collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Морские уточки. Что за напасть?  (Прочитано 410 раз)

Онлайн bigbird

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +13/-0
    • Просмотр профиля
    • Яхтинг от и до. Справочный портал


Ветер есть, море спокойное, паруса подняты, а лодка еле движется. Месяц назад бежала, а сейчас еле ползет. А виной всему «борода» на корпусе, вон как оброс. Досадно. И что делать? Хотя делать надо было раньше!

Обрастание… Более 1700 видов морских организмов могут участвовать в обрастании, но более других нас интересуют морские уточки. И не без причины.

Если балянусы, они же морские желуди, предпочитают скалы, они, скажем так, ленивы и нелюбопытны, то морские уточки – убежденные странники, за что их дружно ненавидят все судовладельцы. И особенно яхтсмены! Почему именно они – об этом чуть позже, пока же о том, что это за твари такие, хотя, как и все, Божьи, но очень зловредные.

* * *

Сначала о названии. Это все миф, возникший на Британских островах и там же просуществовавший более пятиста лет. Якобы есть на свете удивительная – не внешне, а по существу! – птица, небольшой такой гусь (ныне известный как белощекая казарка), которая вылупляется не из яйца, а из существ, прилепившихся к днищам судов. Ну а что такого? Вон из гусеницы появляется бабочка, то почему бы гусю не вылупиться… из морской уточки?

Вообще, миф этот возник не на пустом месте. Во-первых, в те далекие времена никто не знал, где находятся гнездовья белощекой казарки (много позже было установлено, что этот гусь гнездится на побережье Гренландии, Шпицбергена, других арктических островов), и как следствие не видел ее яиц. Во-вторых, при сильно развитом воображении раковину морской уточки можно принять за яйцо, а их ножки, больше похожие на веера-опахала, за оперение эмбрионов птиц. И уж кстати: миф этот имел и практическое значение, так как позволял представителям католической церкви относить казарку к рыбам, а значит, мясо ее дозволялось употреблять в постные дни.

Раковина, но не моллюск. Да еще и ножки! Морским уточкам долго удавалось вводить всех в заблуждение, но в первой трети XIX века зоологи установили: морские уточки – усоногие рачки! Только очень уж необычные. Туловище этих рачков действительно напоминает раковину, этакий известковый домик, но передние части головы уточек разрослись в длинный стебелек, выходящий из отверстия нижней части домика, у некоторых видов уточек он покрыт чешуйками, а у некоторых может достигать 60 см в длину. Этим стебельком (так и хочется назвать его ножкой, это голову-то!) уточка и крепится к корпусу лодки. И не только, вообще почти ко всему плавающему в воде: клубкам водорослей, кускам пемзы, деревянным обломкам, иногда – к пластиковым бутылкам, часто – к буям, а во время путешествия на папирусной лодке «Ра-2» через Атлантику Тур Хейердал со спутниками находили морских уточек, прикрепившихся к шарам затвердевшей нефти. В качестве средств передвижения морские уточки могут использовать китов, крабов-плавунцов, морских черепах, акул. В общем, было бы к кому прикрепиться. Вернее, приклеиться. Клейкое вещество, которое выделяет морская уточка, затвердевает в воде за 10–15 минут и до сих пор является загадкой для ученых. Создать что-то подобное искусственным путем у них никак не получается, а ведь это был бы идеальный материал, например, для быстрого и крепкого сращивания костей, а стоматологи и вовсе сочли бы его бесценным!

Питаются морские уточки различными планктонными организмами и органическими частицами, которые отфильтровывают из воды с помощью усовидных грудных ножек, его еще называют «ловчий веер». Высунулись из-под подвижной крышечки на вершине домика, гребок – и внутрь, ближе ко рту.

Размножаются эти существа своеобразно. Большая часть морских уточек являются обоеполыми, хотя оплодотворение, как правило, проходит между разными особями. Из оплодотворенного яйца вылупляется свободно плавающая личинка с тремя парами конечностей, служащими для передвижения и питания. После нескольких линек она частично покрывается панцирем, после чего начинает ждать случая, к чему бы прикрепиться-приклеиться. А часто и ждать не приходится – селись рядом с папой-мамой и сотнями, тысячами своих товарок, облепивших корпус несчастной яхты.

* * *

Если есть проблема, с ней надо бороться. А морские уточки – та еще проблема! Особенно в тропических водах, где им особенно комфортно. Там они быстро растут и так же быстро размножаются и в результате увеличивают вес судна, а главное – препятствуют обтеканию, что сказывается на скорости – она может снизиться чуть ли не на 80 процентов!

Спрашивается, что делать?

Скоблить, считал Плутарх, отмечая, что финикийцы, знаменитые мореходы, каждые год-два вытаскивали судно из воды и дочиста отскребали его днище.

По прошествии веков методы борьбы с обрастанием становились совершеннее и… превентивнее: не смогут уточки приклеиться – не придется и счищать. Корпуса кораблей начали покрывать воском, смолой, дегтем с добавлением чего-нибудь ядовитого – серы, мышьяка, свинца, пороха... Только в Англии с 1625 по 1865 год зарегистрировано около 300 патентов на противообрастающие покрытия. Еще днища судов обшивали медными листами, потому как медь обладает токсическими свойствами.

В наши дни для профилактики обрастания используют специальные краски – антифоулинг, содержащие медь или другие вещества, обладающие одновременно большим сроком службы и высокой токсичностью. С последней, надо заметить, все не так просто. Еще недавно были очень популярны оловоорганические соединения. Покрытия на его основе позволяли увеличить срок между обработками до четырех лет. Однако экологи доказали, что соединения олова загрязняют океан, накапливаясь в донных отложениях, и в октябре 2001 года Международная морская организация запретила их использование. В XXI веке на смену трибутилолову пришли более экологически чистые соединения цинка и ванадия, вновь пробудился интерес к меди.

Современный ассортимент противообрастающих красок включает материалы, отличающиеся типом связующего, эффективностью защиты, сроком службы, ну и стоимостью, разумеется.

Принцип действия антифоулинга основан на выделении в морскую воду токсичных веществ, которые отпугивают «обрастателей». Эффективность противообрастающей краски зависит и от скорости перехода токсичных веществ с окрашенной поверхности в морскую воду, причем слишком высокая скорость выделения (выщелачивания) токсинов в воду приводит к быстрой потере токсичности.

Антифоулинг по механизму защитного действия можно свести в две группы: краски контактного действия и самополирующиеся покрытия.

В красках контактного действия концентрация яда велика, составляя по массе 85–88 %. В качестве токсинов обычно используется закись меди, иногда дополнительно вводят гербициды. Скорость выщелачивания ядов из этих красок сильно уменьшается со временем, так как выщелоченный слой пленки краски затрудняет выщелачивание нижележащих частиц яда. Срок защиты красок контактного действия составляет 2–2,5 года.

Механизм защитного действия самополирующихся покрытий заключается в следующем: происходит диффузия молекул воды в покрытие, гидролиз связей полимерной цепи, а затем растворение и эрозия материала под действием потока воды. Для того чтобы поддерживался необходимый уровень токсинов на границе покрытия, требуется постоянное обновление поверхности, что и происходит при движении судна. Кроме того, поверхность самополирующегося противообрастающего покрытия при движении судна становится более гладкой. Срок службы самополирующихся покрытий составляет пять лет.

Противообрастающие краски выбирают в зависимости от типа судов, условий эксплуатации (море, река-море, пресноводные водоемы); продолжительности навигационного периода; районов плавания судна (север, умеренный климат, юг, субтропики).

Деликатес, однако!
 «Когти динозавра», «чешуйчатый монстр»… Как только не называют морские уточки, подаваемые в ресторанах Португалии, Марокко, Италии, Греции. А в испанской Галисии в честь них даже проводится праздник Фиеста де Лос-Персебес. Именно так, рercebes или peus de cabra называют морских уточек на Пиренейском полуострове.

Культивировать персебес пока не научились, что не может не радовать персебейруш – собирателей персебес (в Испании – персебьеро). Хотя профессия их и сложна, и рискованна. Ведь тут одними яхтами-лодками, на которых так любят селиться морские уточки, не разживешься. Приходится искать их на подводных частях прибрежных скал, где они тоже встречаются. А волна как ударит! По статистике в Галисии каждый год разбивается о скалы пять-шесть персебьеро, а в Португалии… Там периодически, на один-два месяца вообще запрещают этот их промысел, но вовсе не из человеколюбия, просто персебес кое-где находятся на грани исчезновения, вот и берегут. Есть и другие ограничения для сборщиков – не более шести килограммов на человека в день.
Кулинарами ценятся только крупные особи, достигающие 20 см в длину. Иногда их запекают, но чаще отваривают пару минут в морской воде с добавлением специй. Делают это, не снимая с животного оболочки. В некоторых местах пересебес подают горячими, сразу после варки, но чаще холодными в качестве закуски под пиво или вино.

На вкус морские уточки – это омар, креветки и устрицы одновременно. Есть их достаточно просто. Нужно «открутить» твердую «раковину», к которой крепится сочное розовато-белое мясо. Его и едят, поливая смесью из уксуса и оливкового масла.

Цена морских уточек колеблется от 60 до 150 евро за кг (в период штормов, когда сбор невозможен, цена на этот кладезь кальция, йода и витаминов В1 и В2 при низкой доле жира взлетает невероятно). При этом килограммом наесться невозможно, поскольку 80 % веса приходится на «раковину». Приходится к первому килограмму прибавлять второй, за ним третий… Короче, дорогое удовольствие (хотя для многих и сомнительное), поэтому пересебес еще называют «морскими трюфелями».

Текст Сергея Борисова
Опубликовано в Yacht Russia №1-2/2019 г.

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Процессор Triton Edge от B&G и гребной винт EWOL
[Техника]
Flyleaf
Сегодня в 14:58:50
topic DEEC-Tech: Новая технология лаборатории NREL способна генерировать электричество
[Техника]
Flyleaf
26.09.2022, 15:15:23
topic Египет инвестирует доходы от Суэцкого канала в три яхтенных порта
[География]
Flyleaf
26.09.2022, 13:49:22
topic Что стало с судном «Дункан» из фильма Говорухина «В поисках капитана Гранта»
[География]
Flyleaf
25.09.2022, 20:52:37
topic Зачем штурману раковины?
[История]
bigbird
22.09.2022, 20:22:31
topic Как британская королева выбрала советского моряка
[История]
bigbird
22.09.2022, 19:53:36
topic Ocean Cleanup планирует очистить воды Мирового океана
[Техника]
bigbird
22.09.2022, 12:04:47
topic Парусно-винтовые линейные корабли
[Техника]
Daria
20.09.2022, 20:17:42
topic Inreach Mini 2 - новое устройство связи от Garmin
[Техника]
Daria
20.09.2022, 20:06:16
topic Зимние серии регат в Сочи стартуют 4 ноября
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
Daria
19.09.2022, 11:55:51
topic Джон Амтруп и его " Окончание ледовой симфонии"
[История]
Daria
19.09.2022, 11:42:09
topic Впереди - cамая суровая гонка
[Регаты и Матч-рейсы]
bigbird
18.09.2022, 21:21:57

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2846 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений
Xollms Xollms
66 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 80
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 1
  • Точка Сейчас на форуме:

* Календарь

Сентябрь 2022
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 [27] 28 29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal