Туман­ном Альбионе они получили более точное название — бом­бардирские корабли. Ан­гличане принялись их строить на базе специально разрабо­танных и более, чем обычно, усиленных и укрепленных корпусов.

Бомбардирские корабли

Это были относительно неболь­шие, вначале двух-, а с конца XVIII в. — и трехмачтовые корабли с прямым парусным вооруже­нием. Их особенностью был крайне прочный по палубе корпус. На палубе в 2-3 специальных люках располагались тяжелые мортиры. Разместить на корабле несколько закрытых орудийных палуб не представ­лялось возможным, и потому небольшое количество тяжелых  крупнокалиберных пушек или гаубиц, как правило, располагались на квартер-деке, но не по центру, а на баковых и ютовых надстройках.

Несмотря на скромные разме­ры бомбардирские корабли оказались весьма дороги в постройке и, как ни стран­но, довольно сложными в эксплуатации. Для создания наиболее комфортных условий работы мортирам и гауби­цам часто не ставили нижние ярусы парусов, да и в целом парусное вооружение корабля упрощали. В итоге паруса не могли обеспечить прием­лемую тягу для тяжелого по корпусу корабля.

(http://sail-friend.ru/gallery/4313_07_09_22_3_40_11.jpeg)
Современная модель английского бомбардирского корабля «Дискавери»

Тем не менее, основные веду­щие морские державы строили бомбардирские корабли на протяжении XVIII и начала XIX в. Эти корабли активно участво­вали в операциях флотов, в том числе и вели бои в линии баталии. Трудно говорить об их эффективности в подобных схватках, ибо из-за низкой точности и скорострельности тяжелых мортир и гаубиц по­разить их снарядами боевой корабль противника было прак­тически невозможно. Впрочем, если попадания все же случа­лись (в палубу, естественно), то шансов на выживание даже у мощного линейного корабля оставалось немного. Потому- то бомбардирские корабли действовали за линией баталии своего флота — ведь стрелять по противнику можно было поверх мачт собственных ко­раблей.
Зато для обстрела наземных объектов бомбардирские корабли оказались крайне по­лезными. Обладая артиллерий­скими системами, практически аналогичными установленным в приморских крепостях или фортах, для их защитников они представляли сложную цель, прежде всего потому, что мог маневрировать. Крепостным ар­тиллеристам надо было отлично прицелиться, чтобы поразить бомбардирский корабль. Он же мог стрелять не прицельно, так как даже маленький форт являл собою большую площадную цель.

Впрочем, адмиралы по раз­ным причинам бомбардир­ские корабли не жаловали. В морском бою их эффектив­ность была весьма низкой, а вот приморские крепости обстреливать приходилось довольно редко.

(http://sail-friend.ru/gallery/4313_07_09_22_3_39_01.jpeg)
Британские бомбардирские корабли обстреливают американский форт Мак Генри в 1814 г.

Наверное, решающим событием в судь­бе этого класса кораблей ставшая кампания у Копенгагена в апреле-августе 1801 г. Тогда в эскадру знаменитого английского адмирала Г. Нельсона входило 5 бомбардирских кораблей, однако «погоду» в противостоянии с датскими береговыми бата­реями делали не они, а обычные линейные корабли. Прогресс же в артиллерии, обозначившийся в конце пер­вой трети XIX в., в сочетании с улучшением конструкции стандартных линейных кораб­лей привел к тому, что бомбардирские корабли были быстро исключены из списков всех флотов (например, в русском флоте от них окончательно избавились в 1828 г.). И о своем решении флотоводцам, по­литикам и кораблестроителям пришлось уже очень скоро пожалеть.

В ходе знаменитой Восточной, или Крымской, войны 1853-1856 гг. англо-французским союзникам очень не хватало именно бомбардирских кораб­лей. Обстрел Одессы 10 апре­ля 1854 г., попытка захватить Петропавловск-Камчатский 30 августа — 5 сентября того же года и особенно первая бомбардировка Севастополя 17 октября со всей очевидно­стью показали, что артиллерия кораблей не может тягаться с береговыми орудиями, а сами корабли оказались крайне уязвимыми.

(http://sail-friend.ru/gallery/4313_07_09_22_3_39_41.jpeg)
Расположение корабельной мортиры на модели французского бомбардирского корабля «Фудроянт» постройки 1800 г.

Да к тому же англичане и французы не­ожиданно для себя заметили, что артиллерия русских кора­блей, стоящих в Севастополь­ских бухтах, бьет на 4,5 км (русские моряки научились увеличивать угол стрельбы своих корабельных пушек пу­тем придания кораблям крена, принимая в трюмы забортную воду). При этом ответить такой «наглости» русских было не­чем. Бомбардирские корабли как оригинальный класс во­енных парусников были уже забыты.

Источник: “Парусники. История парусных судов от Античности до наших дней” Поспелов А.С.


Защита SMF от спама от CleanTalk