collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Создание и развитие классификации парусных кораблей  (Прочитано 1299 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Глядя на парусник, стоящий у причала или плывущий по водной глади, современный человек назовет его одним словом — корабль. Его предшественник, живший лет 300 тому назад, сразу сказал бы то же самое. Но, приглядевшись, мог бы четко отличить военный парусник от торгового судна, а по размеру, количеству мачт и виду парусов приблизительно назвать его класс. Именно парусным кораблям присуща четкая, но весьма сложная классификация. Классификация парусников видоизменяется на протяжении более чем 5000 лет. Конечно, паруса можно делать самых разнообразных форм и поднимать их по-всякому.

Корабли и ранги

На заре парусной эпохи воен­ные корабли почти не отлича­лись от торговых. На тех и дру­гих стояли пушки и находились вооруженные матросы. Что поделать — океаны кишели пи­ратами. Да и основным видом боя было сближение с кораб­лем или судном противника и взятие его на абордаж.

Но вот в 1588 г. огромная ис­панская Непобедимая армада встретилась у британских берегов с английским флотом. Англичане на своих маленьких и юрких корабликах не аборди­ровали нагруженные десантом испанские корабли, а обстрели­вали их из пушек. И хотя пото­пить удалось далеко не все суда, адмиралам стало ясно: ко­рабли надо ставить в линию (или кильватерную колонну), чтобы совокупный залп пушек всего флота накрывал противника. Англо-голландские войны второй половины XVII в. наглядно пока­зали, что артиллерийская мощь военного парусного корабля — залог успеха в морском бою.

А раз так, следует строить боевые корабли с как можно большим числом пушек. Однако малая дальность стрельбы гладкоствольных ору­дий — около 1000 м — и низкое разрушительное действие их ядер вынуждали моряков вести огонь залпами и исключительно в кильватерной колонне кораблей, выстроившихся в линию друг за другом. Потом с наиболее эффективными спо­собами размещения пушек на корабле стали бортовой и палуб­ный, а господствующей тактикой боя — линейная, впервые отработанная голландцами.

Интересно знать

Если на корабле пребывал команду­ющий эскадрой, то судно, называ­емое флагманским или адмиральским, автоматически становилось кораблем 1-го ранга.

Классификация парусников по количеству пушек на борту

Однако корабль не безразме­рен, а многочисленные тяже­лые пушки существенно влияли на его вместимость, остойчи­вость, ходовые качества и стоимость. Тогда же возникло понимание, что по мощи пушек малый корабль не сравнится с большим, зато первый мо­жет лучше вести разведку или доставлять почту, ведь радио тогда не было. Раз так, то следовало разделить военные парусные корабли на отдельные группы — ранги, критерием для чего послужило бы именно количество пушек.

Ранговая система была раз­работана в Англии в середине XVII в., и на последующие два столетия ее приняли все во­енные флоты Европы. Ее суть заключалась в разделении военных кораблей на 6 рангов в зависимости от количества установленных на них пушек.



Бермудская шхуна в море

При этом для более четкого ис­пользования и снабжения кора­блей они были разделены и на классы в зависимости от своего предназначения. Создателем ранговой системы считается английский чиновник (секретарь) морского ведомства Сэмюэл Пипс (Пепис), обосновавший ее в 1677 г. В основу разделе­ния боевых парусных кораблей на систему рангов он положил количество пушек и численность обслуживающих их расчетов.

Но поскольку второй критерий был уж очень узким, то совмест­но с пушками считали общую численность команды того или иного корабля. До Англо-голландских войн в разделении кораблей на ранги необходимости не было. Воен­ные флоты были маленькими и в основном собирались в период боевых действий. При этом такие флоты создавались на нерегулярной основе, и часто в одной эскадре пребывали как корабли, построенные и укомплектованные за счет казны (так называемые коро­левские корабли), так и суда, выставленные частными лица­ми (капитаны, судовладельцы, дворяне и т. д.).

Разношерстные корабли

Понятно, что подобные эскадры были весьма разношерстными по качеству входящих в них кораблей и обученности экипажей, но существенного значения это не имело, поскольку после оконча­ния военных действий назван­ные соединения распускались. Первая англо-голландская вой­на навсегда покончила с этой практикой. Отныне мощь воен­ных флотов напрямую зависела от количества состоящих в них боевых кораблей, готовых в лю­бую минуту выйти на выполне­ние боевых задач.

А поскольку автономность, то есть возмож­ность длительное время нахо­диться в море, парусных кораблей зависела лишь от запасов воды и пищи для экипажа и была, по сути, неограничен­ной, то и боевая задача могла иметь место в принципе в лю­бом уголке мирового океана (естественно, за исключением арктических и антарктических морей). Именно благодаря этой уникальной способности парусных кораблей быть там, где надо, создавалась морская мощь держав, от которой на­прямую зависела их политиче­ская сила.

Обманный маневр

В 1551 г. в Атлантике произошел курьезный случай, ставший на долгое время хрестоматийным. Моряки группы французских кораблей обна­ружили большую эскадру испанских галеонов. Понимая, что соотношение сил явно не в их пользу, французы пошли на хитрость, подняв штандарт испанской инфанты (дочери короля). По традициям того времени (а тра­диции эти сохраняются и поныне), испанские корабли артиллерийскими залпами должны были салютовать кораблям с инфантой на борту, что и было сделано. В результате на разрядившихся испанцев на большой скорости устремились французы и в ходе решительного абордажа захватили богатую добычу…



Бронзовые корабельные кулеврины XVI в.

Вот почему с середины XVII в. все военные флоты форми­руются исключительно на регулярной основе и только государством. Служба на флоте приравнивается к государ­ственной, и морские офицеры растут по служебной линии.

А значит, любой морской офицер не может сразу коман­довать кораблем. Он должен возглавить для начала какой-либо боевой пост (например, отвечать за парусное вооруже­ние корабля), а уже далее в зависимости от способностей и результатов службы получать в непосредственное командование конкретный корабль. Сначала, естественно, малень­кий, а далее все крупнее и крупнее. При этом новая, более высокая должность офицера должна была соответ­ствовать получаемому им во­инскому званию — от мичмана (средний корабельный чин) до адмирала. Командиром кора­бля является капитан. А поскольку корабли разные, то и капитанские звания также должны были иметь свою систему от­личий.

Все эти обстоя­тельства в со­четании с необхо­димостью выполнять в зависи­мости от ситуаций самые разнообразные задачи, для которых, собственно говоря, и строились весьма различающиеся между собой военные парус­ные корабли, обусловили срочное введение стройной системы, благодаря которой возможно было как различать корабли, так и продвигать по службе офи­церов.



Портрет Сэмюэла Пипса. Джон Хейлз. 1666 г.

Именно такой системой и стала система рангов, или, как ее долгое время называли в Англии, система рейтинга. В итоге все военные корабли были разделены на 6 рангов (соответственно и капитан­ских, вернее командирских, званий стало также 6). При этом первые 3 или 4 ранга (в зависимости от страны и исторической эпохи) счита­лись высшими и во времена расцвета парусного флота состояли исключительно из линейных кораблей.

Системное ранжирование командиров

Их коман­диры, получив капитанские звания, также различались по рангам — от капитана 4-го до капитана 1-го ранга. Все иные военные парусные корабли от крупных фрегатов до мел­ких корабликов оказались в низших 5-м и 6-м рангах. Их командирами назначались мо­лодые офицеры в званиях лейтенанта (то есть заместителя высшего по званию офицера) и капитан-лейтенанта (непо­средственные заместители капитанов, которым поручает­ся самостоятельное командо­вание более ценными, нежели у лейтенантов, кораблями).

По системе рангов к 1-му и 2-му относились корабли с тремя орудийными палуба­ми, корабли, число пушек на которых было больше 100 (с середины XVIII в. — боль­шего) и 90 соответственно. Это были самые большие и сильные военные корабли, водоизмещение которых пре­вышало 5000 т, а экипаж насчитывал около 800-1000 человек. Такие корабли использовались как флагманские.



Современный пятимачтовый корабль “Королевский клипер” с поставленными между мачтами дополнительными парусами – стакселями

Куда более многочисленными стали корабли 3-го и 4-го ран­гов. Как пра­вило, они являлись двухпалубными кораблями, а орудий на них находилось от 50 до 90. Количество пушек на корабле всегда было больше того числа потому, что многочисленные мелкокалиберные пушки, стоящие на носовой и кормовой надстройках, не учиты­вались.

Английская система рангов имела множество недостатков, из-за которых другими страна­ми она была принята не полно­стью. Главный из них — частое несоответствие названного в ранге количества орудий их реальному числу. К примеру, долгое время не учитывались ставшие к началу XIX в. основой мощи британских кораблей пушки с коротким стволом — каронады. Кроме того, часто бывало и так, что оснащенный 50-60 пушками фрегат по своей мощи был намного сильнее 66- или 74-пушечного линейного корабля, но по рангу был его ниже. И прежде всего потому, что на линейном корабле боль­ше экипаж.

Именно поэтому французы до­полнили английскую систему рангов. Новая система базиро­валась на разделении кораблей как по числу пушек (vaisseau de 90 canons), так и по числу батарейных палуб (vaisseau de 3 ponts).



Смотр Черноморского флота в 1849 г. И. К. Айвазовский

Окончательно система рангов линейных кораблей офор­милась лишь в конце XVIII в., аккурат к началу наполеонов­ских войн. К концу войн, то есть к 1814 г., английский Королев­ский флот имел 7 линейных кораблей 1-го ранга, 5 — 2-го, 87 — 3-го и 8 — 4-го.

Артиллерия парусной эпохи

Морские орудия, как и корабли, тоже отличались значительным разнообразием. Вплоть до рубежа XVI—XVII вв. на парусные корабли ставили, как правило, то, что находилось под рукой. В итоге артиллерийские системы, установленные даже на одном корабле, отличались огромным многообразием кон­струкций и характеристик.

По сути, вплоть до Первой анг­ло-голландской войны 1652—1654 гг. мощь артиллерии все­рьез не воспринимали, считая артиллерийский огонь лишь подготовительным для аборда­жа. Но жестокая практика боев в Северном море заставила адмиралов и кораблестроите­лей относиться к артиллерии с серьезностью и уважением. Отныне считалось крайне важ­ным оснащать военные парус­ные корабли преимущественно однотипными артиллерийскими системами.



Испанские 24- и 12-фунтовые корабельные пушки. Конец XVIII в.

Конечно, артиллерийские ору­дия отличались тогда и отлича­ются сейчас по весу, назначе­нию, а главное — калибру. Если для современных нарезных систем последняя характери­стика чуть ли не наиважнейшая, то для гладкоствольной артил­лерии она постоянно варьи­ровалась в широких пределах, ведь обеспечить точность до минимальных величин соотно­шения чугунного и грубо отли­того шарообразного ядра для такой же грубо отлитой чугун­ной пушки не представлялось возможным.

Соотношение форм

Выход предложил артиллерийский ма­стер и математик Георг Гартман. Выработанная им в 1540 г. система была построена на так называемом артиллерийском фунте. Под этим термином подразумевалась зависимость массы ядра от его диаметра. Для однофунтовой пушки это значе­ние составляло 491 г и 50,8 мм, а для наиболее мощных и распространенных в начале XIX в. 36-фунтовых — 17,64 кг и 174 мм. Правда, соотношение это было на первый взгляд точным, но, по сути, являлось весьма и весьма условным, так как в разных странах существовали свои системы стандартов. Они хоть и были похожи, но порой весьма различались.



Российский учебный фрегат (корабль) «Надежда» в полном парусном вооружении

Так, к примеру, геометри­ческий калибр русского фунтового ядра состав­лял 71 мм, а английского — 76 мм, а у самых мощных 68-фунтовых корабельных орудий — 214 и 203 мм соот­ветственно. В свою очередь, в весьма широких пределах варьировалась и масса самих орудий. Так, в 1712 г. по приказу Петра I были взвешены 12-фун­товые корабельные пушки, от­литые на разных заводах.

Выход найден

В результате их масса состав­ляла от 80 до 91,3 пуда. И это были пушки одного калибра и идентичных характеристик! Неслучайно поэтому на Херсон­ской верфи в 1779 г. при по­стройке для Черноморского флота кораблей «Святой Павел» и «Слава Екатерины» вместо по­ложенных по штату 30-фунтовых пушек решили поставить 24-фун­товые, которые согласно фор­мулировке тех лет «столь малую имеют разность, что с таковою же пользою в действии употре­бляемы быть могут».

В итоге открывались широкие возмож­ности по замене корабельных орудий малого калибра на более крупнокалиберные системы с близким соотношением весо­вых характеристик, что и было сделано в русском флоте на Балтике, когда 6-фунтовки без проблем уступили свое место 8-фунтовкам, и т. д.

Однако в целом система Гарт­мана использовалась вплоть до 1877 г., когда военные фло­ты перешли на длинностволь­ные корабельные нарезные орудия. Иное дело, что про­гресс в технике артиллерий­ского вооружения подпадал под суще­ству­ющую систему Гартмана, но оказывался вне существовав­шей тогда системы рангов. Дело в том, что помимо пушек на вооружении парусных кора­блей состояли тогда и артилле­рийские орудия иных систем: гаубицы, мортиры, орудия с коротким стволом, но со зна­чительным калибром — каронады и их разновидность в рус­ском флоте — пушки-каронады.



Русский корабельный “Единорог”

А корабли преимущественно российского Черноморского флота оснащались весьма ори­гинальными и дальнобойными орудиями — единорогами, не встречающимися более ни в од­ном флоте мира. Но адмиралы упорно считали ранги кораблей исключительно по числу пушек.

Классификация парусников по парусному вооружению

Как бы ни была совершен­на классификация военных парусных кораблей по рангам и по числу пушек, предпочтение отдава­лось и отдается в настоящий момент системе классификации парусных кораблей исклю­чительно по парусному воору­жению. В основном сложилась она к середине XVII в. и с незначительными изменениями дожила до наших дней.

В ее основе — разделение парусных судов по трем ка­тегориям: размеры корпуса, количество мачт и собственно тип парусного вооружения или, более четко, соотношение имеющихся типов парусов. Причем типов парусов исто­рически сложилось лишь два — прямой и косой, или латинский. Дополнительно могли подниматься и добавочные паруса — лисели.



Парусное вооружение брига

Именно указанные типы пару­сов определяют как ходовые (скорость и ма­невренность), так и практические  (грузоподъемность, функциональность) ха­рактеристики корабля.

В отличие от двух предыдущих данная система вырабатыва­лась спонтанно, и вести речь о конкретном ее авторе не приходится. Однако именно она оказалась наиболее четкой и приемлемой для парусных кораблей, так как, исключая предназначение парусника (что само по себе особая система классификации), говори­ла о нем практически все. Правда, на первый взгляд си­стема парусного вооружения на корабле выглядит крайне сложной и запутанной.

Сложности в определении парусника

Не посвященный в особенности конструкций рангоута и такелажа человек может в лучшем случае сосчитать ко­личество мачт и определить тип парусов. А большего, в принци­пе, для определения типа того или иного парусного корабля либо судна и не требуется, ведь исторически сложилось не так уж и много типов парусных ко­раблей: большие — корабли или фрегаты, бриги и шхуны, а также их разновидности — шхуна-бриг (бригантина) и шхуна-барк (баркентина). Малые — иол, кеч и т. д.



Парусное вооружение барка

Парусник, несущий полное па­русное вооружение, состоящее из прямых парусов, называет­ся кораблем, а его парусное оснащение — фрегатским. Определить корабль или фре­гат не сложно. Как правило, это трехмачтовый корабль, не­сущий на всех мачтах прямые паруса. Мачты, считая от носа, исторически имеют названия фок-, грот- и бизань-мачта. Если мачт более трех, то все централь­ные называются грот-мачтами с добавлением порядкового номера. Поднять на всю мачту единый парус на большом корабле невозможно, и потому мачты разделяют перпендикулярно поставленные реи, благодаря которым создаются яруса парусов.

В среднем ярусов на мачтах корабля от 3 до 5. Максимум — 9. К кормовой би­зань-мачте кре­пится рей, обра­щенный назад,— гафель. К нему прикрепляется косой прямо­угольный парус в виде непра­вильной трапеции — трисель, стоящий по диаметральной плоскости корабля. С помо­щью триселя корабль лучше управляется.

И наконец, к бушприту и его продолже­нию — утлегарю — крепятся особые треугольные паруса — кливеры и стаксели,верхний конец которых закрепляется на фок-мачте. Теоретически под бушприт можно было ставить и обычные прямые паруса — блинды. Однако примерно с начала XIX в. от их установки отказались, так как при возросших размерах ко­рабля нижний ветер придавал гораздо меньшую тягу движению, нежели средние и верхние (по располо­жению парусов) ветры.

Бриг и баркентина, в чем разница

Бриг отличается от корабля или фрегата тем, что несет всего две мачты и гафель, с по­мощью которо­го растягивают трисельный парус, и прикрепляется ко второй с носа, а фактически центральной грот-мачте. Барк так же, как и корабль, несет три и более мачты с такими же названиями и разделением на реи, однако на бизань-мачте под­нимается исключительно косой парус. В остальном барк от корабля практически не отличается.

А вот если косые паруса поднимаются на всех мачтах, ко­личество которых одна или более (максимум, который удалось поставить на классический парусный корабль европейского происхожде­ния — 7 мачт), то такой парус­ник называется шхуной. При этом существуют 4 разновидности шхун. Гафельная оснащена исключительно гафельными парусами — триселями. В мар­сельной помимо косых па­русов на фок-мачту ставятся и верхние (топовые) прямые паруса — марсели, потому иное, устоявшееся в англо­язычных странах название этого подтипа — топсельная.

Стаксельная оснащена ис­ключительно треугольными передними парусами — стакселями. Бермудская представ­лена обычными треугольными, латинскими или бермудскими парусами. Интересно, что стаксели и кливеры поднима­ются на всех типах шхун, кроме бермудских. Последние, как правило одно- или двухмачто­вые, появились лишь полтора столетия назад и в основном используются в прогулочных и спортивных целях.

Бригантина

Баркентина и бригантина являются судами со смешан­ным парусным вооружением. В первом случае мачт 3 или более и прямые паруса подни­маются лишь на фок-мачте. Во втором случае мачт только две, но принцип парусного во­оружения тот же.



Марсельная и топсельная (скрученные прямые паруса на верхушке – топе фок – мачты) шхуны

Человечество эксперимен­тирует с парусами на про­тяжении более чем 5000 лет. Конечно, паруса можно делать самых разнообразных форм и поднимать их, так сказать, по-всякому. Последнее в основном практикуется на малых парусных судах, от­личающихся значительным разнообразием. Однако для большого парусного корабля, назначение которого — бороз­дить широкие просторы морей и океанов нашей планеты, во главу угла, естественно, ста­вятся исключительно практические или функциональные характеристики.

Именно по­этому ничего совершеннее, чем парусное вооружение фрегата, брига и шхуны, не создано до сих пор. Впрочем, паруса и все мачтовое хо­зяйство, именуемое рангоу­том, для парусного корабля являются лишь двигателем и движителем одновременно. Однако любому паруснику следует выполнять конкретные задачи, и в таком случае на­значение корабля определяет­ся его классом.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
581 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 377
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Апрель 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 [18] 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal