collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Парусная флотилия и её становление  (Прочитано 1371 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Наверное, из либурны получился бы отличный парусный корабль, если бы ее совершенствовали целенаправленно. В конструкции либурны лежало много передовых идей, которые следовало развить, и создать парусную флотилию.

Средние века и их наследие

Это полные обводы корпуса, в подводной части напоминающие полуовал. В сочетании с передним и задним короткими, но широкими таранами, которые больше выполняли роль современного носового бульба, это уменьшало сопротивление воды и увеличивало скорость.

Но главное — косой, или ла­тинский, парус. В отличие от прямого, который вел корабль при попутном или небольшом угловом ветре, треугольный по­зволял ловить потоки ветра с более крутых углов, направляя встречный поток точно в корму.

Для того чтобы действительно сработал «парусный реактивный двигатель», одного косого по­лотна на единственной мачте недостаточно. Нужен был такой же парус на второй или даже до­полнительный на третьей мачте. Удивительно, но римляне до этого так и не додумались, хотя второй передний прямой парус – артемон – уже длительное время применяли как на чисто парусных корбитах, так и на боевых весельно-парусных биремах и триремах. В результа­те при всех своих достоинствах  во II-Vвв. н.э. перспективная римская либурна превратилась в обычную бирему, только другой конструкции.

Шаг вперед и два назад

Когда в 395 г. Римская импе­рия разделилась на Западную и Восточную (она же Византия), оба государства развивали свои армии и флот по традиционным, но консервативным образцам. В 476 г. Это привело к гибели Западной Римской империи под ударами варварских племен. Византия с колоссальным трудом устояла.



Характеристики парусников

Византии повезло, что она практически не имела противника на море. Варвары, хотя  уже основали свои государства, были неспособны бросить вы­зов огромной империи, потому превращать удачную либурну в чистый парусник не стали.

При императоре Юстиниане (Ш-565 гг.) флот вновь пона­добился, чтобы вести многочис­ленные завоевательные войны с целью воссоздания Римской империи. Только теперь его ос­нову составляли корабли нового типа — дромоны (в переводе «бегун»). Так Юстиниан пред­ложил назвать новую либурну, считая, что скорость ее будет выше, чем у предшественницы. Для этого корпус корабля вы­тянули и укрепили. От кормового тарана отказались, корму сделали округлой формы, что благоприятно отразилось на мореходности. Это позволило оставить на корабль не одну, а три мачты.



Вместимость и скорость джонки

Возросшее парусное вооружение позволило бы увеличить скорость, но визан­тийцы не решились ставить на корабль латинские паруса и часто поднимали обычные прямые. Обслуживать латинские па­руса оказалось труднее, чем прямые, да и управлять та­ким кораблем было сложнее. По этой причине сначала дромон лишился одного ряда весел. Затем их опустили ближе к воде. Вместо трех мачт оставили две. Хотя они и несли только латинские па­руса, толку было мало. Высота борта дромона для улучше­ния условий работы гребцов уменьшилась, да и таран стал надводным. В итоге дромон стал лишь более совершен­ной версией древнегреческой монеры — боевого весельно­парусного корабля с одним рядом весел.

Зачем парусную либурну византийцы превратили в ве­сельный корабль? Ответ прост. Во-первых, когда развивался дромон, империя в основном вела войны на суше. Содер­жать военный и гражданский флоты было накладно, потому византийские дромоны, как и корабли других стран Средне­вековья, хотя и обслуживались военным экипажем, боевыми становились лишь на время войны, а в мирной обстанов­ке перевозили людей и грузы. Во-вторых, основным кораблем на Средиземном море стала галера — практически полный аналог дромона. И наконец, византийский флот получил секретное оружие – «греческий огонь», для применения которого скорость корабля не имела значения.

Исторический факт

«Греческий огонь» – смесь нефти, серы и селитры, которая не тушилась водой. Впервые в морском бою его исполь­зовали в 673 г., когда в сражении при Киликии византийцы полностью уничто­жили сирийско-египетский флот. Для применения «греческого огня» ви­зантийцы прикрепляли к мачтам своих дромонов стрелы, которые перено­сили в сторону вражеского корабля бочки с уже зажженной жидкостью. Позже изобрели прообраз современ­ного огнемета, названный сифоном. «Греческий огонь» использовали в морских сражениях вплоть до XV в. До появления разрывных бомб он был едва ли не единствен­ным средством сжечь корабль про­тивника в открытом море.

Арабские доу

Неизменные суденышки арабов


Арабское судостроение появи­лось предположительно около 1-го тысячелетия до н. э., когда и формировался этот народ. При этом за 3000 лет арабские парусники, получившие общее название доу, практически не изменились. Небольшие корабли водоизме­щением до 500 т создавались именно как парусные. Прочный корпус килевой формы (напо­минающий букву V) строили из долговечного тикового дере­ва. Корпус судна в подводной части обязательно конопатили. Палубу покрывали раство­ром из акульего жира. Все это предохраняло корпус от вред­ных воздействий морской сре­ды, гниения и бича деревянных кораблей. В результате доу служили до 100 лет.



Особенности конструкции корпуса доу, арабские парусники строили как суда для перевозки грузов и пассажиров. Для этого они имели трюмы и каюты, чего долгое время не было в Европе. Раньше, чем в Европе, арабские кораблестроители снабдили свои парусники навесным рулем. Доу обладали прекрасными мореходными качествами. Они отлично держались на волне и хорошо переносили самый тя­желый шторм. Секрет этого кро­ется в найденных арабами почти идеальных для деревянных парус­ных кораблей пропорциях: отно­шение длины к ширине примерно 4:1, то есть при средней длине 20 м ширина была чуть более 5 м.



Доу у берегов Объединенных Арабских Эмиратов в начале 1970-х гг. Такую же картину можно было наблюдать и 2000 лет назад

Главным достижением араб­ских кораблестроителей стало парусное вооружение. Оно включало две-три мачты с косы­ми парусами большой площа­ди. При этом длина грот-мачты была равна длине судна.

Един­ственный рей по размерам со­ответствовал мачте. Благодаря этому доу развивали скорость не менее 9 узлов, так как был создан тот самый «парусный реактивный двигатель». Доу раньше, чем в Европе, получили собственные имена, которые арабской вязью очень искусно выводились на плоской (транцевой) корме судна. Назва­ние каждого судна было священ­но. Возможно, с арабского Вос­тока идет знаменитая поговорка: «Как вы судно назовете, так оно и поплывет».

Похожие, но различающиеся

География распространения доу необычайно велика — от восточ­ного побережья Африки до Юго-Восточной Азии. Это отраз­илось не только в наименовании этих судов — дхау, дау и т. д., но и в разнообразии их типов, которых насчитывается около 20 со своими достоинствами и недостатками. Самыми распространенными и популярными вариантами доу были и остаются багала и самбук. Это многоцелевые суда для плавания в Персид­ском заливе и Красном море. Две наклонные мачты с косыми парусами большой площади в сочетании с острыми обво­дами корпуса и идеальными пропорциями обеспечивали низкобортному самбуку весьма высокую скорость — 11 узлов, а багале — большую грузоподъемность в 4/5 водоизме­щения. Не зря название этого типа судна в переводе с араб­ского означает «мул».



Багала в восточной части Персидского залива. 1936 г.

Несмотря на все достоинства доу очень редко использовали как военные корабли. Разве что ганью, как наиболее скорост­ной из всех типов доу, приме­няли как пиратский корабль в Красном море. Она разгонялась до 11-13 узлов. Корму ганьи делали острой и высоко поднятой над водой, из-за чего кили и вся подводная часть судна приобрели еще больший угол и глубину погру­жения. Трюм заполняли балластом. При этом высота борта была небольшой — 2,5-3,5 м. Все это улучшало остойчивость корабля и обеспечивало его живучесть. Для увеличения ско­рости корпус удлинили до 30 м. При этом ширина оставалась неизменной. Платить за это пришлось прочностью.



Бум – вариация доу Персидского залива с более развитым парусным вооружением

Чтобы компенсировать этот недоста­ток, переднюю грот-мачту оста­вили вертикальной, а кормовую (бизань-мачту) отклонили на­зад. Но могло быть и наоборот. Именно ганью можно считать первым в истории чисто парус­ным боевым кораблем, к тому же вооруженным артиллерией.

Особенности арабской тактики

Для мужчины на арабском Востоке было и остается два достойных занятия: торговля и война. Мореходы средневе­ковых доу это подтверждали постоянно. В отличие от ев­ропейцев арабы не создавали пиратские флотилии. Каждый капитан, в силу обстоятельств занявшийся пиратским про­мыслом, действовал исключительно самостоятельно. Многочисленные маленькие бухточки, особенно на побережье Красного моря, являлись идеальным местом базирования или засады для арабских пиратов.

А на ремонт и отдых даже ставшие известными ганьи могли спокойно заходить в любой порт, где награблен­ное можно было быстро и выгодно продать. Тактика пиратского промыс­ла арабов резко отличалась оттого, что знала Европа и что позже узнает настоящая пиратская вотчина — Карибский бассейн. Основа ее — информация, которую пират­ские капитаны получали от торговцев либо в порту, либо прямо в море за деньги или по старой дружбе.



Джекази – простейший одномачтовый доу, наиболее распространенный у побережья Восточной Африки

Затем пи­ратская ганья по рассчитан­ному штурманом курсу шла в ту точку моря или побе­режья, где было удобнее совершить нападение на купеческий корабль. Длилось оно иногда очень долго, ведь ско­рость торгового судна редко была меньше скорости пират­ского корабля. Только залпы пиратских пушек — оружия, которого не было на обычных доу, заставляли преследуе­мого лечь в дрейф, причем пираты стреляли не на по­ражение, а впереди по кур­су, угрожая повреждениями торговому судну. После пиратский капитан и его люди, поднявшись на борт останов­ленного доу, грабили его — почти всегда без абордажа.

Личности в истории

Самый известный арабский море­плаватель – Ибн Маджид Ахмад (Ахмад ибн Маджид ибн Мухаммед аль-Саади из Неджда, около 1421 или 1440 – около 1500 гг.). Ибн Маджид с 12 лет стал водить по водам Красного моря, Индий­ского океана и Персидского залива арабские доу. Достигнув в мореходном искусстве больших успехов, Ибн Маджид изложил огромный багаж нако­пленных знаний в своих книгах, самой известной из которых стала «Книга польз в рассуждении основ и правил морской науки» (1490 г.). Будучи не только лоцманом и штур­маном, Ибн Маджид прославился также как ученый-астроном, гео­граф и поэт, ведь первые извест­ные нам лоции – руководства по мореплаванию – были составлены именно в стихах.



Построенная в ОАЭ копия малой ганьи. Оригинальное носовое украшение – отличительная черта этого корабля

В мае 1498 г. под именем Малемо Кана (в переводе с португальского – «знаток морского дела и астрономии») он за 26 дней провел эскадру знаменитого португальского мореплавателя Васко да Гамы из гавани Малинди (юго-восточное по­бережье Африки) в индийский порт Каликут. Именно тогда европейцы впервые оторвались от берега и шли в открытом море.

Неизменные джонки

Если арабские доу были настоящими хозяевами Индийского океана, то на Тихом с незапамятных времен и доныне господствуют внешне разнообразные, но абсолютно неизменные парусные джонки.

Что такое джонка

Когда появилась джонка, сей­час сказать трудно. Возможно, как и в Древнем Египте, на традиционных больших реках Китая и Юго-Восточной Азии требовалось надежное судно для перевозки людей и грузов. Строительного материала в виде деревьев различных по­род было предостаточно, равно как и мастеров, умеющих с ними работать. Поскольку глубина рек не так велика, корпус этих деревянных судов делали пло­скодонным.



Одно из первых изображений традиционной китайской джонки в европейской прессе. 1864 г.

Первое упоминание о джонке мы находим в одной из китай­ских легенд. Согласно ей при первом правителе страны Фу – Си, который родился в 2852 г. до н. э., был построен корабль, на котором он, сын нимфы, воевал с морским чудовищем. На суше спутником воина был боевой конь, а на море — живое существо — боевой корабль. Поэтому в передней части всех джонок изображали глаза, а корпус украшали самыми причудливыми цветами и знаками, напоминающими чешую драко­на. Считалось, что так джонка будет отпугивать водных духов и устрашать врагов.

Изначально речные джонки имели самую разнообразную форму, напоминающую боль­шой плот. Но когда на них стали выходить в море, форма изме­нилась. Корпус стал вытянутым, с приподнятыми носом и кормой. Он оставался весьма примитивным и плоским, но его конструкция стала более округ­лой — так легче было держаться на волне.

Чтобы ловить ветер, джонки изначально оснащали несколькими мачтами, на кото­рые крепили прямоугольные паруса, собранные из циновок и убираемые по типу совре­менных жалюзи. Эта конструк­ция по европейским меркам была достаточно тяжелой, но, как показала практика, довольно эффективной. Тем более что восточные мореходы в зависимости от ситуации могли убирать или ставить от одной до трех мачт, да и паруса-циновки соответству­ющим образом расправлять или складывать.



Иллюстрация китайской морской джонки, вооруженной пушками европейского образца

В итоге появилось универсаль­ное судно с довольно развитым парусным оснащением и неизменным рулем, органично вписанным в корму. Еще одно уникальное отличие джонок, опередившее время, это разде­ление корпуса внутри на отсеки. Благодаря этому появилась возможность строить парусные джонки сколь угодно больших размеров, так как обеспечива­лась их живучесть и непо­топляемость.

Практически в неиз­менном виде джонка применяется и сей­час. Во все време­на вместо грузов джонки могли брать на борт во­инов, превращаясь в боевые корабли, а потому они активно использовались как государствами, так и пиратами.

Региональные особенности

Джонка совершенствовалась на протяжении многих столетий и во многих государствах. Естественно, что в раз­ных странах она при­обретала новые или национальные чер­ты. Так, японская джонка имела бо­лее компактный корпус со значи­тельно большим закруглением бортов и более приподнятыми носом и кормой. Корма с небольшим балконом буквально нависала над рулем. Япон­цы ставили всего одну – две мачты с простыми и до­вольно примитивными ткаными парусами. На носу иногда могла устанавливаться и небольшая дополнительная мачта.

Эти кораблики были беспалуб­ными, не разделенными на от­секи, поэтому больше напоми­нали обычные большие лодки. По сравнению с китайскими и корейскими японские джонки по сути были прибрежными кораблями, несмотря на то что в подводной части их корпус отдаленно напоминал букву V. Тем не менее японские пи­раты — вако — терроризиро­вали на них не только берега Японии, но и практически все побережье Китая и Вьетнама. Корейские джонки отличались очень прочной и продуман­ной конструкцией. Их корпус больше напоминал плот с прямой (транцевой) кормой.

При этом корейские джонки — паноксоны (буквально — ко­рабль с широкой крышей) — имели закрытую палубу и установленную в корме или по центру надстройку. Корей­цы плавали у своих берегов, изрезанных многочисленны­ми скалистыми бухточками, поэтому вспомогательным, но обязательным средством движения на них были 10 – 15 весел с каждого борта. Только к началу XIX в. корей­ские кораблестроители окон­чательно отказались от весел в пользу парусов.

Джонки Юго-Восточной Азии, прежде всего вьетнамские, отличались еще более при­митивной узкой прямоуголь­ной формой корпуса, ведь плавали они как на реках, так и у побережья. Строились они не только из прочных сортов дерева, но и из бамбука. Эта конструкция не всегда по­зволяла ставить на джонку руль, поэтому управляли ею одним или несколькими вес­лами. Из-за малых размеров больше двух мачт никогда не ставили, но для специфических условий Индокитая и Малайи этого было вполне достаточно. Тем более что в этих районах джонки часто использовали как плавучее жилье.

«Божественный ветер»

Мало кто в наше время не слышал слово «камикадзе». Так во время второй мировой войны называли японских летчиков- смертников, которые таранили американские корабли.

На самом деле «божественный ветер» (так с японского перево­дится этот термин) — название сильнейшего тайфуна. Именно он в 1281 г. у берегов Японии разметал огромный флот мон­гольского хана Хубилая, который стремился захватить эту страну. Потерпев поражение от японцев в 1274 г., монгольский правитель подготовил армаду из 3500 джо­нок, построенных китайскими и корейскими мастерами.



Корейская джонка. Фото 1871г.

Войска из 100 000 монгольских всадников, корейских и китай­ских пехотинцев должны были сломить сопротивление япон­ских самураев. Японцы, наученные опытом прошлого вторжения, ждали врага — на берегу была по­строена каменная стена, а вооруженные джонки с вез­десущими вако укрылись в за­щищенных бухтах. Несмотря на то что благородные са­мураи и простые японские крестьяне героически сра­жались, одолеть интервентов им не удавалось. В самый критический момент сражения налетел сильнейший тайфун, и от флота Хубилая через не­сколько часов остались лишь воспоминания. С тех пор ве­тер, который в самый трудный момент спас Страну восходя­щего солнца, японцы называ­ют божественным.

Интересно знать

Человек, который интересуется японским флотом, сразу обратит внимание на разницу в названиях боевых кораблей и гражданских судов этой страны. Скажем, крейсер «Конго» назван в честь одной из горных вершин Страны восходящего Солнца, а эскадренные миноносцы традицион­но носят название ветров, лун и т. д. Например, «Симикадзе» – «Морозный ветер» или «Акицуки» – «Осенняя луна». Суда мирного назначения, казалось бы, называются понятно: «Токио-мару» или «Аргентина-мару».

В первом случае судно именуется в честь столицы Япо­нии, во втором – в честь латиноамери­канского государства, куда, возможно, должен пролегать маршрут данного судна. Но что такое «мару»? Моряки во все времена и во всех странах были суеверным народом. По этой причине на Востоке на всех джонках изображали глаза, чтобы отпугивать морских духов. Так про­должалось до конца XIX в., когда в Японии на смену традиционным парусным судам пришли современ­ные пароходы. Рисовать глаза на них было бы неправильно, ведь Япония встала на путь капиталистического развития и активно сотрудничала с лишенными языческих представ­лений европейскими государства­ми (первоначально они и строили пароходы для Страны восходящего Солнца).

Но традиции и суеверия в морском деле очень живучи, поэтому рацио­нальные японцы стали добавлять к названиям своих судов слово «мару», которое и означало глаза на традиционных джонках.

Сампан – младший брат джонки

При всех своих достоинствах джонка — большой корабль. Но для плаваний у побережья стран Восточной Азии, изре­занного бухточками, отличающегося мелями и входами, а устья широких и мелких рек, требовалось судно значитель­но меньших размеров. Им  стал сампан, созданный как очень примитивная джонка. Даже название этого плавучего средства буквально переводится как «три доски».



Традиционный восточный сампан на марке Социалистической Республики Вьетнам образца 1988 г.

Размеры сампанов, как и джонок. отличаются огромным многообразием — от 3-5-метровых до настоящих 40-метровых гигантов. При этом сампаны отличаются большой грузоподъемностью — до 80 т, малой осадкой, позволяющей им перемещаться буквально по лужам, и рулевым веслом вместо обычного киля. На сам­пане строили примитивную каюту-надстройку и одну мачту с традиционным парусом из циновок. По традиции сам­паном, в отличие от джонок, управляли женщины.



Богато украшенные суда в гавани Гонконга — типичные китайские джонки

Эти оригинальные особенности сампанов использовали корей­цы и вьетнамцы во время войн с американцами в 1950-1953 и 1959-1975 гг. соответствен­но. Сампаны показали себя уникальными кораблями — не­приметными, но очень эффек­тивными. С них ставили мины, высаживали десанты, на них пе­ревозили оружие. Делалось все это почти без потерь. Попробуй, отличи примитивную рыбацкую лайбу от сампана-милитариста!

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 307
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal