Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Мероприятия => Регаты и Матч-рейсы => Тема начата: Craus от 15.11.2020, 20:44:12

Название: Vendée Globe: все, что нужно знать о самой сложной гонке в мире
Отправлено: Craus от 15.11.2020, 20:44:12
https://youtu.be/DWzsL_sWLLw

8 ноября во французском городе Ле-Сабль-д'Олон стартовала регата, которую называют «Эверестом парусного спорта» — уже девятая по счету Vendée Globe, безостановочная гонка яхтсменов-одиночек вокруг Земли. В регате впервые принимают участие 33 гонщика из 9 стран, и 6 из них — женщины. Рассказываем, как устроена главная одиночная кругосветка и за кого в ней болеть.

Vendée Globe — это тяжелейшее парусное (и, вполне вероятно, не только парусное) соревнование в мире. В течение почти трех месяцев гонщики противостоят холоду, гигантским волнам и сильным штормам, которыми особенно славится южное полушарие. Но самое главное, что отличает эту регату от любой другой — одиночество. Спортсмены выходят по одному каждый на своей яхте и должны обогнуть планету без единой остановки и чьей-либо помощи. Гонка проходит раз в четыре года и стартует в начале ноября, когда в южном полушарии наступает лето — это позволяет сократить риск столкновения яхт с айсбергами.

Три главных принципа Vendée Globe:


Длина маршрута Vendée Globe составляет около 24 тысяч миль: участники стартовали во французском Ле-Сабль-д'Олон, далее маршрут гонки проходит по Атлантике на юг, через три легендарных мыса — южноафриканский мыс Доброй Надежды, австралийский мыс Люин в Индийском океане и чилийский мыс Горн (Тихий океан). И снова оказавшись в Атлантическом океане, яхты возвращаются во Францию.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_15_11_20_8_29_02.jpeg)

Отсюда из России кажется, что Vendée Globe — это какая-то странная и безумно сложная затея для сумасшедших, но на самом-то деле это только у нас почти не следят за такими гонками и не показывают их по телевизору, а в той же Франции или Англии Vendée Globe — это соревнование, соизмеримое по количеству зрителей и бюджетам с популярными видами спорта, на старт которого съезжаются десятки тысяч человек. Правда, в этом году, все устроено по правилам игры коронавируса.

Регата стартовала 8 ноября в 15:02 по Московскому времени. Трансляция старта гонки доступна в записи по ссылке.

Как это вообще возможно

На первый взгляд звучит совершенно невероятно — только вдумайтесь: три месяца под парусом в одиночку без единой остановки и помощи нужно пробираться через штили, штормы и айсберги южного океана. Нужно следить за тактикой, искать ветер, рулить, менять паруса, чинить яхту, а еще было бы неплохо иногда есть и — самое главное — спать.

У каждого участника есть своя береговая команда — это может быть и один человек, и даже 50, но суть одна и та же: эти люди помогают следить за состоянием спортсмена, анализировать погодные данные, подсказывают какие-то тактические решения, идеи по ремонту и настройке оборудования и многое другое. Понятно, что надиктовывать что-то яхтсмену из теплого офиса звучит как непыльная работенка, но без береговой команды никак — анализ и сбор данных сильно разгружают ежедневную рутину.

Ну, и самое главное — сон. Как вы, наверное, догадываетесь, на IMOCA60 есть автопилоты, дублирующие их системы и вообще без автоуправления спортсмену бы пришлось не в гонке участвовать, а заниматься выживанием в океане. Но нельзя поставить яхту на автопилот и пойти спать — она тут же врежется в танкер, айсберг, контейнер или любой другой плавучий объект. Поэтому сон — это отдельный важный пункт в жизни участника регаты: каждый вырабатывает свою систему сна. Например, можно спать 20 минут через 20, а можно с врачами подобрать что-то индивидуальное.

История гонки

Vendée Globe, которая в этом году проходит в девятый раз, считается преемницей первой одиночной гонки в истории Golden Globe Race 1968, в которой также участвовали яхтсмены-одиночки, следовавшие по похожему маршруту. Трагический результат той гонки (финишировать смог только один яхтсмен — Робин Нокс-Джонстон) и финансовые трудности вынудили организаторов свернуть проект.

1982 стал годом возрождения одиночных кругосветных гонок — именно в этом году впервые прошла BOC Challenge, одиночная кругосветка с остановками. В 1982−83 и в 1986−87 годах победа в дивизионе 60-футовых лодок досталась Филиппу Жанто, который будучи неудовлетворенным форматом BOC Challenge, решил создать свою, безостановочную регату — Vendée Globe.

Первая Vendée Globe состоялась в 1989−90 годах, и на старт тогда вышли 13 яхт. Сам основатель регаты Филипп Жанто в той гонке финишировал лишь четвертым.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_15_11_20_8_29_08.jpeg)


Яхты Vendée Globe

Vendée Globe — это гонка, если совсем грубо, одинаковых яхт. Они бывают идентичные, как, например, SV20, а бывают и открытые классы, когда единообразие этих яхт описывается специальным набором правил. Все, что остается за пределами таких правил, отдается на откуп конструкторам, которые могут выдумывать новые решения. То есть Vendée Globe — это все-таки соревнование с равными возможностями на дистанции, но специальное место для гонки вооружений тут тоже, конечно, есть.

Все яхты, участвующие в Vendée Globe, имеют длину 18,28 метров (60 футов) и осадку 4,5 метра. С учетом огромной парусности, эти лодки можно считать наиболее совершенными и быстрыми однокорпусниками на планете, управляемыми одним человеком. На полных курсах они могут разгоняться более, чем до 30 узлов.

Устройство и размеры лодок определяются организацией IMOCA (International Monohull Open Class Association), основанной в 1991 году и поддерживаемой World Sailing — международной федерацией парусного спорта. Наибольшие изменения в класс были внесены перед регатой 2016 года: габариты лодок, стандартизированный киль, выбор между двумя мачтами (обычной или мачтой-крылом), ограниченное количество надстроек и балласта — все это жестко определяется правилами класса.

https://youtu.be/KJeI4qV8M2o

Главное нововведение — подводные крылья, которые позволяют корпусу подниматься над водой на острых курсах. Это значительно снижает сопротивление воды, и яхта идет гораздо быстрее. Vendée Globe 2016 показал эффективность гидрофойловых лодок, поэтому 18 из 33 яхт на Vendée Globe 2020 — фойловые, то есть оснащенные подводными крыльями.

Также важной отличительной чертой лодок IMOCA60 является качающийся киль — активный балласт настроен так, что на разных галсах его можно перемещать с одной стороны на другую, чтобы он эффективнее помогал сопротивляться крену.

Из других особенностей этой регаты — никогда еще в Vendée Globe не принимало такое количество равных по характеристикам лодок: 8 новейших яхт были построены в последние 2 года и заточены исключительно под фойловый режим, 5 фойловых лодок предыдущего поколения (2015 года постройки) и ещё 12 лодок постарше (от 9 до 13 лет), причем 5 из них были переделаны в фойловые. Первыми на финише болельщики, конечно, ждут одного из участников на яхте с подводными крыльями. Но если все сложится наоборот, это будет даже интереснее.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_15_11_20_8_29_14.jpeg)

C гонщиками Vendée Globe можно виртуально состязаться в Virtual Regatta: гонка в приложении проходит по тому же маршруту, позиции гонщиков транслируются в реальном времени

В последней квалификационной гонке перед Vendée Globe (Vendée-Arctique) опытная гонщица Саманта Дэвис продемонстрировала, что она и ее яхта Initiatives Coeur (построена в 2010 году компанией VPLP, одна из старых лодок, переделанная в фойловую) может быть почти такой же быстрой, как и новые фойловые лодки. Она шла быстрее, чем Коиджиро Шираиши на новой лодке, так же, как и Кевин Эскоффиер на PRB, который финишировал близко к Саманте. Все это доказывает, что старые лодки вполне подходят для борьбы если не за победу, то хотя бы за место на подиуме.

Еще одно интересное новшество этого сезона: с гонщиками можно виртуально посостязаться в онлайне — для этого надо перейти по ссылке и зарегистрироваться. В Virtual Regatta (iOS (https://apps.apple.com/ru/app/virtual-regatta-offshore/id387893495), Android (https://play.google.com/store/apps/details?id=com.virtualregatta&hl=en&gl=US)) есть реальное положение настоящих гонщиков на карте, с ними можно соревноваться и даже обгонять. Ну, или как минимум следить за ходом гонки.

Факты и цифры


(http://sail-friend.ru/gallery/3211_15_11_20_8_29_20.jpeg)


Как гонщики готовятся к регате

Подготовка к регате занимает продолжительное время и у техников, экспериментирующих с яхтами, и у гонщиков. Помимо психологической и физической подготовки им приходится учиться чередовать сон и бодрствование каждые 20 минут, что считается наиболее оптимальным режимом для гонщиков-одиночек в течение всей регаты. Связано это с огромным количеством опасностей на протяжении всего пути: здесь и айсберги, и внезапные шквалы, и плавающий в воде мусор, который может повредить яхту.

За примерами далеко ходить не надо: в Vendée Globe 2016 лидировавший на тот момент британец Алекс Томсон повредил одно из подводных крыльев о неопознанный предмет и проиграл Армелю ле Кле. А во время трансатлантической регаты Route de Rhum 2018 Алекс умудрился проспать и посадить лодку на мель, что стоило ему победы в гонке.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_15_11_20_8_29_27.jpeg)

Последней тренировкой для гонщиков перед Vendée Globe стала Vendée-Arctic-les Sables d’Olonne, проходившая в июле этого года по маршруту Ле-Сабль-д'Олон — точка северо-западнее Исландии на пересечении с 60-й параллелью, затем поворот на юг к Азорским островам, после чего возвращение в Ле-Сабль-д'Олон. Квалификационной она стала лишь для четверых шкиперов, еще одному надо было преодолеть не менее 2000 миль, а остальные гонщики проверяли лодки и получали действительно важный опыт, так как из-за пандемии организаторам пришлось отменить две трансатлантических подготовительных гонки.

В 2020 году в гонке участвуют 33 лодки. Сравнить, чем они отличаются друг от друга, можно по ссылке на сайте IMOCA (https://www.imoca.org/en/boats).

Как победить?

Самое главное — это, конечно, состояние лодки и тактика. Но если за состояние в первую очередь отвечает подготовка, то за тактикой следить можем даже мы с вами. В отличие от привычной для всех яхтсменов задачи стараться избегать штормов, гонщики Vendée Globe рыскают по всем океанам в поисках сильного ветра.

Например, по состоянию на момент написания статьи в гонке лидировала группа гонщиков, решившая пойти по кратчайшему пути — на юг, ближе к мысу Финистерре. Гонщики же на быстрых фойловых лодках, наоборот, предпочли запад, где сейчас из-за циклона в центре Атлантики дует существенно сильнее. За счет преимущества в скорости у «западной» группы есть все шансы захватить лидирующие позиции совсем скоро — они просто подошли к кромке циклона и сейчас ускорятся по генеральному курсу.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_15_11_20_8_29_34.jpeg)

Если на «атлантических» частях маршрута особенно важны стратегия и тактика, то знаменитые «ревущие сороковые» — полоса широт, опоясывающая Антарктиду — больше выступают проверкой на прочность для людей и матчасти. На максимальных скоростях лодки облетают три Великих мыса, и здесь уже побеждают самые крепкие и быстрые.

Многое будет зависеть от своевременных настроек и смен парусов, обеспечивающих максимальные скорости как днем, так и ночью. Ну и, наконец, опыт — 70 дней в открытом море в одиночестве не даются легко никому, и тем, кто уже не раз бывал в самых сложных переделках, определенно будет проще справляться с трудностями одиночного плавания.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_15_11_20_8_29_40.jpeg)

Чтобы проникнуться духом регаты, посмотрите фильм «Одиночка» режиссера Кристофа Оффенштейна.
Ян Кермадек (его играет Франсуа Клюзе) в последнюю минуту замещает своего друга на гонках Vendée Globe. В ходе гонок Кермадек, на тот момент — лидер, должен остановиться, чтобы починить сломанный судовой руль, и эта остановка меняет для него весь ход гонок.

За кого болеть?

Будем наблюдать, как новички Тома Руйан и Шарли Дален пытаются обойти легендарных «олдтаймеров» — Алекса Томсона, Жереми Бейу и Саманту Дэвис.

Два общепринятых мировых лидера оффшорных гонок Армель ле Кле и Франсуа Габар (они сейчас гоняются исключительно на многокорпусных судах) не принимают участие в регате — тем больше будет интрига.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_15_11_20_8_29_47.jpeg)

Алекс Томсон

48 лет, Великобритания
Алекс Томсон — пожалуй, главная суперзвезда предстоящей регаты. Он будет участвовать на новой гидрофойловой Hugo Boss уже в пятый раз.

Алекс не скрывает, что его главная цель — наконец-то выиграть Vendée Globe: «Вообще-то хотел бы надеяться, что фаворитом номер один — и в итоге победителем — буду я».

Алекс — реальный претендент на победу: в Vendée Globe 2012/13 он занял третье место, а в гонке 2016/17 пришел вторым с результатом 74 дня, 19 часов, 35 минут и 15 секунд, уступив лишь французу Армелю ле Кле.

Алекс тогда долго шел первым и потерял лидерство на подступах к мысу Доброй Надежды, когда яхта британца столкнулась с неким плавающим объектом и лишилась правого фойла.

В подготовительной трансатлантической регате Route du Rhum — Destination Guadeloupe 2018 Томсон, несмотря на то, что по факту пришел первым, был оштрафован судьями на 24 часа за использование двигателя для снятия яхты с мели (на которую он попал, проспав будильник), и официально стал лишь третьим.

Томсон может поставить новый рекорд Vendée Globe: «Моя команда и я исходим из того, что для победы понадобится пройти вокруг света за 67 дней», — говорит в одном из интервью британец.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_15_11_20_8_29_56.jpeg)

Жереми Бейу

44 года, Франция
Жереми Бейу своей победой в квалификационной гонке Vendée-Arctic-les Sables d’Olonne 2020 подтвердил статус одного из главных фаворитов Vendée Globe.

Жереми далеко не новичок — он принимает участие в Vendée Globe уже в четвертый раз, причем в регате 2016/17 он занял третье место. Отдельное внимание приковано к лодке Жереми Charal, которую он спустил на воду в 2018 году.

Charal (названная так в честь спонсора — бретонской мясной компании. Отсюда и прозвище Жереми — «мясник») — действительно очень красивая и быстрая яхта с совершенно новыми для класса Open 60 обводами (как подводной, так и надводной частей) и с самыми большими (на момент спуска) подводными крыльями в классе.

Новая лодка не спасла Жереми от провала на Route du Rhum 2018: после поломки рулевого управления он вернулся обратно на старт, отремонтировался, вышел в море и… повторно сошел с дистанции — уже из-за отказа системы водоснабжения.

Впрочем, победа в Vendée-Arctic-les Sables d’Olonne показывает, что Жереми исправил все технические недочеты, поработал над ошибками и готов побороться за самые высокие места.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_15_11_20_8_30_02.jpeg)

Саманта Дэвис

46 лет, Великобритания
Яхтсменка-легенда: стала четвертой на Vendée Globe 2008/09, была капитаном женской команды SCA в кругосветной парусной регате Volvo Ocean Race 2014/15, номинировалась на звание Яхтсменки года-2015.

Стала четвертой в квалификационной гонке Vendée-Arctic-les Sables d’Olonne 2020, причем на относительно старой десятилетней лодке, а значит у Саманты также есть шансы оказаться на пьедестале Vendée Globe. Ну или, по крайней мере, стать первой среди девушек-участниц.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_15_11_20_8_30_09.jpeg)

Тома Руйан

39 лет, Франция
Тома шел к Vendée Globe постепенно: сначала стал лучшим в оффшорных гонках на небольших лодках, а потом добился успеха на 40-футовиках.

На Vendée Globe 2016/17 Руйан доказал, что и здесь он скоро будет готов поджимать лидеров. Он пошел в гонку на старой лодке, которая, не выдержав нагрузок, буквально начала разваливаться на части. Тома, показав характер, спас себя и яхту, «на зубах» добравшись до Новой Зеландии.

Эта история привлекла большое внимание публики и позволила ему найти спонсоров и построить новую лодку — LinkedOut. На ней Тома пришел третьим на Vendée-Arctic-les Sables d’Olonne и еще раз подтвердил свой уровень. На Vendée Globe 2020 он постарается потеснить признанных лидеров регаты и доказать, что уже готов добиваться самых высоких результатов.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_15_11_20_8_30_16.jpeg)

Шарли Дален

36 лет, Франция
Шарли пришел из гонок Solitaire du Figaro, где он был одним из лидеров. Для него Vendée Globe 2020 станет дебютной, но шансы на успех есть — Шарли уже неплохо зарекомендовал себя на яхтах класса IMOCA, став вторым на Vendée-Arctic-les Sables d’Olonne и уступив только суперопытному Жереми Бейу.

Источник (https://silavetra.com/)
Защита SMF от спама от CleanTalk