collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Появление пароходов  (Прочитано 174 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +15/-0
    • Просмотр профиля
Появление пароходов
« : 17.10.2021, 20:22:26 »


Обычно, когда речь заходит о пароходах, то люди знающие в первую очередь вспоми­нают Роберта Фултона. Это он, дескать – бывший часовщик Роберт Фултон вместе со своим помощником Ливингстоном, – построил в 1797 году колесный пароход, на котором был уста­новлен созданный им паровой двигатель в 20 л. с.

Поначалу Роберт Фултон предложил свое изобретение Наполеону. Но разыгравшаяся вскоре буря разбила судно в щепы, и оно затонуло, даже не успев получить название. И всесильный консул, впоследствии ставший императором, не захотел иметь дело со столь ненадежным кораблем.

Тогда Фултон уехал в Америку, где построил новый пароход под названием «Клер­монт», который в октябре 1807 года и проплыл по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани, открыв тем самым эру передвижения кораблей без помощи ветра и весел. Но на самом деле, похоже, дело обстояло вовсе не так…

«Лошадиное» весло лучше ручного?

В древние времена, когда ветер стихал или менял свое направление, моряки выходили из положения весьма простым способом. Команда садилась на весла и выгребала по курсу. Говоря научным языком, мускулы человека представляли собой первый двигатель (то есть источник движения), а весло – первый движитель (то есть средство для создания движения).

Однако человек, как известно, не самая мощная «мускульная машина». На суше для перевозки грузов вскоре стали приспосабливать животных. А на море?

Оказывается, подобные попытки делались и на судах. Говорят, идея изобретения ори­гинального «лошадиного весла» принадлежит еще античным грекам. Но лошади плохо пере­носят качку, а потому их вскоре заменили флегматичными быками.

Первый корабль-«быкоход» появился в 264 году до нашей эры на Средиземном море. Понятное дело, никто не смог выдрессировать животных так, чтобы заставить их орудовать веслами. Поэтому поступили проще. Судно было снабжено двумя гребными колесами, уста­новленными по бокам судна и насаженными на общий вал.

Гребное колесо, в сущности, представляет собой весло со многими лопастями. Когда оно вращается, каждая лопасть по очереди входит в воду, загребает ее и потом поднимается вверх, делая заход для нового гребка.

По всей вероятности, самая идея гребного колеса была позаимствована у создателей водных мельниц. Только на море ее пришлось использовать «шиворот-навыворот»: если водяное колесо вращается под напором бегущей воды, то колесо гребное должно само при­водиться в движение, чтобы загребать, отталкивать воду от судна…

И, понятное дело, для его вращения необходим был какой-то двигатель. Поэтому вал, на котором были закреплены гребные колеса, через деревянные шестерни соединялся с дру­гим, вертикальным валом, спущенным в трюм. А в трюме вокруг этого вала ходили по кругу запряженные быки, вращая его с помощью длинных рычагов-оглоблей.

Идея была, конечно, остроумная, но на деле – малопрактичная. Площадка для быков занимала много места, остальное место в трюме занимало сено для животных. А куда поме­щать груз? Кроме того, быки и на суше-то не отличаются большой проворностью – и на море «быкоходы» оказались на редкость тихоходны.

Пришлось изобретателям поискать новый двигатель.

Пироскаф и другие

Наиболее подходящим оказалась паровая машина. Поначалу английский механик Джеймс Уатт придумал ее для облегчения работы на фабриках и заводах. Но нашлись люди, которые стали устанавливать паровые машины и на судах. Так появились первые пароходы.

Впрочем, поначалу даже слова такого не было. И изобретатели называли свои корабли по-разному. Например, французский изобретатель, маркиз Жоффруа д’ Аббан придумал слово «пироскаф» – от греческих слов «пир» – огонь и «скаф» – оболочка, сосуд.

Впрочем, и слово «пироскаф», и первое паровое судно, и сам изобретатель вскоре ока­зались на задворках истории. О них сегодня мало кто помнит.

«Его “коптильная бочка” не имеет будущего», – так без обиняков, не проявив ни малей­шей заинтересованности, приказал ответить тот же Наполеон маркизу Жоффруа д’Аббану, когда тот в 1778 году хотел продемонстрировать императору свое изобретение.



Первый пароход Джона Фитча, приводимый в движение веслами

И, надо сказать, Наполеон имел какие-то резоны для такого суждения. Если первое судно д’Аббана во время испытаний на реке Ду, загребая колесами, все-таки прошло неко­торое расстояние против течения, прежде чем заклинило паровую машину, то второй его пироскаф попросту… утонул в реке Соне.

Больший успех сопутствовал американцу Фичу. Созданное им судно «Персеверанс» прошло в 1787 году по реке Делавар со скоростью пешехода – 6 км/час – с помощью гребного винта. Предприимчивый американец использовал патент англичанина Брейма, полученный им двумя годами ранее. Ну а сам англичанин, говорят, воспользовался изобретением древ­негреческого мудреца Архимеда.

Правда, Архимед использовал свой Архимедов винт примерно так же, как ныне используется шнек в обычной домашней мясорубке. Загляните ей внутрь и вы увидите стер­жень с навитой на него спиралью. Когда этот стержень вращается, спираль, извиваясь, про­талкивает мясо или овощи под ножи. Только сам Архимед предложил таким способом пере­гонять воду из реки на поля для полива. И его система работала весьма неплохо для своего времени.

А вот когда Архимедов винт приспособили для движения корабля, дело пошло пона­чалу не так уж хорошо. Помог случай. Во время испытаний корабль с Архимедовым винтом наскочил на камень. Большая часть винта обломилась, и корабль после этого… пошел зна­чительно быстрее.

С той поры гребной винт и прописался на флоте.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Как Россия потеряла единственный в мире космический флот
[Техника]
Craus
19.01.2022, 23:19:56
topic Парусные катамараны Океании
[История]
Craus
19.01.2022, 23:16:14
topic Зимний кубок Ассоциации SB20
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
18.01.2022, 22:32:35
topic Ученые из Мичигана разработали в 5 раз более ёмкую батарею из кевларовых волокон
[Техника]
Craus
18.01.2022, 22:29:47
topic Lifting Dock: парковка для SEABOB
[Техника]
Craus
18.01.2022, 22:28:02
topic Мастер-класс: пересекаем Бискайский залив
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
17.01.2022, 23:24:03
topic Ноа. Каравелла – самый знаменитый парусный тип кораблей
[История]
Craus
17.01.2022, 23:07:11
topic Rubber Material Holds Key to Long-lasting, Safer EV Batteries
[Your topic]
Craus
15.01.2022, 23:39:19
topic Учёные института Джорджии разработали аккумулятор с резиновым электролитом
[Техника]
Craus
15.01.2022, 23:37:26
topic Отгремели праздники, пора на учебу
[Машинный телеграф]
Craus
15.01.2022, 00:26:47
topic «Зимние старты». В первой регате сезона приняли участие 120 спортсменов
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
15.01.2022, 00:08:37
topic Почему моряки курили трубки, и откуда пошла культовая традиция?
[История]
Craus
13.01.2022, 23:25:09

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
3907 Сообщений
bigbird bigbird
2506 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений
Xollms Xollms
66 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 97
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Январь 2022
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 [20] 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal