collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Главный тренер сборной России-2024: задачи, вызовы, перспективы  (Прочитано 652 раз)

Оффлайн bigbird

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +13/-0
    • Просмотр профиля
    • Яхтинг от и до. Справочный портал


Статья члена Президиума ВФПС Алексея Жирова 

В 2021 году чемпионат России в олимпийских классах впервые в современной истории прошел в Санкт-Петербурге. Многое на этой регате было для нас впервые. Впервые у нас появилась возможность показать все его гонки в прямом эфире, а мне посчастливилось непосредственно руководить этим процессом. Два дрона, основная камера на воде, бортовая камера с лодки и экшн-камеры на яхтах – борьбу лучших гонщиков России можно было рассмотреть со всех ракурсов. Такого в нашей стране еще никто не делал! Да, за моими плечами уже больше десятка таких регат, но чемпионат России-2021 удалось посмотреть под совершенно новым углом.

Первой эта регата стала для меня и в роли члена Президиума Всероссийской федерации парусного спорта. Этот высокий статус и оказанное мне доверие со стороны парусного сообщества накладывали дополнительную ответственность.

 

Как вы уже знаете, по завершении чемпионата России должность главного тренера сборной стала вакантной, и на нее был объявлен открытый конкурс. Уже совсем скоро станет известно имя специалиста, который возглавит российскую команду в новом олимпийском цикле. В преддверии Президиума мне видится важным порассуждать над тем, какой объем работ предстоит выполнить новому главному тренеру, какие задачи ему предстоит решать и какими качествами он должен обладать.

Подчеркну, что речь пойдет не о конкретных персоналиях, а о наборе характеристик и навыков, которыми должен обладать идеальный кандидат на вакантный пост в сложившихся условиях.

«Привлечь иностранца!» - скажут некоторые. При наличии финансовых возможностей этот путь реален. По такому пути шли, например, сборные Австралии и Италии, где медалмейкерами были советские тренеры – Виктор Коваленко и Валентин Манкин, в Германии работала Руслана Таран. В современной истории таким путем идут сборные Швейцарии и некоторые другие. Казалось бы, решение напрашивается само собой – а давайте и мы пригласим к себе варяга, который отладит все процессы и принесет нам россыпь наград! Рассмотрим эту модель поподробнее.

Ответьте на вопрос: что объединяет Виктора Коваленко, Валентина Манкина и других успешных иностранных специалистов? Все они не просто приезжали в другую страну на работу временщиками, а по-настоящему ассимилировались в новой для себя культуре, становились ее частью и, в конечном счете, получали гражданство и оставались там на всю жизнь.

Иностранец-временщик это совершенно точно не тот человек, который нужен сборной России в условиях короткого олимпийского цикла (всего лишь три года), разрозненности взглядов и интересов внутри нее и недостатка финансирования. В российской команде сейчас назрел спрос на доверие и уважение к фигуре нового главного тренера. Ему предстоит провести аудит материальной части, наладить контакт и объединить всех участников процесса, создать между ними здоровую коммуникацию, а где надо и конкуренцию. Попытаться наладить работу в эффективных группах во всех олимпийских классах и дисциплинах, а может быть, наоборот, сосредоточить ресурсы на одном или двух классах, но с высокими целями. Объединить не только лидеров, но и молодежку в одной «песочнице», чтобы спортсмены могли расти в конкурентной среде… Простите, увлекся немного, но важно, что работа предстоит очень объемная и интересная.

 

Прежде всего, чтобы очертить круг задач и продолжить формировать образ нового тренера, нужно ответить на вопрос: а какая она, олимпийская сборная России образца 2024 года? Кто составит ее костяк и с какими спортсменами предстоит сотрудничать новому специалисту в этом олимпийском цикле?

Довольно конкурентный и сильный флот сформировался в России в олимпийских классах «Лазер-стандарт» и «Лазер-радиал». Это хорошо заметно по двум ключевым российским регатам сезона – финалу Кубка России в Тольятти и чемпионату России в Санкт-Петербурге. Понятно, что в мужском флоте есть многолетний и опытный лидер – 33-летний Сергей Комиссаров, представляющий Московскую область и Академию парусного спорта (личный тренер Сергей Ванин). Сергей лучше всех российских яхтсменов выступил на Олимпийских играх-2020 в Токио (11-е место). Тем не менее 25-летний Максим Николаев из «Хлебниково» (личный тренер Александр Николаев) и 21-летний Даниил Крутских из «Крестовского острова» (личные тренеры Владимир Крутских и Диана Крутских) уже не только навязывают Сергею конкуренцию, но и временами опережают его на регатах внутри страны. Так произошло на чемпионате России, куда наш лидер приехал на фоне усталости после Игр. На петербургской акватории победителем стал Максим Николаев, Даниил Крутских завоевал серебряную медаль, а Сергей – бронзовую.

Пока три этих гонщика заметно выделяются на фоне остального флота, но за их спинами есть плотная группа из пяти-шести спортсменов, которые также готовы конкурировать с лидерами и могут выстрелить в олимпийском цикле. Обращают на себя внимание 19-летний Никита Мельников из «Крестовского острова» (личные тренеры Владимир Крутских и Диана Крутских), 21-летний Семен Механиков из ЦОП водных видов спорта, ЦСП СКС и Академии парусного спорта (личный тренер Вадим Механиков), 20-летний Илья Вьюнов и Кирилл Терешкин из СШОР водных видов спорта и ЦОП водных видов спорта (личные тренеры Андрей Степанов и Дмитрий Терешкин соответственно), а также чуть более опытный 27-летний Виктор Пильгунов из Московской области (личный тренер Сергей Ванин). Все эти гонщики боролись между собой в финале Кубка России и на чемпионате России и на обеих регатах стабильно входили в восьмерку лучших гонщиков страны.

 

Похожую картину мы наблюдаем и в женском олимпийском классе «Лазер-радиал». На Олимпийских играх нашу страну представляла спортсменка «Крестовского острова» Екатерина Зюзина (личный тренер Владимир Крутских). Она же подтвердила свой высокий уровень, выиграв чемпионат России. Следом за ней в российском флоте идут три ее одноклубницы из «Крестовского острова»: Екатерина Береза (2-е место), Александра Лукоянова (3-е место) и Елизавета Боровкова (4-е место). Их личные тренеры: Владимир Крутских и Диана Крутских. Все эти четыре юные спортсменки, чей средний возраст составляет всего лишь 20 лет, представляют одну школу и имеют возможность тренироваться в конкурентной среде, за счет чего уровень лидеров женского флота в данном классе довольно велик. Пятерку на чемпионате России с небольшим отрывом от конкуренток замкнула спортсменка ЦОП № 1, ЦСП СКС и Академии парусного спорта Валерия Ломатченко (личный тренер Виталий Шелудяков).

 

В классе 470 на данный момент есть безальтернативные лидеры – смешанный экипаж Алиса Кирилюк и Денис Грибанов. Гонщики, представляющие Москву и Геленджик, собравшись в экипаж за два дня до чемпионата России, выиграли его с перевесом в 12 очков, показав серию из девяти первых приходов. Их преимущество перед остальным флотом пока что невероятно велико.

 

В новых олимпийских дисциплинах – парусная доска iQFoil и кайтбординг Formula Kite – также сформировалась своя группа лидеров. В мужском виндсерфинге выделяются три спортсмена «Крестовского острова» Егор Жилин (на параллельном зачете с Академией парусного спорта, личные тренеры Максим Оберемко и Иван Петров), Владислав Бурмистренко и Илья Киричук (личный тренер Максим Оберемко), а также крымский гонщик Евгений Галицкий (личный тренер Дмитрий Ершов) и сочинец Евгений Айвазьян (личный тренер Виктор Айвазьян). Не стоит сбрасывать со счетов и участника Олимпийских игр Александра Аскерова, который готовился к Играм на RS:X, но сейчас уже вовсю осваивает iQFoil. Самому старшему из этих спортсменов – Галицкому – 27 лет, а самому юному – Егору Жилину – всего лишь 20-ть. Впереди у всех них еще несколько олимпийских циклов и возможностей исполнить мечту – попасть на Олимпиаду.

 

В женском виндсерфинге победу в финале Кубка России одержала крымская гонщица Анна Сагуленко (личный тренер Дмитрий Ершов). Она же показала лучший результат среди россиянок на чемпионате мира – 41 место. На несколько строчек ниже ее в Швейцарии финишировала участница Олимпиады-2021 Анна Хворикова из «Крестовского острова» (личный тренер Максим Оберемко). Среди молодых гонщиц выделяются Юлия Кавалерчик из «Крестовского острова» (личные тренеры Максим Оберемко и Денис Воротынцев), а также Анастасия Щедрина из Академии парусного спорта (личный тренер Иван Петров).

 

Что касается кайтбординга, то здесь лучше всех выступают спортсмены «Крестовского острова» из группы Алексея Чибизова – Денис Тарадин и Валерия Гаращенко. Гонщики ведут практически круглогодичную подготовку в испанской Тарифе и минувший чемпионат России показал плоды этой работы – преимущество Дениса и Валерии в мужском и женском зачетах выглядело очень внушительно. Напомним, что МОК отказался от идеи со смешанной эстафетой в данном классе, и теперь вместо нее на Олимпийских играх в Париже-2024 отдельно будет разыгран комплект наград среди мужчин и среди женщин. Таким образом, и у Дениса, и у Валерии есть неплохие шансы побороться еще за две лицензии на Игры для нашей страны.

 

А вот, где нам пока сложно рассчитывать на лицензии, так это в скоростных классах – 49-й, 49-й FX и Накра 17. В России ведется активная работа по популяризации и развитию этих классов, но пока мы далеки от мировых лидеров. Хотя, огромные усилия предпринимает школа «Крестовский остров» и тренер Вадим Пушев, чтобы вернуть россиян в золотой флот. Отдалило нас от возможности побороться за лицензии и завершение карьеры талантливейшей рулевой «Крестовского острова» Зои Новиковой. Зоя была безоговорочным лидером класса 49-й FX в России и даже уверенно держалась в международном флоте, но неожиданно приняла решение уйти из паруса.

 

Давайте попробуем оставаться реалистами и на ближайших цикл говорить о том, что мы всерьез можем рассчитывать включиться в борьбу за лицензии в семи классах: «Лазер-стандарт», «Лазер-радиал», 470, iQFoil – мужской, IQFoil – женский, Formula Kite – мужской и Formula Kite – женский. Кто-то из 26-ти обозначенных выше спортсменов в этих семи классах получит шанс представить сборную России на Олимпийских игах 2024 года.

Половина этой расширенной обоймы, 13 гонщиков из 26, представляет «Крестовский остров», а если смотреть в стан лидеров, то практически 3/4 спортсменов представляют эту питерскую школу. Шестерых спортсменов в классах «Лазер-стандарт» и «Лазер-радиал» готовят личные тренеры Владимир Крутских и Диана Крутских, пятерых гонщиков в классе iQFoil – Максим Оберемко и двоих лидеров российского кайтбординга – Алексей Чибизов. Остальные 13 спортсменов представляют разные регионы и парусные школы: Москву, Московскую область, Воронеж, Республику Крым, Азов, Геленджик и Краснодар.

 

Ближайшие три года – это борьба этих условных 26 гонщиков сначала в попытке завоевать для страны лицензию, а затем отобраться на Игры. Но, что очень важно, борьба не агрессивная, а здоровая и созидательная. Мы не знаем, кто будет лидером сборной через два года, а уж тем более к следующему олимпийскому циклу. Задача главного тренера сборной – связать всех этих спортсменов и их тренеров воедино и создать для них равные условия.

 

В идеальной картине, мне кажется, что главному тренеру в тесном контакте с личными тренерами спортсменов предстоит составить такую программу, по которой все эти 26 ребят в конкурентном флоте смогут подтягивать друг друга. Думается, по примеру других стран в России следует создать сборные классов. Лидеры не должны работать отдельно друг от друга, они должны объединить свои усилия в рамках такой сборной. В этих сборных будут собраны спортсмены разных возрастов: опытные лидеры, их ближайшие конкуренты и юные перспективные гонщики. Тогда каждый будет в ежедневном режиме подпирать своего конкурента, а молодые набираться опыта и подтягиваться ко вчерашним кумирам. Признанные ветераны возьмут на себя роль «паровозов», которые будут тянуть за собой ретивые «локомотивчики», пока те однажды не нагонят и не перегонят их.

Задача главного тренера – сформировать состав и выстроить грамотную работу этих сборных класса. Задача личных тренеров «Крестовского острова» и других школ, чьи спортсмены составят в сборных класса большинство – отбросить личные интересы, закрыть глаза на принадлежность их подопечных к той или иной школе и, засучив рукава, с одинаковой выкладкой работать со всеми участниками команды. Только такая работа действительно может принести реальные большие результаты и подготовить по-настоящему сильных гонщиков, способных достигать наибольших высот на парусном олимпе.

 

Возможно, уже на следующем уровне к работе с лидерами этих сборных классов можно подключить и ведущих иностранных специалистов, которые помогут отточить и довести до идеала конкретные элементы подготовки. Причем не только специалистов по работе над техникой, но и перформанс-группу, которая обеспечит скорость, подберет матчасть под конкретных гонщиков и поработает с тонкими настройками.

Мы имеем удачные примеры реализации такого формата подготовки на примере гонщиков «Крестовского острова» в различных классах, когда целая группа спортсменов вместе выходит в лидеры российского флота. Теперь этот опыт необходимо экстраполировать на всю сборную, чем и предстоит заняться новому главному тренеру в тесном сотрудничестве с личными тренерами лучших спортсменов страны.

 

Для того, чтобы разобраться, чего же ждут от нового главного тренера, личные тренеры лидеров российского флота, которые в описанной выше конструкции могли бы возглавить сборные классов, я напрямую обратился с этим вопросом к ним. Некоторые специалисты выразили мнение, что сборной России на посту главного тренера в первую очередь нужен топ-менеджер, а не тренер в классическом понимании этого слова.

 

«Если взять само понятие и словосочетание «главный тренер», то это все издержки советского прошлого, – говорит тренер в классе 470 Михаил Заболотнов. – На сегодняшний день, 80% сборных команд мира не имеют такой фигуры, как «главный тренер». Эти функции у них выполняет директор команды. Советская конструкция, в которой главный тренер контролирует старших тренеров, старшие тренеры контролируют личных тренеров, – это уже прошлый век. Директор команды – это тот человек, который распределяет финансовые потоки по классам, знает, от кого можно ждать результата и набирает исходя из этого команду профессионалов и специалистов в конкретных дисциплинах. Когда подберется такая команда профессиональных тренеров в каждом из классов, тогда и будет результат. В такой конфигурации сборной России нужен топ-менеджер, какие бывают в больших корпорациях. По сравнению с другими видами спорта в парусе не так много денег, но если грамотно распределить потоки, то можно добиться результата конкретно в двух-трех классах. А если поровну распределять средства между всеми олимпийскими классами, то в лучшем случае мы везде будем середняками флота. Главному тренеру нужно будет наметить четкие фокусы и двигаться в этом направлении».

 

«В первую очередь сборной России на посту главного тренера нужен профессиональный менеджер со знанием парусного спорта, – говорит тренер в классе iQFoil Максим Оберемко. – Однозначно, это должен быть человек с хорошими навыками управленца и опытом работы в крупных компаниях. Свою работу должны выполнять тренеры на местах, а главный – заниматься организацией. Он должен освободить личных тренеров от организационной нагрузки – роли водителей, менеджеров, покупателей билетов и так далее. Они должны вкладывать все силы и концентрироваться непосредственно на работе со спортсменами. На примере предыдущей олимпийской кампании я понял, что у нас серьезные проблемы в управлении».

 

Другие специалисты отмечают, что главному тренеру сборной России необходимы не просто общие знания о парусном спорте, а вполне профессиональные компетенции. По их словам, он должен обладать опытом работы со спортсменами в должности тренера и знать о проблемах и потребностях гонщиков не понаслышке.

 

«Прежде всего специалист на этом посту должен иметь высокую тренерскую практику, то есть знать о парусе не в теории, а на практике, – говорит тренер в классе Formula Kite Алексей Чибизов. – Совершенно очевидно, что главный тренер должен быть очень коммуникабелен, разносторонен и обладать организационными и менеджерскими способностями. Главному тренеру необходимо сочетать тренерское и менеджерское начала. Без глубоких профессиональных знаний он просто не будет улавливать суть внутренних процессов и понимать, что необходимо профессиональным спортсменам. У топ-менеджера извне уйдет много времени для того, чтобы вникнуть в процессы яхтинга. Тем не менее сильные организаторские способности здесь все равно необходимы».

 

«Самое главное качество, необходимое для главного тренера сборной России – он должен иметь опыт тренерской работы со спортсменами, – говорит тренер в классе «Лазер» Диана Крутских. – Этот человек не должен приходить в сборную с листа. Коммуникация с личными тренерами невероятно важна, потому что большую часть времени спортсмены проводят в своих командах. Перед тем, как вызывать сборников на сбор, он должен составить тренировочную программу совместно с личными тренерами. Все спортсмены разные, готовятся в разных местах – неправильно собирать их всех вместе и давать общую нагрузку. Каждый из спортсменов может находиться в своем цикле подготовки, и им необходим индивидуальный подход. Помимо работы со спортсменами, главный тренер должен вести не менее важную работу и с их тренерами. У нас огромная проблема, что личные тренеры коммуницируют только со своими спортсменами и не знаю из первых уст, куда их спортсменов вызывают и чем они на сборах занимаются».

 

Тренер «Крестовского острова» в скоростных классах 29-й, 49-й и 49-й FX Вадим Пушев в первую очередь отметил, что новому главному тренеру нужно будет привнести в сборную открытость и прозрачность.

 

«У всех тренеров сейчас есть претензия к непрозрачности работы сборной команды России, – говорит Вадим Пушев. – Очень многое в прошлые годы зависело от приближенности главного тренера к тому или иному классу. Тренер должен настроить работу таким образом, чтобы была полная прозрачность политики классов. В начале года уже должен быть озвучен бюджет под каждый класс – кто на какие средства сможет рассчитывать в процессе подготовки, и они не должны перераспределяться по ходу дела. Нужно заранее обозначить правила игры и строго их придерживаться. И, конечно же, этот человек должен быть фанатом своего дела».

 

Заместитель старшего тренера Академии парусного спорта Олег Чугунов отметил, что одно из ключевых качеств, которым должен обладать главный тренер сборной команды России – авторитет.

 

«Главный тренер должен обладать авторитетом, – говорит заместитель старшего тренера Академии парусного спорта Олег Чугунов. – Если не гонщика и не яхтсмена, то человека, который умеет организовывать работу коллектива. Все-таки должность главного тренера в первую очередь организаторская и менеджерская. Это первостепенно. Конечно же, за плечами у этого человека должен быть опыт в парусном спорте, чтобы понимать особенности процесса подготовки спортсменов. У него должны быть свои тренерские идеи, которые он способен подтвердить результатами. Он должен структурировать подготовку сборной команды, планируя микро и макроциклы, понимать, какую работу нужно проделать, чтобы вывести спортсменов разных классов на пик формы к ключевым регатам сезона. Очень важно наличие команды единомышленников и грамотное формирование тренерского совета. Главный тренер должен быть любознательным и интересующимся, он должен изучать опыт и методики ключевых парусных держав – Великобритании, Италии, Австралии и других. Ему следует грамотно составить и организовать отбор в сборную команду России. Также задачи главного тренера – увеличить скамейку запасных и наладить жесткий контроль за распределением материальной части».

 

Очевидно, что все тренеры сходятся в одном: взаимодействие главного тренера с личными тренерами – залог правильной работы всей системы.

Подводя черту под всем вышесказанным, главный тренер должен объединить в себе качества сильного управленца и организатора, а также иметь богатый опыт работы со спортсменами на воде и достижения высоких результатов. Концепция появления такой новой структуры, как сборные классов, идеально ложится на все те потребности и запросы, которые высказали личные тренеры ведущих российских спортсменов.

 

Закончить хочется словами нашего прославленного подмосковного специалиста Сергея Ванина, емко сформулировавшего психологический портрет главного тренера сборной.

 

«Главный тренер сборной России – это очень ответственная должность, от него много что зависит, – говорит тренер в классе «Лазер» Сергей Ванин. – Это должен быть человек с харизмой, его должны слушать и уважать, он должен обладать авторитетом. Он должен быть специалистом такого уровня, что его мнение просто нельзя не учитывать. Каждый наш тренер – это государство в государстве. У каждого свое мнение. Главный тренер должен быть человеком такого уровня и масштаба, который сможет эти маленькие государства объединить. Он должен уметь общаться, убеждать, доказывать, стоять на своей точке зрения. За ним должны стоять люди с ресурсами, которые его поддержат. С таким человеком можно будет делать дела».

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 522
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 [29] 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal